Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Миасс — Россия Июнь 2022

Александровская сопка одно из излюбленных мест походов выходного дня. А все потому, что просто добраться, подъем несложный (видимо, это утверждение верно в сравнении с другими горами Златоуста), а поднявшись на вершину можно встать одной ногой в Азии, а другой в Европе, т. к. по хребту Урал-Тау, к которому относится сопка, проходит водораздел, а значит и граница двух частей света — Европы и Азии.

Моя попытка номер пять

Вот и мне хотелось встать на вершине одной ногой в Европе, а другой в Азии. Казалось бы, каких-то 250 километров на машине из Каменска до сопки, а все никак до нее добраться не получается…

Впервые Александровская сопка появилась в нашем маршруте в 2017 году, когда мы решили во время отпуска покататься по горам и озерам Челябинской области (уже писала здесь, как это было). Т. к. у подножия сопки проходит тракт, соединяющий города Миасс и Златоуст, то мы планировали, поехав на Таганай на смотровую площадку к Черной скале, по пути завернуть и, оставив машину, подняться на сопку… но проскочили поворот, т. к. он незаметный. Второй раз собрались только прошлым летом с друзьями, но всё сорвалось… Третья попытка была включить эту природную достопримечательность во время посещения Двуглавой сопки Таганая осенью прошлого года. Но, уже на этапе планирования от этой идеи отказалась, т. к. были очень сильно ограничены во времени, да и похода на Двуглавую сопку нам было более чем достаточно. И, наконец, в мае этого года была предпринята четвертая попытка — куплена экскурсия у местной турфирмы, которая включала подъем на Александровскую сопку и отдых на озере Тургояк. Казалось бы железный вариант! Собрались вместе с мамой. Оплатили, собрали рюкзачки, утром перед выходом списались, что встречаемся на месте… И в назначенное время я пришла на место сбора, автобус приехал, а мамы так и не было… Телефон отвечал, что абонент временно недоступен. Что могло произойти ранним утром по дороге? Ждали и звонили в течении 15 минут. Все безрезультатно. Я терялась в догадках, а воображение рисовало ужасные картины. Естественно я никуда не поехала, а побежала, как олимпийский спринтер, домой к маме. И застала ее живой и здоровой, но без кошелька с деньгами и всеми картами и без телефона. Такой вариант мое воображение не рисовало, т. к. моя мама — человек организованный, у нее все «как в аптеке» и она в своей жизни никогда ничего не теряла… Но, как говорится, и «на старуху бывает проруха».

Вот, кажется, сама судьба тебя испытывает и посылает сигналы… Но я так легко не сдаюсь! И мы предприняли (в моем случае) пятую попытку (в мамином вторую) добраться до Александровской сопки. Купили экскурсию у той же фирмы, с которой собирались ехать, но в виду приключившейся истории не поехали. В назначенное время встретились на остановке, к которой должен был подъехать и забрать автобус. На этот раз желающих поехать оказалось гораздо больше. Попутчиков сразу можно было идентифицировать среди других потенциальных пассажиров общественного транспорта по рюкзачкам за плечами и спортивной одежде. Народ стоял, а вот автобуса не было… И только через минут 20–30 ожидания на остановке он подошел. Всё можно выдохнуть! Кажется, с пятой попытки я все-таки попаду на Александровскую сопку.

Моя попытка номер пять

А почему сопка носит название Александровская? Давайте разбираться.

Свое название гора получала после 1837 года. До этого времени она называлась Урал. Дело в том, что 9 июня 1837 года на Александровскую сопку поднимался сам цесаревич Александр Николаевич — будущий царь-освободитель Александр II. В память о подъеме Александр даже оставил на горе надпись. Вместе, как утверждают интернет-источники и экскурсовод, с ним на горе побывал и В. А. Жуковский — наставник цесаревича и известный поэт. Но что-то я сильно сомневаюсь, что Жуковский, которому на тот момент исполнилось 54 года, был в такой хорошей физической форме, что оказался среди тех, кто вскарабкался на вершину сопки.

Моя попытка номер пять

Вот как это событие описывает Павел Ефимович Ахматов, помощник Павла Петровича Аносова, горного начальника Златоустовских казенных заводов: «Проезжая мимо сопки Урала, его высочеству вздумалось побывать на ней. Вздумано и сделано! Он тотчас приказал одному из нас следовать вперед и со всею свитою поворотил за провожатыми в лес, где нет ни дороги, ни тропинки. Пока было можно, версты четыре мы следовали на лошадях; но потом от беспрерывно увеличивающихся препятствий, от громадных камней и крутизны, сошли с лошадей и с большим затруднением взбирались на самую вершину сопки. Чем далее, тем более затруднений и усталых, так что из всей нашей кавалькады, которою его высочество несколько раз любовался, осталось немного… Таким образом, продолжая далее, первые очутились на самой вершине Паткуль, Адлерберг и один из наших горных инженеров. Приблизившись к ней вместе с великим князем, мы общими усилиями способствовали его высочеству перебраться через несколько затруднительных скал и, наконец, он на высоте, где по одну руку Европа, а по другую Азия, и мы все прокричали ему „ура“».

В честь этого посещения гора и обрела свое название.

А вот Жуковский, скорее всего, остался стоять возле подножия горы и рисовать ее. Этой догадке есть документальное подтверждение — карандашные зарисовки и записи из поездки 1837 года.

Пока разбирались с названием — уже доехали. Вот и она, Александровская сопка. Видна уже с трассы в лобовое окно автобуса. Высота — 843 метра. Автобус паркуется на широкой обочине, а недалеко уже припаркованы автомобили туристов, и вперёёёд, за цыганской звездой кочевой… О чём это я?))) Короче, вперёд и вверх, по нахоженной тропе — повторять «подвиг» цесаревича.

Подъём, в принципе, не очень сложный, за исключением некоторых участков, на которых приходится демонстрировать чудеса ловкости и растяжки. Протяженность маршрута примерно 4 км.

Изначально подъем пологий проходит мимо полян купавок.

Первый объект, что попадается, идущему вверх туристу — стела «Европа-Азия».

Моя попытка номер пять

Слыша слово сопка — воображение рисует картину небольшого пологого холма, по которому можно совершить легкую необременительную прогулку. Но это, как вы, наверное, уже догадались по описанию подъема цесаревича, не совсем так…

Почти до средины горы ведет тропинка меж скал и валунов, а затем взбираться приходится по кручам. Наш экскурсовод утверждала, что подъем легче, чем на Зюраткуль. Но по моим ощущениям, подъем на эту сопку в сравнении с Зюраткулем технически труден и местами крут.

Моя попытка номер пять

Гора имеет форму скалистого гребня, вытянутого примерно по меридиану. Вершина из причудливых скал, на склонах — курумы и мшистый ельник.

Она сложена сланцами и кварцитами, которые блестят на солнце.

Моя попытка номер пять

Склоны горы почти доверху покрыты темнохвойным лесом. Курумы (каменные осыпи) состоят из больших кварцевых глыб, покрытых мхом и лишайниками. Растительность типичная для восточных склонов Урала: сосна, пихта, берёза и рябина.

Многие из нашей группы не дошли даже до плато, не говоря уже про вершину. Дорогой шутили, что цесаревича на вершину внес целый полк солдат.

Моя попытка номер пять

А вот, кстати, и оно — плато.

Здесь можно отдохнуть, устроить пикник, сфотографироваться. Народу в выходной день много. Немного отдохнули, идем дальше на вершину. Правда, на вершину из группы пошло от силы человек 10, а дошли единицы.

Я поднялась второй сразу за экскурсоводом и смотрела только под ноги. А когда дошла, то просто потеряла дар речи.

Моя попытка номер пять

Причем не столько от красоты, сколько от высоты и очень маленьких размеров площадки. Прилипившись спиной к скале, я рассматривала прекрасный вид на город Златоуст и горные хребты.

Но чем дольше я стояла, тем больше нарастала паника. На вопрос экскурсовода: «Ну как? Красиво?» Ответила утвердительно, добавив, что можно уже вызывать МЧС, чтобы снимать меня с сопки, т. к. руки от стресса вспотели, в ногах появилась дрожь, а память подкинула кадры из фильма «Двенадцать стульев», в которых отец Федор сидит обросший и одичавший на скале… Вот только колбасы у меня с собой не было…

Но все же… глаза боятся, а руки делают ноги идут. Хлопковые перчатки спасли жизнь положение, т. к. в них удобнее держаться за выступы каменных валунов и вспотевшие от страха руки не скользят.

На самой вершине сопки хорошо видна табличка, сделанная в память о пребывании на ней цесаревича Александра.

Моя попытка номер пять

Но я ее на самом деле не заметила ни при подъеме, ни при спуске. Это фотография мамы. Она почти дошла до вершины, но на самый верх забраться не рискнула.

За свою историю существования Александровская сопка обросла многочисленными легендами, большинство которых относится к посещению её цесаревичем Александром. О сопке писали в своих произведениях журналисты и литераторы, путешественники и учёные.

Вот как описал вершину русский писатель, переводчик, географ и этнограф Михаил Антонович Круковский «Вершина сопки состоит из отдельных, в ужаснейшем беспорядке разбросанных, угловатых скал; кое-где виден сильно выветренный, гранитный массив горы, а ниже — бесконечные валуны, скатившиеся сверху».

Моя попытка номер пять

На Александровской сопке более века назад побывали два известных фотографа — В. Л. Метенков и С. М. Прокудин-Горский.

В разное время проезжали мимо и любовались горой и две другие царские особы — Александр I (1825 г.) и Николай II (1904 г.).

Знаменитый английский геолог и Президент Королевского географического общества Родерик Импи Мурчисон в июле 1841 года, в сопровождении горного инженера Н. И. Кокшарова, сделал подробное геологическое описание Уральской сопки и посетил её вершину.

Моя попытка номер пять

Здесь побывали: писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк, английский путешественник Т. Аткинсон, уральский журналист и краевед В. А. Весновский, Владимир Клер, а также ученые геологи из разных стран летом 1897 года в рамках VII сессия Международного геологического конгресса.

На спуске с вершины к плато открывается красивый вид на Национальный парк Таганай.

Моя попытка номер пять

Вот так закрыла очередной гештальт. Как в песне группы Виагра «О, как намаялась я с тобой моя попытка номер пять…»

Двигаемся дальше… в сторону озера Тургояк. Озеро Тургояк — лучшая жемчужина из озерного ожерелья Челябинской области. Его называют младшим братом Байкала за его удивительно вкусную и прозрачную воду. Заповедные горные хребты, окружающие озеро, свежий воздух соснового бора и уникальная природа Урала западают в душу, и сюда хочется вернуться. Вот и я спустя пять лет это сделала, но уже на другой пляж — Золотой.

Моя попытка номер пять

К тому же в этом месте бонусом идет еще одно озеро — Инышко, т. к. пляж расположен на перешейке двух озёр, Тургояк и Инышко. Своё название курорт унаследовал от базы отдыха, расположенной на одном из немногих песчаных пляжей на озере Тургояк. Чистейшее озеро, золотой песок и свежий воздух соснового бора многие годы привлекают гостей со всей России. Из базы отдыха «Золотой пляж» превратился в современный курорт, на территории которого располагается отель «Золотой пляж», апарт-отель «Тургояк-сити», несколько ресторанов и организаций активного отдыха.

Здесь можно найти развлечения на любой вкус: прогулки на парусных яхтах, поездки в горы на квадроциклах, экскурсии на археологически уникальный остров Веры, занятия спортом: большой теннис, волейбол, велосипедные прогулки и веревочный экстрим-парк.

Наша же группа приехала со своим самоваром сапбордом. Я бы с радостью покаталась, но оказывается, надо было заранее записываться. Не судьба…

Идем гулять по территории в сторону озера Инышко.

Моя попытка номер пять

От Тургояка его отделяет небольшая полоска суши шириной менее 200 метров. Озеро расположено примерно на 20 метров выше уровня Тургояка.

По легендам здесь спрятан один из пугачевских кладов. Якобы во время Крестьянской войны местные купцы решили откупиться от Емельяна Пугачева и прислали ему 2 бочонка золота. Однако Пугачев не принял подношение и приказал сбросить сокровища в озеро. Распространению слухов о кладе способствует и наличие у Инышка двойного дна: нижнее из ила и песка и верхнее — из торфа. По приведенной выше легенде бочонки с золотом из-за своей тяжести пробили верхний слой дна и надежно спрятались где-то под торфом.

Моя попытка номер пять

На горе за озером есть неплохая смотровая площадка, откуда открывается живописный вид сразу на оба водоема. Вот на нее я сразу и отправилась. Прошли по тропинке вдоль берега озера Инышко.

А дальше надо было идти, а затем, если верить мапс ми подниматься в гору. Но в этот момент мама отказалась, сказав, что на сегодняшний день ей и этой горы хватит. Поэтому разворачиваемся и идем обратно гулять вдоль живописного берега озера Тургояк.

Моя попытка номер пять

Природа по уникальности не уступает озеру: с одной стороны к Тургояку примыкает национальный парк «Таганай», с другой — Ильменский государственный заповедник.

Моя попытка номер пять

Ценность представляет не только само озеро, но и окружающие ландшафты: живописные горные склоны, покрытые огромными столетними мачтовыми соснами, чистейшие родники, уникальная флора и фауна — все это образует единственный в своем роде природный комплекс, который притягивает туристов со всего мира.

Стоит отметить и историческую ценность Тургояка: многочисленные поселения древнего человека, мегалиты и дольмены на острове Веры, возраст которых превышает 5000 лет. Недаром Тургояк называют «жемчужиной Южного Урала!

Моя попытка номер пять

Благодаря своей красоте и уникальной энергетике, Тургояк притягивает людей и важные исторические события: от предметов культа и мегалитов каменного века, найденных на острове Веры, до построек старообрядческого скита в 19 веке. И сегодня Тургояк не перестаёт привлекать удивительных людей: это одно из немногих мест, способных своей красотой хотя бы ненадолго удержать великого путешественника Фёдора Конюхова — им была освещена часовня на территории курорта, под его именем организован Детский клуб и Школа Путешественников. А имя одному из Корпусов дал народный артист России, Олег Митяев.

Прогуливаясь по эко-тропе в сосновом бору или по каменной набережной озера, чувствуешь себя частью величественной природы Южного Урала.

Здесь красивый песочный пляж, но вода в озере даже летом остается относительно прохладной (15–20 градусов). Что уж говорить про начало июня. Купающиеся отсутствовали напрочь. Зато загорающих и прогуливающихся по территории было в избытке.

Моя попытка номер пять

В том числе и молодоженов и их гостей. Тургояк — излюбленное место не только для фотосессий, но и выездных регистраций.

Глядя, на пейзаж с яхтами, мама вздохнула и изрекла, что Тургояк замечательная альтернатива Турции.

Моя попытка номер пять

Я уже знала, какие здесь цены, т. к. промониторила их в прошлом году, когда мы собирались с друзьями здесь отдохнуть… Ее же иллюзиям еще предстояло разбиться о реальность.

Если, посчитать, то, скорее всего, отдых в Турции выйдет дешевле, чем на озере Тургояк. А сервис… как обычно, одним словом российский…

В нашу экскурсию обед включен не был. Предполагалось, что туристы найдут самостоятельно, где, как и чем перекусить. Кафешек на пляже множество. Мы остановились возле фудтрака, рядом с которым не было нормальных столов, и вид на озеро был так себе. Но в моей голове крепко сидит мысль, что уличная еда — это, как правило, дешево, а еще сытно и иногда даже вкусно. Каково же было мое удивление, когда я увидела цены. Но все-таки нам лень было идти в обратную сторону в поисках пропитания, и мы сделал свой выбор: 2 стакана морса по 400 мл., каждый стоимостью в 300 р., какая-то вегетарианская шаурма за 400 р. и бургер за 500. С собой была только наличка, т. к. кошелек я оставила в рюкзаке в автобусе, а мама, помня прошлый инцидент, не брала совсем. И вот в киоске нам отвечают, что сдачи с 2000 у них нет, переводы они не принимают, работает только безналичный расчет. Мы такому сервису и ценам неприятно удивились, но делать было нечего, пришлось искать другой вариант. И нашли за эти же деньги вариант с нормальной едой. А так же приятным обслуживанием, нормальными удобными столами, видом на озеро и на… свадебные регистрации. Пока смотрели на церемонию, уже и заказ принесли: окрошку, солянку, картофель фри и хотели взять морс, но его не было. Из прохладительных напитков было только пиво, которое стоило еще и дешевле морса — 240 рублей за бутылку. Вот как-то так… Алкоголь употреблять не хотели, но пришлось… Потягивая, пиво, с любопытством разглядывали свадебные парочки. Пришли к следующему выводу, что на «Золотом пляже» выездные свадебные регистрации мегапопулярны — это просто конвейер. Примерно прикинули, во сколько нам обошлась эта экскурсия. Пришли к не утешительному выводу — это самая дорогая экскурсия, даже если не считать потерянных денег, кошелька и телефона. Короче, золотая экскурсия на «Золотой пляж». Но, честно говоря, я ни о чем в тот момент (да и сейчас тоже) не жалела, потягивая пиво, наслаждалась вкусной едой, чудесным днем, общением с мамой и красивым видом на озеро.

Цикл материалов "Южный Урал"

1. Озеро Большой Куяш и храм Илии Пророка в селе Огневское
  2. Старинное село и храм на берегу красивого озера Большой Сунгуль
  3. Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей
  4. «По дороге с облаками…». Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 1.
  5. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 2.
  6. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.
  7. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 4
  8. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 5
  9. Холодное сердце или поездка в национальный парк Зюраткуль в марте
  10. Вперед к Большой каменной реке
  11. Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку
  12. Увидеть ледяной фонтан, испить из кипящего ключа и пообщаться с лосями и маралами
  13. Моя попытка номер пять
  14. На вершину "вздыбленной в небо горы"