Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 10:41

Златоуст — Россия Август 2021

«Таганай» — самый популярный среди туристов национальный парк Южного Урала. Он широко славится своими красотами благодаря живописным горным хребтам.

Здесь раздолье для туристов. Тут можно полюбоваться высокими горными хребтами и причудливыми каменными останцами, россыпями курумов и удивительной каменной рекой, вытянувшейся на несколько километров, реликтовыми лесами, подгольцовыми редколесьями и горными тундрами. Есть тут и старинные минеральные копи.

Национальный парк «Таганай» создан 5 марта 1991 года. Он стал первым на Урале. Парк занимает северную часть территории Златоустовского городского округа и незначительную часть Кусинского района Челябинской области. Его площадь 56,8 тыс. га. Более 10 памятников природы, более 900 видов растений, более 190 видов птиц и 40 видов млекопитающих.

Природные красоты и достопримечательности заповедника привлекают путешественников и зимой, и летом. Ежегодно парк Таганай посещает более 80 тысяч туристов. Пешеходные тропы увлекают гостей к живописным горным вершинам, копям, скрывающим редкие минералы.

Последние пару лет у меня было желание туда поехать. Поэтому, когда представилась возможность поехать в Таганай с экскурсией до Каменной реки, я ее не упустила. К тому же, эта экскурсия не стоила ни копейки, т. к. была корпоративной, в рамках Дня строителя, и все расходы взяло на себя предприятие.

Знакомство с Таганаем логично начинать с Черной скалы. Расстояние от информационного центра парка Таганай до Чёрной скалы составляет 7 км. Если проехать по дороге на Магнитку дальше входа в национальный парк, то можно попасть на Черную скалу.

Маршрут до Чёрной Скалы — это вариант для людей любого возраста. Длина его составляет всего 1,5 км. Вдоль тропинки установлены лавочки и информационные стенды.

Установлена лавочка даже на самой вершине. Можно сидеть на ней и наслаждаться видом.

Здесь возвышаются скальные останцы, от которых открывается прекрасная панорама на горный хребет Большой Таганай. Высота 853 метра, относится к Назминскому хребту.

На вершине — скалистый гребень, вытянутый более чем на 200 м в направлении с юга на север. Восточный склон круто обрывается вниз и труднодоступен.

Вперед к Большой каменной реке

Скала сложена слюдистыми сланцами и черными амфиболитами. Именно за цвет пород она и получила такое название.

Отсюда туристам открывается панорама всего западного склона Большого Таганая (конечно, если повезет с погодой). Во многих путеводителях сказано, что именно с Чёрной скалы видно всё самое интересное на хребте Большой Таганай.

В районе Чёрной Скалы оборудованы две смотровые площадки.

С первой площадки хороша видна вся горная гряда.

Тут же, в качестве подсказки, находится фотопанорама, на которой отмечены все вершины комплекса.

Самой высокой точкой хребта Большой Таганай является гора Круглица — высота 1178 м. Название гора получила за свою округлую форму. Такое имя горе дали рабочие Златоустовского завода, если я не ошибаюсь.

Со второй смотровой площадки открывается вид на Чёрную Скалу. Честно скажем, что рассмотреть гору сложно из-за деревьев.

Вперед к Большой каменной реке

На территории парка в первозданном виде сохранились островки южноуральских экосистем — горные луга, тундры, вековые еловые леса, рощи реликтовых деревьев, есть несколько ботанических эндемиков. 19 гектаров занимают болотистые низины с сочным разнотравьем; растет клюква, черника; водятся змеи. В горных лесах обитают лоси, бурые медведи, волки, горностаи. Всего в Таганае насчитывается 56 видов млекопитающих.

Со всем разнообразием флоры и фауны Таганая можно познакомиться здесь же, изучив многочисленные информационные стенды.

На территории парка протекает множество горных рек. Кроме обычных рек, там есть россыпи из камней, которые, как застывшие водные потоки, спускаются с вершин склонов. Вот к такой реке мы и отправились дальше.

Если не считать тропы к смотровой площадке «Черная скала», то в национальном парке Таганай доступны пара однодневных маршрутов: к Каменной реке и к Двуглавой сопке. Наша группа пошла по первому, т. к.он более легкий, а в группе были дети и люди в возрасте.

Вперед к Большой каменной реке

Знакомство с заповедником Таганай начинается с Центральной усадьбы. Отсюда ведется отсчет расстояний до природных достопримечательностей и туристических баз. В комплексе находится автопарковка, для туристов действует информационный визит-центр.

Движемся 1,7 км до разделения тропы на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя тропа, она же Пыхтун, приведет вас к подножию Двуглавой Сопки, а Нижняя тропа, она же Старая Киалимская дорога.

Вперед к Большой каменной реке

Это тропа с грунтово-каменистым покрытием. Спуски и подъемы у тропы небольшие.

Лес вокруг становиться более живописным.

Вперед к Большой каменной реке

По краям тропы появляются цветы…

запах самого леса сложно передать словами… его надо вдыхать!

Вперед к Большой каменной реке

Вдоль дороги попадаются огромные муравейники — целые муравьиные мегаполисы — показатель экологической чистоты парка.

После указателя, через 1,6 км, дорогу нам преградила река Большая Тесьма, через которую перекинут железный мостик.

Вперед к Большой каменной реке

Можно преодолеть реку по нему, но многие из нашей группы сделали это вброд.

А далее дорога доведет до Большой каменной реки. В пологой своей части, тянущейся вдоль Большой Каменной Реки, она устлана камнями и местами подтоплена горными ручьями. Идти можно, но постоянно глядя под ноги, чтобы не запнуться о какой-нибудь торчащий булыжник. Иногда попадаются заболоченные участки, но они преодолеваются также легко, особенно в сухую погоду. А во время нашего визита была именно такая. Вообще лучшее время для походов по Таганаю — июль и август, когда температура воздуха достигает комфортных +18…+20 °С.

Немного не доходя до каменной реки, дорогу пересекает один из ее притоков.

Вперед к Большой каменной реке

Каменная река — это каменный поток длинной 6 км. Средняя ширина реки 100–200 метров, но местами она достигает 500, а общая площадь около 90 га. Каменные глыбы весом в 9 тонн залегают в 3–4 слоя на глубину до 6 метров. По некоторым оценкам, только на поверхности тут лежит более 2,5 миллионов каменных глыб объёмом 1–2 куб. м каждая, а всего их может насчитываться до 8–9 миллионов. В отличие от курумников на склонах, уклон поверхности тут всего лишь 2,5 градуса.

Вперед к Большой каменной реке

Эти камни и вправду напоминают застывший бурный поток окаменевшей реки. Среди валунов нет растительности, их расцвечивают только пятна бурых лишайников и мха.

Эта река — крупнейшее в мире месторождение авантюрина.

Вперед к Большой каменной реке

На Таганае в прошлом действовало несколько рудников и минеральных копей. Самый знаменитый минерал Таганая — авантюрин. Это разновидность кварцитов, являющаяся ценным поделочным камнем. Многоцветная горная порода с вкраплениями кристаллов кварца и блестками слюды. Включения различных металлов и минералов придают авантюрину желтые, красные, синие, зеленые оттенки. Таганайский авантюрин даже получил свое название — таганаит. В Эрмитаже можно увидеть вазу, сделанную из таганайского авантюрина. Её размеры впечатляют: диаметр 246 см, высота 146 см, вес более 4 тонн.

Если прислушаться, то слышно, как под каменными глыбами журчат горные ручьи.

Вперед к Большой каменной реке

Интересна история возникновения этих каменных россыпей. Ледника здесь не было, но во время древнего оледенения резкое похолодание вызвало растрескивание камней и они под действием силы тяжести «стекли» вниз. Так образовался шлейф каменных рек.

Каменный поток начинает свой бег со склонов гор, сначала в виде небольших ручейков-курумников, которые сливаются воедино и устремляются единым потоком на юго-запад.

Стоит попробовать доскакать до середины реки, но только вот всё, что может выпасть из карманов, лучше убрать в рюкзак, в том числе и мобильный телефон. Т. к. если упадет между камней, то найти и достать вряд ли получится.

Вперед к Большой каменной реке

Каменные валуны, из которых состоит это чудо природы, неустойчивы и имеют острые края. В дождливую погоду они становятся к тому же еще и скользкими. Поэтому еще один совет, передвигаться по ним в удобной нескользящей обуви и только физически подготовленным туристам, так как переломать ноги там очень просто.

Невероятно трудно передать атмосферу каменной реки словами. Будучи частью чего-то большого и древнего, она таит в себе невероятное спокойствие и мудрость тысячелетий. Эта первозданная энергия, отражаясь в звенящей тишине, проникает в человека, даруя душевный покой и ясность мысли. Особенно это ощущаешь, находясь в центре замершего течения.

Вперед к Большой каменной реке

Любопытно, что мощную энергетику чувствуют практически все туристы. В парке происходит много необычных и труднообъяснимых для обычного человека явлений, отчего парк обрастает множеством разных легенд. К примеру, в северо-восточной части Откликного гребня проходит крупный тектонический разлом. Благодаря этому в ночное время у его подножья некоторым туристам удавалось увидеть молниеподобные всполохи в небе, а в дневное время тромбовидные завихрения облаков. Они появляются благодаря появлению повышенной напряженности электрического поля во время движения тектонических слоев.

Аналогичным образом объясняется и появление маленьких электрических шаров у подножья хребта Ицил и световых столбов на Дальнем Таганае. Инертные газы, выходящие на поверхность и пород, и имеющие легкое одурманивающее действие на человека при длительном воздействии, провоцируют появление легенд о снежном человеке и «Таганайской бабке», обитающих в дальних уголках парка…

Про мощную энергетику парка — чистая правда! А вот остальное, скорее всего, просто очередные туристические байки…

Самый большой плюс этого маршрута — виды, открывающееся от Каменной реки на некоторые вершины национального парка. От стоянки «Весёлый ключ» — место, где разрешена установка палаток и разведение костров, открывается вид на бархатистые склоны Двуглавой Сопки.

Вперед к Большой каменной реке

Ну и легкость, конечно же. Для меня маршрут оказался простым и доступным. Хотя, некоторым людям из группы так не показалось. Но, если вы привыкли ходить пешком и почти ежедневно проходите норму в 10 000 шагов, то осилите его без труда.

Неспешное путешествие до Большой Каменной реки и обратно с пикником и фотографированием занимает 4–5 часов. Длина маршрута — 10 км.

P. S. На территории парка Таганай заведения общепита отсутствуют. Съестные припасы туристы несут в рюкзаках. Но рядом с Центральной усадьбой есть кафе «Термосок», но плотно пообедать там вряд ли получится. Когда мы вернулись, то в кафе кроме чая и кофе уже ничего не осталось. Хорошо, что вся провизия была с собой. А вот, если едите автобусом или машиной из Каменска или Екатеринбурга, то есть смысл остановиться в трактире «Матрешка» не доезжая до Касли. Здесь можно вкусно и недорого перекусить, к тому же в уютной атмосфере.

Цикл материалов "Южный Урал"

1. Озеро Большой Куяш и храм Илии Пророка в селе Огневское
  2. Старинное село и храм на берегу красивого озера Большой Сунгуль
  3. Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей
  4. «По дороге с облаками…». Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 1.
  5. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 2.
  6. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.
  7. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 4
  8. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 5
  9. Холодное сердце или поездка в национальный парк Зюраткуль в марте
  10. Вперед к Большой каменной реке
  11. Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку
  12. Увидеть ледяной фонтан, испить из кипящего ключа и пообщаться с лосями и маралами
  13. Моя попытка номер пять
  14. На вершину "вздыбленной в небо горы"