Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Вишневогорск — Россия Июль 2023

Праздник семьи, любви и верности отмечать в кругу семьи и с родными — это правильно и здорово. А если еще взять своих родных и объединить их с коллегами и их родными и поехать на природу, то это здорово в сотой степени. Ведь большой коллектив коллег — это та же семья. Именно так и поступила моя мама. И место для этого праздника было выбрано не случайное — Аракуль.

Аракульский Шихан и расположенное рядом озеро Аракуль — одно из красивых и запоминающихся мест на Среднем Урале. Шихан невысок, но живописен. С вершины открываются чарующие виды на окрестные озера, в первую очередь на озеро Аракуль. А единственный остров озера (размерами 125 на 17 м) прозвали островом Любви.

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

И как любое красивое место, оно овеяно легендами.

Итак, легенда о любовном треугольнике…

По одной из версий название озера в переводе означает «слеза-озеро». О том, как озеро получило такое название, есть красивая, но печальная легенда:

Давным-давно, на берегу озера жил охотник со своим сыном. А на другой стороне обитал злой дух. Ночами бродил по ельникам, по седым уральским кряжам и нес с собой смерть да несчастье

Однажды пришли к озеру люди, старика-охотника да сына за нелюдимость дикарями прозвали. Была среди них и девушка черноокая. Любила она по ночному озеру на лодке кататься. Сядет в лодочку, ударит веслом воду хрустальную, и плывет по лунной дорожке… Только не знала, что следят за ней с разных берегов. Со стороны, с гряды каменной глаза молодого дикаря к дорожке лунной прикованы, а с другого- зеленой злобой глаза духа блестят. Долго продолжалось так, но однажды повернула лодочка к гряде каменной, выпрыгнула из нее девушка, позвала охотника, да… только к утру домой и вернулась….

Пришел как-то под вечер Дух к парню, да и говорит:

— Брось девку! Иначе быть тебе камнем!

— Опоздал, зеленый, куда же мне без нее, да вот и она сама!

Только сказать успел — в камень и превратился… Выбежала девушка наверх да и поняла все сразу… Припала к камню-валуну, заплакала… Долго она так плакала, слезы в сером камне ямки выбили и, стекая ручейками, озеро намного больше сделали.

Много дней и ночей смотрел на нее Дух — слезам радовался. Однажды захотел ее с собой утащить, только лапы протянул, когтями плеч девичьих коснулся, отвалился кусок гранита-камня от валуна, да и перешиб обе лапы злодею. Взвыл Дух! Проклял место то и девушку в камень превратил…

С тех самых пор и зовут то озеро Ара-Куль, что значит Слеза-озеро. Гряду называют Дикарь-камень, а самый крайний валун, чуть наклоненный, по имени девушки Шихан-камнем зовут. И вода в том озере чистая-чистая, все камушки на дне видно. А вот на самой середине озера всегда рябь стоит. Там по преданию злой дух утоплен. Выследил его старый Дикарь, да вместе с дуплом, обмотав ремнями, и утопил на середине Слезы — озера… Источник

Но на озере мы отдохнем в самом конце нашего маршрута. А он выглядел следующим образом: автобус доезжает до поселка Силач, оттуда мы идем вначале на самую высокую точку шихана — Чемберлен, затем на смотровую площадку, на малый шихан, а затем нас ждет отдых на озере Аракуль. Просторная поляна в лесу на берегу — красивое место и популярная локация для любителей палаточного отдыха, песен у костра и рыбалки. После от поляны идем до поселка Аракуль где нас забирает автобус.

Значительная часть участников этого мини-похода, к ужасу гида и организатора, оделась в шорты… А ведь предстояло не только преодолеть пару затяжных подъемов по дороге, но и карабкаться по скалам. Поэтому гид назвала их горнопляжниками и объявила конкурс разбитых коленок.

Сам подъём в гору по лесу в меру сложный для человека, который не занимается спортом. Но вначале это просто увеселительная прогулка по лесу. Народ и развлекался… Искал цветущий папоротник, т. к. прошедшая ночь было ночью Ивана Купалы,

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

фотографировал себя и цветочки, и себя на фоне цветочков…

Некоторые участники группы нашли грибы съедобные

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

и несъедобные, но красивые.

По дороге сделали пару остановок, чтобы передохнуть. Для подъёма на гору обязательно стоит захватить бутылку воды: забираться наверх нелегко, гарантированно захочется пить.

Аракульский шихан — живописный гранитный скальный массив Урала на севере Челябинской области и одна из главных природных достопримечательностей Урала, ее несомненное преимущество заключается в удобном расположении.

Скальный массив вытянулся с севера на юг почти на 2 км. Средняя высота скал — 60 м, максимальная ширина цепи от 40 до 50 м.

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

Высота горы над уровнем моря — 563 м, над уровнем озера — 262 м.

Тюркский топоним «шихан» означает гору со скалами на вершине. Гидроним «Аракуль» имеет башкирское происхождение и еще одно объяснение названия — это «промежуточное озеро» или «озеро между гор».

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

Другие названия для скального массива Аракульский Шихан — просто Шихан, Аракульские Шиханы, Аракульские утёсы, Дикий Камень.

Главный пик Аракульского Шихана — вершина Чемберлен (высота 80 м, по другим данным 50 м).

Перед подъемом мы сбросили рюкзаки у подножия горной гряды. Еще дома раздумывала брать ли зеркалку. Желание поснимать долго боролось со здравым смыслом. Победил здравый смысл. Мы с Сашей уже были в этих местах в 2017 году, но тогда я не забралась на вершину Чемберлен. Поэтому хорошо помню, чего мне стоило это «не забраться»! Кстати, тогда я была с зеркалкой…

И в этот раз у меня случился стопор возле той же самой березы… Большинство участников реально сдрефили, т. к. скалы скользкие отвесные и чтобы преодолеть подъем нужна нескользящая обувь, хлопковые перчатки и определенная сноровка. Короче, несколько человек, включая меня в моих кроссовках с лысой подошвой, отказалась лезть дальше наверх… И тут пришел наш герой Олег Валерьевич, который сказал что группа сюда возвращаться не будет, а будет спускаться другой БОЛЕЕ ПРОСТОЙ И ПОЛОГОЙ ДОРОГОЙ. И все пошли за ним наверх! Умеет человек мотивировать! В общем, дошли до вершины все.

Когда ты преодолел все подъёмы, скалы, торчащие камни и корни деревьев, с вершины Шихана тебе открывается нереальная красота. С вершины скалы в хорошую погоду видно около десятка озер. Но самый красивый вид открывается на расположенное у подножия горы озеро Аракуль. У подножья горы расстилается голубое озеро, вокруг лес. Смотришь вниз на лесной массив, и захватывает дух!

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

Всю эту красоту не передать словами и даже фотографиями, туда нужно обязательно съездить каждому и отвлечься от городской суеты, пробок, многоэтажек.

Здесь же находиться интересный камень в виде палатки. Деревья некоторые растут прямо из скалы. Только с самой вершины можно увидеть весь хребет Аракульского шихана.

Но наверху путешественнику следует быть очень осторожным, чтобы не сорваться, на скалах очень высоко. А этого в тот момент я боялась больше всего. Впрочем, не я одна.

После всех фотосессий и любования открывающимися видами гид нам выдала, что мы разворачиваемся и идем тем же маршрутом! Немного поистерили и пошли спускаться… Все равно деваться некуда, не сидеть же на скале, как отец Федор из «12 стульев»… И тут опять появился Олег Валерьевич, бывалый турист и человек, умеющий мотивировать, подстраховать, помочь… Короче, герой дня! Благодаря его помощи, мы все удачно спустились вниз. Хотя, в какой-то момент это показалось невозможным…

Дождавшись всех участников, берем рюкзаки и идем на смотровую площадку. Она расположена левее.

Если вы соберетесь на Аракульский шихан, то вот вам совет: одевайте хорошую нескользящую обувь, если нет сил и желания, а есть страх, обувь с лысой подошвой и слабая вестибюлярка, то ограничьтесь смотровой площадкой. Здесь виды открываются ни чуть не хуже, а подъем на скальную гряду в тысячу раз проще. Хотя, многие не делают и этого, предпочитая отдых и пикник на смотровой площадке.

Фото на смотовой площадке, а самая высокая точка Чемберлен сзади меня.

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

Отмечу сразу, что место это очень популярное. Сюда приезжают полюбоваться природой туристы со всех соседних областей. С окрестных туристических баз на Шихан ходят организованные группы в сопровождении проводников. Поэтому, если вы любите тишину и покой, это место в выходные дни не для вас. Лучше приехать сюда в будний день. Мы впервые были с Сашей в будний день в 2017 году, поэтому есть с чем сравнить…

Массивный скальный гребень виден издалека, из-за верхушек деревьев, и внешне похож на хребет огромного дракона, Великую Китайскую стену или неприступную крепость.

Величественный вид скальной стены Аракульского Шихана впечатлит кого угодно!

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

Многие люди, приезжающие на Аракульский Шихан, приписывают ему особую энергетику и считают Шихан особым местом силы.

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

Уральские горы — обязательный пункт программы в подготовке местных скалолазов. Трассы на Аракульском шихане популярны у спортсменов мирового уровня и активно осваиваются любителями из ближайших регионов и со всей России.

Стоит обратить внимание на кое-где встречающиеся в скалах углубления.

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

По одной из версий в этих каменных чашах наши далекие предки совершали обряды жертвоприношения и разводили ритуальные костры. Я согласна, чтоб меня принесли в жертву, только б больше не подниматься на вершину Чемберлена.

Кстати, со смотровой площадки она хорошо просматривается. Издали скалы, весьма напоминают огромные полуразвалившиеся каменные здания.

Ученые предполагают, что скальный массив уральских гор использовался нашими далекими предками в культовых целях.

На скалах обнаружены:

• стоянки древнего человека (предположительно эпохи Железного века и позднего средневековья), их возможное назначение — храмы и сторожевые посты.
  • углубления («каменные чаши») разных размеров со следами результатов длительного воздействия высоких температур и обработанные камни (и фрагменты каменных дисков с отверстиями и солярной символикой).
  • В восточном направлении найден менгир (отдельно стоящий вертикальный камень с поясом и насечками).
  • На скале среднего шихана сохранилась писаница эпохи неолита. Открытие сделали В. Н. Широков и Г. В. Шаройкин. Источник

Со смотровой площадки при хорошей погоде видно 11 озёр. Открывающиеся пейзажи поистине великолепны. Озеро Аракуль на фоне гор, окруженное со всех сторон лесом, сверкает, словно сапфир. За ним поднимаются Вишневые горы.

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

Наши современники дали названия самым оригинальным каменным глыбам, например, есть Курица, Каменная голова, Черепаха, Старуха, Ладонь… Скалы выглядят очень эффектно!

Ниже по склону расположена ещё одна скала — Малый Шихан. Людей на ней бывает меньше, большинство туристов проходит мимо. Хотя Малый Шихан уступает по высоте и масштабам Большому Шихану, здесь тоже интересно. Особенно впечатляет огромная каменная чаша. Тут можно хоть ванну принимать! Но мы решили сделать групповое фото.

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

И пошли до окна. Да, да, здесь есть окно, но оно тоже, как и чаша-ванна, каменное и из него открывается вид на Большой Шихан, где мы были совсем недавно.

А впереди следующий пункт — озеро Аракуль. Оно расположено ближе всего к горам, от скал до него идти около 1,5 — 2 часов по тропе. Заблудиться сложно — маршрут чрезвычайно популярный, и в выходные дни там многолюдно.

Дорога до следующего пункта нашего маршрута — озера Аракуль хоть и простая, но как оказалось скользкая. Вот здесь я расслабилась и поскользнулась. Но отделалась легким растяжением, а вот победитель конкурса ободранных коленок был выявлен здесь же и награжден спиртом и пластырем.

Озеро прохладное, окунуться в него приятно в жаркую погоду. Вот только поляна, где все отдыхают и самый комфортный заход в воду — очень популярное место. Народу в тот день, мягко говоря, было очень много. Для машин въезд платный, но, сколько стоит не скажу, т. к. мы пришли пешком. Стоит шлагбаум и охранник. На туалете, тоже красуется стоимость, но как сказал охранник «это девушка не для вас». Для кого уточнять я не стала… Честно говоря, ради отдыха на озере проделывать столь длинный путь не стоит. Есть в Челябинской области озера и с лучшим входом, и с водой почище. К этому выводу пришли все, кто пошел купаться: дно илистое, обилие водорослей, много народа на поляне. Но, в целом отдых и пикник после столь длительной и насыщенной прогулки удался на все 100! К тому же, организатор (моя мама) расстарался, подготовил много интересных конкурсов для детей и взрослых и призы. Так что определенно была возможность и порелаксировать, глядя на небо, и покупаться, и поесть и повеселиться.

Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане

Перед тем как уже начать собираться, увидели большую группу туристов. Впереди шел гид и что-то кричал толпе в рупор, а за ним шел народ… Спросили их откуда и сколько их. Получили ответ: два автобуса по 50 человек из Челябинска. Вот такой он суровый челябинский организованный туризм… А гид явно из потомков рода Сусанина. Вести за собой 100 человек, командуя ими в рупор и никого не потерять в лесу дорогой — это что-то за гранью моего понимания…

А мы, украсив засохшее дерево лентами, отправились в сторону поселка Аракуль, где нас возле одноименного загородного центра ждал автобус. Да, у озера есть базы отдыха, где можно комфортно устроиться в номере. Есть бани, рестораны и бары. По заполняемости не могу сказать насколько популярны, но если бы не было спроса, то вряд ли мы на своем пути в поселке встретили бы столько объявлений о сдаче жилья.

Ну, а мы веселые и отдохнувшие грузимся в автобус, проведя этот замечательный день и праздник в хорошем месте и в классной компании.

Цикл материалов "Южный Урал"

1. Озеро Большой Куяш и храм Илии Пророка в селе Огневское
  2. Старинное село и храм на берегу красивого озера Большой Сунгуль
  3. Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей
  4. «По дороге с облаками…». Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 1.
  5. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 2.
  6. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.
  7. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 4
  8. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 5
  9. Холодное сердце или поездка в национальный парк Зюраткуль в марте
  10. Вперед к Большой каменной реке
  11. Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку
  12. Увидеть ледяной фонтан, испить из кипящего ключа и пообщаться с лосями и маралами
  13. Моя попытка номер пять
  14. На вершину "вздыбленной в небо горы"