Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:27

Архангельск, Сочи — Россия Сентябрь 2022

Делая обзор своей осенней поездки на север нашей необъятной страны, я уже успела поделиться перипетиями сложной логистики в реалиях современности, но совсем позабыла показать начальные пункты своего передвижения, южные. Исправляюсь.

Из Краснодара в Адлер я приехала на Ласточке, которая преодолевает расстояние в 190 километров чуть больше, чем за пять часов.

Работы по изучению прибрежной Черноморской линии, по проектированию железной дороги были начаты еще в конце 19 века,

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

но к конкретным строительным работам приступили лишь 15 июня 1914 года — не совсем удачное время. Первая Мировая война, революция: с перерывами дорога все же строилась и для пассажирского движения в Адлере она была открыта в 1929-м году.

В конце 1930-х годов станция Адлер и вся Черноморская дорога перешли в состав Закавказской железной дороги. Это, старое здание жд вокзала, построенное в стиле классицизма в 1954-м году больше полувека исполняло свои функции,

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

но с увеличением пассажиропотока ему все труднее стало с этим справляться.

Поэтому в ноябре 2010 года рядом началось масштабное строительство нового вокзального комплекса, законченное в 2013-м.

Существующее здание вокзала отреставрировали с полным сохранением исторического облика.

Теперь жд вокзал Адлер — это один из крупных железнодорожных пассажирских терминалов в России и крупнейший по пассажиропотоку на Северо-Кавказской железной дороге.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Главный вестибюль вокзала, зал ожидания и распределительный зал для пассажиров, расположены на высоте 10 метров над путями, уж не помню — удобно ли это именно для пассажиров. Но однажды я столкнулась с одним минусом вокзала, когда ехала назад из Екатеринбурга. После ночного перелета моим единственным желанием было как можно быстрее сесть в пассажирский поезд и завалиться спать!

Приехав из аэропорта, я увидела, что ближайший поезд уходит через 15 минут. Дальше начался квест: чтобы попасть в кассы, расположенные на первом этаже, мне надо было подняться на эскалаторе наверх, пулей пронестись через весь зал, опуститься вниз, купить билет! Женщина в кассе, выписывая билет, с сомнением посмотрела на меня: успеете ли? Затем, как вы уже догадались проделать манипуляции в обратном порядке, да еще и вагон был где-то в конце! Но я успела, вагон был практически пуст и спалось отлично!

Года два назад был запущен электропоезд Ласточка, следующий из Краснодара прямо в аэропорт Сочи, очень удобно тем, кто улетает ночью.

В настоящее время международный аэропорт Сочи (Адлер) — это крупнейший узел местных и международных авиалиний в ЮФО России,

между прочим сейчас, он занимает почетное 5-е место по пассажиропотоку после трех основных московских аэропортов и петербургского Пулково.

Самый первый аэропорт в Сочи для обслуживания гражданской авиации был открыт в пойме реки Сочи в 1929-м году. После его закрытия территория была застроена жилыми кварталами.

Для защиты Черноморского побережья во Время Великой Отечественной войны аэродром в Адлере был построен в 1941-м году жителями города за 50 дней.

В 1956-м году построено новое здание аэровокзала, с 1981-го года начались регулярные рейсы за рубеж. Новое вскоре становится старым, так в 1989-м году возведено другое здание аэропорта, но и оно к 2009-му году было заменено на современное в стиле хай-тек.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Над озеленением территории перед входом в здание отлично потрудились ландшафтные дизайнеры.

В конце 2013 года завершены строительство новой посадочной галереи и 10 телетрапов Сочинский аэропорт, площадью 65 тысяч м2 — один из крупнейших в России. Особенностью взлетного поля является то, что из-за наличия естественных препятствий — горных массивов к северу и северо-востоку от аэродрома, посадка производится только со стороны моря.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

По этой же причине взлёт производится только в строго обратном направлении.

В 2015-м году Международным советом аэропортов аэропорт Сочи по уровню обслуживания наряду с Шереметьево и Пулково признаны лучшими в Европе.

Из удивительного: в декабре 2010-го года в Новой Зеландии была выпущена монета достоинством в 1 доллар с изображением здания аэропорта Сочи. Успели, сейчас бы это не прокатило!)))

Итак, перелетев море, горы степи

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

я наконец-то оказалась в очередном городе из своей мечты! Час езды на местном автобусе, скромненьком ПАЗИКе, забитом прилетевшими пассажирами, подсаживающимися на остановкам местными жителями, грибниками. Заселение ранее означенного времени в скромный номер на 7-м этаже, но в доме, расположенном в замечательном месте — на улице Воскресенская, 11.

Едва только избавилась от багажа, как сразу же отправилась гулять! Как же я люблю эти самые первые моменты нахождения в новом городе, маршруты по которому ранее изучались лишь по карте. Окружившие меня и словно ожившие объекты наперебой просятся в кадр, но у меня на освоение и покорение города целых четыре дня, поэтому успею и нагуляться, и все зафиксировать! Часть своих прогулок я вам уже показывала, это Набережная Северной Двины, Северный морской музей, музей художественного освоения Арктики и незабываемую поездку в осенние Малые Корелы

А сейчас показываю именно город и первым делом спешу успеть полюбоваться всеми покинутом деревянным двухэтажным домом, стоящим в окружении каменных многоэтажек и запримеченным еще из окна автобуса и погрустить о его запустении.

Дом в стиле модерн был построен в 1912-м году инженером, архитектором и строителем С. Овчинниковым для нужд собственной семьи, которая жила на первом этаже, второй этаж сдавался в наем. Угловой эркер, башенка, высокая крыша, окна на фасадах несомненно когда-то украшали дом, сейчас же его плачевное состояние украсит разве что ремонт.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Тем более, что дом стоит на центральной улице Архангельска, прорезающей город от набережной Северной Двины до железнодорожного вокзала.

Название Воскресенская улица получила по Воскресенской церкви, сооружённой по приказу Петра I. С 1920 название переменили в более актуальное на тот момент — улица Энгельса, но в 1993-м году власти опомнились и вернули историческое название.

По аллее заложенной в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, открытой в мае 2015-го года,

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

иду в сторону самого высокого здания не только Архангельска, но и всей области. Так называемый архангельский небоскреб был водружен на площади Ленина в 1983-м году к 400-летию города.

Высота 24-х этажного здания — 84 метра, но высоту визуально увеличивает установленная на крыше антенна. После сдачи в эксплуатацию здание еще какое-то время пустовало и лишь в 1990-х годах в нем разместили радиооборудование и студии большинства архангельских радиостанций. Высотка видна со многих точек Архангельска и невольно вписывается в кадры.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

На пересечении улицы Воскресенской с Троицким проспектом находится здание, построенное в 1932-м году как Дом связи. Декор, отделку фасадов и внутреннюю отделку в неоклассическом стиле здание приобрело путем восстановления после Великой Отечественной войны. В настоящее время в нем размещается Городской почтамт.

Напротив, на крошечной треугольной площади установлен знак — Нулевая верста, автором которого стал главный архитектор Архангельской области, известный архангельский художник Игорь Скрипкин.

Верстовые столбы первыми стали устанавливать римляне. На Руси знаки обозначающие место, откуда ведется отсчет расстояний до других городов, начали ставить в середине 18 века.

Расстояния в те времена измеряли в верстах, отсюда и название столбов — верстовые, а точками отсчёта повелось считать городские почтамты. Вот и в Архангельске нулевая верста установлена как раз перед входом в главный почтамт города.

Рядом с почтамтом по Воскресенской высится красивое административное четырехэтажное здание с колоннами построенное в стиле Сталинского неоклассицизма в 1951 году. В нем размещается «Управление МВД по Архангельской области».

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Напротив находится очень уютный Петровский парк.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Изначально на этом месте был обыкновенный луг, который горожане называли Ломоносовским, пока губернатор князь Сергей Павлович Гагарин не предложил облагородить территорию для прогулок. Местные жители в благодарность присвоили новому саду имя Гагаринский.

На другой стороне парка со стороны улицы имени Карла Либкнехта в середине 18 века был возведен кафедральный Свято-Троицкий собор в византийском стиле, бывший центральным православным храмом Архангельска и разрушенный в 1929-м году. Уцелевшие кирпичи при разборе рухнувшего храма были использованы при возведении в 1929–1931-х годах современного здания драматического театра. Проект в стиле конструктивизма был разработан группой архитекторов под руководством И. А. Голосова.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

А вообще история создания Архангельского театра началась в 1846-м году, именно тогда в городе было построено первое здание театра. В 1932-м году в театре была образована и постоянная труппа.

Ко дню празднования 250-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова в ноябре 1961-го года театру было присвоено имя великого российского учёного. Последняя реконструкция театра была закончена в 2009 году.

Полностью переоснащенный и отреставрированный драматический театр города Архангельска является одним из самых современных сценических комплексов в России и способен принимать артистов любого уровня и жанра.

В мое посещение на усыпанных осенними листьями аллеях парка были установлены информационные щиты двух выставок. Одна — это результат работы Архангельского краеведческого музея, участника фестиваля «Белый июнь», представившего межмузейную выставку «Переполненные Россией» в рамках проекта «Возвращение к себе».

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Участие в создании виртуальной выставки, проведение которой стало возможным при поддержке Российского фонда культуры, приняли участие пять музеев нашей страны.

Посвящено она литературному наследию пяти выдающихся русских писателей 20 века, жизни и творчеству Федора Абрамова, Валентина Распутина, Василия Шукшина, Василия Белова и Виктора Астафьева. Материалы выставки знакомят с биографией и творчеством ярких писателей, которых часто относят к представителям так называемой деревенской прозы, увидеть уникальные фотографии.

На другой аллее еще один проект: «30 лет сохраняем наследие Русского Севера».

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Фотографии отражают всё богатство наследия и традиций Русского Севера. А задача данного проекта сохранить и приумножить культурное и историческое наследие Поморья и его влияние на современную русскую культуру.

Я радовалась, что в тот утренний, пусть и пасмурный день, гуляла в парке в полном одиночестве и никто не мешал посвятить выставкам столько времени, сколько мне хотелось.

Покидаю чудесный осенний парк и упираюсь в красивый фасад четырехэтажного административного здания с колоннами, в нем размещаются Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Улица, прежде называвшаяся Соборной (по имени Троицкого собора), в 1920-м году была переименована в честь Карла Либкнехта, по ней и направляюсь. Ценность сохранившихся исторических зданий от перемены названия улицы нисколько не уменьшилась и это подтверждает красивый угловой особняк — главный усадебный дом купца I гильдии Василия Петровича Карпова.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Усадьба была большая, кроме господского дома, возведенного в 1906-м году, сохранились и два флигеля: кирпичный, постройки 1865-го и деревянный — 1914-го года. В настоящее время комплекс как и прежде имеет одного хозяина: главном корпусе расположен торговый центр «Троицкий пассаж» и отделение банка, а во флигелях различные коммерческие структуры.

Идти дальше по улице Карла Либкнехта мне не хотелось, повернула на Троицкий проспект. Особых планов не было, про отмеченные объекты на карте хотелось забыть и тут внимание привлекло здание Дома профсоюзов, построенное в 1954-м году в стиле классицизма.

История профсоюзного движения Поморья корнями уходит в начало 20 века, но профсоюзная организация в Архангельске создана в 1992 году.

Дальше-больше: заинтересовал небольшой проход между двумя соседними зданиями и почему бы не зайти? Предчувствия не обманули — я попала в любимую старину, да к тому большая ее часть была в стадии заброшек.

Первое здание из красного кирпича — бывший русский банк внешней торговли.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Вообще это место было обжито еще с конца 18 века, на нем размещалось питейное заведение. В 1793-м году оно сгорело, потом руины долго пустовали, пока в начале 19 века участок приобрели два мещанина: Епифанов и Амосов и построили два каменных двухэтажных полудома. В конце 19 века домами уже владела купеческая вдова Казакова и затем в 1899 году она продала свой дом с участком Архангельскому отделению Русского банка внешней торговли. Дом был снесен и на его месте в 1902 году по проекту младшего архитектора Г. Иванова было построено новое каменное здание.

В 1920 году банк закрылся, с 1922 года в здании устроили центральную публичную библиотеку. В настоящее время здесь расположен читальный зал Детской областной библиотеки им. А. П. Гайдара.

Милые котейки, дружно усевшиеся на люке лениво щурились, ни грелись под последними редкими лучами северного солнышка.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Следующее здание, которому судя по идеальным фасадам повезло больше, чем банку — бывшая городская усадьба одной из известных и влиятельных в 19 веке в Архангельске семей семьи Ананьиных, выходцев из торговцев-крестьян.

Усадьба состоит из комплекса зданий, куда входят главный дом, флигель и хозяйственные постройки. Главный дом был построен в 1848 году, позже, в 1903 году был построен флигель.

В настоящее время в этом здании располагается Поморская Филармония, филиал Всероссийского Художественного Научно-Реставрационного центра им. И. Э. Грабаря, ГБУК Архангельской области Дом народного творчества. На этих площадях проходят различные выставки, концерты, вечера классической музыки.

Тут же начинается очень коротенькая улица исторического Архангельска длиной всего 100 метров — Банковский переулок, он упирается в набережную Северной Двины. Но на этом крошечном участке собрано очень много исторических зданий, находящихся сейчас в довольно плачевном состоянии.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Название переулку дано в начале 19 века по банку, находящемуся в жилом доме, выкупленном еще в 1819-м году.

Справа находятся постройки Соловецкого подворья, в одном из которых в 2019-м году открылась Академия колокольного звона.

Слева здесь расположены хозяйственные корпуса, являющиеся памятниками градостроительства и архитектуры и входят в состав ансамбля «Николо-Карельского подворья».

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Пасмурно, серо, кругом лужи, одним словом мрачновато, но здесь не всегда так грустно: в декабре 2021 года Банковский переулок был впервые включён в маршрут праздничных народных гуляний. Видела фотографии в сети: снежок, гирлянды, фонари, украшения — смотрелся довольно-таки празднично.

На пересечении Набережной Северной Двины и Театрального переулка находится невероятно красивый, яркий храм Николая Чудотворца, созданный в традициях русского зодчества. Ранее на этом месте, на берегу Северной Двины и рядом с главной гаванью Архангельска стояла деревянная часовенка, входившая в состав подворья Николо-Карельского мужского монастыря, образованного в 16 веке.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

В часовеньке хранилась чудотворная икона покровителя мореходов Николы Морского, перед которой молились многие поколения отправлявшихся в дальнее плавание архангельских моряков, рыбаков и ждавших их возвращения жен. Этот храм был построен взамен прежнему, обветшалому, по проекту архитектора Н. А. Каретников в 1904-м году.

Автору пришлось буквально втискивать новый храм в периметр зданий еще существовавшего на тот момент подворья Николо-Корельского монастыря, поэтому алтарь в этом небольшом храме обращен не на восток, как обычно, а на юг.

Позолоченная главка, небольшая шатровая колокольня над входом, белые фасады, декоративные детали, раскрашенные в яркие цвета делают храм праздничным и нарядным. Оценить это совсем не помешало бы солнышко!

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Посмотрела написанный выше материал и решила пересмотреть ранее задуманный план и показать ниже не объекты, снятые в пасмурном Архангельске, а запечатленные в более благоприятную погоду, одним приятным теплым вечером.

Памятник Русским жёнам - берегиням семейного очага .
Памятник "Русским жёнам - берегиням семейного очага" .

Итак, переместимся на знаменитую «Чумбаровку», пешеходную часть улицы имени Чумбарова-Лучинского, на которой умышленно и целенаправленно сгруппированы исторические архитектурные памятники.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)
Дом А. С. Чудинова, построен в 1904 г., восстановлен в 1989 году, сейчас в нем находится туристическое бюро.

За все время своего существования проспект несколько раз менял название, был он Средней и Большой Мещанской улицей, Псковским проспектом, пока в 1921 года не был назван в честь поэта и революционного деятеля Федора Степановича Чумбарова- Лучинского, уроженца Каргопольского уезда, погибшего в марте 1921 года при штурме Кронштадта.

Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)

Преследуя цель о сохранности деревянных строений старого Архангельска, в 2005-м году сохранившиеся дома начали свозить на проспект, реставрировать, вскоре там появились брусчатые мостовые, фонари, скамейки, клумбы. В 2009-м году этот уличный музей, наполненный собранием деревянного зодчества Севера, был открыт.

Современная копия дома адвоката Н. В. Никольского 1913 года постройки. Оригинал находится на проспекте Советских Космонавтов, дом 79, стоит на своем месте в запустении.

Пока прервусь, но прдолжение еще будет.

Цикл материалов "Прекрасная осень 2022"

1. Волшебной осени прекрасные мотивы
  2. Старый Петергоф: усадьба Сергиевка, Собственная дача Его Императорского величества
  3. Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк
  9. Сады Адмиралтейского района Петербурга
  10. Палаты Постниковых и их выставки
  11. Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь и его фрески
  12. Мои прогулки по историческому Пскову (первая)
  13. Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)
  14. Мои прогулки по историческому Пскову (третья)
  15. Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь
  16. Псковский Кремль
  17. Варлаамовская и Высокая-башни Псковского Кремля, восставшие из руин
  18. Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское
  19. Михайловское — приют спокойствия, трудов и вдохновенья для Пушкина
  20. Пушкиногорье: Городище Воронич и имение Тригорское
  21. Деревня Бугрово. Музеи «Пушкинская деревня» и «Мельница»
  22. Святогорский Свято-Успенский монастырь, место, где похоронен Пушкин
  23. Однажды осенью в Пушкинских горах
  24. Тысячелетие северного мореплавания
  25. Архангельск и набережная Северной Двины. Начало
  26. Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание
  27. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (начало)
  28. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (окончание)
  29. Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)
  30. Продолжение знакомства с Архангельском (город, окончание)