Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 16:24

Петергоф — Россия Сентябрь 2022

Продолжаю рассказывать о невероятно насыщенном дне в Старом Петергофе.

Спустившись по улице Мечникова с холма и пройдя буквально пару минут по Ораниенбаумскому шоссе, я увидела следующую бусину своего маршрута — из яркого красного кирпича храм преподобного Серафима Саровского. Первое впечатление было удивление и разочарование — новодел?

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

И попав под эту ежесекундную реакцию, определилось и мое внимание к храму — равнодушие. Но оказалось, что дела обстояли хуже — выглядевший новеньким и радостным храм — результат реставрации и в его более чем столетний возраст я не поверила.

Все мы знаем, что у царской семьи долго не появлялся наследник престола мужского пола. Царская семья молилась преподобному Серафиму Саровскому, императрица даже купалась в благодатном источнике в Сарове и в 1904-м году благополучное рождение наследника произошло.

В благодарность этого значимого события в том же году по личному распоряжению императора Николая II и был заложен каменный храм преподобного Серафима Саровского.

Пятикупольный храм с высокой шатровой колокольней возводимый по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова в стиле нарядного «нарышкинского» барокко конца 17 века, был окончен в 1911-м году.

Кроме главного придела, освящённого во имя преподобного Серафима Саровского, было освящено ещё два придела: во имя Божией Матери Умиление и во имя Святителя Николая.

Службы в храме проводились до 1932-го года, затем насельницы и священник были репрессированы.

В 1952-м году, здание храма, существенно пострадавшее во время Великой Отечественной войны было передано под торговые склады Петродворецторгу.

В 1990-м году полуразрушенный храм получил статус памятника истории и культуры местного значения, в 1993-м он был возвращен православной церкви. С 1996 года общество русской Православной культуры приступило к масштабной реставрации и реконструкции храма преподобного Серафима Саровского. Так что в настоящее время я наблюдала восстановленное из руин сооружение.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Далее мне предстояло воспользоваться услугами автобуса № 200. По Ораниенбаумскому шоссе, плавно переходящему в Санкт-Петербургский проспект, я доехала до остановки улица Разводная, расположенной чуть левее Главного входа в Верхний Сад «Петергофа».

Вообще, кроме двух уже показанных мною парков, в Петергофе есть еще несколько: сам дворцово-парковый комплекс Петергоф, парк Ольденбургского, Английский парк, Александрийский парк (зверинец), Колонистский парк,

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

парк Александрия, парк Знаменка. Это еще не весь перечень, и чтобы охватить все природную площадь, надо пожить в Петергофе хотя бы несколько дней. У меня, естественно, такой роскоши не было, но три последних парка, в разной степени их охвата, в тот день мне все же удалось посетить.

Но помимо парков Старый Петергоф- это кладезь старинной, чудесным образом сохранившейся архитектуры.

Основной пик строительства частной городской застройки в Петергофе пришелся на период правления императора Николая I. Он же решает и так называемый дачный вопрос: в 1832 году император издал указ, разрешавший покупать в Петергофе участки под дачи. Но одно дело получить выделенный участок земли, а другое построить на нем дом: бюрократическая система процветала, все как обычно.

С трудом собранный пакет документов, затем подача заявления в Дворцовое управление, и лишь потом личная резолюция Николя I: что это у вас за проект, приказываю фасад «переделать покрасивее и во вкусе загородных домов»! А где ФИО архитектора, а у него есть диплом? Копию, плиз! Поэтому не удивительно, что не на всех участках сразу же начиналась стройка, многие наделы, постояв без дела, продавались или даже передавались более состоятельным и удачливым.

Ну что, приступим к детализации сохраненного архитектурного наследия?

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Двухэтажная часть здания на улице Прудовой № 4 построена в середине 19 века в стиле эклектика как жилое, признана региональным памятником. Одноэтажная часть была пристроена позже. Во всех источниках здание, фигурирующее как «Школа Демина», в 1994-м году было переведено из жилого в нежилой фонд и передано НИИ «Звезда». Но видимо, ведущему предприятию России, связанному с космосом недосуг было заниматься таким маленьким объектом и здание забросили. В 2011-м году на торгах оно было выкуплено частным лицом, отреставрировано и дальнейшее его использование не известно.

Рядом расположен небольшой сквер, в угловой части которого, по адресу Санкт-Петербургский проспект № 51, бывшая улица Кадетская, 5, сохранился очень красивый дом Редичкина.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Первый деревянный дом на полученном участке был построен в 1835-м году, затем череда новых хозяев, пока в 1911-м году участок был продан потомственному дворянину, нотариусу Александру Дмитриевичу Редичкину.

К тому времени изрядно обветшалый дом новым владельцем был снесен и построен новый, но уже каменный, по проекту неизвестного нам архитектора. Римские цифры на фасаде свидетельствуют о дате постройки оригинального дома в стиле романской виллы- 1912 г.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Этот образец всевдоготики последнее каменное старинное здание по этой стороне Санкт-Петербургского проспекта. Конечно же, дойдя до настоящего времени дом частично утратил свой первоначальный облик, но все же привлекает внимание своей архитектурой в старинном стиле.

После Революции особняк естественно был национализирован и сдан жильцам под коммунальные квартиры. После Великой Отечественной войны в частично разрушенном доме в подвале было найдено много оружия, снарядов, пулеметных лент. Старожилы вспоминали, что в этом доме при немцах размещалось гестапо. В отремонтированном позднее доме опять были размещены коммуналки. Впрочем, дом и в настоящее время служит жильем для 9 семей.

Рядом, на пересечении Санкт-Петербургского проспекта и улицы Разводной, сохранился еще один особняк с тех далеких времен раздачи Николаем I участков под строительство — Дача Никиты Всеволодовича Всеволожского. Вилла для крупного землевладельца, промышленника, действительного статского советника, камергера и друга А. С. Пушкина Всеволожского была построена по проекту миланского архитектора Гаспара Фоссати в 1836–1838 годах.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Никита Всеволодович, унаследовавший с братом огромные богатства отца, был владельцем роскошного особняка на Английской набережной в доме № 28 в Петербурге, в настоящее время это известный Дворец бракосочетаний.

Жил широко, с размахом и никогда не считался с затратами, но и при его богатствах Всеволожскому приходилось попадать в долг к кредиторам. Скончался Никита Всеволодович в 1862 году, оставив своим наследникам сплошные долги, а дачу под арестом.

Затем череда новых владельцем, пока в 1895-м году дача не попала в собственность внуку великой княгини Елены Павловны, герцогу Георгию Георгиевичу Мекленбург-Стрелицкому, шефу Лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка. В 1912 году, уже после кончины герцога, дачный участок со всеми постройками приобрело Гвардейское Экономическое общество, по поручению которого главное здание было отремотрировано и приспособлено под магазин, в котором в ассортименте присутствовали товары необходимые для офицеров гвардии.

В середине 20 века в здании размещался гастроном, в настоящее время торговыми точками занят первый этаж, на втором этаже располагаются квартиры.

К сожалению, и внешний вид бывшей дачи существенно изменился: утрачены множественные архитектурные украшение, например, эркеры, балконы.

Перехожу на другую сторону Санкт-Петербургского проспекта и углубляюсь в прекрасный осенний Голицынский сад,

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

с идеально круглым прудом.

К трехсотлетию Петергофа в саду в 2005-м году состоялось открытие проекта Парк пленэрных скульптур, для реализации которого были собраны ведущие скульпторы-камнерезы из разных городов России. Я сфотографировала две из них.

Николай Карлыханов «Даная»

В 1835 году к югу от Верхнего сада. Николай I разрешил выделить 15 участков под дачное строительство. Скорее всего и на месте Голицынского сада находились дачи, но они не сохранились, а я продолжаю путь в сторону бывшего Охотного болота. Напротив главных ворот в Верхний сад «Петергоф» еще в те времена была устроена небольшая Самсоньевская площадь, рядом с которой в 1835-м году был получен большой участок инженером путей сообщения Василием Ивановичем Трувеллером. Талантливый гидравлик, увлекающийся архитектурой он был направлен в Петергоф для строительства шлюзов Бумажной фабрики. Трувеллер основательно подошел к застройке участка и получения прибыли от владения им. Кроме главного дома возведенного в стиле псевдоготики в 1836-м году,

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

он построил несколько флигелей для сдачи дачникам, баню, одну из самых крупных в Петергофе гостиницу «Самсон», подвальные помещения сдавались в аренду торговым заведениям. Нашла весьма интересный факт: первая жена Василия Ивановича Трувеллера — Вульф Анна Ивановна была двоюродной сестрой Вульфов из Тригорского, друзей Пушкина. Однажды, приехав погостить в Тригорское, Пушкин увидел там красивую Анну Ивановну и даже увлекся ею.

К Трувеллеру чуть позже я еще вернусь, а вот очередной владелец дачной усадьбы, на тот момент механик петербургского почтово-телеграфского округа, талантливый инженер, изобретатель Владислав Михайлович Нагорский в 1896 году в доме с башней открыл городскую телефонную станцию.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Вообще Нагорский принимал непосредственное участие в телефонизации Санкт-Петербургской губернии, активно экспериментировал с телеграфными и телефонными устройствами.

После революции имение было национализировано, все деревянные постройки разобрали, а деревянная гостиница «Самсон» в 1928 году сгорела. В 2008-м году на этом месте был открыт новый современный отель «Самсон», воссозданный и полностью соответствующей облику исторического здания.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

А затем передо мной встала дилемма: парк или архитектура? Как не реагировать на импульсы, зовущие в прекрасный осенний парковый оазис, а продолжить исследовать объекты прошлого, созданные руками человеческими? Скрепя сердцем по ближайшему мостику перешла через невероятно живописный Сампсониевский канал

на проложенную вдоль него в 1840-е годы Самсониевскую улицу.

Рассмотрим дом на участке, задним фасадом примыкающем к Голицынскому саду.

На примере этого, выделенного в 1835-м году надела для строительства дачи, можно понять бюрократическую машину тех лет. Несколько владельцев один за одним в течение 10 лет готовили кипу необходимых документов, проекты зданий, но не получали дозволения со стороны последней высочайшей инстанции: то одно было не так оформлено, то другое.

Весной 1845-го года рискнул подать прошение и представил проект каменного дома младший советник начальника Петергофского дворцового правления Александр Павлович Кожевников. К тому же он запросил и беспроцентную ссуду с выплатой ее в течение 10 лет. Николай I удовлетворил просьбу, но выданных денег Кожевникову не хватило и в итоге в 1847-м году указом императора имение Кожевникова было приобретено в казну как Дом начальника Петергофского дворцового правления.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

По назначению дом использовался вплоть до 1917-го года, затем под различного рода учреждения, включая и Петергофский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Бывший дом управляющих сохранился до настоящего времени и сейчас в здании размещается Администрация МО г. Петергофа и несколько других административных организаций.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

За следующим особняком на дачной улице закрепилось название — Дом А. Г. Венцель, хотя построил его в 1836 году купеческий сын Яков Власьевич Пальгунов.

Генерал-лейтенант Карл Карлович Венцель, сенатор иркутского военного губернатора, несколько раз вместе с женой, Александрой Гавриловной приезжал в отпуск в Петергоф и не имея собственного угла, снимал дачи у разных хозяев. А выйдя в отставку навсегда переселился в полюбившийся город и в 1868-м году стал законным владельцем своего собственного каменного дома на Самсоньевской улице. С 1896-го года имение несколько раз меняло хозяев, главный дом в несколько перестроенном виде сохранился до настоящего времени, является жилым.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Следующее здание построено в 1840-м году в стиле эклектика по проекту русского архитектора Иосифа Ивановича Шарлемань, в настоящее время в главном здании размещается Городская полиция и пожарная часть.

Уф, все, необходимая деталь прогулки закончена, теперь иду получать удовольствие и наслаждение от созерцательного процесса!

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Возможно вы уже обратили внимание на многочисленные названия, основой которым служит слово «Самсон»? Ну так вот, виновником является главная скульптурная группа Большого каскада в дворцово-парковом комплеске Петергоф фонтан «Самсон». Помните, тот, что разрывает пасть льву. По Самсониевскому каналу или как его еще называют — водовод, вода поступает в фонтан.

А меня окружала прекрасная осень, фантастичная, волшебная и всепоглощающая, окрасившая все окрестности в теплые медовые тона от нежно пастельного

до золотисто оранжевого!

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Идеально ровная липовая аллея убегала в неизвестность,

а старые раскидистые липы, разбрасывали свои листья повсюду, но прежде чем приземлиться, они медленно и плавно парили в невесомости. Живописный липовый ковер заботливо укрывший собой всю замершую поверхность канала, едва заметно скользил по течению.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Когда-то в этих местах была болотистая местность, где водилось много разнообразной дичи, которую разрешалось стрелять только членам императорской фамилии и представителям Высочайшего двора.

С 1837-го года по распоряжению Николая I и по проекту уже знакомого вам по первому рассказу архитектора А. И. Штакеншнейдера, началось преображение дикой местности: Охотное болото было осушено и углублено, а на его месте появился искусственный пруд с проточной водой, названный в честь второй дочери Николя I Великой княгини Ольги — Ольгинский пруд.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Вода из пруда использовалась для водоснабжения Петергофа и служила запасным резервуаром для фонтанов Петергофа. Из вырытой земли в пруду были созданы два небольших острова.

Благоустройством пруда и островов занимались садовый мастер Пьер Эрлер, архитектор П. И. Архипов, инженер-гидролог Мечеслав Иванович Пилсудский.

Берега пруда были укреплены огромными валунами и ограждены дамбой, на которой устроена аллея, в процессе работ по озеленению были высажены живописные группы кустарников и деревьев, например, развесистых ив.

Работы по созданию нового пейзажного парка площадью 29 гектаров,

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

большую часть которого занимал обширный Ольгин пруд, велись до 1841-го года.

Назвали парк «Колонистским» из-за Александрийской немецкой колонии, перенесенной в эти места в 1833-м году и примыкающей к новому парку.

В 1842-м году Николай I решает преподнести своей жене, императрице Анне Федоровне подарок к 25-летию семейной жизни. К реализации задуманного проекта опять пригласили Андрея Ивановича Штакеншнейдера и к 1844-му году на острове был возведен Царицын павильон.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

В оформлении и планировке павильона отразилось увлечение императрицей архитектурой древнеримских Помпей. На острове был разбит сад и цветники.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Для сообщения с Царицыным островом использовалась паромная переправа, позднее была сделана дамба.

В 1845-м году Николай I решает построить на другом острове павильон для дочери Ольги, именем которой уже назван пруд.

Но что делать, ведь остров ранее был подарен майору Трувеллеру, дача которого расположена напротив. Василий Иванович Трувеллер узнав о желании императора, направил на имя министра императорского двора князя Волконского, письмо, где писал, что готов «…отдать остров без получения всякой за него платы».

Просьбу отставного майора уважили, но остров был выкуплен согласно заранее проведенной оценки.

И опять к делу приступил Андрей Иванович Штакеншнейдер и в 1848-м году павильон для Великой княжны Ольги Николаевны был построен.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Теперь с острова на остров переправлялись на лодках, а для причаливания использовались мраморные лестницы.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Ольгин остров в летнее время часто становился местом проведения театральных представлений, которые происходили в присутствии царской семьи и ее гостей.

После революции в Царицыном павильоне открыли музей, а Ольгин павильон был заброшен. И если за Царицыным павильоном после Великой отечественной войны был хоть какой-то пригляд, то Ольгин находился в руинированном состоянии. Реставрация двух павильонов началась уже в нашем веке, к 2005 году они были полностью отреставрированы и открыты для посетителей. Колонистский парк и пруд с островами и павильонами являются частью музея-заповедника Петергоф.

Пока я медленно обходила пруд, любуясь каждым новым ракурсом, открывающимися панорамами на острова, павильоны, ловила кадры с ветками на переднем плане, камышом, не забывала выссматривать и интересные моменты.

В один из таких творческих порывов, когда взобравшись на камень у самого берега, я с трудом удерживала равновесие, ко мне обратилась женщина, держащая за руку девочку:

-А вы не знаете, где здесь находится дерево с сюрпризом?

Конечно я не знала, но предложила поискать его вместе и каково же было удивление всех нас, когда буквально через пару-тройку шагов я увидела дерево, в стволе которого была дверка!

Девочка обрадованно подбежала, открыла дверцу и просунула внутрь ручку, пытаясь что-то достать!

-Мама, но там нет никакого письма! -в голосе ребенка явно слышалось разочарование.

-Значит его еще не успели написать, возьми листик и карандаш, напиши доброе пожелание сама и положи его в норку.

Вот такие дела, оказывается, делай добро и клади его в домик в дереве!

На территории парка, позади Ольгина пруда, есть еще один прудик, небольшой, но со своим собственным островом в центре.

Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк

Цикл материалов "Прекрасная осень 2022"

1. Волшебной осени прекрасные мотивы
  2. Старый Петергоф: усадьба Сергиевка, Собственная дача Его Императорского величества
  3. Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк
  9. Сады Адмиралтейского района Петербурга
  10. Палаты Постниковых и их выставки
  11. Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь и его фрески
  12. Мои прогулки по историческому Пскову (первая)
  13. Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)
  14. Мои прогулки по историческому Пскову (третья)
  15. Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь
  16. Псковский Кремль
  17. Варлаамовская и Высокая-башни Псковского Кремля, восставшие из руин
  18. Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское
  19. Михайловское — приют спокойствия, трудов и вдохновенья для Пушкина
  20. Пушкиногорье: Городище Воронич и имение Тригорское
  21. Деревня Бугрово. Музеи «Пушкинская деревня» и «Мельница»
  22. Святогорский Свято-Успенский монастырь, место, где похоронен Пушкин
  23. Однажды осенью в Пушкинских горах
  24. Тысячелетие северного мореплавания
  25. Архангельск и набережная Северной Двины. Начало
  26. Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание
  27. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (начало)
  28. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (окончание)
  29. Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)
  30. Продолжение знакомства с Архангельском (город, окончание)