Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:59

Выборг — Россия Октябрь 2022

Прошло немногим чуть больше года, как я впервые побывала в Выборге. Майский город вместо легкого, свежего и обновленного после зимы показал себя хмурым, капризным, стенающим, погоняющим нас с внучкой ветрами и поливающий мерзким, холодным, практически осенним дождем. Возможно именно поэтому моя маленькая попутчица категорически отказалась ехать в повторную, но теперь уже однодневную осеннюю поездку. Никакие доводы не возымели положительного результата, даже обещание отличной солнечной погоды и прогулок по парку Монрепо. Для меня посещение именно этого уникального пейзажного парка на берегу бухты Защитной и было единственным желанием для вторичной поездки в Выборг. Оглядываясь назад поделюсь с вами, что мое одиночное путешествие по итогу оказалось идеальным: ребенок просто не выдержал бы заданного мной темпа. Так долго ожидаемая встреча с живописным парком превзошла все ожидания, выбранный сезон как нельзя больше к лицу этому очаровательному уголку живой природы.

Но о парке чуть позже, а сначала обо всем, что окружает его.

Итак, в своем обзорном материале о потрясающих осенних путешествиях я уже писала, что выехала в Выборг ранним утром в воскресенье. Погода клятвенно обещала, божилась и заверяла не подкачать и можете попытаться представить себе мое состояние, когда сначала на перроне Финляндского вокзала, затем за окном электрички я с нарастающим сожалением лицезрела разлившееся молочное безобразие?

Ну почему, зачем и по какому праву такой обман и именно сегодня, в один — единственный день, когда я еду к очередной мечте!

Но туман как быстро и нелепо появившийся, так же скоренько, словно по мановению волшебной палочки и ретировался, испаряясь под натиском всеохватывающих лучей теплого осеннего солнышка.

На перрон я вышла озадаченная — как идти? Очень хотелось быстрее попасть в парк, но проезд на автобусе даже не рассматривала — ведь в пути можно что-то интересненькое поснимать. Ринулась к жд путям — по карте там вроде даже пунктиром указана тропка.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

Но гуляющая с собакой женщина вовремя предостерегла от такой глупости и мне пришлось шагать по набережной залива Салакка-Лахти

до автомобильного Петровского моста, построенного в 1960 году. Изначально центральный пролет пятипролетного моста был сделан разводным, но в 2000 году после реконструкции железобетонные пролеты были заменены на металлические и мост стал неразводным.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

С Петровского моста открываются замечательные панорамы на окрестности,

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

на Крепостной залив, на Выборгский замок.

Берега в осеннем убранстве словно настраивали меня на правильную волну, а я, построив на карте маршрут, по тропинке устремилась в парковую зону острова Твердыш и Петровского микрорайона. Утро, тишина, вокруг ни души, осеннее золото и терракот на фоне яркого синего неба, предвкушение от предстоящих открытий — это ли не главные составляющие прекрасного настроения!

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

Перейти шпалы жд дроги мне все же пришлось, но затем я прошла по Гранитнокарьерной и Новокарьерной улицам, фотографируя интересные домики и фиксируя начало гранитных образований.

Про замечательные полдня, проведенные в парке Монрепо, я естественно расскажу отдельно.

А сейчас возвращаюсь на тропу в живописном парке, теперь она ожила, народ тусил туда-сюда, многие выгуливали не столько себя, сколько своих четвероногих домочадцев. Шедшие на встречу, подозреваю, гуляли не праздно, а стремились попасть в парк Монрепо. Я и завидовала им и в то же время сочувствовала — ведь на пустынных утром тропинках, в послеобеденное время народу заметно добавилось и сделать им фотографии именно природы будет проблематично.

А я, зачеркнув одну интересную страничку, уже помышляла о другой и заметив сквозь стволы деревьев старую каменную стену, даже не подумала, что это и есть часть следующего, интересующего меня объекта.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

На Петровской набережной уже более детально рассмотрела другое полуразрушенное, добротное прямоугольное строение — им оказался Пороховой погреб, построенный в 1745–47 годах из тесаных гранитных камней. Имя автора кануло в веренице лет, а вот исторический погреб по сей день существует.

Далее с Петровской площади я полюбовалась невероятно фотогеничным сооружением — Выборгским замком

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

и по Петровской улице направилась к следующей цели своего путешествия.

По условиям Ништадского мирного договора, заключенного после Северной войны 1700–1721 годов между Русским царством и Шведским королевством, Выборг вошел в состав государства Российского. Тем не менее еще при жизни Петра I остро стояла необходимость в строительстве современных на тот момент укреплений, защищавших бы город в случае вероятного наступления шведов, так и не смирившихся с потерей стратегически важной крепости.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

В 1724-м году Петром I было дано распоряжение о подготовке проектов укреплений. Поступившие в Военную коллегию в 1728 году два проекта рассматривались несколько лет. В результате проект Христофора Миниха, фельдмаршала, генерал-инженера и продолжателя дела Петра, был признан дорогостоящим, а утвержден второй, экономичный и не столь трудоемкий план генерал-майора де-Кулона.

Возведение бастионной крепости, самого значительного фортификационного сооружения 18 века в Выборге, началось в 1731-м году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, по имени которой укрепления и были названы — Анненские. По своей форме сооружение имело форму огромной дуги или короны, поэтому укрепления называли еще Крон-Санкт-Анская крепость или Анненкрон.

Протяженность сооружения составляла около одного километра, высота достигала 10, а ширина — трёх метров.

Основой Анненских укреплений являлись земляные валы и четыре бастиона, с французского «bastion» переводится как выступающая постройка по углам крепостной стены.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

Внутри крепости были построены казармы для солдат, склады для хранения пороха, конюшня и амбары, квартиры для офицеров, склад для хранения оружия и обмундирования.

В крепости было устроено двое ворот. Первые из них — Фридрихсгамские ворота находились со стороны города.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

Через них проходила дорога на Финляндию и первым городом на пути был Фридрихсгам (в настоящее время это город Хамина).

Вторые ворота были названы Ревелинными или Внешними Фридрихсгамскими.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

День клонился к вечеру, резкие тени очертили территорию крепости,

внизу гуляли хозяева с собаками,

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

по дороге, соединяющей ворота спешили местные жители, туристы шли медленнее с частыми остановками на фотосессии.

Основные работы по строительству Анненских укреплений были завершены лишь в 1740 году, но тут война со Швецией все же началась и в 1741-м году потребовалось сооружение дополнительных укреплений.

Интересная деталь: в начале 50-х годов в строительстве Анненских укреплений принимал участие русский военный инженер Абрам Ганнибал, прадед Александра Пушкина.

В 1756-м году возведение крепости было наконец-то окончено и ее перевели на общее содержание.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

Но в дальнейшем так случилось, что Анненские фортификационные сооружения ни разу не принимали участия в боевых действиях и слава богу. Их поддерживали в боеспособном состоянии, но все же со временем свое истинное оборонное значение укрепления утратили. Сейчас Анненские укрепления являются памятником истории и культуры федерального значения. За свою историю крепость Анненкрон практически не перестраивалась и до наших дней сохранилась без особых изменений.

В настоящее время это вполне мирная территория, притягивающая к себе историей прошлого.

Пройдя через вторые Ревелинные ворота,

я вышла к Обелиску русским воинам, павшим при осаде Выборга в 1710-м году.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

Памятник установлен в 1910-м году в честь 200-летия взятия Выборга Петром Первым. В 1918-м году памятник был уничтожен финнами, но в советское время восстановлен.

От Обелиска шла роскошная осенняя аллея, по которой хотелось медленно пройти и просто пошуршать листьями, но мне надо было вернуться по той же дороге и…

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

Чуть в стороне, довольно скромно и уже полностью в тени стоит небольшой памятник, на котором выбита надпись: «Обо всех невинно убиенных скорбим и помним».

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

Весной 1918 года в ходе гражданской войны в Финляндии, после захвата Выборга войсками генерала Маннергейма были проведены аресты и массовые расстрелы финских красногвардейцев и гражданского населения, заподозренного в связях с коммунистами. В подавляющем большинстве это было местное русское население, не имевшее никакого отношения к революционному движению. В расстрелах участвовали бойцы Партизанского полка Каяани и наиболее массовые расстрелы проходили во рвах Анненских укреплений. 7 февраля 2013 года выборгский кладоискатель и добровольный смотритель кордегардии Виталий Дудоладов установил мраморную плиту на месте расстрелов во рвах Аннинских укреплений.

Не могла обойти своим вниманием и Музей шоколада,

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

открытый в конце 2019 года, не замеченный нами в прошлый раз. Шоколадный замок, шоколадный фонтан,

шоколадные цены-да что я, не вкушала прежде настоящего бельгийского шоколада?

Чувствуя, что у меня есть еще немного времени, мне уже хотелось успеть прогуляться по набережной адмирала Апраксина.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

На набережной представлено бетонное рыболовецкое судно «Бриз», построенное на Кубе в 1975 году и затонувшее в 1993 году,

оригинальная деревянная скамейка в виде лося.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

И конечно приятно любоваться просто живописными панорамами на противоположный берег

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

Но невозможно отвести взгляд от Выборгского замка, с любой точки набережной он манит, притягивает и привлекает взор.

Возвращение в Выборг. Анненские укрепления

Нагулявшись и налюбовавшись панорамами, невероятно довольная удачно проведенным днем, опять же по берегу залива я отправилась в Выборгскому жд вокзалу.

Цикл материалов "Прекрасная осень 2022"

1. Волшебной осени прекрасные мотивы
  2. Старый Петергоф: усадьба Сергиевка, Собственная дача Его Императорского величества
  3. Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк
  9. Сады Адмиралтейского района Петербурга
  10. Палаты Постниковых и их выставки
  11. Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь и его фрески
  12. Мои прогулки по историческому Пскову (первая)
  13. Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)
  14. Мои прогулки по историческому Пскову (третья)
  15. Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь
  16. Псковский Кремль
  17. Варлаамовская и Высокая-башни Псковского Кремля, восставшие из руин
  18. Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское
  19. Михайловское — приют спокойствия, трудов и вдохновенья для Пушкина
  20. Пушкиногорье: Городище Воронич и имение Тригорское
  21. Деревня Бугрово. Музеи «Пушкинская деревня» и «Мельница»
  22. Святогорский Свято-Успенский монастырь, место, где похоронен Пушкин
  23. Однажды осенью в Пушкинских горах
  24. Тысячелетие северного мореплавания
  25. Архангельск и набережная Северной Двины. Начало
  26. Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание
  27. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (начало)
  28. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (окончание)
  29. Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)
  30. Продолжение знакомства с Архангельском (город, окончание)