Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 11:34

Выборг — Россия Май 2021

Выборг-русский островок Европы (часть 1 -я)

Выборг-русский островок Европы (часть 2-я)

Этим рассказом я завершаю нашу почти двухдневную прогулку по Выборгу, городу, создающему впечатление нахождения в одном из исторических городов где-то в Европе. Что удивительно, то название города — Выборг за всю его историю ни разу не переименовывалось. Только в 20-м веке, когда город принадлежал Финляндии, его название носило финскую форму — Viipuri.

В этот рассказ вошли прогулки двух дней. И если в первый день мы с Кирюсей гуляли вдвоем по более-менее приемлемой погоде, то во второй день я была просто вынуждена оставить малышку одну в номере отеля дорисовывать замок, с ее согласия, конечно, а сама отправилась ненадолго по дождю досматривать исторический Выборг.

Помните, в предыдущем своем путеводителе по Выборгу я показывала интересное здание с необычным названием «Чертова Церковь»? Рядом с ним на улице Краснофлотская, 4 построены современные апартаменты LINNA с старинном стиле.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Здесь и башенки и яркие, правда не черепичные, а всего лишь металлические крыши и вид с верхних этажей на исторический Выборг. Кстати на Booking его рейтинг близок к 10 баллам.

От отеля до Рыночной площади можно прогуляться по небольшому, но очень уютному Прогонному скверу, недавно отреставрированному по программе «Формирование комфортной городской среды».

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Находясь на Рыночной площади, не могу не уточнить, что она является элементом редко встречающегося в градостроительстве каскада из трех близлежащих площадей: Соборной, Театральной и собственно Рыночной.

Прогуляемся по их окрестностям и изучим интересные сооружения.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Рядом с Рынком на улице Прогонный вал, 19, высится темное и немного даже мрачноватое здание, построенное для одной из семей, история которой неразрывно связана с Выборгом с 1595 года, когда Теслеффы перебрались сюда из Любека. Дом, фасад которого облицован горшечным камнем серого цвета, был возведен по заказу архитектора Фредерика Теслеффа по проекту архитекторов Класа Гульдена и Вальтера Тома в 1909–1910 — м годах.

На пересечении Рыночной площади и проспекта Ленина, 2 привлекает внимание красивое трехэтажное здание Банка Финляндии.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Оно построено из красного кирпича в 1910-м году по проекту известного архитектора, академика Густава Нюстрема в стиле неоготики и северного модерна и прекрасно вписалось в общую застройку площади. На первом этаже был размещен операционный зал, а второй этаж отводился под жилые помещения управляющему отделением банка. В начале 21 века в здании разместилась Администрация Выборгского района.

Проспект Ленина примыкает к парку Эспланада, где создана специальная зона для фотографий со Средневековыми рыцарями.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

А мы через парк отправляемся к Театральной площади, к единственному сохранившемуся в городе лютеранскому храму Святых Петра и Павла.

Разрешение на строительство собора для немецко-шведского прихода было выдано императрицей Екатериной II в. период ее визита в Выборг. В создании проекта участвовали два архитектора: Иоганн Брокман и известный петербургский архитектор Фридрих Фельтен.

Средства на возведение собора были собраны в лютеранских общинах Нарвы, Риги, Петербурга и Ревеля. Возведение собора в стиле неоклассицизма началось в 1793 году, а закончилось в 1799 году при императоре Павле I.

С 1940-го года службы в соборе были прекращены, а здание использовалось клубом, затем в нем был склад, в дальнейшем клуб военных моряков. В 1989 году в городе вновь была создана лютеранская община и через два года собор был передан ей. После проведенного капитального ремонта внешний вид собора остался прежнем, чего не скажешь об внутреннем убранстве, полностью утраченном.

Рядом с храмом в 2009 году был установлен памятник основателю финской письменности Микаэлю Агриголе, утраченный в годы войны.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Перед входом в храм установлен фонтан, на гранитных камнях которого стоит фигура такого же гранитного медведя.

Недалеко от собора на пересечении улиц Крепостной и Пионерской в августе 2018 года установлен памятник Выборгскому трамваю. Трамвайная история Выборга началась в 1912-м году и яркие желтые вагончики курсировали по историческому городу вплоть до 1957 года.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Вагончик — это копия настоящего вагона шведской фирмы «Asea», бегавшего по городу в начале 20 века. Рельсы же под вагоном самые настоящие, старинные и взяты они в бывшем трамвайном депо. Внутри вагончика устроено небольшое кафе, рядом стоит фигура кондуктора, а сзади вагончика примостился «зайчик» — безбилетный пассажир.

Напротив вагончика по улице Пионерской 2 находится старинное двухэтажное здание бывшего Объединенного Финляндского банка, построенное в 1898–1904 годах по проекту архитектора Густава Нюстрёма. Банк стал первым коммерческим банком, утвержденным в финляндском княжестве в 1862 — м году.

Здание, возведенное в стиле северного модерна и неоренессанса, является памятником архитектуры регионального значения.

Рядом находится еще одно здание, принадлежащее банковской системе: Объединенный банк Северных стран, построенное в 1900-м году по проекту архитектора Аспелина.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Время между тем приближалось к 15 часам, нам пора было заселиться в отель, перекусить и немного отдохнуть, поэтому мы и пошагали по проспекту Ленина, одновременно рассматривая красивые здания и их детали.

Дом с магазинами, постройки 2 половины 19 века по проекту архитектора Санделя. Памятник архитектуры.

На проспекте Ленина 6 обращает на себя внимание красивый жилой дом, фасады которого покрыты шероховатой штукатуркой приятного зелено — мятного цвета.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Построен этот типичный образец национального романтизма в 1903 году по проекту архитектора Аллана Шульмана по заказу выборгского купца Демьяна Маркеловича Маркелова. Каждая квартира в этом доме занимала целый этаж, Цокольный этаж дома облицован гранитом, а на двух эркерах установлены фигурки медведей. Дом является памятником архитектуры регионального значения.

Следующее опять же не в меру мрачноватое здание по проспекту Ленина 8-А было построено в стиле национального романтизма 1901 году для Национального акционерного банка Финляндии по проекту архитекторов Густава Нюстрема и Вилхо Пенттиля. После русско-финляндской войны здание было частично восстановлено с утратой первоначального облика. Множественные декоративные детали сохранились, на углу красивый герб — это дань шведско-финскому прошлому города. Сейчас дом приспособлен под жилой, на первом же этаже расположились некоторые службы, даже частный детский сад.

На пересечении проспектов Ленина и Ленинградского сквозь ветки деревьев парка Эспланада просматривалось красивое историческое сооружение.

Первый деревянный ресторан «Эспланад — павильон» на этом месте был возведен в 1890-м году по проекту архитектора Йохана Бломквиста и финны сразу же прозвали его сокращенно и более нежно, по домашнему — «Эспиля».

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

В последующие годы здание достраивали, перестраивали, но после русско-финской войны оно было утрачено. Хозяин же заведения, вынужденный покинуть эти территории, открыл аналогичный ресторан в Хельсинки, который просуществовал в столице Финляндии до 1990- х годов. В современное время возникла идея построить на прежнем месте воссозданный ресторан с увеличением посадочных мест. Проектом занималась архитектор Логашева и в 2016-м году ресторан «Эспиля» открыл двери для своего первого посетителя. А ею была 92-летняя Эльзе Сеппя, вдова последнего финского владельца ресторана.

Около 17 часов вечера мы вновь продолжили прогулку по проспекту Ленина и под номером 16 привлек внимание высокий, даже изящный дом, построенный в стиле модерн 1910-м году для купца Конконена по проекту архитектора Уотила.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Затем мы собрались перейти проспект Ленина и отправиться в парк Эспланада, как внимание привлекла музыка. Мы прошли немного вперед и оказались на…. Красной площади, а на ней шла репетиция празднования Дня Победы.

Поднялся нешуточный ветер, разгоняя мрачные облака, но надежды на улучшение погоды все же не было.

В прошлые века на площади находился старинный колодец и в 1599 году по приказу короля Карла 9 у его основания была произведена казнь свергнутого им короля Сигизмунда. С тех пор площадь стали называть «Площадь красного колодца»

До середины 20 века на площади велась торговля, в советские времена на ней проходили различные парады, а в настоящее время разные массовые праздничные мероприятия.

Теперь нам ничего не мешало отправиться дальше на прогулку и первое, что мы увидели в городском парке — это изящная 3,5 метровая бронзовая скульптура Лося, созданная скульптором Юсси Мянтюненом и установленная здесь в 1928 году. Это был период, когда Финляндия изображалась в виде лося, который стал символом Выборга и в настоящее время его изображение встречается на сувенирах и открытках.

Далее идем исследовать сквер. Это значимое и историческое место для жителей города.

В 1891 году на этом месте по проекту архитектора Эдуарда Диппеля началось строительство Кафедрального собора для финской общины. Величественный собор в неоготическом стиле вмещавший 1800 прихожан был освящен в 1893 году. Но во время бомбежек в период русско-финской войны собор получил значительные разрушения. Не смотря на внесение его в список ценных архитектурных объектов, в 50-е годы благородные руины некогда красивейшего собора были взорваны и разобраны, а на их мете установлена статуя Сталина.

Под верхним слоем сквера так и находятся фундамент и подвал собора. Возможно настанут времена и красивый собор вновь устремит свой длинный шпиль в мирное голубое небо.

Окнами в парк (кстати бывший парк им. Ленина) смотрит недавно отреставрированное трехэтажное здание, бывшая начальная школа, построенная в 1884–1886 годах в стиле итальянского Возрождения по проекту финского архитектора Франса Шёстрема. После русско-финской войны в здании разместился Дом офицеров, но Вторая мировая здание не пощадила — сначала оно было разрушено, а затем в нем случился пожар. Лишь к 1967 году здание было восстановлено и в нем открыли крупнейшее заведение аналогичных структур- Дворец культуры имени 50-летия октября. В настоящее время в здании располагается множество различных кружков и клубов по интересам для людей разного возраста.

Рядом с Дворцом Культуры находится еще одно историческое здание, которому в годы войны повезло больше — оно практически не было разрушено — Выборгский почтамт.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Построенное в 1914-м году по проекту архитектора Жака Аренберга здание Главпочтамта и поныне сохранилось в своем первозданном виде и используется по своему прямому назначению.

Напротив сквера, по улице Крепостной, в хорошем состоянии находятся еще два исторических здания.

Главный фасад дома, построенного в 1890-м году для предпринимателя, промышленника и владельца кирпичного завода Андерса Виклунда как раз и выходил на городской парк и на вскоре построенный новый Кафедральный собор.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Многоэтажный дом был построен в стиле неоренессанса по проекту зятя Виклунда — архитектора Леандера Иконена, судьба которого закончилась трагически — в 1918 году он был расстрелян.

Рядом находится особняк, построенный в 1891 году по проекту архитектора Йохана Аренберга в стиле итальянского ренессанса для губернатора Выборгской губернии. Несмотря ни на что, здание сохранило свой первоначальный облик и в настоящее время в нем располагается Совет депутатов.

Далее мы прошли квартал по Крепостной улице и повернув налево, зашагали по Ленинградскому проспекту- словно что-то вело меня именно в эту сторону. Так и есть — на пересечении с улицей Выборгской я увидела совершенно потрясающий дом и все, зависла надолго рассматривая и фотографируя детали.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Видно, что Доходный дом, построенный в 1907 году для акционерного общества «Пеликан» совсем недавно отреставрирован. Архитектор Бруно Герхард Сольберг постарался разнообразить фасады множеством всевозможных деталей, разных оконных проемов, лепнины. Дом включен в список памятников архитектуры города.

Напротив дома с привеликой радости Кирюси находилась детская площадка, куда мы быстренько и отправились.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Пока ребенок резвился, я и для себя нашла занятие.

На невысоком валу когда-то находилась выборгская крепость, прикрывавшая город со стороны Финского залива, названная «Рогатой». В настоящее время от нее остался лишь единственный сохранившийся бастион «Панцерлакс.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

На самом же валу в 1930-м году по проекту архитектора Ульберга был было построено здание в стиле конструктивизма для размещения в нем художественной школы и музея изящных искусств Выборга. После реконструкции и реставрации здания в 2010-м году в нем был открыт выставочный центр Эрмитаж — Выборг и Детская школа искусств.

Времени на посещения центра у нас уже не было, но зато я с удовольствием осмотрела организованную рядом в августе 2020 — го года экспозицию «Гранитные колонны из Выборгского залива».

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

В 18 веке в каменоломнях на полуострове Сторжок началась добыча розового гранита, используемого для строительства многих дворцов и храмов Петербурга. В Северную столицу огромные гранитные заготовки, отколотые от скал мастерами — умельцами вручную, доставлялись на баркасах. В начале 19 века баркас, с погруженной на него партией из двух 10-метровых колонн, предположительно для колонн Казанского собора попал в непогоду и был выброшен на мель. Затонувшие всего лишь в 50-ти метрах от берега колонны весом 45 тонн каждая давно заинтересовали подводных археологов, но лишь сейчас появилась возможность достать их.

В музее так же находятся и деревянные фрагменты затонувшего судна.

И вдруг закапал дождь, мелкий, редкий, но тем не менее противный и нам пришлось спешно покинуть и качели, и интересный музей. Надеясь на его прекращение, мы отправились в отель по улице Ладанова, чтобы успеть посмотреть расположенные на ней достопримечательности.

Огромный комплекс из двух училищ разместился на Соборной площади на целый квартал между улицами Выборгская и Крепостная.

Здание русской мужской гимназии, выборгское начальное училище памяти графини Гейден, супруги финляндского генерал-губернатора известной своей благотворительностью было построено в 1894-м году на беспроцентную ссуду, выделенную по велению императора Александра III. Проект здания в русском стиле выполнил архитектор Иконен. Реставрированное в послевоенные годы, училище сохранило свой первоначальный внешний облик и по сей день используется в образовательных целях- в настоящее время в нем находится школа № 1.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Рядом с бывшей гимназией находится бывшее Реальное училище, открытое в 1882 году среднее общеобразовательное заведение, действовавшее по 1918 годы в котором в те годы учились только мальчики.

Центральное место на Соборной площади занимает Спасо-Преображенский собор, заложенный по указу императрицы Екатерины II, ехавшей на переговоры со шведским королем Густавом III и посетившей Выборг.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

В ее свите находился Николай Александрович Львов, уже известный к тому времени петербургский архитектор, всесторонне одаренный человек, поэт, музыкант, гравер. Ему и было поручено выполнить эскизный проект новой русской церкви в Выборге.

Через три года после этого, в 1787 году архитектор Брокман, используя все рекомендации Львова и лишь уменьшив размер создал проект храма. Храм строился долго, в нем постоянно что-то видоизменяли и перестраивали и лишь в 1817-м году он был освящен. В 1892-м году после учреждения Выборгской епархии Спасо-Преображенский собор стал Кафедральным.

Напротив храма находится красивое голубое здание Высшего суда, (или Дворец Наместника) построенное в 1784–1799 годах в стиле классицизма по проекту архитектора Шпекле. После Революции в этом самом старом здании площади размещалась школа, а с 2014-м года в нем располагается Епархиальное управление.

Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)

Вообще застройка Соборной площади — это яркий пример влияния петербургской школы зодчества на архитектуру Выборга конца 18 начала 19 веков.

Вот и все, закончились мои рассказы о нашей поездке в такой замечательный и не сравнимый ни с каким городом России Выборг. Надеюсь мои материалы помогут кому-нибудь построить маршрут по городу. Напоследок слайд из еще нескольких фото.

Цикл материалов "Майский Петербург"

1. В Шуваловский парк вопреки непогоде
  2. Академия барона Штиглица
  3. Зоологический музей Санкт-Петербурга — как все начиналось
  4. Каменный остров — Курортный остров
  5. Булочные Вольчека
  6. Елагин остров в начале мая
  7. Меншиковский дворец на Васильевском острове
  8. Русский музей в корпусе Бенуа
  9. Макет «Петровская Акватория»
  10. По Большой Морской до смотровой на Исаакиевском соборе
  11. Михайловка — дача великого князя Михаила Николаевича
  12. Театр, два храма, солнце и ветер с залива
  13. Лопухинский сад и дача Громова
  14. Каменноостровский проспект — легкомысленный красавец
  15. Исследуя исторический Петербург (часть 1-я)
  16. Петроградская сторона, продолжение. Приморский парк Победы
  17. Санкт-Петербург, Смольнинское
  18. Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
  19. Стрельна. Дворцы, «Огненный князь» Львов и «Царская прогулка»
  20. Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)
  21. Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)
  22. Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)
  23. Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…