Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
сейчас на сайте

Старая Ладога — Россия Май 2021

Свое майское посещение Петербурга я планировала гораздо заранее, стараясь разнообразить его по максимуму, выискивая самые различные варианты. Список этих вариантов был насыщенный, но ввиду ситуации, связанной с ограничениями, пришлось довольствоваться тем, что удалось «отловить». В этот раз мне хотелось охватить Ленобласть, но те ее регионы, куда сложно организовать самостоятельную поездку на общественном транспорте. Поэтому пришлось воспользоваться поиском туристического агентства, услуги которого удовлетворяли бы моим требованиям и желаниям. Сложность состояла в том, что многие экскурсии проводились исключительно по выходным дням, коих свободных у меня было не так уж и много. Итак, минимизировав список особо желаемых направлений, под все мои критерии попала лишь одна однодневная автобусная экскурсия- «Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…». Заказала, оплатила и только после этого успокоилась.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Настал день экскурсии — 3 мая, а если вы помните, весна в этом году попала под холодный пресс зимы и никак не могла избавиться от ее мощного натиска и влияния. В этот день происходила яростная борьба и противостояние этих двух времен года.

Сбор группы был назначен на 9–00 часов утра недалеко от станции метро Московская. На мой взгляд и тогда, и особенно сейчас, после состоявшейся экскурсии, это очень позднее время.

Боясь опоздать, я по ошибке завела будильник на час раньше необходимого времени, но поняла это в тот момент, когда за мной захлопнулись двери парадной! С ума сойти: 6–30 вместо 7–30, но назад уже не вернуться — все домашние еще спят! Ну что ж, появилась возможность погулять по пустынным улочкам Петроградки, благо утро было хоть пасмурное и прохладное, но тихое и пока еще спокойное, безветренное.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Позднее, пока я ехала в метро, погода на улице резко изменилась. Приехав к означенному месту на полчаса раньше и прогуливаясь по Московскому проспекту, успела так продрогнуть под порывами ледяного ветра, что с нетерпением ждала посадки в маленький экскурсионный автобус. Но водитель неправильно понял ориентировку на местности и к назначенному времени ждал группу в каком-то другом месте! В следующие полчаса группа, в количестве 12 человек, пряталась от ветра под слабой защитой остановки. Завидев приближающийся автобус, гид посоветовала провести этот день под девизом: «Все просто замечательно и от всех нас исходит аура посыла доброты!» Благодаря всеобщему послушанию водитель остался жив!

В Старую Ладогу мы приехали примерно к полудню. Все основные достопримечательности, входящие в список для просмотра и изучения, расположены на берегу реки Волхов.

Вдали виден курган -  возможное захоронение князя Олега (Вещего)
Вдали виден курган - возможное захоронение князя Олега (Вещего)

Первым объектом была Староладожская крепость, расположенная на Ладожском мысу, в месте где в реку Волхов впадает река Ладожка (Елена).

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Едва мы покинули теплый автобус, как выжидавшие этого момента, надувшиеся от натуги, мрачные и зловещие тучи, ниспослали на наши головы первые, пока не особо рьяные капли дождя. Но оказавшись на месте, с которого 1159 лет назад пошла наша земля Русская, разве можно обращать внимание на такие мелочи?

Как все начиналось?

До 700-х годов в этих местах уже было поселение финнов-прибалтов, позднее изгнанное среднеевропейскими славянами. В 753 году земли у славян отвоевали шведы, которые основали поселение Старая Ладога. Но уже в 760-е годы шведы были изгнаны представителями раннеславянской культуры пришедших с Севера-Запада. Поселение просуществовало вплоть до 830-х годов, пока опять не было захвачено варягами — скандинавами.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

А далее самый важный исторический момент:

«Изгнали они варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали тогда себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси, т.е к народу, давшему впоследствии своё имя составившему элиту средневекового, древнерусского государства- Руси и сказали: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И пошел старший брат Рюрик и стал править Новгородом.»

Но согласно летописям, перед тем как идти в Новгород и поселиться там на Рюриковом городище, в 862 году на месте существовавшего поселения Старой Ладоги Рюрик со своей дружиной построил деревянную крепость с земляным валом. К 10 веку крепость в Старой Ладоге приобрела стратегическое значение, защищая водный путь из Балтийского моря в русские земли.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

В 1116 году, когда Ладога уже была под властью Новгорода, при князе Мстиславе Владимировиче Великом в крепости была проведена реконструкция, часть деревянных строений заменена на каменные с учетом обороноспособности.

За свою многовековую историю Староладожская крепость несчетное количество раз подвергалась нападениям, переходила из рук в руки и реконструировалась. В 16 веке в связи с быстрым распространением огнестрельного оружия, вся крепость была перестроена в камне, по периметру выстроены пять башен. Толщина стен достигала 7 метров, а высота варьировалась от 7 до 12 метров. В эти же годы к южной крепостной стене были пристроены деревянно-земляные укрепления бастионного типа.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

До наших дней сохранились лишь две башни: Климентовская

и Воротная,

Стрелочная реконструирована и восстановлена позднее.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Не смотря на усиление, в 1610-м году крепость была взята шведами. В 1617-м году согласно Столбовскому мирному договору, на расстоянии 40 километров от Ладоги была установлена граница между Россией и Швецией. К тому времени поселение, образованное рядом с крепостью, было разорено, в руинах стояли дома, монастыри и храмы.

Но шведы не успокоились: с 1701 по 1721 года между двумя странами идет Северная война, после окончания которой Ладожская крепость утрачивает свое стратегическое значение.

К началу 20 века крепость была практически полностью разрушена, некогда боевое защитное укрепление, она представляла собой довольно жалкое зрелище, везде лежал отпечаток забвения и скорби.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

В середине 20-го столетия начинается скрупулезная и масштабная реконструкция «русской» по духу крепости, которая продолжается и в настоящее время. Но уже сейчас можно сказать, что реставраторами приложены неимоверные усилия и проведена очень серьезная и сложная работа: по документам воспроизвести разрушенные строения.

Крепость в Старой Ладоге входит в Староладожский исторический и архитектурный музей-заповедник федерального значения, открытый 15 июля 1971 года. Площадь музея — заповедника 160 гектаров, на которых сохранились более 150 объектов культурного наследия, памятников истории и архитектуры 8–9 веков.

Историю крепости нам рассказывала гид у ее стен, ветер между тем крепчал, температура, и до этого не радовавшая, понижалась. Естественно, все эти погодные условия, как бы я ни старалась не обращать на них внимание, мешали сосредоточиться. Мысли бросались от сожаления о забытых в чемодане перчатках до выворачиваемого ветром зонтика.

Наконец вводная экскурсия закончилась и через Воротную башню мы вошли в Староладожскую крепость.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Расположенная огромной каменной подковой на берегу Волхова, она выглядела неприступной. Едва удерживаясь от налетевшего с реки ветра, наша группа резво просочилась в крошечную церковь Святого Дмитрия Солунского, древнейший памятник деревянного культового зодчества клетского типа на Северо-Западе России.

Можно немного передохнуть от непогоды и послушать гида, не занимаясь посторонними и отвлекающими внимание манипуляциями. Точная дата постройки церкви неизвестна, первое упоминание о ней датируется 1646 годом. Освящена во имя Святого Дмитрия Солунского, который считается покровителем воинов.

В 1901 году слишком обветшалая деревянная церковь уже не подлежала простой реставрации, требовалась масштабная реконструкция. Деньги на восстановление святыни были пожертвованы купцом Р. Г. Герасимовым. Церковь разобрали и переложили по новому образцу, сохранив первоначальный облик. Маленькая деревянная церковь состоит из притвора-сеней, трапезной и самой церкви. На крыше очень красивая луковичная главка.

Внутри церкви Святого Дмитрия Сосунского размещается экспозиция обломков фресок

с расположенного рядом белокаменного собора Святого Георгия.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

За деревянной церковью находится небольшое кладбище, на котором всего-то несколько надгробий. Одно из них — купца Алексея Смоленкова, дата смерти — 1887 год.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

За кладбищем расположены руины Тайничной башни. В давние времена здесь были ворота и спуск к реке Волхов, а возможно и пристань. Отсюда был прорыт тайный ход в крепость, чтобы снабжать гарнизон водой в случае осады.

А теперь, как бы не было холодно, обратим свое внимание на шедевр древнерусского зодчества: храм Святого Георгия, один из первых каменных храмов древней Руси, построенный в 1114 году.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

15-метровый Георгиевский храм — один из самых изящных средневековых храмов, памятник мировой культуры. Он среди тех немногих творений далекого исторического прошлого, которые являют собой завершенное единство традиций византийского и новгородского каменного храмового зодчества.

Благодаря усилиям огромного числа ученых, реставраторов и специалистов, по своим внешним параметрам храм Святого Георгия после проведенных восстановительных работ максимально приближен к оригиналу.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Предположительно, именно в этом храме молился Александр Ярославович (Невский) перед битвой со шведами в 1240-м году.

Два, кардинально разных храма, на протяжении веков соседствовали друг с другом, предоставляя свои стены верующим: летом — каменный храм Святого Георгия, а зимой, маленькая и уютная деревянная церковь Святого Дмитрия Сосунского.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

С трудом собрав свою группу, гид отпустила нас в свободное плаванье, но с ограничением по времени — полчаса на заплыв, маловато!

Все заметались, как сориентироваться и все успеть? Первым делом рванули в Стрелочную башню— околевшим тушкам требовалось тепло.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

В башне на четырех уровнях в ноябре 2020 года открылась экспозиция «Археология Ладоги». 3,5 тысячи экспонатов с помощью современного оборудования, показывают этапы освоения и развития древнейшего культурного слоя Южного Приладожья в 8–9 века — эпохи викингов.

В самой нижней части башни сохранилась подлинная кладка 15 века.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Перед выходом из башни по узкой лестнице можно подняться выше и выйти на крытую галерею

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

— отсюда шикарные виды на внутренний двор крепости, на храмы,

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

на реку Волхов и селение, расположившееся на противоположном берегу.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Сквозь не обремененные буйной листвой ветки видны купола Староладожского Мужского Монастыря Святителя Николая, куда мы поедем позднее.

На первом плане сохранился участок древней крепостной стены.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Затем спешу на саму Стрелочную башню, по винтовой железной лестнице поднимаюсь на верх и — это только смотровая площадка.

Следующий объект — квадратная Воротная башня, с момента построения в 1120-х годах, служила единственным входом в крепость. В настоящее время в ней открыт краеведческий музей. По узкой крутой лестнице поднимаюсь на верх, но на подробный осмотр экспозиции уже нет времени.

Перейдя по мосту через речку Ладожку,

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

наша группа следом за гидом направилась по узкой древней улочке Варяжской к скверу, расположенному на берегу Волхова.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Здесь, на центральной площади Старой Ладоги с замечательным открыточным видом на Староладожскую крепость,

в 2015-м году был установлен первый в России памятник основателям нашего государства Российского.

Рюрик, первый летописно достоверный русский князь и его правоприемник — Олег (Вещий), более тысячи лет назад совершивший историческое соединение Руси Новгородской и Руси Киевской стоят вместе на одном постаменте. Автор памятника петербургский скульптор Олег Шоров, победивший в конкурсе среди 38 участников, организованном главой региона Александром Дрозденко.

Мои весенние путешествия удивительным образом переплелись и побывав в Старой Ладоге, позднее я посетила и Великий Новгород. Среди государственных деятелей, увековеченных на памятнике »Тысячелетие России», есть и фигура Рюрика (по центру с мечом) — до 2015 года бывшая единственным изображением основателя Российской государственности.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Странно это как-то… Некоторых, с позволения сказать товарисчей, хоть пруд пруди и городи из них заборы.

Рядом со сквером на пересечении улиц Варяжской и Культуры, на бывшей Торговой площади находится двухэтажный кирпичный особняк бывшего купца второй гильдии Петра Васильевича Калязина.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Дом был построен в 1884 году, на первом этаже располагались магазины, на втором жилые комнаты семьи купца. В советское время в доме находился клуб, затем садик, с 2003 года на первом этаже здания располагался выставочный зал музея-заповедника «Старая Ладога». С конца 2020 года музей закрыт, а здание находится на реставрации.

Утомила я вас, ну что ж, прервемся.

Сладости не могли согреть в тот ненастный холодный день.

Цикл материалов "Майский Петербург"

1. В Шуваловский парк вопреки непогоде
  2. Академия барона Штиглица
  3. Зоологический музей Санкт-Петербурга — как все начиналось
  4. Каменный остров — Курортный остров
  5. Булочные Вольчека
  6. Елагин остров в начале мая
  7. Меншиковский дворец на Васильевском острове
  8. Русский музей в корпусе Бенуа
  9. Макет «Петровская Акватория»
  10. По Большой Морской до смотровой на Исаакиевском соборе
  11. Михайловка — дача великого князя Михаила Николаевича
  12. Театр, два храма, солнце и ветер с залива
  13. Лопухинский сад и дача Громова
  14. Каменноостровский проспект — легкомысленный красавец
  15. Исследуя исторический Петербург (часть 1-я)
  16. Петроградская сторона, продолжение. Приморский парк Победы
  17. Санкт-Петербург, Смольнинское
  18. Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
  19. Стрельна. Дворцы, «Огненный князь» Львов и «Царская прогулка»
  20. Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)
  21. Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)
  22. Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)
  23. Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…