Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 19:16

Выборг — Россия Май 2021

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Продолжим нашу хаотичную прогулку по историческим улочкам Выборга. Сейчас, глядя на карту, мне все видится вполне понятным, а тогда, что называется на натуре, эти улочки изрядно меня помучили, петляя, увиливая и исчезая в самый неподходящий момент. Но ничего, постараюсь как-нибудь разобраться с этой путаницей. От площади у Старой Ратуши мы немного поднялись вверх по Крепостной улице,

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

повернули направо на Подгорную улицу и надолго застряли на этом огромном прямоугольнике, обрамленном еще двумя улочками: улицей Сторожевой Башни и улицей Новой Заставы.

Внимание Кирюси сразу же привлекли качели, которые видимо специально установили здесь, дабы дети не отвлекали внимание взрослых на себя. А зацепить внимание было чем: первое, что бросается в глаза это трагическая картина — мрачные руины Старого Кафедрального Собора.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Огромный багряно — красный кирпичный остов с зияющими мрачной пустотой проемами от окон и дверей, отсутствие крыши и перекрытий, заросшие травой внутренние просторы и обрушившиеся практически до основания колонны — все это напоминает огромное израненное животное, истерзанное многодневной стихией и безжалостно выброшенное на берег умирать…

Когда-то давно на этом месте уже стоял небольшой храм, но он был деревянным, а как известно из истории, век деревянных строений недолог: в 1411 году во время осады Выборга новгородцами храм сгорел. К 1494 году был возведен новый каменный римско-католический собор. В это же время был построен и нижний ярус Колокольни.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Позднее, в процессе Реформации, храм был обращен в лютеранство, а в 1554 году, когда в Выборге была образована епархия, собор получил стус Кафедрального.

В начале 18 века в ходе штурма Выборга русскими войсками собор был сильно поврежден. Восстановленный по указу Петра I к 1725 году православный храм освятили в честь святых апостолов Петра и Павла. В соборе был установлен алтарь в честь Рождества Христова. Рождественский собор действовал вплоть до 1793 года, когда в храме случился пожар.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Немного раньше, в 1788 году в Выборге уже был построен новый православный Спасо-Преображенский собор, поэтому сгоревший Рождественский собор никто восстанавливать не стал, его задешево продали военному гарнизону под склады. К 1913 году храм отремонтировали, и он стал храмом для Выборгских военных. С получением независимости Финляндии в 1918 году и старому Кафедральному собору возвращается лютеранство. Роковыми для Кафедрального собора стали боевые действия совестко-финской войны 1939–1940 годов, когда он пострадал от бомбежек. На фото 1942 года без крыши собор все же был еще крепок и в нем служили молебны. Но что такое здание без защиты, когда его стены, пол, колонны представлены стихии. Сегодня мы видим результат.

Колокольне, строительство которой началось в 1494 году повезло больше. Спустя век, установленные на ней часы изменили и ее название, теперь ее стали называть Часовая Башня.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Жизнь башни тоже была далека от идеальной — пожары, реконструкции, перестройки. В 1738 году по распоряжению императрицы Екатерины II башню в очередной раз отремонтировали и установили на нее часы с колоколом доставленные из Стокгольма. В конце 18 века после очередной реконструкции башню увеличили до высоты 25 местров и на верху появилась смотровая площадка. К сожалению, в настоящее время башня закрыта для посещения. В Выборге около многих исторических объектов установлены информационные щиты, что очень удобно для туристов.

Часовая Башня очень красиво смотрится, она словно вырастает из глыбы камней и парит на фоне голубого неба.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Кстати башня является вдохновительницей не только для худождников и фотографов, но и для кинематографистов. Ее силуэт показан в фильме «Земля Санникова». А вообще, любая улочка старого Выборга — это натуральные декорации для съемки исторических фильмов.

Только вот напротив руин Кафедрального собора по улице Сторожевой Башни 9 построен какой-то странный многоэтажный жилой дом под железной крышей, изрядно заржавевшей. Наверное, им заполнили пустующее пространство, особо не заботясь о внешнем облике и общей архитектурной концепции. Совершенно случайно нашла информацию об этом здании: это общежитие для работников порта, проект создан архитектуром Борисом Соболевым в 1982 году.

Отвернувшись от этого огромного безобразия, я встречаюсь взглядом с Кирюсей — она все еще катается на качелях и улыбнушись ей, устремляюсь к красивому многоэтажному дому, вплотную примыкающему к Часовой башне — Дому купца Буттенгофа расположенному на перекрестке улиц Крепостной 7 и Новой Заставы.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Это настоящий памятник архитектуры Выборга, украшение исторической его части, построенный в конце 19 века по заказу прусского купца Эмиля Буттенгофа. Четырехэтажный доходный дом, созданный архитектором Йоханом Бломквистом в стиле неоренессанс, сразу после возведения выглядел эффектным и выделялся среди своих, слегка уже постаревших и обветшалых соседей. Богато отделанные фасады дома подчеркивали преуспевающую деятельность его хозяина в области табачной и алкогольной промышленности. На первом этаже естественно располагались магазин купца и другие коммерческие помещения. Остальные этажи сдавались в наем, но часть помещений занимал купец с семьей. Красиво смотрится угол здания, оформленный массивным эркером и башенкой над ним.

В военные годы здание пострадало, но не сильно, после реставрации его внешний облик практически не изменился. В настоящее время это обычный жилой дом.

А напротив этого красавца, по улице Крепостной 11, расположен бывший Доходный дом Говинга, в котором сейчас сложно узнать строгий стиль северного модерна. Улица Крепостная в этом месте перегорожена, не знаю, возможно причина именно в разрушающемся состоянии дома и опастности нахождения рядом с ним.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

А построен Доходный дом по проекту архитектора Карла Хорда Сегерстадта в 1903–1904-х годах для книготорговца Виктора Говинга. В каждой квартире дома был сооружен камин, при чем не по типичному проекту, а все 60 каминов были выполнены в различных стилях. На первом этаже долма располагались самые различные заведения: магазин антикварной книги, канцелярский и мебельный магазины, фотомастерская и прочая, прочая.

Не думайте, что до такого состояния дом довела война — отнюдь, таковым он стал уже в наше время. В конце восьмидесятых жильцов, ютившихся в коммуналках, расселили под предлогом ремонта дома, но тут неожиданно грянула перестройка и все! А потом как следствие прибежище неблагонадежныой публики, пожар…Что будет с домом теперь, сложно сказать. А вот так выглядит в прошлом роскошный дом со двора, куда нас увлекла арка.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Но не буду забегать вперед, вернемся на улицу Сторожевой башни 3 и полюбуемся одноэтажным Купеческим жилым домом, постройки аж 1768 года! Сейчас в нем располагаются аппартаменты.

Вплотную к этому побеленному белому крепышу премыкает красивый, недавно отрестарированный Дом Дагермана, получивший это название по имени одного из прошлых своих владельцев.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Дом, расположенный на улицах Южный Вал 12, Выборгская 2, был построен в 1897 году по проекту финского архитектора Вальдемара Аспелина. Одно время в здании располагалось консульство Дании. Сейчас же находится филиал Санкт — Петербургского педагогического университета.

Не будем пока углубляться далее по улице Выборгская, а пройдем к следующему весьма знаменитому дому, расположенному на улице Южный Вал 1А.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Нумерация домов в Выборге порой ставила меня в тупик — ведь два последних дома расположены один за одним.

Ну да ладно, в любом случае этот дом вы не пропустите, хотя бы потому что он имеет сразу несколько неофициальных названий: Дом — утюг, Плоский дом, Ведьмин дом.

О чем задумался архитектор Эдуард Диппель в далеком 1898 году проектируя этот дом, никому не ведомо, но автору банально не хватило денег на постройку боковой стены. А приближалась зима, холода и тогда жильцы взялись за дело сами и уж тут что получилось, то и имеем!

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Но я забыла поискать самый итересный ракурс, подтверждающий необычность дома, а поэтому представляю свои варианты фото.

Напротив, по улице Южный Вал 1 находится длинное желтое здание, построенное в 1899 году по проекту уже знакомого нам архитектора Йохана Бломквиста для таможни и таможенных складов. В настоящее время в здании располагается Управление выборгского порта.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

По улице Новой Заставы возвращаемся на Выборгскую улицу, пройдемся немного вперед и посмотрим еще одни руины.

В 1392 году в Выборге был основан монастырь ордена доминиканцев, первоначально выстроенные деревянные строения менее чем через сто лет сгорели. В 1481- 1490 годах был построен каменный собор монастыря.

В период Реформации деятельность монастыря была упразднена. В 1710-м году собор был перестроен и стал главным Кафедральным собором Выборга вплоть до русско-финской войны 1939–1940 годов, когда здание сильно пострадало. Отремонтированный и практически достроенный к 1944 -му году, с приходом русских собор остался не у дел, а случившийся будто бы внезапно пожар в 1989 году довершил разрушение времени. Сейчас перед зданием стоят щиты с рекламой перестройки и восстановления собора, остается верить, что это произойдет.

Недалеко от руин собора расположена башня,

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

в 1470-х годах построенная в комплексе с крепостной стеной. Одно время она даже использовалась в качестве колокольни при храме.

Рядом с Башней на улице Титова 4 внимание привлек многоэтажный бывший доходный дом Науккаринена, построенный в 1902 году по проекту архитектора Корпимяки.

А мы возвращаемся на угол улиц Выборгской и Новой Заставы, здесь на небольшом пространстве обращают на себя внимание сразу три необычных старинных дома. Небольшой каменный и недавно отреставрированный домик в 14 веке был частью средневековой купеческой усадьбы, включавшей в себя как жилые, так и хозяйственные постройки.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Здание, построенное еще до городской перепланировки, проведенной в 1640-м году, в 16 веке было приобретено купеческой гильдией Святого духа. В настоящее время этот средневековый памятник архитектуры считается самым старым сохранившимся зданием гражданского назначения в Выборге.

Исторический Выборг расположился на холмистой местности, поэтому иногда приходилось совершать спуски и преодолевать подъемы, удивляясь застройке прошлого, гармонично вписавшейся в сложный рельеф. Фундаменты некоторых зданий словно бы плавно обнимают каменные основания.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Хорошо если здания небольшие, но ведь на холмах строили и огромные многоэтажные. Вот пример такого Доходного дома Франкенхаузера, расположенного на Сторожевой улице, 10, построенного в 1903 году по проекту архитектора Аминоффа.

В историческом Выборге не могут не обращать на себя внимание многочисленные арки, так и заманивающие в свои проемы праздно гуляющих.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Вот и мы не удержались и последовали за другими туристами, такими же любознательными, как и мы и не пожалели.

Внутри двора окруженный многоэтажками и многочисленными окошками,

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

усремленными на него стоял симпатичный двухэтажный домик, постройки начала 20 века.

Крошечный палисадник, цвет стен пыльной розы, овальный углы — все это заставило меня застыть в ожидании сказочной Принцессы или на худой конец подружки Буратино — Мальвины.

Но выскользнув из-под арки, словно из другого портала, мы сразу же вернулись в мир настоящий — реальный, жесткий и не всегда кажущийсясправедливым и безмятежным.

Свернув на улицу Красина между домами заметили еще один из самых старых средневековых жилых домов города, образцы которых в России можно увидеть только в Выборге.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Совсем небольшой, невысокий, но тем не менее двухэтажный Бюргерский дом башенного типа сложен был примерно в 16 веке из огромных гранитных каменных валунов. В 60-х годах 20 века в доме был проведен ремонт, увеличена высота потолков и сейчас в нем располагаются две квартиры. Невероятно, муравьиных размеров, наверное.

Далее, немного покружив по крошечным улочкам, мы оказались на улице Водной Заставы 4, у небольшого ладненького такого домика, похожего на крошечный замок, но называемого Костел Гиацинта.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Давайте-ка разберемся, что это еще за Гиацинт такой?

Изначально на этом самом месте находился францисканский монастрырь, затем после его перестройки в здании разместили монастырскую школу. После Реформации монастырей, дом перешел во владение купцу Бойсману. В 18 веке здание было передано дворянскому собранию. На втором этаже в самом большом зале проводили собрания и балы, а само здание стали называть «Рыцарский дом».

Все изменилось в 1799 году, когда русский император Павел I, покровительствовавший Мальтийскому ордену, для духовной поддержки русских солдат, учредил в Выборге римско-католическую церковь. Рыцарский дом превратился в часовню Святого Гиацинта, каконизированного католического монаха и миссионера. На втором этаже дома совершались молитвы, а на первом жила церковная прислуга. После реконструкции с 1915 по 1930 годы часовне предали вид костела. В 1944-м году приход был закрыт, в здании размещались разлищные складские помещения. В 1960-х годах началась реконструкция, вернувшая историческому зданию первоначального облика. С 2003 года в здании, являющемся объектом культурного наследия России, размещается площадка для экспозиций Выборгского замка.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Недалеко от костела в глубине двора по улице Прогонной 7А мы отыскали третий из четырех средневековых бюргерских домов Выборга, которые еще называют маленькими домами-крепостями. Два я вам уже показала выше.

Эта усадьба Бюргера включает в себя не только сам трехэтажный дом-крепость, сложенный из гранитных валунов,

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

но и двухэтажный каретник, где раньше размещались конюшни и хранились телеги. На втором этаже каретника хранилось сено и сельскохозяйственный инвентарь. В настоящее время здесь устроен ресторан.

В самой же усадьбе, владельцами которой были богатые купцы и ремесленники, на первом этаже располагались склады и мастреские, на втором — кабинет, кухня, на третьем — спальни. Сейчас в бывшем жилом доме усадьбе размещается информационный турцентр и небольшой музей.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Выйдя со двора, я заинтересовалась зданием на углу улиц Прогонной и Краснофлотской — это так называемая Чертова церковь.

Построено оно было в 1890-м году по проекту уже знакомого нам архитектора Бломквиста для компании по производству крепких спиртных напитков. В здании размещался недорогой ресторан для рабочих, а свое название оно получило в период «сухого закона» с 1919 по 1932 годы. Но почему именно такое, ведь церковь никогда не занимала эти помещения?

С 1959 года в здании располагался клуб Выборгского морского порта, сейчас же в нем находится клуб «Балтика».

Пройдя далее по Прогонной улице, мы вышли на Рыночную площадь и уперлись взглядами в круглую Средневековую каменную Башню, один из символов Выборга.

В 1547-м году шведский король Густав Ваза для защиты города приказал построить фортификационный комплекс, в состав которого и входила эта артиллерийская башня рондельного типа. Построенная по проекту инженера Ганса Бергена она простояла несколько веков и в настоящее время используется как ресторан.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

На площади расположились ларьки и палатки с самой разнообразной продукцией, но нас отвлек детский крик. И далее мы стали свидетелями одновременно и смешной и трогательной сцены.

Видите на фото ниже средневековые инструменты для наказаний? По центру стоит деревянное приспособление, в которое просовывают шею и руки, затем их закрепляют и наказанный может стоять в таком положении долгие часы, а может дни. В наше же время многие считают необходимым и смешным сделать это добровольно исключительно ради фото. Одна непутевая мамаша так и поступила, а когда на ее шее и руках защелкнулись застежки, ее сынишка, лет 8–9 от роду, до этого стоявший и наблюдавший за процессом, вдруг завизжал на всю площадь. Затем вытирая слезы рванулся к матери и отталкивая бородатого хозяина инструмента, пытался ее вытащить, крича при этом:

-Идиотская штука, идиотская какая-то!

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

В общем и смех и не очень! А мы, чтобы отвлечься, отправились в рынок.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

И напоследок этого рассказа, покажу вам мостовые Выборга, по которым приходится шагать туристам и путешественникам. Так что одевайте удобную обувь.

В рассказ попали мрачноватые фото и следующего дня, когда дождь шел не прекращаясь, скомкав и спутав наши планы.

Продолжение еще планирую и в архитектурном плане оно будет несколько иным.

Выборг - русский островок европы (часть 3-я)

Цикл материалов "Майский Петербург"

1. В Шуваловский парк вопреки непогоде
  2. Академия барона Штиглица
  3. Зоологический музей Санкт-Петербурга — как все начиналось
  4. Каменный остров — Курортный остров
  5. Булочные Вольчека
  6. Елагин остров в начале мая
  7. Меншиковский дворец на Васильевском острове
  8. Русский музей в корпусе Бенуа
  9. Макет «Петровская Акватория»
  10. По Большой Морской до смотровой на Исаакиевском соборе
  11. Михайловка — дача великого князя Михаила Николаевича
  12. Театр, два храма, солнце и ветер с залива
  13. Лопухинский сад и дача Громова
  14. Каменноостровский проспект — легкомысленный красавец
  15. Исследуя исторический Петербург (часть 1-я)
  16. Петроградская сторона, продолжение. Приморский парк Победы
  17. Санкт-Петербург, Смольнинское
  18. Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
  19. Стрельна. Дворцы, «Огненный князь» Львов и «Царская прогулка»
  20. Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)
  21. Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)
  22. Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)
  23. Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…