Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 16:31

Выборг — Россия Май 2021

Выборг, как же давно я хотела посетить этот уникальный русский город, впитавший в себя наследие и культуру нескольких народов: шведского, финского, прусского, немецкого и русского. В нем пластами расположились и благополучно соседствуют западноевропейское средневековье и более поздние строения, руины и отреставрированные постройки, прошлое и настоящее.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Три раза я проезжала через город с 700-летней историей и каждый раз с сожалением смотрела в окно автобуса или поезда на мелькавшие за ним красивые старинные здания, напоминавшие мне Европу, на остров с Средневековым замком в центре и загадывала желание — непременно приехать сюда, обязательно с ночевкой. Я уже достаточно взрослая и догадываюсь, что исполнение буквально всех моих желаний зависит исключительно от меня самой, но в том, 2020-м году подработать волшебницей не получилось — во все жизненные процессы вмешалась всем известная напасть и запланированная поездка сорвалась. Ничего, я настырная и сворачивать с намеченной цели не собиралась, а посему еще в марте забронировала отель, изучила маршруты-карты-явки-пароли.

Накануне поездки внучка изъявила желание отправиться вместе с бабулей в путешествие. Я переоформила номер в отеле и рано утром следующего дня, прихватив рюкзачки и вызвав такси, мы отправились на Финляндский вокзал. Одним днем мы с Кирюсей уже ездили в Краснодаре, по Петербургу вдвоем много гуляли, но ехать одним, да еще и с ночевкой этот опыт был впервые. Разместившись в Ласточке, мы предались каждая своим занятиям: юная путешественница, примеряя на себя новые ощущения сначала почитала, потом занялась рисованием.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Я же погрузилась в предвкушения от предстоящих прогулок и мысленно пыталась договориться с Небесной канцелярией, работа которой заставила напрячься и изменить прежний график поездки.

Через один час и 15 минут мы уже выходили на Выборгском вокзале, современное здание которого, третье по счету, было открыто для пассажиров в 1953 году.

Еще полчаса потрачено на поиск нашего Выборг — отеля, оформление, избавление от рюкзаков и свобода — идем знакомиться с городом! Накануне, изучая прогноз погоды, я решила изменить план освоения города, решив, что в дождь, который планируется на следующий день, можно погулять по городу, а сегодня, пока погода благосклонна к путешественникам, лучше отправиться в парк Монрепо. Но молоденький менеджер, словно извиняясь передо мной, сообщил, что до 14 мая парк закрыт после долгой зимы на просушку. Для меня это действо было внове, я даже не слышала о таком мероприятии и заботе о парковых территориях, иначе бы заранее изучила информацию. А значит европейскому Выборгу нами будет уделено гораздо больше внимания, чем планировалось!

Ближайшее к отелю место, с которого вполне логично начать осмотр — набережные залива Салакка — Лахти, что в переводе с финского означает — залив уклейки (по- русски название звучит «Большой Ковш»). В бытность принадлежности города к Финляндии, в заливе существовала гавань для яхт и раздолье для местных рыбаков. А уклейка- это небольшая рыбешка, облюбовавшая залив, чешуя которой легко осыпается и буквально оклеивает руки поймавших ее рыбаков

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Аллея через небольшой сквер привела нас к основанию Ковша и перед глазами раскинулись до невозможности синие спокойные воды залива.

Справа расположен многоэтажный современный отель Дружба, из окон которого открываются панорамные живописные виды на залив, замок и на город. Отель построен по совместному финско — русскому проекту в 1982 году, руководителем был профессор, заслуженный архитектор России Виктор Николаевич Щербин.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Теперь я увидела, чего лишилась, если бы забронировала там номер, особенно если бы он был на верхнем этаже. Ведь этот вариант рассматривала, но я же с ребенком, а значит выбор пал на отель, расположенный ближе к историческому центру. На набережной рядом с отелем как два огромных остова огромных животных установлены ладьи викингов — драккары. Сегодня мы рассматривали их издали, завтра же подойдем поближе. В 1984 году на берегу залива снимался исторический фильм «И на камнях растут деревья», ладьи остались после съемок и отлично вписались в общую композицию набережной.

Фильм этот я смотрела в необычном месте: на катере, доставлявшем пассажиров с острова Соловки, надо же было чем-то занять утомленных морально и физически туристов в четырехчасовом путешествии по Белому морю.

Полюбовавшись заливом, живописными набережными, понаблюдав за действом уточек, чаек

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

мы отправились в сторону Выборгского замка по бывшей Рыбацкой набережной, получившей свое новое название имени 40- летия ВЛКСМ в 1958 году.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Чудесная погода радовала, она благоволила к нам и это внушало оптимизм и все, тревожащие душу опасения по поводу ее капризного характера, ненадолго улеглись. На набережной в 2014-м году в день Военно-Морского флота России были установлены два крейсерных чугунных якоря Холла, весом четыре тонны каждый. Якоря с качающимися лапами были изготовлены в 1975 году и до этого хранились на Выборгском судостроительном заводе.

Сквозь ветки деревьев, еще не украшенных листьями, я рассмотрела красивый старинный особняк, построенный в 1886 году по проекту архитектора Фредерика Теслеффа для предпринимателя Эугена Вольфа.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Во время Второй мировой войны особняк был сильно разрушен, после реставрации он используется в качестве жилого дома.

Так приятно было неспешно идти по аллее и пока мои мысли витали где-то в белоснежных облаках, Кирюсенька успела познакомиться со скульптурой из серого гранита «Мальчик с кошкой», выполненной в прибалтийском стиле в 1988 году для Выборгского скульптурного симпозиума.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Крутой поворот набережной влево и смена ее названия — теперь мы шли по Набережной 30-го Гвардейского корпуса.

Слева показалась Рыночная площадь, вся выложенная брусчаткой и булыжником.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Образованная в конце 19 века на месте бывших укреплений, от которых сохранилась лишь Круглая башня, она всегда использовалась для рыночной торговли. Здание Рынка было построено в стиле национального романтизма в начале 20 века по проекту архитектора Карла Хорда аф Сегерштадта. Полуразрушенное в войну здание после проведенной реконструкции вновь начало функционировать в 1957 году.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Далее по улице Северный Вал 11, на пригорке стоит четырехэтажный особняк в стиле неоренессанс — бывший Доходный дом Вильгельма Хакмана, построенный в 1897 году по проекту уже знакомого нам архитектора Фредерика Теслеффа.

После русско-финской войны в доме разместился штаб 30-го гвардейского стрелкового полка, вот откуда и название набережной. После расформирования полка в 1998 -м году, зданию не было найдено применение, и оно было просто брошено, пока в 2014-м году в нем не случился пожар. Красивый особняк с угловым эркером, куполом над ним и другими элементами декора был поднят практически из руин и в настоящее время здание является памятником архитектуры в нем размещается школа.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Следующее довольно-таки мрачноватое здание на углу улиц Подгорной и Северного вала 7 также связано с семьей Хакманов — это административное и жилое здание фирмы «Хакман и К». Дом Хакмана построен по заказу Вильгельма Хакмана в 1907 -1908 году в стиле северного модерна по проекту архитекторов Уно Ульберга и Акселя Гюльдена. Фасады особняки облицованы мрамором с использованием богатого декора и поэтому дом еще называют -Гранитный дворец.

Основателем фирмы Хакманов был купец Ганзейского союза Фредерик Хакман, эмигрировавший в Выборг из Германии в 1790-м году и уже в 1816 — м была основана семейная торгово-промышленная компания Hackman & Co. Следующие 150 лет многие сферы деятельности города были обязаны этой фамилии: занимаясь торговлей лесом и многими продуктами, они не забывали уделять внимание и развитию экономики города — открывая предприятия и банки. Хакманы основали Выборгскую верфь, способствовали развитию наук, спорта, транспортной сети. Большое внимание семья уделяла семьям малоимущих, организовывая пособия и кассы взаимопомощи.

В административном здании в цокольном этаже расположили контору, на первом торговые залы, на втором этаже была квартира хозяев. Под всем зданием были подвалы для товаров.

Во время войны здание практически не пострадало, позднее его помещения перепланировали под жилые квартиры. В девяностые годы с целью приватизации жильцов расселили, но в настоящее время дом, внешне выглядевший очень крепким, пустует и судьба его не ясна.

Во время русско-финской войны семья Хакманов покинула Выборг, но их компания продолжает существовать в Финляндии. Ежегодный благотворительный бал 7 января, в котором Хакманы принимали активное участие и поныне является праздником Выборга, но уже в Финляндии.

Чтобы поближе сфотографировать Гранитный дворец, мне пришлось взобраться на холм, потом я немного прошла по мосту, который плавно переходит в Петровскую набережную, но к ней мы подойдем позднее и с другой стороны. Я сделала несколько снимков Замка с высоты моста и поспешила вниз-Кирюся звала посмотреть, что она обнаружила в огромном дупле старого дерева. Это были кормушки для птиц и не одна, а две или даже три на разных уровнях ствола.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

а мы, после его посещения и детального изучения по Крепостному мосту спешим на Петровскую набережную.

Погода между тем заметно испортилась, как капризная барышня она нахмурилась, небо резко заволокло мрачными тучами, да и ветер очень некстати активизоровался. Справа от Крепостного моста расположена небольшая Петровская площадь, вошедшая в историю как место массовых выступлений солдат выборгского гарнизона.

С площади виден еще один красивый ракурс на Замковый остров и Выборгский замок.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

На площади установлен единственный в России памятник сподвижнику русского императора Петра I, генерал-адмиралу- Федору Матвеевичу Апраксину.

Бронзовый бюст установлен в 2010-м году в честь 300-летия взятия Выборга, которым и руководил Апраксин. Авторами монумента является коллектив скульпторов под руководством профессора кафедры скульптуры академии имени Штиглица Е. Б. Волкова.

На другой стороне от Крепостного моста в 2018 году был открыт культурно-развлекательный комплекс «Петр I Северный Плацдарм» .

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Тематический парк представляет возможность не только проявить свою силу, ловкость на нескольких аттракционах, но и окунуться в петровскую эпоху.

На территории установлены палатки и шалаши, разнообразное орудие прошлых эпох, воссозданы места привалов.

Огромный макет корабля позволит почувствовать себя бесстрашным мореплавателем.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

«Аллея полководцев» расскажет о командующих войсками при штурме Выборга в далеком 1710-м году.

Прогуливаясь по плацдарму я мысленно определялась со следующей точкой маршрута, но у Кирюси были свои планы — из всего перечня атракций она выделила одну -веревочную и все, больше ни о чем не могла думать, никуда не соглашалась идти! Ну разве что после преодоления препятствий! Вход в Тематический парк свободный, а за услуги веревочного маршрута надо платить, цена зависит от сложности. И вот каска на голове, страховка закреплена и моя отважная внучка отправилась преодолевать препятствия по нижнему уровню.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Воодушевленная быстрым успехом, она была готова на следующий этап, а возможно еще на несколько сразу, но…вместо этого мы выходим за территорию огороженного тематического парка и попадаем на территорию небольшого Петровского парка, открытого еще в середине 19 века. В то время он был назван в честь императрицы Анны Иоанновны. По парковой аллее поднимаемся на Петровскую гору,

где на ее вершине в 1910-м году в честь двухсотлетия возвращения Выборга России по указу Николая II был установлен памятник Петру I, созданный скульптором Леопольдом Бернштамом.

Со смотровых точек парка открываются не плохие панорамы на замок — этим воспользовались юные художники, стайками разместившиеся на склоне холма. Пряча руки в карман и пытаясь их там согреть, оставалось только сочувствовать юным дарованиям — пленэр в такую погоду настоящее испытание. Я сфотографировала замок с этого ракурса и пообещала нарисовать его внучке в ее альбоме, но позже, в номере отеля!

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

В Петровском парке и окрестностях есть объекты оставшиеся с прошлых времен и если есть время — можно погулять и посмотреть, у нас его к сожалению было мало.

Небо между тем подтянуло полчища зловещих туч: огромная бесформенная серо-черная масса нависла над городом и затаилась в мрачном ожидании — когда можно будет выпускать на арену дождь!

Эта ситуация напрягала, ведь впереди перед нами еще весь исторический Выборг, такой таинственный, манящий и я мысленно обратилась к дождю: ну погоди немного, потерпи, мало что ли ты меня поливал уже?

В такой напряженной обстановке у меня из головы напрочь вылетело желание непременно посетить Музей Шоколада, расположенный в историческом здании порохового погреба, входящего в систему оборонительных сооружений 18 века, построенную по приказу императрицы Анны Иоанновны.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Музей открыт совсем недавно — в 2019 году, вход свободный. Уже дома открыла сайт музея, оооо, лучше бы я этого не делала! В общем, от посетивших этот музей жду отчета!))

От памятнику Петру I по улице Островной можно спуститься на недавно благоустроенную береговую линию Выборгского залива

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

набережную адмирала Апраксина, погулять там и вернуться к Крепостному мосту и уже тогда свободно оправляться в город.

Крепостной мост приводит нас на площадь Старой ратуши и на ней находятся сразу два красивейших здания города.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Слева старинный особняк был построен в 1650 году для своего первого владельца Антона Борхарда, но в историю дом вошел под именем богатого выборгского купца Йохана Веркута. При Веркуте в 1772-м году Выборг посетила императрица Елизавета II и останавливалась она именно в этом доме.

Очередной владелец дома Нильс Перандер в 1897 году поручает архитектору Эдуарду Диппелю расширить и реконструировать здание в стиле балтийского ренессанса.

В начале 20 века в здании располагался отель. После случившегося в 1989 году пожара оно было отреставрировано в 2007 году и в настоящее время это жилой дом.

На первом этаже расположена кофейня «Mersi»,

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

куда мы и направили свои уже слегка подуставшие стопы: аромат кофе, запах выпечки заставили нас на время позабыть о намеченных планах! В кафе два зала, второй — крошечный, всего на 2 столика, но они были свободны и мы замечательно разместились за одним из них.

Немного позднее отдохнувшие, зарядившиеся калориями вновь были готовы гулять и созерцать прекрасное и первое здание, которое не может не восхищать — это здание Старой Ратуши, построенное в 1643 году. В те далекие времена оно хоть и было двухэтажным, но все равно самым вместительным в городе.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Во время осады и бомбардировки города русскими в 1710-м году здание получило значительные повреждения. В 19 веке в нем размещались самые разные учреждения, пока к концу века не встала необходимость в размещении в нем историко-этнографическго музея. Для этого по проекту архитектора Б. Бломквиста в 1895 году к нему были достроены два этажа, а фасады перестроены в стиле неоренессанс. Пострадавшее в период русско-финской войны, позднее оно было отреставрировано и перестроено под жилой дом.

От Ратушной площади на холм в исторический город ведет одна из самых старейших улиц — Крепостная, являющаяся продолжением моста. Важнейшая артерия старого Выборга была проложена в полном соответствии с первым планом города 1639 года.

За всю свою многовековую историю улице несколько раз меняли название: до конца 18 века она была Королевской, до 1929 — Екатерининской, в честь Екатерины II, с 1929 по 1940 — Замковой, а далее и по сегодняшнее время за ней сохранилось настоящее название — Крепостная. По этой улице мы прогуляемся позже, а сейчас идем по улице Южный Вал и под № 4 обращает на себя внимание красивый жилой дом, возведенный в 1894 году архитектором Эдуардом Диппелем для уже знакомого нам предпринимателя Эугена Вольфа.

Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)

Наверное, это доходный дом, а его красивый особняк мы уже видели на набережной 40- летия ВЛКСМ. В настоящее время на первом этаже здания находятся кафе и рестораны, а вепхние этажи отданы под жилье.

На этом я прервусь, дабы не наскучить и не загрузить вас слишком большим количеством информации.

Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)

Выборг - русский островок Европы (часть -3-я)

Цикл материалов "Майский Петербург"

1. В Шуваловский парк вопреки непогоде
  2. Академия барона Штиглица
  3. Зоологический музей Санкт-Петербурга — как все начиналось
  4. Каменный остров — Курортный остров
  5. Булочные Вольчека
  6. Елагин остров в начале мая
  7. Меншиковский дворец на Васильевском острове
  8. Русский музей в корпусе Бенуа
  9. Макет «Петровская Акватория»
  10. По Большой Морской до смотровой на Исаакиевском соборе
  11. Михайловка — дача великого князя Михаила Николаевича
  12. Театр, два храма, солнце и ветер с залива
  13. Лопухинский сад и дача Громова
  14. Каменноостровский проспект — легкомысленный красавец
  15. Исследуя исторический Петербург (часть 1-я)
  16. Петроградская сторона, продолжение. Приморский парк Победы
  17. Санкт-Петербург, Смольнинское
  18. Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
  19. Стрельна. Дворцы, «Огненный князь» Львов и «Царская прогулка»
  20. Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)
  21. Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)
  22. Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)
  23. Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…