Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:14

Санкт-Петербург — Россия Май 2021

Много лет подряд, прилетая в Петербург и проживая на одном из семи островов исторической Петроградской стороны, самом крупном Петроградском острове, я непростительно и даже можно сказать халатно относилась к самому его ближайшему соседу — Каменному острову.

Проезжала мимо несчетное количество раз, выворачивала шею на мелькавшие среди деревьев особняки, а сделать зарубку на память — посетить непременно, все как-то не удосуживалась! И вот наконец-то, в холодной и по — осеннему промозгшей первой половине мая, словно испытывавшей меня на выносливость и водонепроницаемость, когда я, уже уставшая от зимней куртки и зонта, а до отъезда осталась пара дней — свершилось! Хляби небесные сменили гнев на милость: они либо притомились поливать Северную столицу бесконечным дождем, либо закончился резерв оной. В первый же сухой, еще не смелый, стеснительный, но уже яркий солнечный день, правда сопровождаемый прохладным ветром, я с утра пораньше, оставив дома надоевшие зимне — осенние атрибуты, налегке отправилась на прогулку на Каменный остров.

Каменный остров — Курортный остров

В период начала застройки Петербурга, остров, площадью чуть больше одного квадратного километра, располагался на окраине, а вокруг него простирались болота. Остров изрезан каналами — Большим и Малым, поэтому создается впечатление, что островов, разного размера, несколько.

По поводу названия «Каменный» есть как минимум пара версий или легенд. Одна из них рассказывает якобы об огромном камне, возвышающемся над водой канала. Другая же, более правдивая, поясняет, что остров так назван в честь Петра I, потому как слово petros с греческого переводится как «камень».

В 1713-м году Петр I передал эти земли своему сподвижнику, первому канцлеру Российской империи графу Гавриилу Ивановичу Головкину, после чего и начались благоустройство и застройка Каменного острова. С 1746-го года землями на острове уже владел другой российский канцлер — Алексей Петрович Бестужев-Рюмин и уже по его распоряжению стали осушать болота, рыть каналы, строить дворец. Но фортуна девица коварная и не предсказуемая — зимой 1758 года канцлер был арестован и сослан в ссылку в свое имение в Можайском уезде. Каменный остров у него был конфискован. Но уже в 1762 году при императрице Екатерине II Бестужев — Рюмин был милостиво возвращен ко двору, но остался без острова.

В сентябре 1765 года Екатерина II преподносит своему сыну, великому князю Павлу Петровичу царственный подарок — Каменный остров, который впредь и остается во владении императорской фамилии.

С 1776 по 1780 годы для наследника престола возводится великолепный дворцово-парковый комплекс. Автором дворца в стиле классицизма, предположительно являлся известный архитектор Юрий Матвеевич Фельтен.

Каменный остров — Курортный остров

Знатные и состоятельные горожане, составляющие элиту петербургского общества не желая отставать от царской семьи в период со второй половины 18, до середины 19 веков начинают возводить на Каменном острове свои роскошные дачи и особняки. И как это водится в аналогичных ситуациях — каждый владелец стремился построить особняк или дачу в единственном эксклюзивном варианте.

Поэтому, гуляя сегодня по аллеям Каменного острова, можно не просто любоваться старинными строениями, но и наблюдать невероятное смешение эпох и архитектурных стилей. В непосредственной близости радуя любителей архитектуры соседствуют и прекрасно уживаются готика, русский стиль, модерн и классицизм.

В революционные годы, что вполне закономерно, дачи и дворцы были национализированы и переданы детской колонии. Неужели все сразу? А как же прежние хозяева, что с ними? Кардинальная смена власти. Но уже к 30-м годам, существенно оперившись, образовавшаяся элита новой власти возжелала побаловать себя роскошью дворянских особняков, зря что ли боролись? Часть дач стали номенклатурными дачами отдыха, а часть были отданы под санатории.

-Наверное уже пора начинать прогулку: думала я, медленно прогуливаясь по Лопухинскому саду и стараясь отвлечься от насыщенной, по-весеннему дерзкой синевы Малой Невки и сосредоточиться на фасадах Каменноостровского дворца, бывшей летней резиденции императорской семьи. Дворец, выкрашенный в спокойных желто — белых тонах, расположен на закругленном участке острова, напоминающем рыбью голову и на слиянии рек Малой Невки и Большой Невки.

Каменный остров — Курортный остров

Подарок не очень-то нравился его владельцу, поэтому Павел I во дворце практически не бывал. В 1797 году спешно подготовленный Каменноостровский дворец был передан свергнутому с престола экс-королю Польши Станиславу — Августу Понятовскому.

И лишь при правлении Александра I всему дворцово-парковому комплексу был возвращен статус резиденции русских императоров. Но все изменилось после победы революции — дворец был национализирован и в нем разместилась колония для многочисленных в те годы беспризорных детей имени Луначарского. В годы ВОвойны в здании размещался блокадный госпиталь.

С 60-х лет 20 века и вплоть до 2008 года в здании размещался санаторий ВВС. С 2015 года в бывшей резиденции императорской фамилии располагается Академия талантов Петербурга.

Каменный остров — Курортный остров

Слева от дворца расположено здание Санкт-Петербургского Рыбопромышленного колледжа «Экипаж».

Чтобы попасть на другую сторону, на набережную Малой Невки, надо перейти по одному из мостов, соединяющих Аптекарский и Каменный острова — пяти пролетному Каменноостровскому мосту с разводным пролетом посередине, построенному в 1954 году.

Самый первый мост на этом месте был сооружен в 1760 году по проекту архитектора Александра Францевича Виста. Но это был не обычный мост в нашем понимании, а плашкоутный, плавучий- это когда несколько несамоходных беспалубных грузовых судов устанавливаются близко друг к другу. В данном случае их было 11.

В 1811–1813-х годах вместо наплывного был построен первый в России семи пролетный деревянный арочный мост.

Каменный остров — Курортный остров

Проект разработал российский инженер, испанец по происхождению родившийся на Канарских островах Августин Августинович Бетанкур.

Сойдя с моста, я поворачиваю налево на набережную реки Малой Невки и первое здание, обращающее на себя внимание — Оранжерейный флигель. Первый жилой деревянный флигель на этом месте был построен в 1797 году по заказу президента Адмиралтейств-коллегии графа Ивана Григорьевича Чернышова. Этот же флигель в стиле классицизма возведен в 1814–1814-х годах по проекту швейцарского архитектора Луиджи Руска, долгие годы работавшего в России. В настоящее время во флигеле размещается воскресная школа церкви рождества святого Иоанна Предтечи.

Каменный остров — Курортный остров

Следующий объект, о котором я слышала и не один раз — это два сфинкса, установленные по обе стороны пристани и устремляющие свои взоры на Аптекарский остров и Песочную набережную.

Обе скульптуры были изготовлены в 1826 году великим зодчим Павлом Соколовым для Египетского моста как пробные. Отслужившие свое предназначение они были просто выброшены за ненадобностью. Через много лет сфинксы были найдены, отреставрированы и в 1971 году установлены на набережной.

Позади сфинксов, спрятанная за сплошным забором, расположена загадочная, так называемая дача принца Ольденбургского.

Каменный остров — Курортный остров

Изначально этот участок, расположенный рядом с оранжерейным флигелем, принадлежал графу Чернышову. В 1830-м году граф продал имение шталмейстеру (главный конюший) двора, князю Василию Васильевичу Долгорукову. В 1831 году по проекту российского архитектора с очень странным именем — Смарагда Логиновича Шустова было начато строительство деревянного дворца в стиле классицизма. Расположение очень красивое — парадный фасад с колоннами и сферическим куполом выходит прямо на набережную реки Малой Невки. После завершения строительства дачи в 1833 — м году Долгоруков решил продать или даже подарил её внуку (показания в разных источниках расходятся) императрицы Марии Федоровны, военному и государственному деятелю, члену российского Императорского Дома принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому.

Для окончательного оформления усадебного участка, новым хозяином был приглашен архитектор Андрей Штакеншнейдер. Когда же двери летней дачи были открыты для гостей — все были очарованы прелестным маленьким дворцом в обрамлении сада, английских газонов и многочисленных роскошных цветов.

В 30- е годы 20 века шквалистой стеной, ломающей, сметающей все на своем пути, налетел ветер перемен и началось: особняк переделали под коммуналки, затем здесь разместилось общежитие! Страшно даже представить, что было с домом, его интерьерами и английскими газонами, но, к сожалению он, как и сотни тысяч аналогичных пострадавших строений, безмолвны.

В последние десятилетия прошлого столетия не случилось ничего, облегчившего жизнь бывшей роскошной дачи — несколько пожаров довершили не сделанное предыдущими хозяевами и временем.

Каменный остров — Курортный остров

Чтобы хоть как-то сохранить образец деревянного зодчества в 1982 году дачу разобрали, а затем заново восстановили. Читала, что в настоящее время после масштабной реконструкции весь усадебный комплекс будет использоваться как гостиничный комплекс. Дай бог или как там еще говорят в аналогичных случаях.

Я еще постояла на набережной в раздумье, равнодушно наблюдая за рыбаками и мысленно решая дилемму: а куда далее направить свои стопы, как охватить огромную территорию острова в короткий промежуток времени? Ответ снизошел свыше, причем весьма неожиданный — а, не буду спешить, что не успею увидеть, досмотрю в следующий раз. Будто решив сложный ребус и облегченно вздохнув, по утоптанной в невысокой траве тропинке, я направилась через парк Тихий отдых к Березовой аллее.

Парк Тихий отдых — какое спокойное, умиротворенное название, оно не подразумевает спешки.

Каменный остров — Курортный остров

Пройдя немного по 1-й Березовой Аллее (названа так в 1914-м году) назад, в сторону Каменноостровского проспекта, я с не парадной стороны еще раз попыталась рассмотреть детали дачи принца Ольденбургского.

Напротив дачи расположен детский сад «Кудесница», центр развития ребенка.

В 1910- м году, на участке, принадлежавшем инженеру-технологу, директору правления АО алтайских железных дорог Сергею Ивановичу Михину, был возведен особняк в стиле модерна с использованием деталей неоклассицизма.

Каменный остров — Курортный остров

Проект выполнил художник — архитектор, в то время студент Академии художеств Владислав Серафимович Ястржембский. С советских времен особняк выполняет одинаковые функции — в нем главенствуют дети.

Рядом располагается комплекс ЖК Резиденция — два элитных особняка в неоклассическом стиле, с клубным домом на территории и с необходимой инфраструктурой. За проживание в парке в черте города надо отвалить нереальные деньги, но на предложение всегда найдется и спрос.

Березовую аллею пересекла Средняя аллея — по ней я прошла в сторону набережной к бывшей даче академика медицинских наук в области психологии Владимира Михайловича Бехтерева. Как приятно, когда красивое историческое здание не спрятано за высоким забором.

Каменный остров — Курортный остров

Дача, построенная в 1914-м году по проекту архитектора Михаила Ивановича Девишина с участием самого ученого, изначально была оформлена в фахверковом стиле. Но в 1956 году особняк был перестроен в камне и оштукатурен. Т. е. по сути сейчас это совершенно другое здание, в котором расположено несколько квартир.

А далее я расскажу и покажу совершенно удивительный, потрясающий Терем-Теремок, замок в миниатюре, охотничий домик — все это Дача Кугушевой.

Каменный остров — Курортный остров

Свою дачу княгиня Мария Константиновна Кугушева решила построить в модном в конце 19 века стиле эклектики, сочетании элементов нескольких стилей. В 1895-м году она пригласила архитектора Константина Прейса и предложила ему использовать в создании проекта своей дачи элементы русского стиля.

Первый этаж особнячка построен из серого камня, второй этаж выполнен из дерева, в оформлении использованы башенки, коньки, ламбрекены. Изюминкой оформления дачи княгини Кугушевой служит башня, сохранившаяся в первоначальном виде.

Построенная дача привела в полный восторг не только хозяйку, но и многих, кто видел это необычное здание, поэтому в последствии архитектор был буквально завален заказами.

В сложные годы и этот миленький особнячок не обошла всеобщая участь — он был поделен на коммуналки. В 70-е годы прошлого века домик стал ветшать, жильцов пришлось расселить, а в доме провести глобальный ремонт.

С 1973 года ему нашли совершенно иное и, на мой взгляд, очень правильное и нужное предназначение — в нем разместилась Детская художественная школа № 10 имени Бориса Михайловича Кустодиева.

Каменный остров — Курортный остров

Домик невероятно фотогеничен, да к тому расположен на полянке, на всеобщем обзоре, поэтому я кружила и кружила вокруг него, выискивая новые ракурсы, а возможно дублируя уже снятые ранее.

Каменный остров — Курортный остров

Но не все строения открыты для обзора, отнюдь, многие из них словно забаррикадированы сплошным забором, не оставляющим шанса интересующимся архитектурой.

Вот экземпляр, расположенный прямо напротив дачи Кугушевой, на набережной реки Малой Невки под № 4 — Дача Леоновой (Дом Апраксина). Этим роскошным особняком, словно демонстрирующим свою изысканность, я уже давно любовалась издали. К слову сказать, по задумке архитектора его и надо рассматривать через широкую водную гладь Малой Невки, находясь напротив, на Песочной набережной.

Каменный остров — Курортный остров

Первым владельцем этого участка в 1808 году стал надворный советник Иван Васильевич Кусов, единственный наследник купца-миллионера Василия Григорьевича Кусова. После смерти родителя, он не разбазарил нажитое непосильным трудом добро, не пустился во все тяжкие, а напротив — преумножил его. Иван Васильевич стал одним из учредителей Российско-Американской компании, а его конторы были открыты во многих странах: Дании, Голландии, Португалии и Америке.

На своем участке на Каменном острове по распоряжению Кусова была построена роскошная деревянная дача. В дальнейшем несколько десятилетий участок и дача принадлежали отпрыскам самых известных фамилий Российской Империи: с 1831 года — Евдокии Ивановне Голицыной, с 1851 года графу Иллариону Ивановичу Воронцову — Дашкову, с 1855 года Великой княгине Елене Павловне.

В 1901 году участок перешел во владение актрисы императорских театров Елизаветы Леоновой, а уже на следующий год согласно проекта архитектора Ковшарова был выстроен великолепный двухэтажный особняк с башней.

После революционных событий в особняке разместили детскую трудовую колонию, в конце 20-х годов он был передан в ведение Ленинградского Обкома ВКП как дача под кодовым номером К-0 для первых секретарей обкомов КПСС. Совсем не дурно, а владельцы каких фамилий проживали здесь — Киров, Жданов, Романов и даже Сталин. Ход событий, передача, едва державшегося на фундаменте здания из рук в руки прекратилось лишь тогда, когда бизнесмен Николай Казаков за огромную сумму выкупил его на аукционе.

На перестройку, реконструкцию и реставрацию памятника истории и архитектуры было потрачено 11 лет. Сейчас на территории скорее всего организовано элитное пространство или апарт — отель.

А что, есть собственный причал для яхт, парк с вековыми деревьями.

Каменный остров — Курортный остров

Мне понравилось, что сохранена часть каменной ограды, покрытая древним мхом.

Информации о том, что на этом месте был особняк Апраксина, как указывается в официальном названии дома, в бескрайней сети интернета я, к сожалению, так и не нашла.

На пересечении Боковой и Западной аллей на минуту задумавшись, я свернула на Западную. Через пару минут территория Парка Тихий отдых осталась позади, а я оказалась в Курортной части острова, где особняки и дачи были выстроены более плотно друг к другу.

На пересечении набережной реки Малой Мойки и Санаторной аллеи расположен неоклассический особняк — Дом Мертенса, построенный в 1912-м году по проекту Мариана Станиславовича Лялевича для потомков владельца крупной меховой фирмы. С 1965 года в здании располагались детские сады. В настоящее время в особняке находится частная школа и детский сад «Рид School».

Набережная оказалась слишком бойким местом, мимо часто проносились машины, что не могло радовать, поэтому я свернула на Санаторную аллею и опять в полном одиночестве отправилась изучать особняки и дачи.

Каменный остров — Курортный остров

Санаторная аллея маленькая, всего 290 метров. Изначально, с 1914 года она называлась Петровская улица, а с 1940-го года стала называться, как и сейчас.

Некоторые роскошные особняки, находящиеся в отличном состоянии выставлены на продажу.

Каменный остров — Курортный остров

Курортный поселок словно вымер, можно было бы даже сказать — не ощущалось ни дуновения ветерка, не доносилось ни лая собак или пения птиц. Но меня это радовало, и никто не мешал заглядывать через заборы, пропихивать через железные прутья камеру или мобильник.

Каменный остров — Курортный остров

Ну что сказать — я наслаждалась, день был чудесный, а моя прогулка предвосхитила ожидания, некоторые особняки — дачи были роскошны!

Каменный остров — Курортный остров

Я понимала, что видневшиеся слева вдали здания не менее интересны, чем те, мимо которых я проходила, но как же быть умной и красивой — разрываться не было ни малейшего желания.

Не спеша дошла до пересечения с Боковой аллеей и повернула на нее. Здесь передо мной предстали особняки, один лучше, оригинальнее и интереснее другого, они словно соперничали друг перед другой в красоте и необычности.

Каменный остров — Курортный остров

Три домовладения, все строения которых привлекательны по своему, но больший интерес представляет усадьба под № 11 — Дом Гозе.

Владелец обувного бизнеса и нескольких обувных магазинов, доставшихся Петру Гозе от отца, решил съехать с шумной Большой Морской улицы поближе к природе. В 1904 году арендовав дачный участок на Каменном острове, он пригласил архитектора Василия Ивановича Шене и озвучил ему все свои желания: надо построить две виллы, конюшни, кучерскую сараи. Часть зданий была возведена к 1907 году, но в позднее что-то произошло или просто изменились планы обувных дел мастера, но в 1914-м году он отказывается от долгосрочной аренды. Во владение вступает новое лицо — Магда Густавовна Орлова. Муж ее, военный инженер, царский генерал — майор Александр Орлов, занялся перестройкой дачи.

Каменный остров — Курортный остров

Что стало с Магдой Густавовной в сложный революционный период не известно, а вот ее муж проживал на даче вплоть до 1930-х годов. Это тем более удивительно, что всех «бывших» как правило выселяли из их жилья, предоставляя его пролетариату. Возможно его инженерные способности были нужны новой власти.

Дальнейшая судьба дачной усадьбы аналогична многим другим — разрушение, ремонты, потеря исторического интерьера. Но внешний облик дачи сохранился в своем первозданном виде. Флигель дачи засветился в кинематографе, на его фоне снимались кадры из фильма про Шерлока Холмса «Сокровища Агры».

С Боковой аллеи я вышла на 2-ю Березовую аллею, которая пролегает вдоль набережной Большого канала. Постояла на 14-м Каменноостровском мосту, да, да, он именно так и называется, любуясь открывшейся панорамой на канал. Нумерация всех многочисленных мостов Каменного острова была произведена в 1950-м году.

Каменный остров — Курортный остров

Еще немного погуляла по окрестностям и все, прогулка подошла к концу — я спешила на встречу. Много осталось не досмотренным, поэтому непременно вернусь еще на заинтересовавший меня Каменный остров.

Каменный остров — Курортный остров

Цикл материалов "Майский Петербург"

1. В Шуваловский парк вопреки непогоде
  2. Академия барона Штиглица
  3. Зоологический музей Санкт-Петербурга — как все начиналось
  4. Каменный остров — Курортный остров
  5. Булочные Вольчека
  6. Елагин остров в начале мая
  7. Меншиковский дворец на Васильевском острове
  8. Русский музей в корпусе Бенуа
  9. Макет «Петровская Акватория»
  10. По Большой Морской до смотровой на Исаакиевском соборе
  11. Михайловка — дача великого князя Михаила Николаевича
  12. Театр, два храма, солнце и ветер с залива
  13. Лопухинский сад и дача Громова
  14. Каменноостровский проспект — легкомысленный красавец
  15. Исследуя исторический Петербург (часть 1-я)
  16. Петроградская сторона, продолжение. Приморский парк Победы
  17. Санкт-Петербург, Смольнинское
  18. Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
  19. Стрельна. Дворцы, «Огненный князь» Львов и «Царская прогулка»
  20. Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)
  21. Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)
  22. Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)
  23. Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…