Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 21:59

Санкт-Петербург — Россия Май 2021

В этот район Петербурга, на берег Обводного канала, мы с Кирюсей забрели совершенно случайно: приехав на станцию метро Технологический институт -1 для посещения спектакля в «Детском театре На Неве», который находится на Советском переулке, 5.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Но обо всем по порядку. Это было 1 Мая и день предполагался быть чудесным, я прилетела лишь накануне и привезла с собой хорошую, южную солнечную погоду. Правда ее хватило ненадолго, но здесь уже виновата не я.

Санкт-Петербургский Детский драматический театр «На Неве» открылся в сентябре 1987 года, а уже в 1991-м году получил статус государственного. В этом же году театр занял здание в Советском переулке, построенное в 1988 году на месте казарм лейб-гвардии Измайловского полка, располагавшимся на этой территории в 19 веке.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Перед каждым своим приездом в Петербург, я непременно заранее покупаю билеты в театр. Иногда покупаю билеты девочкам в подарок и тогда они идут на спектакли сами. За несколько лет мы побывали во многих концертных и театральных залах города, посещение которых, так уж получилось, никогда не повторялись. При выборе я отталкиваюсь не от самого театра, хотя лукавлю — обязательно смотрю план зала и расположение посадочных мест, а от постановки, которую хотела бы показать внучке. Например, после прочтения ею нескольких книг о Незнайке, я купила билеты на спектакль «Незнайка и его друзья», после «Изумрудного города» и «Приключений Тома Сойера» — выбор был аналогичным. В этот раз мы приготовились смотреть «Золушку».

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Никогда не брали с собой цветы, но ребенок подрастает и уже на выходе из квартиры, Кира заявила, что после спектакля хочет подарить понравившейся актрисе цветы. Наши недоуменные взгляды ее только раззадорили: где взять букет, время остается в притык! Дочь вышла из положения: из своего букета взяла одну розу, упаковала ее, и проблема была решена.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Благополучно добравшись, мы с удовольствием посмотрели замечательную постановку, по окончании которой Кирюся решила подарить розу Золушке, ну кому же еще? Но не тут-то было, только малышка встала и подошла поближе к сцене, блюститель порядка мгновенно подлетела к ней и зашикала: «Нельзя!»

В такой праздничной обстановке совершенно вылетают из головы реалии нашей жизни, получившей название — пандемия! Но как объяснить это ребенку, у которой от неожиданности в глазах заблестели слезинки. Я подошла к даме в форме и спросила, что же нам делать? Она посоветовала выйти из зала в фойе, найти там администратора и может быть она согласится передать цветок актрисе. Мы так и сделали, а затем счастливые отправились в кафе «Булочные Вольчека», расположенное недалеко, я заранее подсмотрела адрес.

Пока мы шли, я пыталась фотографировать красивые здание, окружавшие нас. Вот одно из них, расположенное на перекрестке улиц 2-й Красноармейской и Егорова- Доходный дом, построенный в стиле эклектики в 1863–1872-х годах по проекту академика архитектуры Радике Ивана Ивановича. В 1907-м году по проекту архитектора Баниге Сергея Владимировича здание подверглось перестройке и расширению. В 1912–1913-х годах в этом доме жил известный писатель Александр Степанович Гриневский, которого мы знаем под псевдонимом — Александр Грин.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Погода меж тем менялась, солнышко светило все так же ярко и приветливо, но налетел ветер, который сводил на нет все его старания и усилия! Поэтому мы с удовольствием спрятались в теплом кафе. Затем, получив зрелищ и хлеба,

отправились гулять. Я, наскучавшаяся без своей порции зрелищ, жадно оглядывала всё окружающее и радовалась, что отпуск начался и я в Петербурге!

Красивое, немного обветшавшее здание — комплекс жилых домов Тарасовых, расположенное напротив кафе на улице 1-я Красноармейская, занимает несколько участков по нечетной стороне улицы, с номера 3 по 9. Построено в стиле необарокко в 1855–1859 годах, авторов проекта трое: архитекторы Кузьмин Роман Иванович, Ланге Август Иванович, Андерсон Карл Карлович.

Вообще, когда я начинаю искать ту или иную информацию о понравившемся старинном здании, очень часто отвлекаюсь на истории их хозяев — заказчиков. Так и в этом случае: семейное предание Тарасовых гласило: «По указу Петра I для постройки кораблей и города были вывезены государственные крестьяне, плотники из Костромской губернии, и поселены на Охте. Некоторые из них вышли в десятники, в их числе и Тарасовы, а потом и в подрядчики и стали постепенно богатеть, приобретать земельные участки в городе.»

Многочисленная семья Тарасовых была богата, им принадлежало несколько зданий в разных частях города: в Нарвской части у них был построен «родовой дом», на Фонтанке каменный дом по проекту архитектора Г. Э. Боссе, дом на набережной Обводного канала, в Охте они основали богадельню на 100 человек. На 1-й Красноармейской семья так плотно обжила участок, что с 1871-го года улицу стали называть Тарасов переулок. В 1921-м году ее переименовали в честь революционера Егорова.

В здании № 3–5 на 1-й Красноармейской в 1880–1890-х годах открылись платные женское и мужское четырехклассные народные училища, а также женское семиклассное учебное заведение. В начале 1900-х годов народные училища были закрыты, а их помещения заняла Санкт — Петербургская 10-ая классическая восьмилетняя гимназия. В последующие годы здание занимали школы, детские сады.

Стоит отметить, что в тот день мы гуляли по бывшей территории полковой слободы лейб-гвардии Измайловского полка, сформированного императрицей Анной Иоанновной в 1730-м году. Проект комплекса каменных казарм для полка был разработан архитектором Федором Ивановичем Волковым в 1799-м году, а строительство закончилось в 1808 при императоре Александре I.

Сохранившие в целом свой внешний исторический облик и историческое местоположение здания казарм лейб-гвардии Измайловского полка дошли до наших дней, и имеют значение для истории и культуры Санкт‑Петербурга, как пример казарменного комплекса одного из старейших российских полков.

На пересечении 1-й Красноармейской 15 и Измайловского проспекта расположено длинное яркое каменное здание, построенное по проекту Волкова изначально одноэтажным — это бывший манеж лейб-гвардии Измайловского полка.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

В 1809–1812-х годах по проекту архитектора Луиджи Руска здание было перестроено в стиле классицизма. В 1872-73-х годах к нему был надстроен второй этаж, в 1949-50-е годы был переоформлен центральный фасад. По 1980-е годы здание занимал Военмех, здесь были не только аудитории для студентов дневных и вечерних отделений, но и лаборатории.

В 2006 году в бывших зданиях манежа лейб-гвардии Измайловского полка открылся административно-развлекательный комплекс «Измайловский гостиный двор».

Стоя на перекрестке Измайловского проспекта и начинающегося Троицкого проспекта можно полюбоваться великолепным Свято-Троицким Измайловским собором, если бы не провода. Вообще в городе без них сложно обойтись, пыталась удалять, но не хватало терпения. Перешли через Измайловский проспект и двигаясь вдоль Троицкого, я стала искать более-менее выгодные ракурсы собора.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Первая деревянная церковь на этом месте была заложена в 1754-м году. Со временем здание ветшало, а в 1824-м году оно сильно пострадало от наводнения. 13 мая 1828 года состоялась торжественная закладка нового каменного храма, проект которого был создан архитектором Стасовым Василием Петровичем. Средства на строительство собора во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка были выделены не только из казны, но и из личных средств императора Николая I: он командовал полком до декабря 1825-го года до момента восшествия на Российский престол.

В 1835-м году 80-метровое здание собора выполненного в стиле классицизма было готово.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Вместимость храма до 3000 человек, ярко — синие купола украшают золотые звезды: на большом куполе, втором по величине деревянном куполе в Европе 280 звезд, на малых по 208.

В 1938 году Свято-Троицкий Измайловский собор был закрыт. Планировалось разрушить здание и освободить место на Троицкой площади для… здесь несколько вариантов: крематорий, трамвайное кольцо Дом трудящихся. Пока думали, подвалы собора использовали под овощехранилище, а потом наступила война. Полуразрушенный после бомбежек, в 1952–53 годы храм был частично восстановлен, но внутреннее убранство было полностью утрачено. Не отапливаемое здание еще долго использовалось в качестве склада, а затем возникла идея использовать его в качестве концертного зала Консерватории, но вмешалась природа — очередное наводнение. И наконец многострадальный собор в 1990-м году был возвращен Епархии и началось долгое восстановление святыни.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Мы были в храме накануне светлого праздника Пасхи, соответствующая обстановка, корзинки со снедью в руках у прихожан, очередь к частицам мощей блаженной Матроны Московской, легкий тихий говор…

Театр, два храма, солнце и ветер с залива
В 1836 году в стены собора были вмонтированы памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. Здесь хранились трофейные знамена, знамена полка, ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также трофеи военных кампаний 1854, 1877 – 1878 годов.
Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Мы выстояли очередь за свечами, поставили, подумали, попросили…и умиротворенные вышли на крыльцо.

Солнышко обманчиво светило, ветер лишь только усилился, но ехать домой в такую яркую погоду совершенно не хотелось, и мы отправились вперед по Измайловскому проспекту.

Слева внимание привлекло здание, главный фасад которого напомнил театр, я и подумала, что это одно и тоже здание. Но оказалось, что нет, это в настоящем это два разных здания, а вот в прошлом это были солдатские казармы из комплекса Казарм лейб-гвардии Измайловского полка, построенные в 1805–1806 годах по проекту уже знакомого нам архитектора Волкова Федора Ивановича.

В 1884 году по проекту военного инженера Житкова Г.М. здание было расширено, перестроено, фасады изменены в стиле классицизма. В 1990-х годах здание было капитально отремонтировано и приспособлено к нуждам детской музыкальной школа № 1 имени В. И. Ленина. С 1994-м года с согласия Мстислава Леопольдовича Ростроповича школа носит его имя- Детская школа искусств имени Ростроповича.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Еще издали я заметила невероятно красивый угловой дом, благородный серый цвет фасадов, стиль — северный модерн, элементы готики, выразительный облик, башенка с куполом, украшающая угловую часть — все в нем необычно, притягивает взгляд. Словно огромный морской лайнер рассекает он улицы города.

А ведь в 1889-м году на этом месте находились владения Надежды Георгиевны Нееловой, жены надворного советника: флигель, мастерские, три одноэтажных домика.

В 1900 году в Ревеле была организована сельскохозяйственная компания «Помещик», занимавшаяся поставкой молока и молочной продукции с частных прибалтийский ферм. Через 10 лет компанией было открыто 40 магазинов в Петербурге и получен титул «Поставщика Императорского двора»!

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

В 1911-м году компания выкупает у Нееловой участок, приглашает молодого архитектора и заказывает ему проект доходного дома. Построенный в 1911–1912-х годах на перекрестке 7-й Красноармейской улицы и Измайловского проспекта 16 по проекту архитектора Якова Блувштейна Доходный дом сельскохозяйственной компании «Помещик» сразу же стал доминантой проспекта. Контрастные материалы отделки, декоративные элементы, эркеры, бархатистая штукатурка, башня с аркадой, купол — это неполный перечень используемых автором отличительных деталей дома.

Масштабное восьмиэтажное здание было уникальным не только снаружи, внутри были использованы самые современные на тот период инженерные решения: проведена центральная канализация, водопровод, пылесос, установлены лифты и котельные водяного отопления. Во внутренних помещениях была использована выразительная отделка с использованием лепнины, витражей, кафельных печей и каминов.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Не надо заниматься подсчетами, чтобы понять, что помещения в доме, сдаваемые в аренду, предназначены отнюдь не для бедных. В доме было два типа квартир: маленькие — от 100 до 160 м² и чуть-чуть побольше, «генеральские» — 240 м². Последние выходили окнами на перекресток и обе улицы.

Первый этаж здания занимали: правление общества «Помещик», круглосуточный магазин, кинотеатр на 200 мест, во дворе был гараж.

Вам ничего не напоминает это дом постройки начала прошлого века? Это же своего рода сегодняшние огромные жилые комплексы со всей инфраструктурой.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

И вся эта роскошь после нагрянувшей революции была национализирована, а дорогие и роскошные квартиры были отданы под коммуналки и общежитие.

В 1962-м году в доме открылся магазин «Стрела», в котором впервые в городе были установлены кассы-автоматы. В доме также работали 4-й цех фабрики игрушек, сберкасса, производственные мастерские ПТУ № 18. До наших дней здание практически полностью сохранило оригинальный облик, за исключением шпиля на куполе.

В 2011–2015 годах была проведена реставрация дома.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Укрываемые от порывов крепчавшего ветра высокими зданиями, мы прошли еще немного по Измайловскому проспекту и оказались на открытом всем ветрам, несущимся с Финского залива, месте — на набережной Обводного канала.

По этой единственной фотографии, сделанной с этого ракурса с применением неимоверных усилий, пытаясь не просто стоять ровно, но и удерживать камеру, совершенно не видно масштабы ветра, но он был, поверьте на слово.

Обводный канал строился как судоходный и изначально был прорыт в 1769–1780-х годах, затем в 1804 продлен, а в 1834-м стал южной границей Петербурга. Длина канала составляет 8 километров, но в настоящее время он обмелел и судоходные функции выполняет для небольших катеров.

Через Обводной канал проложен металлический арочный Варшавский мост. Построен он был в 1870-м году взамен устаревшего деревянного и что удивительно — автор проекта не известен.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

В начале прошлого века мост расширили, а знаете почему? В связи с увеличивающимся транспортным потоком по Измайловскому проспекту — не могу в это поверить, какой такой транспортный поток в 1910-м году?

На противоположной стороне находится здание бывшего Варшавского вокзала, третьего по счету вокзала, построенного в Петербурге. Его возведение началось после подписанного императором Николаем I указа о строительстве железной дороги в Европу, первой столицей на пути была Варшава. Проект был создан архитектором чертежной «особенной канцелярии» К. А. Скаржинским, занимавшимся сооружением пассажирских зданий в Царском Селе и Гатчине. Место выбрано на пустыре за Обводным каналом, сейчас в это сложно поверить — вокруг словно лес, выстроились здания различной функциональной направленности.

В 1853-м году двухэтажное каменное, но довольно скромное здание Варшавского вокзала было готово, но поток людей был слишком большим и уже через пару лет началось расширение вокзала. Последующие перестройки здания были в 1910-м и 1949-х годах.

С 2001 года Варшавский вокзал утратил свое предназначение и движение поездов от него больше не осуществляется, но историческое здание было решено сохранить. С 2003 по 2006 год по проекту итальянского архитектора Джованни Бартоли с сохранением основных архитектурных объемов была проведена реконструкция здания. Теперь это Торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс». Где-то прочла, что здесь присутствуют и выставки, уверена, местные жители поправят или уточнят.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

К этому моменту мы уже так устали уворачиваться от ветра и уже хотелось быстрее добраться до дома, что я с трудом уговорила мою юную туристку Кирюсеньку уделить немного времени еще одному объекту, расположенному слева от вокзала — красивой, в неорусском стиле церкви Воскресения Христова.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Причина для возведения храма на территории бывшей бедной и безликой рабочей окраины, расположенной между двумя вокзалами-Балтийским и Варшавским и удаленной от других приходских церквей, была банальна — беспробудная бедность, кабаки и как следствие — пьянство.

И тогда Петербургское Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви во спасение местного населения ходатайствует перед властями города о выделении участка и строительстве храма.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Возведенный в 1894-м году первый деревянный храм Воскресения Христова вскоре стал любимым местом для многих, народным храмом. В нем кроме служб проводились песнопения, беседы на разные темы, чтения — народ с удовольствием устремлялся сюда со всех окрестностей. В 1896–97 годах рядом было возведено трехэтажное здание из красного кирпича для размещения в нем приходской школы и библиотеки-читальни, книжный магазин, склад.

В августе 1898 года при храме по инициативе настоятеля Александра Васильевича Рождественского было открыто Александро-Невское общество трезвости. Основной формой борьбы с пьянством являлось принесение трезвеннического обета в храме на определённый срок или на всю жизнь.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Впоследствии общество сильно разрослось, отделения работали по всей стране и в период своего рассвета насчитывало более 70-ти тысяч человек.

Деревянная Воскресенская церковь уже не вмещала всех желающих и в июле 1904-м года в честь десятилетия бракосочетания императора Николая II и его супруги Александры Феодоровны была проведена закладка нового, каменного храма. Император утвердил проект, созданный академиком архитекторы Гримм Германом Давидовичем при участии архитекторов Фон Голи Густава Густавовича, Гун Александра Леонтьевича и выдал на строительство 25 тысяч рублей. Кроме этого вклада существенная материальная помощь на строительство храма была получена от известного петербургского жертвователя на строительство церквей Дмитрия Лаврентьевича Парфенова.

11 мая 1906 на шатровую колокольню высотой в 60 м подняли 1000-пудовый колокол, названный Отец Александр в память об умершем основателе Общества.
11 мая 1906 на шатровую колокольню высотой в 60 м подняли 1000-пудовый колокол, названный "Отец Александр" в память об умершем основателе Общества.
Бесстолпный храм на 4000 человек с большим сферическим куполом и сводом из железобетона был очень просторным и светлым, удачно сочетая черты модерна и традиционной русской архитектуры. Его фасады облицованы декоративным кирпичом, карнизы, оконные наличники и шатер отделаны песчаником.

14 декабря 1908 был освящен главный придел, в 1914 году закончена наружная отделка церкви и только тогда профессор Василий Тимофеевич Перминов приступил к внутренним росписям маслом.

После 1917 года в России все кардинально изменилось, мир перевернулся: в 1918-м году Александро-Невское общество трезвости было закрыто, храм Воскресения Христова был разграблен и расхищен, а в 1930-м году закрыт.

В советские годы внутреннее пространство храма было обезображено до неузнаваемости: в нем находился склад, кинотеатр, на колокольне разместили парашютную площадку!

Измученный храм был возвращен верующим лишь в 1989 году, в день Святой Пасхи 1990-го года в нем состоялось богослужение.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

В мае 2013-го года рядом с храмом был установлен и освящен памятник царственным страстотерпцам Николаю II и Александре Феодоровне, созданный скульптором Михаилом Владимировичем Переяславцем.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Красивая скульптурная композиция и гармонично вписалась на территории храма.

Храм мне очень понравился, мы зашли внутрь, немножко побродили по его ухоженной территории.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Вдали виднелся комплекс старинных зданий Варшавского вокзала — пассажирское вагонное депо, водонапорная башня, построенные из темного красного кирпича, к которым мне хотелось подойти, но не в тот день.

И последним объектом в тот день, который я успела сфотографировать стал особняк ярославского лепщика Тимофея Дылева, расположенный на другой стороне Обводного канала. Мне захотелось узнать, как у крепостного крестьянина из Романов-Борисоглебского уезда оказался такой роскошный особняк да еще и в столице?

Рассматривая петербургские здания, построенные в 18–19 веках, мы не можем не обратить внимание на лепнину, украшающую их фасады. А кто задумывался, насколько сложен и трудоемок этот труд, выполнение которого сопряжено и с не всегда благоприятными погодными условиями и с технической составляющей?

Именно этим и начала заниматься артель Тимофея Давыдова, состоящая в основном из самого отца и его сыновей. А послужной список у мастеров преотличный: Исаакиевский собор, Зимний дворец, станция в Новом Петергофе, интерьер зданий Сената и Синода в Петербурге, внутренняя отделка Мариинского дворца, Александрийской больницы. Помимо государственных заказов, выполняли и частные: дворец князя Меншикова в Ораниенбауме, дворец князя Юсупова. Мастера — лепщики Дылевы выполняли свою лепнину по рисункам известных архитекторов: Г. А. Боссе, Н. Бенуа, А. П. Брюллова.

В 1849 году Тимофей Петрович Дылев пригласил архитектора Ипполита Антоновича Монигетти, который создал проект его собственного особняка в стиле необарокко, а уж над украшением фасадов лепниной он и сыновья потрудились сами.

Театр, два храма, солнце и ветер с залива

Вот такой день мы провели с внучкой, один из череды других интересных и познавательных дней.

Цикл материалов "Майский Петербург"

1. В Шуваловский парк вопреки непогоде
  2. Академия барона Штиглица
  3. Зоологический музей Санкт-Петербурга — как все начиналось
  4. Каменный остров — Курортный остров
  5. Булочные Вольчека
  6. Елагин остров в начале мая
  7. Меншиковский дворец на Васильевском острове
  8. Русский музей в корпусе Бенуа
  9. Макет «Петровская Акватория»
  10. По Большой Морской до смотровой на Исаакиевском соборе
  11. Михайловка — дача великого князя Михаила Николаевича
  12. Театр, два храма, солнце и ветер с залива
  13. Лопухинский сад и дача Громова
  14. Каменноостровский проспект — легкомысленный красавец
  15. Исследуя исторический Петербург (часть 1-я)
  16. Петроградская сторона, продолжение. Приморский парк Победы
  17. Санкт-Петербург, Смольнинское
  18. Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
  19. Стрельна. Дворцы, «Огненный князь» Львов и «Царская прогулка»
  20. Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)
  21. Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)
  22. Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)
  23. Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…