Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 13:02

Псков — Россия Октябрь 2022

Знакомясь с новыми городами, да и вообще с незнакомыми местами, иногда хочется как можно быстрее попасть к той или иной достопримечательности, но к ней надо либо ехать на общественном транспорте, либо долго идти пешком. А вот при написании рассказов можно без проблем мгновенно переместимся в желаемое место. Вот и я, нарушая выстроенную собой же последовательность, этот свой материал про Псков решила начать с совершенно новой локации. В виду ремонта Троицкого моста, что довольно неблагоприятно отразилось на построении маршрута, на Советскую набережную я попала окольными путями. Каменный дом, расположенный на берегу Великой по адресу: Советская набережная № 9 на картах так и определен — Дом на набережной.

Двухэтажный жилой дом был выстроен в начале 1870-х годов по заказу и на средства представителя псковской купеческой династии Александра Яковлевича Сафьяншикова.

Представители этой семьи, первое упоминание о которой относится к 1782 году, владели кожевенным заводом. В 1919-м году богатство, нажитое действительно непосильным трудом, было изъято в общую казну, завод ликвидирован, а в каждой комнате дома поселились многочисленные жильцы.

В конце 1980-х годов дом подвергся незначительной перепланировке и в нем были размещены творческие мастерские Псковского отделения Союза художников СССР. В настоящее время в особняке, фасады которого умоляют о рестарации, размещается Галерея современного искусства.

Выдвигаюсь на одну из древнейших улиц Пскова, носившую прежде необычное название «Званица» — от слов «званые, приглашенные гости».

Своим приветливым названием главная улица Запсковья встречала всех приезжающих в древний город Псков аж с 1470-го года. Во второй половине 19 века на ней стали строить свои дворы и каменные особняки псковские богачи- посмотрим, сохранились ли хоть что-то?

В советское время улица получила имя организатора псковского комсомола Леона Поземского, попавшего в плен и расстрелянного в 1919-м году при обороне Пскова от белогвардейского отряда Балаховича.

На другой стороне дороги вижу холм с остатками башни — это Варлаамский захаб (фортификационное сооружение для защиты крепостных ворот в средневековых крепостях в виде узкого коридора, зажатого между двумя стенами).

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Здесь же на дороге из Гдова в пригород древнего Пскова находились и Варлаамовские ворота, входящие в комплекс крепостных сооружений Окольного города, о которых я упоминала в предыдущей части. Если бы я располагала временем, то могла бы пройти вдоль крепостной стены и увидела — как много ее сохранилось. Но моим вниманием завладела уже церковь Варлаама Хутынского, сооруженная в 1495 году. Первая же, деревянная, была поставлена псковичами в 1466-м году всего лишь за один день и названа во имя подвижника Варлаама Новгородского, основателя Хутынского монастыря, что под Новогородом.

Почему же такая спешка в строительстве? Ответ прост для тех древних времен — страшный мор, напавший на город, впоследствии названный «Варлаамовским».

В непосредственной близости к храму в конце 19 века на средства церковного старосты Василия Яковлевича Сафьянщикова (помните, выше я писала о династии) в стиле поздней эклектики с элементами «русского стиля» было построено Варлаамское церковно-приходское училище.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

В помещениях первого этажа занималось несколько десятков мальчиков, на втором этаже — девочки. После революции в доме размещались детские учреждения, в настоящее время в кирпичном, но оштукатуренном доме размещаются жилые квартиры.

Пройдя буквально метров 50 останавливаюсь на месте бывшего Воскресенского женского монастыря, о котором упоминалось в начале 16 века, в 1765-м году он был упразднен. Что стало со другими строениями — не известно, но сохранившая до наших дней свои первоначальные формы одна из монастырских церквей —церковь Воскресения со Стадища радует любителей самобытной Псковской школы зодчества и теперь. Церковь является памятником псковской и национальной архитектуры.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Топоним «Стадише» использовался для обозначения местоположения пастбища, выгона для скота за пределами посада.

К концу 18 века Храм Воскресения Христова со Стадища был приписан к Варлаамовскому храму. В мое посещение фасады храма реставрировали, переступая через кучи строительного мусора я тем не менее, зашла внутрь.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Кстати, крепостные башни окольного города носили названия в честь этих церквей: Варлаамская, Воскресенская.

На другой стороне улицы сплошной забор закрывает что-то интересное, а впереди виден необычный дом с башенками, он, словно маленький замок выбивается из общей архитектуры улицы Леона Поземского. Вникаю в детали его появления.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

В 1895-м году инженер-технолог немецкого происхождения Генрих Юльевич Мейер на набережной Псковы для переработки псковского льна открыл шпагатную фабрику, предварительно выписав из Англии много нового, современного на тот момент оборудования.

Фабричные постройки с административным зданием использовалось в качестве льнопрядильной и бичевочной фабрики и после революции вплоть советских времен, когда льнокомбинату дали название «Шпагат».

Для здания администрации Мейер и заказал строительство этого уникального для Пскова памятника в стиле модерн — Дома с башенками, возведенного в 1901-м году, имя автора, к сожалению, не известно.

Впоследствии Дом с башенками был приспособлен под семейное общежитие комбината. С течением времени все здания и сооружения комбината пришли в запущенное состояние. В 2017-м году по региональной программе капитального ремонта многоквартирных жилых домов Дом с башенками был отреставрирован.

В настоящее время ведется реконструкция и других строений бывшей фабрики, на территории которой предполагается размещение гостиниц, лофт-пространства, развлекательных и культурно-досуговых центров и кафе.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

А я направилась в бывшие купеческие палаты, в настоящее время в старинном историческом здании размещается музей: Палаты Постниковых, о котором я уже успела вам рассказать.

Поэтому не останавливаясь, по обновленному скверу Народовластия, в центре которого по проекту архитектора Владимира Шулятикова установлен металлический колокол, символизирующий Вечевой,

иду в направлении Советской набережной.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

В 19 веке на набережной, прежде носившей название Американской, находились дома состоятельных граждан города.

А откуда же такое название: Американская улица? Все просто: в 1847–1849 годах на месте нынешнего Троицкого моста был построен крытый деревянный мост решетчатой системы американского инженера Тауна. Мост был назван Американским и прилегающая к нему улицу тоже.

Название каким-то образом прошло через революцию и Великую Отечественную войну и лишь в 1949 года, словно спохватившись, ее переименовали в Советскую.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Но это не сохранило дома: в начале нашего века от них остались лишь остовы кирпичных стен. Неприглядная картина, да к тому же расположенная как раз напротив стен Кремля. Но зато сейчас мы можем не только любоваться так называемой Золотой набережной, восстановленной по видам на старинных открытках,

но и усовершенствовать свои художественные навыки.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Возвращаюсь на улицу Герцена, на которой стоят в ряд несколько отреставрированных кирпичных домов, которые и в настоящее время служат людям. Реставрация и ремонт близлежащих домов шли и в тот день, что подтверждали шум отбойных молотков и наличие крана.

Зеленая зона в историческом Пскове огромная: это парки, скверы, аллеи, сады, прекрасные в своем осеннем великолепии.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Несколько наименований из перечня в разное время я с удовольствием посетила и вам уже показала, а сейчас продолжим знакомиться и первый на очереди это парк Строителей.

Заложен парк на правом берегу реки Псковы в 1960-ых годах по инициативе комсомольцев города. В начале 2019 -2020 годах с учетом природного ландшафта территории провелась масштабная реконструкция парка.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Четыре гектара подверглись тщательной реконструкции: по направлению к реке Пскове укреплен откос, оборудованы велосипедные дорожки, установлены ландшафтные скамейки, урны, указатели, фонари, высажены луговые травы, кустарники и подсажено несколько деревьев.

Учитывая подтопляемую зону сооружены пешеходные деревянные дорожки, приподнятые над уровнем земли. На территории парка есть туалет.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

На другой стороне реки Псковы оборудована другая парковая зона, которая так и называется: парк реки Псковы.

От площади Ленина вдоль всей этой парковой зоны, вернее даже прямо по ней, вплоть до еще одного парка — Финского, протянулась улица Милицейская, до 1923 года называвшаяся Нижне-Петропавловской.

В древние времена эта местность носила название Подгорья -пойма реки Псковы под крутым левым берегом, который был весь застроен мельницами, банями, варницами, трепальнями, кожевенными мастерскими.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

До наших дней чудесным образом сохранилась единственная дореволюционная постройка из вышеперечисленных, это самая старая общественная баня города, принадлежащая купцам братьям Гельдтам.

Строительство одноэтажного здания бань началось в 1830-х годах, второй этаж был пристроен позднее. После Революции «Гельтовы бани» подверглись национализации и были переданы в ведение городского коммунального отдела. После войны постройку восстановили одной из первых. В 2015-м году здание выкупило частное лицо, обязавшееся сохранить историческую функцию Гельдтовой бани сроком на 49 лет. Что размещается в здании сейчас, информация противоречивая, возможно кафе.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Есть в Пскове очень интересное место, издревле называемое Бродами, т. е. понятно, что в этом месте, наверное, совсем не глубокую в те времена реку Пскову можно было перейти вброд.

Впервые такая переправа упоминается в писцовой книге под 1585–1587 годами. В 19-20-х веках, здесь, на правом берегу Псковы у спуска от храма Богоявленья

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

на улице Герцена, каждую весну ставились мостики на козлах.

В 1984-м году именно на проторенной веками переправе советскими мостостроителями наконец-то был построен пешеходный мост. В мой приезд автомобильный Троицкий мост через Пскову находился на реконструкции и чтобы попасть на правый берег приходилось делать большой круг и пользоваться пешеходным мостом.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Поэтому я на себе ощутила его пользу и смогла запечатлеть ряд традиционных фото Крома с берега реки Великой.

Параллельно пешеходному мосту располагается железобетонная плотина, построенная для поддержания уровня воды в реке в 1974 году.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

И мост, и плотина невероятно гармонично вписались в этот удивительно красивый уголок города.

Прежде чем продолжить свою прогулку, я долго стояла на мосту, любуясь живописными осенними панорамами, потом еще побродила рядом, выискивая красивые ракурсы. Но что же было поделать — они все без исключения привлекали внимание и завораживали,

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

но все же предположила, что Финский парк не должен разочаровать и не ошиблась!

Сопровождающая меня вяло текущая река Пскова, многочисленные уточки, садовые декоративные насаждения, своими разнообразными формами подтверждающие искусство ландшафтных дизайнеров — все это с первых минут очаровало. Но что же за второе название у этого парка, которое я встречала на картах —Парк Купио?

Оказалось все весьма прозаично- парк был заложен по проекту архитекторов из финского города-побратима Куопио в начале 1990-х годов.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Результаты глобальной реконструкции парка, прошедшей в 2015-м году видны, как говорится, невооруженным взглядом: Старые и больные насаждения были по максимуму вырублены, а вместо них высажены молодые саженцы деревьев и кустарников, адаптированных к климату Северо-Запада — ели голубой, сосны горной, туи западной и других растений.

А еще парк оказался не только очень симпатичным местом для прогулки, но и интересным с исторической точки зрения. После возведения в 1465 году деревянных крепостных стен Окольного города река Пскова была главным источником водоснабжения и питания жителей города во время многочисленных осад и весь ее берег в этом месте был уставлен водяными мукомольными мельницами — церковными, монастырскими и частновладельческими.

До наших дней сохранились руины лишь одной водяной мельницы Ф. О. Кукка, построенной в 1910-м году и являющиеся объектом культурного наследия. Выглядит этот объект скажем не очень, но буквально до всего наследия руки, как это водится — не доходят!

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

На противоположной стороне от парка скалистые обрывы Гремячей горы и еще одни каменные руины, отражающиеся в спокойных водах реки — это здание бывшей хлебопекарни, построенное в 19 веке. Большая ее часть скрыта за обильной листвой.

Вообще ансамбль памятников на Гремячей горе и по сей день является одним из самых живописных и нетронутых уголков исторического Пскова.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

А Гремячая улица, проходящая по горе — одна из немногих в городе, которая сохранила свое древнее и самое первое название.

Очень давно, на горе существовал мужской Козьмодемьянский (Гремяцкий) монастырь, названный так в честь Косьмы и Дамиана, покровителей кузнецов, ставивших свои кузницы у подножия Гремячей горы. В 1383-м году в летописях впервые упоминается деревянная церковь Косьмы и Дамиана с Гремячей Горы, построенная на территории монастыря.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

В 1540 г.оду церковь была перестроена в камне, в 1764 г.оду монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую. Во время немецко-фашистской оккупации в церкви размещалась конюшня.

Рядом с церковью находится памятник военной истории России- Гремячая башня, построенная в 1525-м году и называемая изначально Козьмодемьянской. На почти 20-ти метровой высоте шестиярусной Гремячей башни прорезаны 28 бойниц, направленных на город и башня, с остатками крепостной стены, является наиболее сложным и загадочным сооружением в системе оборонительных стен Пскова.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Диаметр башни у земли — 14 метров, толщина стен нижнего яруса достигает 5 метров, тем не менее в путеводителе 1929-го года ее называют самой красивой и изящной башней Пскова.

Я уже давно сошла с оборудованных аллей, подошла поближе к некогда бурной реке Пскове и постаралась представить огромную каменную стену с арочными проемами, пролегающую прямо по реке. Для защиты города в арках устраивались решетки, сначала они были деревянные и лишь в 1631-м году поставлены каменные.

Уходить с этого места не хотелось, отражения, тишина, ленивый плеск воды, шелест травы настраивали на поэтический лад, но… еще не все туристические тропы Пскова пройдены!

Направляясь в сторону цивилизации, натолкнулась на площадку для проведения экспериментов в рамках проекта «Преображения», созданную в парке в 2017-м году. Проект позиционирует возрождение древнего ремесла — резьбы по камню, поэтому на территории и появились фигуры из местного известняка.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

По лесенке поднимаюсь на одну из старейших улиц исторического Пскова, прежде носившую название — Большая. В 1921-м году в ознаменование 100 летней годовщины со дня рождения русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, улицу переименовали его именем.

Оглядываясь по сторонам была удивлена: куда я попала? Слева Тюремный замок, построенный в 1804-м году, сейчас там находится следственный изолятор. Справа Псковская таможня, Федеральная служба исполнения наказаний управление по Псковской области. Вероятно везде камеры, поэтому искушать судьбу на предмет съемок и не пыталась.

Далее пара интересных зданий, вот, например, второй на слайде, жилой дом Г. Д. Герца, построенный в 1917-м году, являющийся памятником архитектуры.

На пересечении с улицей Карла Маркса, бывшей Новгородской находится Духовно-просветительский центр Подворье Псково-Печерского монастыря.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

На территории находится два храма, один из них церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Торгу. Первая, деревянная, была построена на этом месте по обету во времена моровой эпидемии в 1522-м году. Это было время правления великого князя Василия III Иоанновича и церковь строилась на денежные средства великокняжеской казны.

В 1590 году в церкви случился пожар, и она сгорела до основания. Новая, каменная, была выстроена в первой половине 17 столетия в традициях псковской школы зодчества средневековья. Колокольня была построена в конце 17 века. До наших дней церковь сохранилась с незначительными переделками.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Далее к Октябрьскому проспекту я решила идти по улице Гоголя, до 1902 года называвшейся Ивановской. Меня интересовало здание, расположенное в доме №17- Уездная земская управа, в 1901-м году пристроенное к уже имеющемуся трехэтажному зданию – бывшей Мариинской гимназии, возведенной в середине 19 века.

Автором проекта редкого для Пскова памятника архитектуры эклектики с сочетанием композиционных принципов ренессанса и элементов древнерусского зодчества, был гражданский инженер Богданов.

После Революции в особняке разместилось Псковское Губстатбюро, после Великой Отечественной войны до 1965 года - клуб медработников и медицинская библиотека, затем - Дом санпросвещения.

С 1973 года и по настоящее время в здании размещается Центр гигиены и эпидемиологии Псковской области.

Напротив находится Кировский сквер с памятником Сергею Мироновичу Кирову, созданному по проекту скульптора Н.В. Томского и установленному в январе 1946-го года.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Позади памятника сквозь листву видно протяженное административное здание с очень насыщенной историей. Построено оно было в 1786 году двухэтажным для размещения в нем различных городских административных служб, а в 1824-м году перешло в собственность военного ведомства.

В 1835-с году для дирекции Варшавской телеграфической станции в здании была построена телеграфная вышка, в 1930 году перестроенная в часовую башню.

В 1882—1917 годах здание занимал Псковский кадетский корпус.

В середине 19 века к зданию был достроен третий этаж и боковые флигели.

Ощущая на себе притяжение великолепных осенних красок, я вновь сбилась с намеченного маршрута и направилась к Летнему саду, но гулять по его тропинкам все же не решилась –время неумолимо подгоняло и громко тикало!

В самом начале сада в кругу разноцветных ярких клумб находится памятник "Пушкин и крестьянка", изображающий поэта и его няню-Арину Родионовну.  Авторами установленной в 1983-м году композиции являются скульптор О. Комов и архитекторы М. Константинов и П. Бутенко.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Слева по улице Свердлова вдаль уходит отреставрированная стена Окольного города —пятого кольца укреплений Пскова, о которых я рассказывала в предыдущем материале.

Некоторые участки стены оригинально вписываются в современную жизнь города.

Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)

Цикл материалов "Прекрасная осень 2022"

1. Волшебной осени прекрасные мотивы
  2. Старый Петергоф: усадьба Сергиевка, Собственная дача Его Императорского величества
  3. Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк
  9. Сады Адмиралтейского района Петербурга
  10. Палаты Постниковых и их выставки
  11. Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь и его фрески
  12. Мои прогулки по историческому Пскову (первая)
  13. Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)
  14. Мои прогулки по историческому Пскову (третья)
  15. Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь
  16. Псковский Кремль
  17. Варлаамовская и Высокая-башни Псковского Кремля, восставшие из руин
  18. Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское
  19. Михайловское — приют спокойствия, трудов и вдохновенья для Пушкина
  20. Пушкиногорье: Городище Воронич и имение Тригорское
  21. Деревня Бугрово. Музеи «Пушкинская деревня» и «Мельница»
  22. Святогорский Свято-Успенский монастырь, место, где похоронен Пушкин
  23. Однажды осенью в Пушкинских горах
  24. Тысячелетие северного мореплавания
  25. Архангельск и набережная Северной Двины. Начало
  26. Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание
  27. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (начало)
  28. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (окончание)
  29. Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)
  30. Продолжение знакомства с Архангельском (город, окончание)