Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:14

Пушкинские горы — Россия Октябрь 2022

Мое осеннее путешествие было продолжительным и очень разнообразным, но рассказывать о нем последовательно, соблюдая хронологию передвижений мне совершенно не хочется. Поэтому, поэтапно из общего списка буду вытаскивать те места, о которых в данный, определенный момент времени хочется вспомнить, вновь взбудоражить испытанные эмоции, пережить их если не в таком же накале, то хотя бы приблизительно.

Я уже поделилась впечатлениями о невероятном Петергофе, его уникальной архитектуре и парках, о Выборге и парке Монрепо.

Сейчас под мое настроение подходят Пушкинские горы!

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Позади много лет мечтаний о поездке в Пушкинские места и после свершившегося, наконец, не побоюсь этого сравнения-события, удовлетворение от правильно выбранного сезона. Осень, именно осень к лицу этим русским просторам, этим полям, лесам, перелескам

и даже озеру Кучане.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Умопомрачительная теплая палитра осенних красок до такой степени разнообразна, что количество оттенков не поддается никакому скрупулезному подсчету, да и нужен ли он?

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Приехала я в Пушкиногорье на автобусе из Пскова. С этим вышла целая история. Накануне в отеле пыталась купить билет на автобус, который уходил после 17 часов, не удалось. Тем не менее встревоженная предполагаемым поздним приездом в Пушкинские горы и последующими блужданиями в незнакомом месте в ночи, озадачилась поиском такси. У меня был припасен телефон местного водителя, случайно найденный в каком-то тексте об этих местах и записанный еще года 4 назад. Вечером позвонила, этот человек был на проводе, объяснила причину, понял, обещал ждать. На следующий день с утра пораньше тоже на такси поехала за город, вернулась в отель чуть позже полудня. Беспокоило отсутствие билета, было не до прогулок, забрала багаж и поехала на автовокзал — это было правильным решением. В зале продажи билетов 2 кассы, около одной очередь и все сердитыми взглядами встречают вновь подошедших. Оказалось, что примерно через час будет проходящий автобус из Петербурга, но билеты до Пушкинских гор начнут продавать по его прибытию. Т. е. я могу уехать гораздо раньше планируемого времени.

Подхожу к пустому окошку и прошу обратный билет на следующий день из Пушкинских гор на 17–30 и каково же было мое удивление, когда кассир ответила, что такого рейса нет, а есть на 13–30! Я потеряла дар речи, показывала распечатку из инета, ходила уточнять в справочную — безрезультатно. Это был запрещенный прием, т. е. я теряла полдня, которые могла бы провести замечательно и погулять!

Но делать нечего-купила, а тут и автобус подъехал, выстояв очередь приобрела билет. Подъехала двухэтажная громадина, все псковские пассажиры расселись на свободные места. В городе Остров нас попросили покинуть автобус, пересадили на другой, такой же. В чем был секрет такой рокировки никто не понял.

По прибытие в Пушкинские горы раньше планируемого времени и увидев несколько машин — такси решила не звонить вчерашнему знакомому, а подошла к первому, рядом стоящему автомобилю. Уже при подъезде к базе, где забронировала проживание, договорилась об ангажировании его на следующее утро. Каково же было мое удивление, когда при прочтении данных на его визитке, я поняла, что это и есть тот самый водитель, найденный мною четыре года назад в сети и которому я звонила из Пскова. Ну ни чудеса ли!

Про базу и сам поселок Пушкиногорье расскажу как-нибудь в другой раз, а сейчас поспешим в Петровское — родовое имение предков великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина Ганнибалов.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Поэт всегда с интересом и уважением относился как к истории своего рода, к его истокам, так и к истории российского государства и конечно же все это нашло существенное отражение в его творчестве.

День предстоял насыщенный, мне не хотелось терять ни минуты. От базы до Петровского километров 9–10, ангажированный накануне водитель подъехал к 8 утра и буквально минут через 10 я уже выходила у главных ворот в имение.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Предварительно договорившись о возможной транспортной помощи в течение дня, водитель был отпущен.

Раннее прохладное и еще дремлющее утро, пустынные тропинки усадьбы, тишина, нарушаемая лишь работниками, убирающими сухие листья, обильно засыпавшие окрестности. Музей еще закрыт и никого, об этом можно было только мечтать и не задерживаясь, я отправилась знакомиться с территорией живописной усадьбы.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское
Людская, восстановлена в 2001 году на основании фундамента здания второй половины 19 века, согласно материалам раскопок, проведенных в 1989-99 годах.

Еще в школе я всегда удивлялась предку Пушкина, его принадлежность к африканскому типу казалась чем-то фантастическим, но жизненные перипетии и ситуации бывают удивительны, а порой и жестоки. Так судьба распорядилась и с юным сыном чернокожего эфиопского князя Ибрагимом, который в 1703-м году был захвачен в плен и отправлен в султанский дворец в Константинополе. Но уже в 1706 году судьба девятилетнего мальчика делает новый поворот: русским послом сербского происхождения графом Саввой Лукичем Рагузским был вывезен в Москву и затем подарен Петру I.

В 1707 году при крещении мальчик получил имя Петр, по крестному отцу Петру I, но в документах именовался Абрамом Петровым. В течение последующих 11 лет Пётр I держал Абрама при себе в качестве камердинера, ординарца и доверенного секретаря, а в 1717 отослал учиться во Францию. За шесть лет Абрам Петров изучил военное искусство, артиллерийское и инженерное дело, латынь и французский язык. Но он не только учился, успел даже поучаствовать в войне с Испанией, был ранен и 1723-м вернулся в Россию.

Примерно в это время Абрам Петров взял себе новую, весьма звучную фамилию — Ганнибал, ни много ни мало, а в честь знаменитого античного карфагенского полководца Ганнибала! С этих пор он и стал зваться Абрам Петрович Ганнибал.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

В 1726 году бывший потомок африканского князя написал книгу об инженерном искусстве,

После смерти Петра началась долгая опала Ганнибала, примкнув к партии недовольных возвышением Александра Меншикова в 1727-м году он даже был отправлен в ссылку в Сибирь.

После содержания под арестом в Томске, в январе 1730 года был назначен майором в тобольский гарнизон. В 1733 году Ганнибал вышел в отставку и лишь в 1740-м году вновь поступил на службу, а с воцарением на трон дочери Петра Елизаветы в 1741-м году и вообще пошел в гору.

Образованнейший человек своего времени он преподавал в военных школах математику и инженерное дело, строил инженерные сооружения, руководил проведением Ладожского канала, был директором крепости Кронштадт, выборгским губернатором, начальником российской артиллерии; дослужился до генерал-аншефа.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

В общем в середине 18 века сыграл довольно-таки немаловажную роль в улучшении военно-инженерного дела в России.

В память об отце Елизавета Петровна щедро наградила Абрама Петровича — в1742 году ему были пожалованы дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции с сотнями крестьян, населявшими десятки деревень. Ганнибал выбрал деревеньку Кучане,

на берегу одноименного озера, где и был построен небольшой усадебный дом.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Абрам Петрович Ганнибал дослужился до чина генерал-аншефа, в 1762-м году императором Петром III отправлен в отставку, последние годы провел в имение Суйда что под Гатчиной, где и умер в 1781 году.

Абрам Петрович служил или застал правление семи русских царей и цариц: Петр I, Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Абрам Петрович был дважды женат, из одиннадцати детей до взрослых лет дожили четыре сына (Иван, Пётр, Осип, Исаак) и три дочери (Елизавета, Анна, Софья).

Из них особо проявил себя Иван Абрамович Ганнибал: участвовал в морской экспедиции, отличился в Чесменском сражении в Русско-турецкой войне, по указу Екатерины II в 1779-м году руководил строительством города Херсона.

И вот тут я подошла к самому важному моменту: дочь Осипа Абрамовича Ганнибала — Надежда и была матерью Александра Сергеевича Пушкина.

Т. е. Абрам Петрович Ганнибал, крестник и сподвижник Петра Великого, бывший потомок эфиопского князя, был прадедом великого русского поэта Пушкина.

После смерти прадеда в 1782-м году на основании завещания родному деду Пушкина Осипу Абрамовичу отошла деревня Зуево, расположенная на другом берегу озера Кучане, названная им Михайловским.

По центру фото едва различимо светлое пятно - это усадебный дом в Михайловском.

Именно там проводил счастливые годы Пушкин и туда я отправлюсь позже. А деревня Кучане перешла по наследству другому сыну Абрама Петровича, двоюродному деду Пушкина — Петру Абрамовичу, которую позднее он и переименовал в Петровское.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Петр Абрамович, генерал-майор в отставке, с момента наследования и до 1819-го года безвыездно проживал в своем имении, занимался строительством большого господского дома, благоустройством территории усадьбы.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Когда после окончания лицея, летом 1817-го в Петровское впервые приезжал Пушкин, он застал усадьбу в ее законченном оформлении и именно тогда он и познакомился со своим двоюродным дедом Петром Абрамовичем.

Поэт интересовался историей своего рода, проявлял большой интерес к прадеду, поэтому впоследствии гостя в Михайловском, он обязательно наведывался и в Петровское, беседовал о прошлом с двоюродным дедом.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

«Я чрезвычайно дорожу именем своих предков» — слова поэта.

В 1825-м году, за год до своей смерти, Петр Абрамович передал Пушкину рукописную биографию Абрама Петровича Ганнибала и начало своей автобиографии. При создании повести «Арап Петра Великого» Пушкин пользовался этими записями. Читала, что и сам основатель рода Ганнибалов писал мемуары на французском, но почему-то уничтожил их.

«Моя родословная» , Пушкин А.С.

Решил Фиглярин, сидя дома,
Что черный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу попал.

Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.

И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала,
И пал впервые Наварин.

Пушкин не стыдился упоминать о своем происхождении, вот строки из стихотворения: «К Юрьеву»:

И счастлив ты своей судьбой
А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте

После смерти Петра Абрамовича в 1826 и по 1839 год хозяином имения был его сын Вениамин Петрович Ганнибал, и Пушкин также бывал в Петровском теперь уже в гостях у своего двоюродного дяди.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

После Вениамина Петровича Петровское становится собственностью помещицы К. Ф. Компанион и в дальнейшем наследуется ее дочерью К. Ф. Княжевич.

При новых владельцах планировка усадьбы остается прежней, но в 1918 году имение было сожжено крестьянами. Усадебный парк, образец русского садово-паркового искусства 18 века чудом сохранился.

В 1936 году территория усадьбы Петровское была включена в состав Пушкинского заповедника, а в 1952 году было проведено ее Археологическое исследование. Перед восстановлением дома Петра Абрамовича Ганнибала были измерены фундаменты, изучены сохранившиеся фотографии, сделанные в усадьбе в начале 20 века. В июне 1977 года состоялось открытие музея «Усадьба Петровское». В восстановленном дом Петра Абрамовича Ганнибала открыли экспозицию, посвященную предкам Пушкина Ганнибалам и усадебному быту Петровского пушкинских времён.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Если быть честной, то мне совсем не хотелось посещать внутренние помещения усадебных домов, территория усадьбы в тот момент представлялась мне более поэтическим, художественно оформленным идеальным сюжетом. Липовые аллеи с вековыми деревьями,

невероятно живописный пруд у домика Абрама Петровича и все это обильно припорошено яркими осенними листьями.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Глаза радовались, душа буквально пела, приподнятое настроение зашкаливало — не об этом ли я мечтала несколько последних лет? Поэтому, очень хотелось получить истинное наслаждение от простой, созерцательной прогулки по парку, да к тому же в полном одиночестве.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Хозяйственных построек на территории усадьбы практически не сохранилось, но существуют каменные фундаменты, позволяющие оценить размеры строений.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Рядом с прудом, сквозь насыпанный ковер из осенних листьев, просматривается фундамент барской бани. Наверное, отменно попарившись, хозяева и гости спешили к пруду и разгоряченные бросались в студеную водицу!

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Покружив по аллеям, от центрального барского дома усадьбы по центральной аллее

я направилась в сторону озера Кучане и одной из главных достопримечательностей музея «Петровское» — Грот-беседке.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Как и все усадебные здания беседка была разрушена. Перед реставрацией всего комплекса в 1958-м году были изучены и остатки беседки-грота: несколько рядов сохранившейся кирпичной кладки фундамента, пол внутри, залитый известковым раствором, и куски стенной штукатурки. По сторонам были найдены каменные фундаменты пандусов беседки. Исходя из этого, а также на основании старинных фотографий беседка-грот была восстановлена.

Сейчас можно любоваться шатровой крышей с декоративной башенкой сверху и двумя деревянными двух-маршевыми лестницами, ведущими на верхний ярус. По одной из них я поднялась, хоть и не большой, но все же высоты осмотрела окрестности и по противоположной лестнице спустилась.

Теперь мне не терпелось поближе подойти к озеру Кучане, но это была не простая затея: каждый шаг по еле различимой среди травы тропинке, оставлял позади мокрый след. Вскоре я почувствовала, что кроссовки пропитались влагой — пришлось остановиться. Я задержала взгляд на безмятежной поверхности озера, на Савкиной горке, на усадьбе Михайловское

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

и отправилась на выход, задерживаясь около не примеченных ранее деталях.

Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены затеи — две горки («парнасы») с дорожками в виде улитки.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Выйдя из усадьбы я бросила на нее прощальный взгляд.

По левую сторону от дороги заметила небольшой водоем, березовую аллею и огромный камень. Местность была невероятно живописна и я, конечно же отправилась ее исследовать.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Вернувшись на дорогу, заметила группы туристов, спешащих в усадьбу и порадовалась, как же удачно я приехала пораньше!

Чуть дальше еще прогулялась по территории двух небольших баз,

а затем вышла на дорогу и отправилась в Михайловское. До поворота в усадьбу мне предстояло пройти километров шесть, но когда вокруг такая великолепная багряная осень, путь был только в радость.

Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское

Цикл материалов "Прекрасная осень 2022"

1. Волшебной осени прекрасные мотивы
  2. Старый Петергоф: усадьба Сергиевка, Собственная дача Его Императорского величества
  3. Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк
  9. Сады Адмиралтейского района Петербурга
  10. Палаты Постниковых и их выставки
  11. Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь и его фрески
  12. Мои прогулки по историческому Пскову (первая)
  13. Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)
  14. Мои прогулки по историческому Пскову (третья)
  15. Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь
  16. Псковский Кремль
  17. Варлаамовская и Высокая-башни Псковского Кремля, восставшие из руин
  18. Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское
  19. Михайловское — приют спокойствия, трудов и вдохновенья для Пушкина
  20. Пушкиногорье: Городище Воронич и имение Тригорское
  21. Деревня Бугрово. Музеи «Пушкинская деревня» и «Мельница»
  22. Святогорский Свято-Успенский монастырь, место, где похоронен Пушкин
  23. Однажды осенью в Пушкинских горах
  24. Тысячелетие северного мореплавания
  25. Архангельск и набережная Северной Двины. Начало
  26. Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание
  27. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (начало)
  28. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (окончание)
  29. Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)
  30. Продолжение знакомства с Архангельском (город, окончание)