Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 23:59
Мы будем путешествовать!

Прогулка по озеру с "легким" названием — Фирвальштетское — между альпийскими вершинами..

Люцерн — Швейцария Август 2022

Жарко. Очень. Свободного времени, данного туристам — три часа. В Люцерне бываю столь часто, что знаю каждый кирпичик, и просто гулять в жару не хочется. Отличный вариант — прогулка на кораблике по Фирвальштетскому озеру!

Прогулка по озеру с легким названием — Фирвальштетское — между альпийскими вершинами..

Кораблик «Сафир», вполне комфортный, есть возможность сидеть внутри салона, в баре, или на нескольких открытых палубах. Поскольку у меня в руке телефон, мне, конечно, надо на открытую площадку — запечатлеть окружающие красоты — Альпы и озеро. Для тех, кто хочет слушать информацию, есть возможность взять бесплатно наушники, где рассказывают о берегах и озере на множестве языков, в том числе, по-русски.

В отличии от Чайковского, который в 1873 году, спустившись с горы Риги — Кульм, решил проехаться на кораблике, и остался жутко недовольным швейцарской точностью, записав: «На возвратном пути 2 часа ждали парохода в Фицнау и прескверно пообедали», мы не ждали ни минуты — кораблик «Сафир» отчалил в 15.15., как и стояло в расписании. Что касается Чайковского, он явно был не в настроении, обругал всё, не только эту прогулку.

Прогулка совсем не длинная, всего час, но зато — вдоль живописнейших берегов! И это стоит тех не маленьких 27 франков, которые стоит билет.

Озеро Фирвальштетское (в простонародье — озеро Люцерн) занимает четвертую строчку среди швейцарских озер. Это высокогорное озеро, высота берегов достигает 1500 метров над у.м., само озеро расположено на высоте 434 метра над у.м., а образовалось оно в месте соединения трех впадин, в результате чего — очень глубокое.

Периметр Фирвальштетского озера составляет почти 159 километров, а его площадь 114 квадратных километров. Максимальная глубина более 210 метров, средняя — более 100 метров. Каждые 3–4 года вода в озере полностью обновляется, ее объем составляет 12 кубических километров.

Река Ройс впадает в озеро в местечке Флюэн, а вытекает из него в Люцерне. Ройс и является основной рекой, питающей озеро. Помимо Ройса, в озеро впадают Энгельберген Аа, Сарнен Аа и Муота.

Названо озеро столь сложно, четырьмя лесными участками, благодаря тому, что на его берегах раскинулись четыре лесных кантона: Люцерн, Ури, Швиц и Унтервальден. Прибрежные городки этих кантонов поддерживают сообщение между собой при помощи водного транспорта — кораблики, теплоходы, яхты, катамараны, лодки — чего здесь только нет, движение очень оживленное.

Самая, пожалуй, популярная достопримечательность, видимая с кораблика во время прогулки, гора Пилатус. О подъеме на нее я уже писала (правда, очень давно), это незабываемо: кораблик, самый крутой в мире зубчатый поезд, поднимающийся вверх почти под прямым углом, и фуникулер. Отзыв о подъеме здесь:https://www.tourister.ru/responses/id_7080

Легенда о горе Пилатус очень красива. В давние времена покой загадочных существ, живущих в пещерах на Изломанной горе, никому не было позволено нарушать. Но жители окрестных деревень знали, что в пещерах, вход в которые скрыты облаками, живут крылатые драконы. Ночами, пастухи, пасущие овец и коров в горах, слышали шелест крыльев и запах серы.

Однажды, один из крестьян нашел странный камень. Он решил, что это застывшая кровь погибшего дракона, и камень имеет целебные и магические действия. Ученые попытались классифицировать крылатое чудовище, изучая «научную» книгу о классификациях «Всех созданий, на земле живущих». Выделили 9 основных типов, составили документ с подробным описанием. Драконы расстроились и начали показываться все реже и реже. Бесстрашный рыцарь Винкельред дошел до того, что ухватился за хвост дракона, и выбрался с его помощью из пещеры (где медь добывали). После этого, драконы совсем перестали показываться на глаза людям.

Другая легенда гласит о Спасителях. Где-то в горах, над озером, спят в летаргии три Спасителя, облаченные в старинные костюмы. Они ждут того часа, когда их родине понадобится их помощь (надеюсь, что никогда не понадобится). Однажды, один из пастухов, случайно забрел в эту пещеру. Он узнал в спящих мужчинах Спасителей и тогда один из них проснулся и спросил: «Что за время сейчас на Земле?». Пастух ответил, что чуть позже полудня. Спаситель молвил: «Значит, наше время еще не пришло», и вновь погрузился в глубокий сон. Когда пастух рассказал об этом односельчанам, они решили проверить правдивость рассказа и бросились искать пещеру со Спасителями, но найти ее не удалось никому.

Третья легенда гласит, что в пещере Шибенлох, живет женщина, хранящая несметные сокровища (просто «Хозяйка Медной Горы», особенно, если учесть, что и медь здесь была). Но, и несметные богатства и вечная жизнь, были даны ей в наказание, а не в награду. Случилось это после того, как она не захотела подать милостыню нищему. И если кто-то из молодых людей, в четверг, накануне Пасхи, найдет это заколдованное место и пройдет испытание, то он получит эти богатства. Но если у него в мире живых осталась возлюбленная, то назад он уже не вернется — останется навсегда в царстве мертвых. Вот такая жуть.

И все же, главная легенда озера связана с именем горы Пилатус. Названа она в «честь» Понтия Пилата. Если верить легенде, именно здесь похоронен прокуратор, но его дух не может обрести покоя, из-за страшного преступления, совершенного им. Якобы каждый год, в Пасху, Пилат пытается отмыть свои окровавленные руки в водах озера. Каждому, кто станет свидетелем этого ужасного зрелища, не суждено дожить до следующей Пасхи. А Понтий продолжает пугать туристов путников, поднимающихся на гору, ежегодно, перед Пасхой. Смех смехом, но до конца 19 века подниматься на Пилатус перед Пасхой было запрещено, а суеверные крестьяне старались не выходить к озеру в день Пасхи.

По более правдоподобной, но менее красивой версии, название горы означает «носить шапку», потому что вершина, частенько скрытая облаками, издалека напоминает головной убор. А нам она напоминает лежащий профиль Пушкина.

Как только кораблик отходит от причала, пассажиры оказываются в окружении великолепных гор и захватывающих дух видов. Атмосфера в жаркий день совершенно Средиземноморская. Тишина озера очаровывает, пока мы плавно скользим по воде, пересекая озеро, и идя вдоль берегов.

С левого борта виден Веггис — популярный летний курорт, известный своим мягким климатом, пышными садами и величественными каштанами. В 1897 году в Веггисе несколько месяцев жил Марк Твен. Он очень высоко оценил городок, описав его следующими словами: «Это самое очаровательное место, где мы когда-либо жили, для отдыха и умиротворения».

Следом видна гора Риги. С ее вершины на высоте 1800 метров видна вся Центральная Швейцария, а также Южная Германия. До нее можно добраться либо по канатной дороге из Веггиса, либо по зубчатой железной дороге из Вицнау.

Справа виден Бюргеншток с его крутыми скалами, уникальным лифтом Хамметшванд, из стекла, и гламурными отелями курорта Бюргеншток.

Фото из интернета.

В 1871 году открылась первая в Европе зубчатая железная дорога, ведущая из Винцау в Риги-Кульм. Сегодня туда поднимаются два паровозика, от станции Вицнау.

Между этими деревнями мы проходим через северо-западную оконечность озера, известную как «Нас». Здесь предгорья Риги и Бюргенштока образуют тесный каркас — гряду.

Остальные видимые горы — это Штансернхорн, Буохсерхорн и Бризен. Эти вершины — рай для пеших горных прогулок и катания на лыжах.

От Беккенрида до Герзау озеро самое широкое, 3,3 километра, и самое глубокое — 214 метров. Цвет воды из синего превратился в бирюзовый.

С 1390 по 1816 год Герзау был независимой республикой! В 1817 году Венский Конгресс передал его кантону Швиц. Однако гордые местные жители по-прежнему дорожат своей автономной историей.

Перед мысом Трайба видны красивые вершины Обербауэна и Нидербауэна. В Трайбе причал для лодок сохранился с 1282 года, он расписан геральдикой кантона Ури.

Бруннен — городок спрятанный между двух гор Митен, высота которых составляет 1811 и 1898 метров. Население городка 9000 человек, и он один из крупнейших на берегах озера.

На пути от Бруннена к легендарному лугу Рютли (где три кантона подписали Соглашение о Вечном Союзе, 1 августа 1291 года — дата образования Швейцарии), видна 30-метровая Шиллерштайн. На этой скале есть надпись, посвященная немецкому поэту Фридриху Шиллеру, автору знаменитого Вильгельма Телля (корабль — ресторан назван его именем). Памятник природы был внесен в список охраняемых в 1859 году, через 100 лет после рождения поэта.

В Тайльшплатте видна небольшая часовня, посвященная Вильгельму Теллю, национальному герою Швейцарии. Согласно легенде, именно на этом месте, Телль вырвался из лап Габсбургского наместника Гесслера и добился свободы.

На другой стороне озера проезжаем мимо Бауэна, самой маленькой деревни в кантоне Ури. До 1956 года постройка была фактически без подъездной дороги.

Возле Флюэлене заметно как река Ройс впадает в Фирвальштетское озеро. Сильное течение предотвращает замерзания озера зимой. Флюэлен может похвастаться отличной транспортной развязкой с речным транспортом и поездами, расположенной на маршруте Готтар с севера на юг. В 2016 году для железнодорожного движения открылся новый туннель Сен Готтар, 57 километров — самый длинный железнодорожный туннель в мире, я настойчиво предлагала назвать его «Мечта клаустрофоба», но, почему-то, не прислушались.

На мысе, выступающем в озеро, раскинулась деревня Хертенштайн. Деревня стала известна благодаря Рахманинову, поселившемуся в ней на отдыхе. Композитор с семьей жили во Франции, на даче, и присматривали себе жилье в Европе. В Хертенштайн его пригласил Оскар фон Риземан, редактор московской немецкой газеты, музыкальный критик, писавший биографию Рахманинова. Сергею Васильевичу так понравились здешние красоты, что он сразу купил участок, но жена и дочери выразили недовольство — слишком далеко от Франции и Германии, где они ежегодно проводили лето, приезжая из Америки, и где у них жили друзья. Рахманинов строит виллу, назвав ее «Сенар» — по первым буквам имен — Сергей и Наталья. С тех пор они проводят на вилле каждое лето, вплоть до начала Второй Мировой Войны, когда они уедут в США окончательно и безвозвратно.

Сергей Васильевич сам участвует в работах по строительству виллы, а вместо гонок на автомобиле, которые он страстно любил, гоняет на моторной лодке по озеру. Рахманинов называет это место «Раем». Согласна с ним на 100%! Здесь, в Хертенштайне, Рахманинов создал «Третью Симфонию», и знаменитую рапсодию на тему Паганини.

Летом 1937 года, в гости к Рахманиновым, приезжает еще одна эмигрантская чета — Бунины. Регулярно наведывается Горовец, лечится от творческого кризиса. Здесь он записал ужас от пережитого в революцию: «В 24 часа моя семья потеряла все. Своими собственными глазами я видел, как они выбросили наш рояль из окна».

Кто они? Вот кто. Даже не верится (или, наоборот, понятно), что эти благословенные пасторальные места были выбраны русскими революционерами, для проведения каникул. Когда Европа охвачена первой Мировой Войной, здесь, в Хертенштайне, в 1915 году отдыхают супруги Зиновьевы.

Напротив, в Зеренберге, обосновались Ленин с Крупской. Они еще и подарками исхитрились обмениваться: Зиновьев послал Ленину черешню, а Ленин Зиновьеву отправил грибы.

За время прогулки кораблик делает одну остановку — причаливает к пристани Кастаниенбаум — Каштановое дерево. Там некоторые пассажиры выходят и отправляются в отели, а некоторые заходят, с велосипедами, вероятно, катались по горам. Таким образом, наш кораблик «Сафир» — не только прогулочный, но и регулярный транспортный.

И, уже по прямой, мы возвращаемся в Люцерн. Час пролетел совершенно незаметно, прогулка наиприятнейшая, информация о том, что мы видим, отличная, коктейли в баре холодные. А главное — бесподобные Альпийские вершины и восхитительная гладь озера! Лучше и быть не может!

Спасибо за внимание!

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия