Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 12:42
Мы будем путешествовать!

Люцерн — Швейцария Декабрь 2020

Я так по нему скучала! Я не виделась с ним ровно одиннадцать месяцев, день в день, а раньше наши свидания были 2–3 раза в месяц. Он мне снился. Надеюсь, он тоже скучал по мне. И сегодня, когда выпал единственный солнечный день в череде пасмурных, я поняла, что больше без него не могу, и что до него — рукой подать, 184 километра. Красиво оделась, ведь это свидание, и поехала на встречу с любовью — с Люцерном!

Я так скучала по нему — город счастья, Люцерн

С собой, как водится, взяла кузнеца мужа, вдруг, моя любовь сделает мне предложение? Тогда и кузнец пригодится («Формула любви», если кто-то из молодежи не видел). На самом деле, все просто — не хочу за руль!

Люцерн, без сомнения, является любимым городом Швейцарии у большинства туристов, так что, я не одинока в своей любви к нему. Но, не всем так повезло — оказаться почти в пустом Люцерне! Ведь в обычное время, толпы китайцев, несутся по городу, стаями и поодиночке, волоча чемоданы и налегке, видимо, ставя галочки в своей голове, что они осмотрели все. Это самый туристический город страны, но нас он встретил почти пустыми улицами и набережными. Самое грустное для меня — увидеть огромную автобусную парковку, куда в нормальное время некуда встать, от табунов туристических автобусов, совершенно пустой!

Я так скучала по нему — город счастья, Люцерн

Люцерн, вариантов названия очень много, все с легендами. Я, материалистка. мне ближе вариант «город на болотах», от кельтского lozzeria. И он, действительно, был болотистым, когда в 8 веке его основали монахи бенедиктинского монастыря святого Леодегария. Кстати, редко встречающийся святой, из семьи, где все святые. Мать — святая Сиграда, брат — святой Варин. В период становления христианства во Франции, стал аббатом — бенедиктинцем. В результате интриг, был схвачен, ему вырезали язык и выкололи глаза, а затем обезглавили.

В 1178 году поселение, выросшее вокруг аббатства, стало городом. Открытие перевала Сен-Готара в 1220 году сделало город центром на торговых путях и укрепило его значение. Габсбурги постоянно порывались ухватить этот лакомый кусочек, что заставило Люцерн присоединиться к вновь образованному Союзу Швейцарских кантонов уже в 1332 году, спустя 41 год после его образования.

Во времена религиозных войн Люцерн оставался католическим, и даже, возглавил Контрреформацию. В середине 19 века противостояние католиков и протестантов вновь возобновилось, и Люцерн возглавил лигу Зондербунд. Однако, федеральные войска под командованием генерала Дюфура сумели погасить мятеж. В этот момент Люцерн потерял надежду стать федеральной столицей.

Начиная с середины 19 века, благодаря росту туризма, Люцерн увеличил свое население в четыре раза! Сюда потянулись члены королевских семей Европы, включая королеву Викторию, российских царей и европейской аристократии. Следом, начали ездить творческие люди. Если начну перечислять всех — не хватит места в рассказе.

Международный Музей Войны и Мира, основан польским промышленником и борцом за мир Яном Блохом, как предупреждение о последствиях войн.

Но нескольких упомяну:

1. Бунин сказал о Люцерне: «Город славный», 1900 год.

2. Рахманинов в свое свадебное путешествие в 1902 году приехал именно сюда.

3. Брюсов в 1909 году написал здесь стихотворение «Фирвальштеттское озеро».

4 — 6. Рихтер, Ростропович, Горовиц — посещали местные музыкальные фестивали.

7. В 1895 году месяц жил Скрябин, и каждый день посещал почту — ждал письма от возлюбленной, Натальи Сикериной.

8. Еще одни молодожены — Михаил Врубель и Надежда Забела, звезда Мамонтовской оперы. Он начал здесь свое панно «Фауст», все их беды еще впереди, в Люцерне они были счастливы.

9. Жуковский написал: «Окрестности Люцерна, может быть, самые живописные в Швейцарии».

10. Еще один молодожен — Тургенев (любил этот русский писатель пожить вдали от Родины).

11. В 1873 году прибыл Чайковский. Ужасную запись оставил о Люцерне: «В Люцерне шлялись. Остановился в отвратительном отеле Ле Франсе. Все мерзко, но ужин превосходил всякие ожидания — самый мерзкий. Гниль.»

12. Герцен заявил: «Люцерн — самый глупый и скучный город в мире». Я с ним не согласна, поэтому, испытывая настоящее ощущение счастья, отправляюсь гулять! (про остальных знакомых нам гостей города напишу позже).

Памятник почтальону.

Я всегда стараюсь поставить транспорт на парковку возле озера — независимо от того, с кем приехала — на автобусе с группой, на машине с приватными туристами. или, как сегодня, просто погулять с мужем. Ведь, как говорят специалисты по рекламе, особенно запоминается «крайнее» — начало и финал, вот я и делаю «крайним» Фирвальштеттское озеро, необыкновенно прекрасное в любую погоду и в любое время года! Такое сложное название объясняется банально — озеро находится в четырех кантонах — Люцерн, Ури, Швиц и Унтервальд. Иногда его называют «Драконовым», сверху оно напоминает лапу дракона. Это четвертое по величине озеро Швейцарии, расположено на высоте 434 метра над у.м. Озеро глубокое, его средняя глубина составляет 104 метра, а максимальная — в два с лишним раза больше.

Лучше всего любоваться озером с горы Пилатус, но подъем туда занимает почти полный день (и 120 евро), посему, сегодня довольствовалась подъемом на небольшой мостик на вокзале. Гора так названа в честь Понтия Пилата, чей Дух до сих пор обитает на вершине. Его, преступника, не принимала ни земля ни вода, вот и затопили тело в озере (версия, их множество). Но душа преступника не может взлететь и ежегодно перед Пасхой пугает путников на горе. Смех смехом, но до конца 19 века подъем на гору в это время был запрещен. Я бывала там несколько раз, это совершенно неописуемо! Отзыв о подъеме на гору «Пилатус» здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_7080

Интересно и здание вокзала, старый вокзал Люцерна пережил пожар в 1971 году, и через 20 лет построили новый по проекту знаменитого испанца — Сантьяго Калатравы. От старого сохранился единственный элемент — стоящая перед вокзалом арка «Дух времени», увенчанной скульптурной группой швейцарского скульптора Ричарда Кисслинга «Дух эпохи». На плитах перед аркой, на четырех языках, представляющих латиницу (английский), кириллицу (русский), иероглифы (китайский) и арабскую вязь, выложено изречение, символизирующее изменения, произошедшие в мире за 20 лет постройки «От вокзала до вокзала). Вот отсюда мы и отправляемся в город.

А с чего лучше всего начать прогулку по швейцарскому городу? С шоколада, конечно! Особенно, если есть возможность посетить кондитерскую, в которой можно не просто полакомиться горячим шоколадом, что стало редкостью — почти везде подают какао, но и полюбоваться стеной текущего молочного шоколада, который швейцарцы считают элитным (Ура! Наверное, я швейцарка, никакого горького, только молочный). А еще, здесь можно купить красивейшие сувенирные шоколадки с видами Люцерна, и полакомиться относительно новым шоколадом «Руби», созданным из розовых какао — бобов.

Вот так течет шоколад: https://klaudia.tourister.ru/videos/14133

Площадь, на которой находится эта чудо — кондитерская, называется Шваненплатц — Лебединная. В Люцерне множество сувенирных и часовых магазинов, но на этой площади главный — многоэтажный Бухерер, с красивейшей елкой *в конце рассказа покажу ее при вечернем освещении).

Здесь же, на площади Шваненплатц, перед зданием банка установлены часы — ну как же в Швейцарии без часов? Только не обычные, а солнечные. Точка в центре теневого диска показывает положение солнца и одновременно показывает дату. Часы были подарены городу Люцерну компанией Gibelin в 1957 году.

На самой окраине Старого города мы оказываемся на площади Каппельплатц, которую украшает капелла Святого Петра, наиболее древняя церковь города, которая ведет историю с 12 века. Она неоднократно перестраивалась, последняя реконструкция прошла в 20 веке. В интерьере представляет интерес готическое распятие 14 века, слева от алтаря.

Я так скучала по нему — город счастья, Люцерн

Прямо во дворе кирхи высится фонтан Фритши, 1918 года, на месте своего старого предшественника. На фонтане можно найти изображения масок этого популярного карнавального персонажа, его супруги и слуг. Над всем доминирует статуя Знаменосца.

Заворачиваем «за угол», если так можно сказать о круглой башне, которая некогда была пыточной.

Я так скучала по нему — город счастья, Люцерн

Прямо в начале набережной, там, где река Ройс вытекает из Фирвальштеттского озера, красуется самый старый крытый деревянный мост Европы, он был построен в 14 веке, по проекту государственного писца Ренварда Цисата, и изначально являлся частью городских укреплений. Его длина была 285 метров, мост был длиннее, чем сейчас — 201 метра, но в 19 веке его несколько раз укорачивали. В 17 веке Ганс Генрих Вагманн с сыновьями расписал цикл картин для моста, изображающих сцены из истории города в период Контрреформации и сцены жизни Святого Маврикия. Стихи под картинами были дописаны в 18 веке. Но, в ночь с 17 на 18 августа 1993 года, мост загорелся от непотушенной сигареты! Безвозвратно были потеряны 81 из 111 картин. Обратите внимания: левый борт выше правого. Знаете, почему так? Вот первому, кто ответит — вышлю швейцарский приз.

Когда этот мост увидел Сергей Эйзенштейн(13), он поставил себе целью, непременно куда-нибудь вставить что-то подобное. Пересмотрите «Александра Невского» — увидите реинкарнацию Каппельбрюкке. Почти в центре моста выстроена водонапорная башня, которая когда-то служила тюрьмой, архивом и хранилищем государственных ценностей.

Надо сказать, что наиболее фотогеничен мост летом, с двух сторон окаймленный цветами. Но и сейчас и сам мост, и виды с него — роскошны! Серое здание с аркадами и башня с часами — Ратуша, перестроенная в 1605 году в стиле итальянского Возрождения Антоном Исенманом из Торгового дома 14 века. Часовая башня датируется перестройкой 1505 года, и это единственные часы, которые были видны рыбакам и с реки и с озера, до сих пор имеют привилегию — отбивать время на одну минуту раньше.

Перейдя мост выходим к одной из самых роскошных церквей не только Люцерна, но и всей Швейцарии — Иезуитенкирхе, горделиво красующаяся на набережной реки Ройс на фото у всех туристов. Шедевр Святого Франца Ксавера, построенный в 1666 году по планам отца Кристофа Фоглера. Внутренний интерьер, совершенно восхитительный, создан братом Генрихом Майером.

Она стала первой большой церковью в стиле барокко в Швейцарии, и стала вдохновительницей при строительстве других церквей. в ней хранится одежда Брата Клауса. одного из покровителей Швейцарии.

Напротив Иезуитен Кирхе красуется интересный дом. Каждый год, к 1 декабря, его украшают, как Адвенткалендер, и ежедневно открывают одно окно, и мы видим рождественский подарок — картинку (на третьем фото — из другой поездки). В этом году впервые, за несколько десятилетий, дом не украсили. Печалька.

В этом месте, между двумя деревянными мостами, удивляет уже не шедевр архитектуры, а чудо инженерной мысли — деревянная плотина «Надельвер», перекрывающая реку Ройс 1860 года. Плотина служит для регулировки стока воды из озера в реку. Открытие и закрытие, в зависимости от уровня воды в озере (что зависит от времени года, количества осадков, таяния льдов), происходит вручную — заслонки сдвигаются. С 1861 года плотина не претерпела практически никаких изменений. На небольшой электростанции вырабатывают около 3 гигаватт-часов электроэнергии. А вот что это за висячая баночка — я не знаю. Она переворачивается, в ней плавают шарики и висит эта емкость внизу, ее и не сразу можно увидеть.

Перед входом на мост, между двумя музеями — Историческим (расположенным в здании бывшего Арсенала) и Музеем Естественных наук, сохранились остатки городских ворот Баслертор, ведущие на дорогу на Базель. Впервые эти ворота упоминаются в 1297 году, но во второй половине 19 века они были снесены.

Вторые городские ворота, расположенные неподалеку - Бургертор. Они были построены в 13 веке, как часть старых городских укреплений. В 1314 году их упоминали, как Литтауэртор. Позже ворота служили городской тюрьмой. Часы были установлены в 1685 году, а в 1864 году сломаны и сняты.

Я так скучала по нему — город счастья, Люцерн

Второй крытый деревянный мост Люцерна, не намного моложе Каппельбрюкке, на каких-то пол столетия, называется Шпроербрюкке — мост пророщенной пшеницы, или, — Мельничный мост. Его строительство было завершено в 1408 году. На нем тоже картиная галерея — 67 художественных изображений, созданных Каспаром Меглингером, датированных 1626 — 1635 годами, на сюжет «Танцев со смертью». На каждой картине смерть — скелет подкрадывается к людям: к детям. женщинам, мужчинам, старикам, военым, монахам. нам хотят донести, что все мы равны перед Смертью.

Выйдя с моста Шпройербрюкке, мы попадаем на мельничную Площадь, что естественно — где вода, там, обязательно, и мельница. Монастырь построил здесь мельницы задолго до того, как Люцерн стал городом. Впервые площадь упомянута в 1332 году. В 16 веке ее расширили, соединив с Рыночной площадью, и использовали для театральных представлений. В 1798 году горожане принесли здесь присягу Новой Конституции Гельвеции, о чем напоминает медальон над входом в здание Приватбанка. В 1844 году во время свободного марша здесь произошла стычка между свободными солдатами и правительственными войсками. А мельницы, давшие название площади, сгорели в 1875 году.

Проходим мимо отеля, в котором останавливался вездесущий Гете, куда же без него! Он у меня, по-моему, в каждом рассказе упоминается.

Выходим на площадь с ласкающим ухо названием: Винный рынок. Когда-то, на ней стояли двухэтажные деревянные мясные павильоны, но в конце 15 века их снесли и площадь получила нынешний вид. В центре — Рыцарский фонтан в стиле поздней готики, созданный Штайнмецом Конрадом Люксом в 1481 году. К этому моменту мясной рынок на площади сменился рыбным рынком, и был политическим центром города. До 1447 года на углу площади стояла Ратуша, вокруг располагались питейные заведения, вот Винный рынок и переехал поближе, продавцы и потребители встретились.

Я так скучала по нему — город счастья, Люцерн

Вайнмарктплатц и две соседние площади — средоточение домов с фресками, каждый фасад рассказывает какую-либо городскую историю. На самой старой — философское изречение: «Любовь лечит» (где Древо Познания Добра и Зла), на второй — Свадьба Поэта (возле нее я, однажды, испытала настоящий стыд, услышщав как гид рассказывает группе, что это «Тайная Вечеря»). Еще один расписной дом посвящен Карнавалу. Дом «Цу Пфистер» с гербами аристократических семей Люцерна, расположившихся на дереве. Самое расписное здание — бывший Рыцарский Дворец, в котором сегодня располагается отель «Баланс».

Дом середины 16 века, с позднеготической башней и лестницей. Фрески Мартина Мозера.

Практически из любой точки набережной Ройса можно увидеть крепостные стены с башнями. Обычно, к 19 веку, горожане сами рушили стены города, что бы было куда строиться, но в Люцерне начали осушать болото на левом берегу Ройса и Люцерн начал расти туда, сохранив нам то, что осталось от крепости Мустег — куски стены и 9 башен (Неллитурм, Маннлитурм, Люгисландтурм (самая высокая — 52,6 метра), Хойтурм или Вахтурм, Зиттурм (башня с часами, самыми старыми в городе, 1535 года), Шримертурм, Пульвертурм (Пороховая Башня), Алленвиндтурм и Дахтлиттурм), на 3 из которых можно подняться в теплое время года.

Даже сейчас, зимой, когда башни закрыты, есть смысл просто подняться к стенам, что бы полюбоваться восхитительными видами города! А тех, кто летом преодолеет 91 ступеньку, поднявшись на башню с часами, ждет подарок — табличка на стене, с выдержкой из рассказа Толстого «Люцерн».

На здании, принадлежащем Педагогическому институту, установлен интересный барометр, изобретенный Отто фон Герике в 17 веке. Если откачивать воздух из закрытой стеклянной трубки, то в ней вакуум. Если ее нижний конец поместить в емкость, наполненную водой, стеклянная трубка наполнится водой, как только крышка трубки откроется. Вода поднимается до определенного уровня и удерживается в стеклянной трубке. В зависимости от длины трубки меняется высота, на которую втягивается вода. Таким образом, с помощью уровня водяного столба в стеклянной трубке можно определить текущее давление воздуха в данном месте. В голове не укладывается, 17 век! Установлен этот барометр был в честь 100-летия Альберта Эйнштейна 21.06.2005.

Я так скучала по нему — город счастья, Люцерн

Если у вас есть время, то по пути можно заскочить в несколько церквей. Первая — церковь бывшего урсулинского монастыря Мария Хильфе, построенная в 1659 году. Урсулинки были вызваны в Люцерн, что бы они руководили школой для девочек. Для них были построены церковь, монастырь, школа — интернат, и детский сад. В 1798 году, после секуляризации, монастырь был закрыт, и после внутреннего ремонта здание служило резиденцией центрального правительства Республики Люцерн до мая 1799 года. С 1807 года в нем вновь открыли школу и детский сад. Здание церкви было построено братом — иезуитом Генрихом Майером из Мюнхена.

Сегодня в здании монастыря продолжает работать школа и детский сад, вот тех деток в светоотражающих жилетах вели на прогулку, позже я их встретила вновь. их уволакивали со снежной горки (на втором фото немного видно горку). А некоторые нянчат собачек, и возят их в колясках, я в этот день таких несколько встретила (на фото 3).

Еще одна церковь из серии «заходи по пути» — римскокатолическая церковь Иисуса Христа. Очень скромная и простая, недаром ее называют «немецкой».

И, церковь Францисканского монастыря, построенная в 1269 году. Это самая старая церковь города, в которой сохранился длинный хор первой постройки, что характерно для нищенствующих церквей. В 16 веке неф был отреставрирован. В 1433 году с северной стороны была пристроена часовня Святого Антония. В 1838 году монастырь был распущен. В 1964 году церковь была внесена в список исторических памятников. На площади перед церковью - фонтан.

Я так скучала по нему — город счастья, Люцерн

Главный, и без сомнения, самый популярный памятник Люцерна — «Умирающий лев». Подписываюсь под каждым словом Марка Твена: «Это самый грустный в мире памятник из самого грустного в мире камня». Посвящен он швейцарским гвардейцам, отдавшим свои жизни за французскую корону в Тюильри, их растерзали восставшие, чернь, которую они могли разогнать несколькими выстрелами, но не сделали этого, не получив приказа, носовые платки в их крови полоскала. Очень дорогой и известный скандинавский скульптор Торвальдсен, к которому обратились с просьбой о создании памятника, посчитал, что у швейцарцев денег не хватит ему оплатить работу, но, проникшись историей, создал эскиз, по которому немецкий скульптор Ахорн создал этот шедевр. Озеро естесственное, его просто забетонировали. и скала тоже — она срезана глетчером. В спину Льву воткнуто сломанное копье, лапка лежит на щите с Бурбонской лилией, а рядом стоит щит со Швейцарским крестом. На лице (а я утверждаю, что у него лицо!) — выражение страдания…. Я очень люблю Салтыкова — Щедрина (14, он тоже бывал здесь), но он о памятнике отозвался очень грубо, ведт они были наемники. А с Ахорном тоже вышла история: ему показалось (или — на самом деле), что мало швейцарцы заплатили за работу, и пещеру, в которой лежит Лев, он выдолбил в форме кабана — всмотритесь.

Рядом с памятником часовенка, в которой выложены гербы всех общин, гвардейцы из которых погибли в Тюильри. Отзыв о памятнике «Умирающий лев» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/switzerland/city/luzern/placeofinterest/22498/responses/1411

Слева от Умирающего Льва — Музей Глетчера, там показано, как за миллионы лет вода обтесывала камни, и менялась наша земля в течении 20 миллионов лет. А еще там макет — переход Суворова через Альпы. И, небольшой зоопарк, и кривые зеркала для деток, и отличные виды, открывающиеся со скалы, куда можно подняться по лестнице. Отчет о музее ледника «Глетчер — музей» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/switzerland/city/luzern/placeofinterest/13353/responses/4536

В 100 метрах от «Умирающего Льва» — здание панорамы, созданной Эдуардом Кастресом в 1881 году. Размеры панорамы — 10 метров в высоту и 112 метров в ширину. Она посвящена входу Французской Армии генерала Бурбаки в Швейцарию, во время Франко — Прусской войны (я про эту войну уже писала в рассказах про Эльзас и про Фрайбург). Уход за этой армией стал первой крупной акцией Красного Креста. В этом здании, помимо Панорамы, расположен кинотеатр. Кстати, в многоязычной Швейцарии фильмы не дублируют, они идут на языке оригинала с титрами, что помогает учить языки. Ткань, которой затянуты окна — это жалюзи от солнца.

Я так скучала по нему — город счастья, Люцерн

Движемся дальше, красивая церковь слева — Маттхойзкирхе, реформаторская евангелическая, несмотря на то, что кантон более католический. Возле нее всегда продают необыкновенно красивые свечи.

Не могу не упомянуть про еще одну «достопримечательность» — про туалет. Точнее, про ресторан с вот таким туалетом, в котором я фото наделала. Красота должна быть везде! А шубы — это для посетителей, что бы на набережной сидеть не холодно было.

Ресторан «Ля Барка» с шубами и с туалетом — эстетом здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/switzerland/city/luzern/cafe/32374/responses/5176

Выходим к Кафедральному Собору Святого Леодегария — Хофкирхе. Именно здесь зародился Люцерн. Но, в 1633 году здание почти полностью было уничтожено пожаром. От этого бедствия буквально чудом спаслись парные готические башни фасада со стройными шпилями. В последующие годы Собор был реставрирован в стиле Ренессанс.

Под сводами, с двух сторон, установлены фигуры святых. Один из них Святой Маврикий, служивший в римской армии, в Фиванском легионе, на территории Швейцарии. Весь легион принял христианство и отказался приносить жертвы языческим Богам, за что и был замучен. Конечно, покровитель Люцерна — святой Леодегарий. Внутренне убранство конструкции отличается пышной роскошью. Самое знаменитое, о чем я обязательно должна упомянуть — орган. На нем играл сам Мендельсон! Толстой записал: «Заиграл Мендельсон — небеса открылись!». Обратите внимание — скамьи справа и слева — совершенно разные. Отправлю еще один приз тому, кто знает — почему?

Перед собором магазин головных уборов, невозможно не залезть в их рекламную шляпу!

Я так скучала по нему — город счастья, Люцерн

Именно от Собора лучше всего виден отдыхающий на вершине горы Пилатус Пушкин: всмотритесь, профиль лица поэта. Если нос виден — завтра будет хорошая погода. Люцернцы свою домашнюю гору ласково называют Пили.

Если кто-то заскучал по фахверку, то в Люцерне он тоже есть. Не очень много, чай не Эльзас, но очень милый. На втором фото — Швейцарский дом, одно из самых старых зданий Люцерна.

Еще одна интересная евангелическая кирха — Маркускирхе. Мы заглянули, там, в фойе, шел банкет (да, кто с бокалами — без масок), мы тихонечко ретировались, за нами выскочили две тетки с воплем, что они уже закончили и расходятся, и мы обязательно должны зайти в их церковь. Что мы и сделали. От шампанского отказались — уже времени не было.

Я к этому времени была дико голодная. Супруг может не есть целый день, потом на ужин съесть все, что днем не добрал. Я же голодная почти всегда и всегда должна что-то жевать. Так что, мы зашли к итальянцам.

Я так скучала по нему — город счастья, Люцерн

Отзыв о ресторане «Ахорн» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/switzerland/city/luzern/cafe/29735/responses/4000

Вдоль набережной протянулась на несколько километров прекрасная каштановая аллея. Вдоль нее выстроены роскошные отели и казино. Вот зачем в 1862 году сюда приезжал Достоевский (15)? А в двух отелях — Швайцерхоф и Националь палас останавливался Толстой (16). Здесь он написал рассказ «Люцерн», являющийся вершиной его творчества в жанре рассказа. Вслед за ним россияне облюбовали отель и Ходасевич (17) написал: «В этом глупом Швайцерхофе…»

Озеро и Альпы за ним прекрасны! Отлично видна гора Риги (от слова Регина — королева, а не от города Рига). Когда в Люцерн приехал Бенуа (18) с юной супругой, что бы провести здесь медовый месяц, у него приключилась беда — ночью заболел зуб! Он выскочил на улицу, ожидая открытия первого стоматологического кабинета, и в это время начало всходить солнце. Бенуа, как истинный художник, забыл про больной зуб (правда, про молодую жену тоже забыл), схватил кисти и краски, и написал прекрасные акварели, на которых Фирвальштеттское озеро освещено лучами восходящего солнца.

Один из символов Люцерна, видимый практически из любой точки, белоснежный замок Гутч, в котором расположились отель и ресторан. Подняться туда можно на машине или фуникулере. виды на город восхитительные. В фотоальбоме (старенький, 2012 года, когда я только пришла на Туристер, плохо представляя себе — что это за сайт, предполагая, что это обычная социальная сеть) есть редкие кадры — замок Гутч (да и весь город) в снегу.

Между тем, темнело, пора домой. И знаете, несмотря на то, что времена невеселые, празднику, все же, быть! С наступающим Новым Годом всех!

P. S. Если вы окажетесь в Люцерне «одним днем», постарайтесь дождаться вечера, это непередаваемо! Тем, кто дочитал (все же, более 20 000 знаков, про «краткость — сестра таланта» подзабыла») — спасибо за внимание.