Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 6:47

Таррагона — Испания Сентябрь 2017

Таррагона была последней точкой нашего затяжного путешествия по Испании. Мы остановились в маленьком курортном местечке Альтафулья под Таррагоной, чтобы сочетать морской отдых с обычной «монастырско-соборной» культурной программой. Почему мы не остановились в Барселоне, откуда собирались улетать в Москву? Главным образом потому, что под конец поездки, ожидая большую усталость от огромного количества увиденного, решили поберечь себя и оставили такую глыбу, как Барселона, «на потом». Кто же мог тогда знать, что это «потом» через три года станет ближе к «никогда»? Плюс Таррагона привлекала нас своим римским наследием, которого мы большие любители.

Расположение Таррагоны на карте Испании: на берегу Средиземного моря чуть южнее Барселоны.

Во ходе нашего путешествия ранее нам уже встретилось несколько римских городов: Legio (Леон), Lucus (Луго), Caesaraugusta (Сарагоса). В Таррагоне, однако, римское наследие Испании предстало перед нами наиболее ярко. Дело в том, что мы приехали в римский город Tarraco (ныне Таррагона), бывшую столицу одной из пяти римских провинций Испании под названием Hispania Tarraconensis.

Таррако был основан как римский военный лагерь в 218 г. до н. э. во время Второй Пунической войны Рима с Карфагеном. Это был первый город римлян на Иберийском полуострове, который впоследствии стал их главным портом и базой в ходе их почти 200-летнего завоевывания Испании. В имперский период это был один из крупнейших и важнейших римских городов полуострова, в котором до сих пор сохранилось богатое археологическое наследие тех времен. В 2000 г. ЮНЕСКО признало римские монументы Таррагоны памятником Всемирного наследия.

Таррагона: по следам римского Таррако

Поражают хорошо сохранившиеся римские стены Таррагоны. Они были построены в 1–2 веках до н. э. из огромных тесаных камней в основании, поверх которых была положена кладка из камней меньшего размера. Сохранилось более 1 км римской стены высотой около 6 м с 3 башнями. Когда-то её периметр был 4 км.

Другая запоминающаяся достопримечательность — прекрасно сохранившийся двухуровневый акведук длиной 217 м и высотой 26 м (датируемый 1-м веком н. э.). По нему в город шла вода из реки, находящейся в 15 км севернее. По верху акведука можно гулять — мы попробовали — очень здорово. Замечательно строили римляне: этот акведук можно хоть сейчас снова использовать по назначению. В средние века народ прозвал его «мостом дьявола» (Puente del Diabolo), полагая, что только дьяволу было по силам построить такое.

Таррагона: по следам римского Таррако
Народное название акведука - «мост дьявола».

В каждом крупном римском городе был амфитеатр для проведения гладиаторских боев. В Таррако он располагался на берегу моря (№ 3 на плане) и был построен во 2-м веке н. э. именно там, чтобы использовать естественный откос горы для северных трибун (на снимке внизу — слева).

Таррагона: по следам римского Таррако

В дальнем конце амфитеатра сохранились руины романской церкви, которая была возведена там в 12-м веке на месте казни в 259 году группы христиан, включая местного епископа по имени Фруктуос. Сейчас он считается одним из покровителей города и похоронен в его соборе (подробнее об этом — во второй части рассказа про Таррагону).

Другой неотъемлемой частью крупного римского города был цирк, или ипподром, где соревновались в заездах на колесницах (№ 2 на плане). Цирк Таррако был огромный (325 м в длину и 100 м в ширину), рассчитанный на 30 тыс. зрителей. От него сохранились лишь фрагменты, поскольку в средние века он был разобран на стройматериалы для сооружения других зданий (это довольно частая судьба монументальных римских построек). Самый большой его наружный фрагмент — на снимке ниже (место разворота колесниц с частью трибун).

Наружные остатки цирка.

Лучше сохранилась подземная часть цирка — длинные галереи для прохода зрителей, где теперь организован музей.

Таррагона: по следам римского Таррако

Цирк хоть и разобрали, но площадка для беговых дорожек осталось незастроенной, и теперь там длинная Площадь фонтана (Plaça dela Font) с ратушей на дальнем конце (фото ниже). Примерно таким же образом сохранилось место от ипподрома Домициана в Риме (Piazza Navona), следующее фото.

В Таррако было два форума: провинциальный времен 1-го века н. э. (поскольку город был также и столицей провинции), и собственно городской. От провинциального форума (№ 1 на плане), располагавшегося вблизи ипподрома, мало что осталось.

Зато городской форум очень неплохо сохранился (№ 4 на плане). Из крупных римских построек практически полностью исчез театр (№ 5 на плане), от которого остались лишь несколько рядов сидений.

Таррагона: по следам римского Таррако

В Таррагоне есть очень хороший археологический музей, что неудивительно, учитывая его богатую античную историю. Нам в музее больше всего понравились римские мозаики. Самой выдающейся мозаикой там считается голова Медузы. На другой было изображено множество морепродуктов, и нам показалось, что это была реклама местного рыбного ресторана:). Потом прочитали, что она была выложена на полу одной римской виллы.

Экспонаты музея: римские монеты.

Мозаика с дарами моря.

Таррагона: по следам римского Таррако

Остатки римской цивилизации в музее.

Через Таррако проходила важная римская дорога Via Augusta, которая следовала вдоль всего средиземноморского побережья Испании и в конце концов приходила через Пиренеи во Францию. Теперь её путь в Таррагоне и окрестностях в основном повторяет местная дорога N-340. На этой дороге за городской чертой есть два любопытных памятника.

Во-первых, это Башня Сципионов — римский траурный монумент 1-го века н. э., якобы воздвигнутый в честь братьев Публия и Гнея Сципионов, римских военачальников и основателей города. Они погибли в битве с карфагенянами в 212 г. до н. э., и долго считалось, что здесь было их захоронение с памятником над ним. Сейчас уже доказано, что к Сципионам эта башня не имеет никакого отношения, но её продолжают так называть по традиции.

Во-вторых, это триумфальная арка под названием Арк-де-Бера, построенная прямо на дороге в 1-м веке н. э. по завещанию Луция Люциния Суры из знатной римской семьи (его имя сохранилось на арке). Её точное назначение непонятно. По одной из версий, она отмечала границу района Таррако.

Второй рассказ про Таррагону будет посвящён его великолепному собору и новым кварталам.

Цикл материалов "Испания 2017"

1. Поездка по северной Испании — обзор
  28. Монблан, но не гора в Альпах, а город в Каталонии
  29. Таррагона: по следам римского Таррако
  30. Таррагона средневековая и современная

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия