Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте

Ла-Корунья — Испания Август 2017

Продолжаем рассказывать о нашем путешествии по северной Испании по маршруту, показанному на карте:

Ла-Корунья

После Сантьяго-де-Компостела и Нижних бухт наш путь лежал на северо-запад Испании — в Ла-Корунью (La Coruña, № 7 на карте выше). На карте нет опечатки: на испанском этот город именуется Ла-Корунья, а на галисийском — А Корунья. Из-за этой одной буквы идёт юридическая война за официальное название города. Ну, а в обиходе часто используется просто Корунья. Это большой портовый город (около четверти миллиона жителей) с самым высоким уровнем жизни в Галисии. Ла-Корунья имеет более чем 2000 лет истории, связанной с ее удобным расположением в естественной бухте. Точнее, бухт даже две (см. карту ниже).

Карта Ла-Коруньи

Историческая часть города расположена на полуострове грибообразной формы, который соединяется с материком узкой (примерно 500 м шириной) «ножкой». Справа от нее — залив с портом Ла Коруньи, слева — городские пляжи. Мы начали знакомство с городом в его гавани.

Мы прошли по замечательной набережной, окруженной особняками 19-го века с белыми застекленными балконами, или, как их здесь называют, «галереями».

Ла-Корунья

Застекленные фасады встречаются и в других частях города, но тут их целая улица. Это — «фишка» Ла-Коруньи, которую иногда называют «Стеклянный город», и связано это с его погодными особенностями. Климат здесь мягкий, но влажный, с ветрами. По статистике, осадки в Ла-Корунье выпадают примерно 130 дней в году. Нам дождя «не досталось», но было хмуро (на фотографиях отразилось).

Ла-Корунья

В районе порта расположена крепость Св. Антония. Она была построена в конце 16-го века на маленьком прибрежном острове (сейчас соединен с материком насыпью), чтобы защищать город от нападения с моря (и однажды эту функцию успешно выполнила). С 18-го века крепость стала тюрьмой, пока в 1960 году ей не построили альтернативу. Ныне в крепости расположен археологический и исторический музеи (мы не попали, был выходной).

Ла-Корунья

Приморский бульвар (рай для пеших и велопрогулок!) дальше проходит по атлантическому берегу мыса и ведет к главной достопримечательности города — башне Геркулеса.

Так называется маяк, который построили римляне во 2-м веке н. э., но поселение в этом месте, скорее всего, еще раньше основали кельты. До конца 13-го века имя «башня Геркулеса» известно не было, вместо этого она называлась Бригантийской (по имени находившегося недалеко города) или просто маяком. Нынешнее свое название башня получила с легкой руки короля Альфонсо Х, который в своих хрониках 13-го века использовал миф про греческого героя Геркулеса, победившего великана по имени Герион (десятый подвиг). И случилось это, якобы, на полуострове, где стоит ныне Ла-Корунья, в честь чего Геракл и воздвиг башню. Эта легенда затем широко пропагандировалась в Испании, в результате за маяком в Ла-Корунье закрепилось имя «Башня Геркулеса». Под этим названием в 2009 г. он и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается единственным используемым до сих пор римским маяком.

Башня Геркулеса с другого ракурса

Правда, современный вид башни имеет мало общего с римским вариантом. В конце 18-го века она претерпела серьезную реконструкцию: стены римской постройки облицевали, был пристроен еще один (но двухуровневый!) этаж. В результате башня подросла на целых 21 м по сравнению с первоначальным вариантом. Однако, внутренняя кладка и планировка трех нижних этажей башни сохранилась с римских времен. Так что сегодня башня выглядит скорее неоклассической, нежели римской постройкой. Необычно смотрится верхняя часть маяка: рядом с осветительной системой небольшая цилиндрическая башенка со спиральной лестницей внутри и громоотводом снаружи. В целом все сооружение выглядит очень эффектно!

Башня Геркулеса

В истории Ла-Коруньи есть несколько сюжетов, связывающих ее с Англией. Во-первых, в конце 10-го века в городе появился порт, куда прибывали английские паломники, направлявшиеся в Сантьяго-де-Компостела к мощам Св. Иакова по так называемому Английскому маршруту.

Кроме того, в июле 1588 года из порта Ла Коруньи отправилась в свой роковой поход на завоевание Англии испанская «Непобедимая Армада». После двухнедельных боев в проливе Ла-Манш испанцы были вынуждены отступить и возвращаться домой в обход, через северную Атлантику, где попали в суровые шторма. Побитая Армада вернулась в Испанию, потеряв более половины кораблей и 2/3 экипажей. Экспедиция испанцев окончилась полным провалом, но эта история имела продолжение.

В 1589 году англичане, в ответ на испанский рейд, отправили в Испанию свою собственную Армаду во главе с сэром Фрэнсисом Дрэйком. Это тот самый Дрэйк, который первым из англичан совершил кругосветное плавание и открыл пролив между Южной Америкой и Антарктидой. Ещё он известен своими многочисленными нападениями на испанские порты в Южной и Центральной Америке с целью грабежа, за что его часто называют пиратом (правда, на службе у английской королевы:). Это от него испанцы спрятали мощи Святого Иакова, да так, что потом не могли их найти почти 300 лет — см. рассказ про Сантьяго-де-Компостела и Путь Св. Иакова.

Главная площадь Ла-Коруньи

С приходом английской Армады Ла-Корунья была осаждена. При защите города прославилась женщина по имени Мария Пита, переломившая ход сражения и ставшая местной героиней: когда англичанам уже удалось подняться на крепостную стену и казалось, что город вот-вот падет, она поразила копьем офицера, намеревавшегося водрузить английское знамя над баррикадами защитников. И на нападавших, и на осажденных это произвело такое сильное впечатление, что атака была отбита, а англичане отступили. Так гласит легенда, и в благодарность своей героине испанцы дали её имя — Мария Пита — главной площади Ла Коруньи, что редкость для Испании, где главная площадь обычно называется Plaza Mayor (исп.- Главная).

Статуя самой Марии с копьем в руке возвышается напротив здания городской ратуши. Последнее, безусловно, одно из самых красивых в городе (построено в конце 19-го века).

Здание городской ратуши на главной площади Ла-Коруньи

А недалеко от этой площади — еще одно памятное место, посвященное национальному герою, но уже британскому — генералу Джону Муру. Джон Мур был командующим британскими войсками во время наполеоновских (Пиренейских) войн, когда Испания, Португалия и Англия выступали союзниками. В 1809 году Джон Мур со своей армией отступал в Ла-Корунью для эвакуации в Англию, и его по пятам преследовали французы. Под городом он был вынужден дать генеральное сражение, во время которого был смертельно ранен ядром. Англичане дали отпор штурмовавшим город французам и сумели уплыть домой, похоронив своего генерала в Ла-Корунье, у крепостной стены. Когда же через некоторое время французы вошли в город, то на его могиле по приказу генерала Сульта — противника (!) Мура в сражении, ставшего для последнего роковым, был установлен памятник. Позднее памятник был заменен, но место захоронения сохранилось, и в настоящее время оно — в центре небольшого садика Сан Карлос.

Ла-Корунья
Захоронение генерала Джона Мура под сенью гигантских столетних вязов в саду Св. Карла (Jardín de San Carlos), что расположен в самом сердце старого города.

В старом городе есть и другие привлекательные объекты. Особо выделим две позднероманские церкви: Санта-Мария-дель-Кампо и церковь Сантьяго. Обе были построены в 12-13-х веках, обе позднее перестраивались, но сохранили несколько оригинальных порталов.

Одним из новых символов Ла-Коруньи считается здание, известное как музей Домус (Museo Domus). Оно расположилось на прибрежной линии, на скале, и его изогнутый фасад создает впечатление, что создано оно не человеком, а океанскими волнами и ветром. На самом деле, автор этого сооружения — знаменитый японский архитектор Арата Исодзаки. А внутри разместился интерактивный музей, полностью посвященный человеку, его организму и эволюции, его эмоциям и болезням. Музей организован так, чтобы стимулировать интерес и любопытство посетителей, развлекая.

Музей Домус (Museo Domus)

Помимо этого, в городе есть Аквариум Финистерре, Дом-музей Пабло Пикассо с тремя десятками работ молодого художника, несколько красивых парков с интересными скульптурными работами и т. д. Но это программа уже не на один день посещения.

Протяженная морская набережная Ла Коруньи огибает практически весь полуостров, на котором стоит город, и выходит к пляжам. Расположены они в красивой бухте, широкие, с мелким песочком, но при нас там почти никто не купался: холодная вода в этой их Атлантике.

Ла-Корунья

Мы эту бухту припомнили, когда приехали в Сан-Себастьян (очень похоже!). Но это уже другая история, которую расскажем, добравшись до Страны Басков. А пока наш путь лежит в Астурию.

Цикл материалов "Северная Испания":

Цикл материалов "Испания 2017"

1. Поездка по северной Испании — обзор
  28. Монблан, но не гора в Альпах, а город в Каталонии
  29. Таррагона: по следам римского Таррако
  30. Таррагона средневековая и современная

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия