Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 5:53

В окрестностях Сан-Себастьяна: Пасахе-де-Сан-Хуан и Ондаррибия

Страна Басков — Испания Август 2017

Продолжаем рассказывать о нашем путешествии по северной Испании и, в частности, по Стране басков. Список уже опубликованного — в конце.

Еще оставаясь в Сан-Себастьяне, мы решили сделать вылазку в его окрестности. Путеводители предлагали разные варианты, но нас потянуло дальше на восток, в сторону Франции. Значит, едем в Ондаррибию — небольшой приморский городок с широким песчаным пляжем, прямо у границы с Францией.

В окрестностях  Сан-Себастьяна: Пасахе-де-Сан-Хуан и Ондаррибия

По пути туда делаем остановку в Пасахе-де-Сан-Хуан (баск. — Pasai Donibane) — рыбацком поселке в симпатичной бухте, глубоко вдающейся в материк. В целом место не выдающееся, хотя и наделенное безусловной природной красотой: одна улица, тянущаяся вдоль залива и густо облепленная с обеих сторон скромными домами; пристань с лодочными причалами; главная площадь с кафе и парой ресторанов, «украшенная» сохнущим на ветру бельем; церковь; тропа, идущая вдоль склона к старому маяку…

В окрестностях  Сан-Себастьяна: Пасахе-де-Сан-Хуан и Ондаррибия

Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что здесь аж три достопримечательности, связанные с историческими событиями или историческим личностями. Во-первых (об этом обычно упоминают путеводители), это дом-музей Виктора Гюго, в котором он останавливался ненадолго в 1843 году, путешествуя в Пиренеях. В музей мы не попали: выходной день, но сомневаемся, что там выставлено что-то по-настоящему интересное.

В окрестностях  Сан-Себастьяна: Пасахе-де-Сан-Хуан и Ондаррибия

Вторая достопримечательность Пасахе-де-Сан-Хуана — это часовенка, посвященная баскам, участвовавшим в Ронсевальской битве в 778 году.

Часовня и памятный знак, посвященные баскам, участвовавшим в Ронсевальской битве в 778 году.

В том сражении арьергард армии Карла Великого под командованием Роланда был разбит басками. Воспользовавшись знанием местности и темнотой, относительно слабо вооруженные баски устроили засаду на Ронсевальском перевале в Пиренеях, и французы понесли большие потери. Событие описано в классике французской литературы «Песнь о Роланде» (подробнее о Роланде расскажем в главе про Арагон, Пиренеи). Со времён средневековья Ронсевальское ущелье — важный пункт паломнического маршрута по пути Св. Якова, откуда начинается так называемый французский маршрут.

Но, пожалуй, больше всего нас удивили памятные знаки, гласившие о том, что из этого порта в апреле 1777 года отправился сражаться против англичан за независимость Америки маркиз-Де-Лафайет.

Памятные знаки об экспедиции маркиза Де-Лафайета в Америку.

Маркиз-Де-Лафайет отплыл из Пасахе-де-Сан-Хуан с другими 15-ю французскими офицерами на корабле «Виктуар», купленном и полностью оснащенном им самим. Известно также, что в Америке маркиз отказался от всякого жалованья и какой-либо иной материальной компенсации за свою службу. Проявив полководческий талант и воинскую доблесть, Лафайет стал в итоге генералом американской армии. Был одним из ближайших сподвижников первого президента США Дж. Вашингтона, который относился к маркизу по-отечески (Лафайет прибыл в Америку, когда ему было всего 20 лет). В честь его заслуг перед Штатами в Вашингтоне, рядом с Белым домом, создан исторический парк-площадь «Лафайет-сквер» (Lafayette Square) с памятником самому маркизу. То есть, Лафайет — фигура в истории США заметная и почитаемая, но тем не менее, ни один из американских путеводителей, которыми мы пользовались при подготовке поездки, не упомянул об этом памятном месте в Пасахе, что сильно удивило.

Памятник маркизу Де-Лафайету на площади Лафайета в Вашингтоне.

Из Пасахе едем дальше на восток по прибрежным холмам и любуемся открывающимися картинами Бискайского залива.

По пути в Ондаррибию.

Особенно хорош был вид на место, где в Бискайский залив впадает река Бидаоса. На пологом (дальнем) берегу реки раскинулся французский город Андай (фр.- Hendey), на холмистом (ближнем) — баскская Ондаррибия (баск.-Hondarribia, исп. -Fuenterrabia). По реке проходит естественная граница между Испанией и Францией.

В окрестностях  Сан-Себастьяна: Пасахе-де-Сан-Хуан и Ондаррибия

Из-за стратегического расположения этого поселения оно на протяжении всей своей истории было «лакомым куском» и многократно становилось объектом сражений и осад. Воевали баски в основном с соседями-французами. А сейчас французы сюда приезжают как заинтересованные покупатели местных продуктов, которые дешевле, чем во Франции.

Испанская Ондаррибия крупным планом. По ту сторону реки - Франция.

Естественно, что еще в средние века для защиты города была построена крепостная стена, остатки которой можно видеть здесь и по сей день. Стену в ходе боев многократно разрушали, потом восстанавливали, перестраивали, видоизменяли. Так что то, что сохранилось к сегодняшнему дню, частично относится к концу 15-го — началу 16-го веков, частично — к более позднему времени. Самое большое разрушение стены случилось в конце 18-го века, когда французская армия, захватив город, целиком взорвала отрезок стены, обращенный в сторону Франции. Эта часть укрепления никогда не была восстановлена.

В окрестностях  Сан-Себастьяна: Пасахе-де-Сан-Хуан и Ондаррибия

Остатки крепостной стены Ондаррибии.

Остатки городских стен окружают небольшой участок Старого города Ондаррибии. Главный вход в него — через средневековые ворота Санта-Мария с большим гербом над ними. Здесь же установлена забавная скульптура, видимо, строителя — в фартуке и с пилой в руке, но почему-то в медвежьей (?) шапке, как у английских королевских гвардейцев.

Средневековые ворота Санта-Мария

За воротами начинается главная улица города, где выстроились наиболее привлекательные здания: ратуша, церковь Св. Марии, многочисленные резиденции знати. Многие из них украшены фамильными гербами, а также красивыми коваными железными решетками на балконах.

В окрестностях  Сан-Себастьяна: Пасахе-де-Сан-Хуан и Ондаррибия

Главная улица Ондаррибии оканчивается на большой Оружейной площади (Plaza de Armas). Здесь, безусловно, выделяется монументальный замок Карла V, имеющий вид неприступной крепости, каковой он раньше и являлся. Карл V, первый габсбургский король Испании, значительно его перестроил в начале 16-го века, и какое-то время в нём жил. Сейчас в этом замке — наиболее известный отель города «Парадор де Ондаррибия» с шикарными интерьерами (не жили, но фотографии видели). На этой площади мы обедали (под этими самыми зонтиками, что на фото ниже). Особых воспоминаний о еде не осталось, но холодный сидр шел очень хорошо.

Бывший замок Карла V.

Вид из Ондаррибии на реку Бидаосу, впадающую в Бискайский залив.

Это был один их тех действительно жарких дней, что нам выпали в Испании, поэтому в городе мы не задержались, а мимо вот таких красиво покрашенных домиков, как на фото ниже, отправились к морю.

Улочка Ондаррибии.

Здесь нас ждало разочарование: пляж хорош, но народу там было столько, что без какой-либо натяжки можно было сказать: «яблоку негде упасть» (может, французы понаехали, хотя у них тоже отличные пляжи, как говорят. Один из них виден на фотографиях выше). С удовольствием вернулись назад в Сан-Себастьян, на полюбившуюся Ла-Кончу.

Дальше наш путь лежал в винодельческую Риоху.

Цикл материалов "Северная Испания":

Цикл материалов "Испания 2017"

1. Поездка по северной Испании — обзор
  28. Монблан, но не гора в Альпах, а город в Каталонии
  29. Таррагона: по следам римского Таррако
  30. Таррагона средневековая и современная

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия