Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л
был сегодня 18:19

Бургос — столица средневековой Кастилии

Бургос — Испания Август 2017
25 18

Вместо предисловия: Летом 2017 года мы целых 27 дней (с 8 августа по 3 сентября) путешествовали по северу Испании. Мы практически сразу решили, что не будем останавливаться в Мадриде и Барселоне, а ограничимся менее знаменитыми (но не менее достойными) местами. Схема нашего маршрута — на карте ниже, остановки отмечены жёлтым маркером.

Карта 1: Наш маршрут по Северной Испании: Мадрид – Бургос – Леон - Лос Медулос – Луго - Сантьяго-де-Компостела – Ла Корунья – Овьедо – Пикос де Европа – Сантильяна – Сан Себастьян – Лагвардия – Памплона – Торла (Пиренеи) – Хака – Уэска – Сарагоса – Таррагона – Барселона
Карта 1: Наш маршрут по Северной Испании: Мадрид – Бургос – Леон - Лос Медулос – Луго - Сантьяго-де-Компостела – Ла Корунья – Овьедо – Пикос де Европа – Сантильяна – Сан Себастьян – Лагвардия – Памплона – Торла (Пиренеи) – Хака – Уэска – Сарагоса – Таррагона – Барселона

Мы увидели 15 городов — больших и малых и, соответственно, еще большее количество соборов, церквей, монастырей, крепостей, музеев. Все это нас интересовало не только с архитектурно-художественной точки зрения. У Испании длинная и драматичная история, и готовясь к этой поездке, мы довольно много времени посвятили ее изучению. Перемещаясь по стране, мы постоянно отыскивали следы этой испанской истории разных периодов: сооружения, возведенные еще римлянами; соборы и монастыри, построенные по приказам испанских королей, и их захоронения; следы 700-летнего пребывания в Испании мавров и еще более многочисленные памятники борьбы за освобождение страны от их присутствия и т. д. Такая значительная историческая составляющая поездки подвигла нас написать о ней фотоочерк в жанре «путешествие в историю», состоящий из 12 глав. Мы размещаем на Туристере одну из таких глав — про Бургос — с целью вынести данный жанр повествования на суд читателей. Полный текст очерка доступен на нашем сайте: Spain (altravelstories.org)

Содержание рассказа про Бургос:



Введение

Основанный в 884 году как пограничная крепость (burgos означает оборонительные укрепления по-испански), Бургос был столицей Кастилии с 1037 года (а позже и Леона) вплоть до самого падения Гранады в 1492 году. Бургос — это столица готической Испании на протяжении почти 500 лет, город, в украшении которого приняли участие архитекторы и мастера из Северной Европы, создавшие его неповторимый облик. Бургос — это город-собор, как немецкий Кёльн или французский Реймс. В нем не сохранился средневековый центр и почти не осталось средневековых стен, а огромный древний замок, или алькасар, на высоком холме в центре города был взорван французами при отступлении из Испании в 1813 году. Это город, в котором не так много достопримечательностей, но то, что есть, вызывает восхищение.

Бургос — это родина легендарного и полумифического испанского национального героя — Эль Сида Воина (El Sid Campeador), который наводил ужас как на мавров, так и на испанских королей (см. справочную вставку). За заслуги перед городом и страной он удостоился чести быть похороненным под плитой в самом центре Бургосского собора, а в старом городе ему установлен внушительный конный памятник (фото 1).

1
Фото 1. Статуя Эль-Сида в центре Бургоса
Фото 1. Статуя Эль-Сида в центре Бургоса

Эль-Сид

Настоящее имя Эль-Сида — Родриго Диас из Вивара (Rodrigo Diaz de Vivar). Прозвище Эль-Сид происходит от арабского al-Sayyid — Господин. Он родился в 1043 году и начал военную службу при дворе леонского короля Фердинанда I Великого, а затем стал главнокомандующим у его сына Санчо II. Скоро Санчо был предательски убит, по слухам не без помощи своего родного брата, который в свою очередь стал кастильским королем Альфонсо VI. Нетрудно догадаться, что отношения с новым королем не сложились, и в 1080 году Родриго Диас был изгнан из своего родного города и из Кастилии. После этого началась бурная жизнь в изгнании — Родриго был очень востребован как военачальник и с одинаковым успехом возглавлял как мавританские, так и христианские армии. От его меча пострадали не только мавританские правители, но также граф Барселоны и король Арагона. Вскоре в Кастилию вторглась огромная берберская армия, и король, скрепя сердце, вернул Эль-Сида на службу, и таким образом смог отразить нашествие. Однако больше всего Эль-Сид прославился, когда в 1094 году сумел с небольшим отрядом захватить Валенсию и на протяжении 5 лет отбивал все атаки мавров, пытавшихся её вернуть. Он умер в 1099 году (согласно молве, раненый отравленной стрелой) и со временем превратился в народного испанского героя, воспетого в балладах и поэмах. Наиболее известная из них — «Песня о моём Сиде» (El Cantar del Mio Sid). В 1961 году Голливуд снял эпическую драму про Эль-Сида.

Хотя Бургосский замок и утрачен, при наличии времени стоит забраться на вершину холма, где он когда-то находился — оттуда открывается хороший вид на город и собор (фото 2).

1
Фото 2. Вид на город с вершины Бургосского замка
Фото 2. Вид на город с вершины Бургосского замка

Еще один интересный объект в городе — Ворота Святой Девы (Arco de Santa Maria) (фото 3). Когда-то это были одни из многих ворот в городской стене, однако в 16 веке их переделали в триумфальную арку в честь Карла V, первого короля Испании из династии Габсбургов. Именно тогда ворота богато украсили скульптурой. На самом верху находится статуя Девы Марии работы Хиля де Силое (оригинал — в музее Бургоса), а над самым входом помещены 6 мужских фигур. В центре второго ряда стоит сам Карл, по левую руку от него — Эль-Сид, а по правую — граф Фернан Гонсалес, первый правитель независимой Кастилии.

2
Фото 3. Ворота Святой Девы
Фото 3. Ворота Святой Девы



Бургосский собор

Собор Бургоса является третьим по величине в Испании (после Севильи и Толедо) и включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Его строительство началось летом 1221 года и главным вдохновителем и отчасти дизайнером собора стал Маурисио, епископ Бургоса. Это англичанин, который сопровождал в Испанию немецкую принцессу Беатрис Швабскую, вышедшую в 1219 году замуж за кастильского короля Фердинанда III. До этого Маурисио много путешествовал по Франции и был хорошо знаком с французской готикой. С благословением Фердинанда, под руководством Маурисио и на основе его зарисовок французских соборов начали подниматься стены бургосского собора (говорят, что самый первый архитектор был тоже француз). Строительство продолжалось почти 500 лет, и свой вклад в него внесло множество прославленных мастеров. Наиболее известны среди них немецкий архитектор Хуан де Колонья (Juan de Cologna, он же Ганс из Кёльна), его сын Симон и внук Франциско, фламандский скульптор Хиль де Силое (Gil de Siloe) и его сын Диего, бургундский скульптор и резчик по дереву Фелипе Вигарни (Felipe Vigarny).

Результатом всех этих усилий стал собор в стиле «пышной» готики снаружи и изнутри — так, наверное, выглядели немецкие соборы, пока по ним не прошлась Реформация. Вид с фасада (фото 4) напоминает вырезанный в камне алтарь, обрамленный двумя симметричными башнями с устремившимися в небо ажурными верхушками.

3
Фото 4. Бургосский собор
Фото 4. Бургосский собор

На третьем ярусе в открытых резных арках находятся 8 статуй — череда ранних королей Леона и Кастилии. Самый лучший боковой вид на собор открывается со стороны площади короля Фердинанда Святого (фото 5). Здесь хорошо видно готическую башню над центром собора, или тамбур, которая, как мы увидим ниже, изумительно красива также и изнутри.

1
Фото 5. Вид на собор сбоку
Фото 5. Вид на собор сбоку

С этой же стороны находится самый древний и красивый входной портал (фото 6). На нем изображен сюжет «Просвещение мира». Христос, источник света и знаний, сидит в центре в окружении четырех евангелистов, усердно записывающих исходящую от него мудрость. Ниже находятся 12 апостолов, которые несут Божье Слово в мир, и, ещё ниже, видна фигура епископа, который проповедует учение Христа людям. Ближайшие к епископу две фигуры слева — это Моисей и его брат Аарон, олицетворяющие Ветхий Завет, а справа святые Петр и Павел символизируют Новый Завет.

2
Фото 6. Самый древний и красивый портал собор
Фото 6. Самый древний и красивый портал собор

Внутри собор имеет форму латинского креста (наиболее старая часть), вокруг которого впоследствии были пристроены многочисленные часовни (capillas). Именно в часовнях и находятся главные достопримечательности собора. Ниже дано краткое описание самых важных объектов интерьера в порядке (абсолютно субъективном) убывания их значимости.

Часовня констебля (Capilla del Condestable). Назвать это место часовней просто язык не поворачивается. Это на самом деле мини-храм в соборе, причем потрясающей красоты (фото 7). Он посвящен констеблю (главному военачальнику королевства) по имени Дон Педро Фернандес де Веласко, который жил и служил в Кастилии во второй половине 15-го века. Дон Педро профинансировал строительство часовни и был за это там похоронен вместе с супругой. На его счастье, в бургосском соборе в это время работала плеяда талантливых мастеров, уже упомянутых нами выше, которые увековечили его имя в этом шедевре поздней готики (или раннего Ренессанса по другой теории).

2
Фото 7. Часовня констебля
Фото 7. Часовня констебля

Часовня констебля имеет собственную башню-купол (которая частично видна на фото 5 с правой стороны), поэтому хорошо освещена с помощью больших боковых окон. Купол венчает восьмиугольная звезда по числу боковых граней и окон башни (фото 8). Очень впечатляют тонко вырезанные из белого алебастра гербы и прочие геральдические украшения, которыми покрыты почти все стены.

2
Фото 8. Восьмиугольный купол часовни констебля
Фото 8. Восьмиугольный купол часовни констебля

В центральной части главного алтаря, созданного Диего де Силое и Фелипе Вигарни, представлена сцена Сретенья Господня, или Принесения во Храм (фото 9). Это один двунадесятых праздников, который отмечается 2 февраля на 40-й день после Рождества. В этот день старец Симеон Богоприимец первым из людей узнал в новорожденном Иисусе Бога. Скульптурная композиция этой сцены (Святое Семейство и протягивающий руки к Иисусу Симеон) считается вершиной испанской культовой скульптуры.

1
Фото 9. Деревянная резьба «Сретенье Господне» в часовне констебля
Фото 9. Деревянная резьба «Сретенье Господне» в часовне констебля

Часовня Святой Анны (Capilla de Santa Ana) является местом захоронения епископа Дона Луиса де Акунья, чьи благотворительные взносы позволили оплатить много работ в соборе. Роскошный алтарь этой часовни (фото 10) является одной из жемчужин бургосского собора. Созданный Хилем де Силое в 1492 году, он посвящен матери Богородицы и бабушке Иисуса Святой Анне. В центральной части алтаря изображена ее встреча со своим мужем, Святым Иоакимом, у Золотых ворот Иерусалима. Ангел только что принес весть о будущем рождении у них долгожданного ребенка после долгих лет бесплодия, супруги счастливы и обнимают друг друга.

3
Фото 10. Часовня Святой Анны. Потрясающая резьба Хиля де Силое
Фото 10. Часовня Святой Анны. Потрясающая резьба Хиля де Силое

На алтаре также представлено Древо Иессеево — иконографический сюжет, изображающий в аллегорическом виде родословную Христа, описанную в Евангелии от Матфея (фото 11). Лежащий человек, из тела которого «вырастает» дерево, и есть Иессей, отец иудейского царя Давида. В ветвях дерева изображены его потомки, а сходятся эти ветви к сидящей на троне Богоматери с младенцем на руках. По бокам у нее две женщины — та, что справа, символизирует церковь, а слева — синагогу (почему-то с завязанными глазами).

2
Фото 11. Часовня Св. Анны. Древо Иессеево.
Фото 11. Часовня Св. Анны. Древо Иессеево.

Более мелкие скульптурные композиции алтаря посвящены различным эпизодам из жизни Богородицы. Любопытно, что на одной из них евангелист Марк изображен в очках — некоторые считают это «артистической подписью» Хиля де Силое. Помимо алтаря, в часовне есть также два искусно украшенных захоронения, одно из которых принадлежит также Хилю де Силое, а второе — ренессансный саркофаг епископа Луиса де Акунья — создан Диего де Силое, сыном мастера Хиля, в 1519 году.

Золотая лестница (Escalera Dorada) из 39 ступенек, показанная на фото 12, является выдающимся произведением Диего де Колонья. Необходимость лестницы внутри собора объясняется тем, что он построен на склоне холма и его северная дверь на 12 м выше уровня пола. Лестница выполнена из белого камня и богато украшена резьбой. Особого упоминания заслуживают металлические решетчатые перила, выполненные неизвестным французским мастером. Они обильно позолочены (отсюда происходит название лестницы) и украшены гротескным орнаментом, включая различные фантастические фигуры.

2
Фото 12. Золотая лестница Бургосского собора
Фото 12. Золотая лестница Бургосского собора

Заалтарная галерея (La Girola). За главным алтарем собора в изогнутой галерее находятся 3 больших каменных барельефа резца Фелипе де Вигарни, посвященные Страстям Христовым. Барельефы поражает тонкостью работы и обилием мелких деталей. К сожалению, выполненные из мягкого алебастра, они постепенно разрушаются. Лучшего всего сохранился барельеф, изображающий восхождение Христа на Голгофу, который и представлен на фото 13.

1
Фото 13. Восхождение на Голгофу. Алебастровый барельеф Фелипе де Вигарни.
Фото 13. Восхождение на Голгофу. Алебастровый барельеф Фелипе де Вигарни.

Тамбур, или средокрестие (Crucero). Тамбуром называется башня с окнами, возведенная на пересечении нефа и трансепта. Через нее собор освещается, а сама она представляет удивительную по красоте конструкцию (фото 14). Первоначальный тамбур, построенный Хуаном де Колонья, обрушился в 1539 году, простояв около 100 лет. На его месте возвели тамбур ещё краше, с восемью гранями и четырьмя уровнями. На самом верху находится прозрачный потолок, украшенный восьмиконечной звездой (фото 15).

3
Фото 14. Тамбур (центральная башня) Бургосского собора
Фото 14. Тамбур (центральная башня) Бургосского собора
2
Фото 15. Восьмигранный купол тамбура
Фото 15. Восьмигранный купол тамбура

Вся конструкция кажется удивительно легкой, просто воздушной. Её поверхности богато украшены гербами и орнаментами, а по периметру нижнего уровня идет длинная латинская надпись, восхваляющая Бога:

»IN MEDIO TEMPLI TVI LAVDABO TE ET GLORIAM TRIBVAM NOMINI TVO QVI FACIS MIRABILIA»

Прямо под тамбуром находится захоронение Эль-Сида (фото 16), на плите которого выбита на испанском фраза из поэмы про него: «A todos alcança por el que en buen oro naçio» — счастлив тот, кто вовремя родился.

2
Фото 16. Могила Эль-Сида прямо под тамбуром собора
Фото 16. Могила Эль-Сида прямо под тамбуром собора

Бургосский Христос. В одной из небольших часовен около главного входа в собор находится очень натуральный образ распятого Христа (фото 17). Его фигура сделана из дерева и обтянута телячьей кожей, на голове парик из настоящих волос. Утверждается, что фигура подвижная и мягкая на ощупь. Самое интересное, что на Христа надета длинная зеленая юбка, и нам так и не удалось выяснить, что бы это могло значить. Статуя считается чудотворной и является объектом паломничества. Часовня со статуей Христа предназначена только для верующих, поэтому съемка там не приветствуется.

1
Фото 17. Бургосский Христос
Фото 17. Бургосский Христос

Клуатр (Claustro), или внутренний двор монастыря, построен в 14 веке в готическом стиле. Прямо у его входа на стене посетитель видит статуи Фердинанда III и Беатрис Швабской (фото 18). Король предлагает обручальное кольцо немецкой принцессе, одетой по последней моде начала 13-го века. С легкой руки Беатрис Бургос на несколько столетий стал объектом притяжения немецких художников, усилиями которых и прославился собор кастильской столицы.

1
 Фото 18. Фердинанд III и Беатрис Швабская – основатели собора
Фото 18. Фердинанд III и Беатрис Швабская – основатели собора

Внутри клуатра находится множество искусно сделанных саркофагов кастильской знати (фото 19), в том числе работы тех знаменитых мастеров, о которых мы уже писали. Кроме того, там есть много статуй из камня, терракоты и дерева — настоящий музей монументальной скульптуры. Галереи клуатра отделены от внутреннего двора большими витражными окнами, которые красиво отражаются на полу, когда на них падает солнечный свет (фото 20).

1
Фото 19. Галерея клуатра Бургосского собора
Фото 19. Галерея клуатра Бургосского собора
3
Фото 20. Витражи клуатра создают поразительную картину
Фото 20. Витражи клуатра создают поразительную картину



Церковь Святого Николая

Помимо собора, в Бургосе есть несколько достойных церквей (Св. Эстебан, Св. Хиль), но, если выбирать из них только одну, я остановился бы на церкви Св. Николая. Она находится буквально в двух шагах от собора и внешне ничем не примечательна (до такой степени, что ее даже трудно распознать среди домов). Её главной достопримечательностью является роскошный алтарь начала 16-го века (фото 21), созданный предположительно Симоном и Франциско де Колонья — сыном и внуком уже знакомого нам по Бургосскому собору Хуана де Колонья. В алтаре около 500 фигур, он вырезан из белого камня и местами раскрашен. В центре — фигура Св. Николая из Бари, окруженная сценами из его жизни. Как известно, Святой Николай был покровителем моряков, поэтому одна из сцен — укрощение шторма и спасение корабля.

2
Фото 21. Резной алтарь церкви Св. Николая
Фото 21. Резной алтарь церкви Св. Николая



Музей Бургоса

В Бургосе есть очень неплохой художественный музей (Museo de Burgos), который находится в красивом ренессансном особняке Casa de Angulo с элегантным патио. Экспозиция включает средневековую и ренессансную живопись и скульптуру. Есть несколько тонко выполненных статуй и надгробий Хиля де Силое, меч Эль-Сида под названием «Тисона», искусно вырезанные из дерева и камня алтари. Больше всего нам понравилась картина голландского художника Яна Мостаерта (Jan Mostaert) «Плачущий Христос» (фото 22). Слёзы нарисованы так натурально, что кажется видно, как они текут по лицу.

1 из 4
Фото 22. Ян Мостаерт. Плачущий Христос.



Монастырь Лас-Уэльгас (Santa Maria la Real de las Huelgas)

Примерно в полутора километрах от центра Бургоса находится очень интересный женский монастырь Лас-Уэльгас (фото 23). Он был основан в 1187 году кастильским королем Альфонсо VIII и его женой Элеонорой Английской, дочерью короля Генриха II и сестрой Ричарда Львиное Сердце. Оба основателя монастыря в нем и похоронены, и с тех пор он стал усыпальницей кастильско-леонских королей и членов их семей. (В монастыре была запрещена съемка во внутренних помещениях, поэтому все фотографии интерьеров почерпнуты нами из интернета).

1
Фото 23. Монастырь Лас-Уэльгас
Фото 23. Монастырь Лас-Уэльгас

Альфонсо VIII стал королем 3-х лет отроду и был обручен с Элеонорой в возрасте 15 лет, а ей самой тогда было только 6. Когда дети подросли и вступили в брак, он оказался счастливым и плодовитым — у пары родилось 10 детей. Дочь Бланка вышла замуж за французского короля Людовика VIII и стала матерью знаменитого Людовика Святого, дочь Беренгария вышла замуж за леонского короля Альфонсо IX и родила другого знаменитого короля — Фердинанда III Святого (того самого, при котором начали строить Бургосский собор).

У Альфонсо было тяжелое детство — два наиболее мощных феодальных клана Кастилии устроили гражданскую войну за право регентства над малолетним королем. Соседи (Леон и Наварра) тоже зря времени не теряли и отщипывали от Кастилии кусок земли за куском, воспользовавшись смутой в королевстве. Поэтому, когда Альфонсо VIII возмужал и вступил в управление свой страной, ему было чем заняться — отвоевывать у соседей свои земли, а также отбиваться от набегов мавров.

Именно в борьбе с маврами он прославился и вошел в анналы истории. Вначале, правда, ему не повезло — в 1195 году кастильское войско было наголову разбито маврами в битве при Аларкосе. Затем дела пошли лучше — в 1212 году во главе коалиции христианских королевств Испании (Педро II Арагонский, Альфонсо II Португальский и Санчо VII Наваррский) и нескольких рыцарских орденов Альфонсо VIII разгромил вторгшуюся из Северной Африки армию халифа Мухамеда аль-Насира в битве при Лас-Навас-де-Толоса. Фреска с изображением этой битвы помещена над входом в главный неф церкви (фото 24). Данное сражение стало переломным моментом всей реконкисты, после которого власть и территория мавров в Испании стали неуклонно сокращаться.

1
Фото 24. Фреска с изображением битвы при Лас-Навас-де-Толоса
Фото 24. Фреска с изображением битвы при Лас-Навас-де-Толоса

Во время битвы был эпизод, когда король Наварры Санчо VII «Сильный» со своей гвардией пробился к шатру халифа, который охранялся группой рабов, скованных цепью (чтобы не могли сбежать, рис. 25). Охрана халифа была изрублена, цепь разорвана, а сам халиф еле успел унести ноги. С той поры узор из этих цепей стал фигурировать на гербе Наварры. Другим трофеем стало знамя халифа, которое по сей день хранится в монастыре Лас-Уэльгас (фото 26).

1
Рис. 25. Санчо VII «Сильный» атакует ставку халифа в битве при Лас-Навас-де-Толоса
Рис. 25. Санчо VII «Сильный» атакует ставку халифа в битве при Лас-Навас-де-Толоса
2
Фото 26. Знамя халифа Мухамеда аль-Насира, захваченное в битве при Лас-Навас-де-Толоса
Фото 26. Знамя халифа Мухамеда аль-Насира, захваченное в битве при Лас-Навас-де-Толоса

Средневековые испанские короли, как правило, имели какое-то прозвище — «мудрый», «справедливый», «сильный» и так далее. Альфонсо VIII прозвали «Тот из Наваса» (El de Las Navas), или в вольном русском переводе — «Навасский». Для испанцев победа при Лас-Навасе имеет такое же символическое значение, как для русских — Куликовская битва. Получается, что Альфонсо VIII «Навасский» — это как бы испанский Дмитрий Донской.

В расцвете славы Альфонсо VIII неожиданно умер через два года после своей великой победы. Элеонора не смогла пережить этого горя и скончалась через три недели после смерти мужа. Так и лежат они теперь рядом в двойном каменном саркофаге в главном нефе церкви Лас-Уэльгас (фото 27), под большой картиной, изображающей главную победу короля (фото 24). Саркофаг Альфонсо покрыт изображениями кастильских замков, а на саркофаге Элеоноры изображены три коронованных льва английских Плантагенетов (фото 28).

2
Фото 27. Неф церкви Лас-Уэльгас с саркофагами Альфонсо VIII и Элеоноры Английской
Фото 27. Неф церкви Лас-Уэльгас с саркофагами Альфонсо VIII и Элеоноры Английской
1
Фото 28. Саркофаги крупным планом. На королевском (слева) изображен герб Кастилии, у королевы – герб Англии.
Фото 28. Саркофаги крупным планом. На королевском (слева) изображен герб Кастилии, у королевы – герб Англии.

Взошедшая на кастильский трон их старшая дочь Беренгария почти сразу отреклась от него в пользу своего сына Фердинанда, которому в ту пору было всего 16 лет. Умудренная опытом женщина была большим подспорьем молодому кастильскому королю в первые годы его правления. Именно она женила его на немецкой принцессе Беатрис Швабской, правнучке императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. Высшим же достижением Беренгарии, за которое она удостоилась от современников титула «Великой» (La Grande), стало бескровное объединение королевств Кастилии и Леона в 1230 году. В этом году скончался отец Фердинанда, леонский король Альфонсо IX. Брак Беренгарии с ним к тому времени был уже давно расторгнут, поэтому он завещал свое королевство двум дочерям от первого брака. Беренгария встретилась с принцессами и уговорила их отречься от престола в пользу единокровного брата в обмен на значительные денежные суммы и обширные земельные владения. В результате этой сделки возникло и уже никогда не распадалось новое христианское королевство в Испании под названием Кастилия и Леон.

Первый король этого королевства, Фердинанд III Святой, прославился выдающимися победами над маврами, фактически сведя их власть в Испании к эмирату Гранады. Во время его длительных военных походов Беренгария, не привлекая большого внимания, потихоньку управляла гражданским делами нового королевства. Она прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 66 лет, обретя свой вечный покой в скромном саркофаге (фото 29) в нескольких метрах от могилы своих родителей, Альфонсо VIII и Элеоноры Английской, чьим первенцем она была.

2
Фото 29. Захоронение Беренгарии Кастильской
Фото 29. Захоронение Беренгарии Кастильской

Первое захоронение, которое видят туристы, войдя в правый неф церкви, представляет собой богато украшенную арку с распятием, перед которой стоит саркофаг, расписанный гербами Кастилии и Леона (фото 30).

2
Фото 30.  Захоронение инфанта Фернандо де ла Серда
Фото 30. Захоронение инфанта Фернандо де ла Серда

Здесь покоится инфант Фернандо-де ла Серда, старший сын короля Альфонсо X и правнук уже известного нам Альфонсо VIII. Молодой человек не успел стать королем, скончавшись в 1275 году двадцати лет отроду во время военного похода против мавров, так и не увидев неприятеля. До этого, правда, он успел жениться на Бланке Французской, дочери короля Людовика Святого, и стать отцом двух сыновей — Альфонсо и Фернандо-младшего. Смерть инфанта Фернандо вызвала династический кризис в королевстве, и его сын Альфонсо на протяжении многих лет претендовал на кастильско-леонский престол при поддержке Арагона. Стать королем у Альфонсо-де ла Серда так и не получилось, зато он удостоился чести быть похороненным в Лас-Уэльгасе рядом с отцом — его богато расписанный саркофаг стоит в центре нефа (фото 31).

2
Фото 31. Захоронение инфанта Альфонсо де ла Серда (сына Фернандо)
Фото 31. Захоронение инфанта Альфонсо де ла Серда (сына Фернандо)

Захоронения Лас-Уэльгаса знамениты также тем, что многие из них остались нетронутыми после наполеоновского вторжения в Испанию в 1807—1813 гг. Разграбление королевских могил было любимым развлечением французских солдат, однако в Лас-Уэльгасе многие захоронения чудесным образом сохранились. После их вскрытия по решению испанского правительства в 1943 году было обнаружено множество одежд, тканей и украшений раннего испанского средневековья. Сейчас все это находится в музее, который был организован в монастыре. Наиболее богатые и ценные находки были обнаружены в саркофаге Фернандо да ла Серда.

Интересно, что многие изысканные ткани, подушки и украшения, найденные в королевских саркофагах, были явно мавританского производства и рисунка. Несмотря на все ожесточение реконкисты, испанские короли явно имели тягу к арабской роскоши.

В монастыре Лас-Уэльгас есть еще один очень интересный объект — часовня Св. Якова (Capilla de Santiago). Святой Яков представлен в виде раскрашенной деревянной статуи сидящего на троне чернобородого мужчины (фото 32), в правой руке которого находится меч. Рука подвижна в плечевом суставе, поэтому меч может опускаться и подниматься. По легенде, именно от этой статуи получали посвящение в рыцари кастильские короли, когда меч касался их плеча. Часовня Святого Якова знаменита не только этой статуей — она сама богато украшена мавританским орнаментом.

1
Фото 32. Статуя Св. Якова
Фото 32. Статуя Св. Якова

Лас-Уэльгас до сих пор остается цистерианским женским монастырем, в котором по-прежнему живут монахини, сейчас их около 30. В былые времена он был самым привилегированным женским монастырем Европы — настоятельницами являлись женщины королевской крови, а монахинями — самые знатные дамы Кастилии. Первой настоятельницей была Констанция, младшая дочь Альфонсо VIII. До 16-го века монастырь пользовался особыми королевскими привилегиями, включая освобождение от налогов и владение деревнями и землями. Сейчас былое величие уже в прошлом, и только аббатисы королевского происхождения строго взирают на посетителей со своих изображений в Главном зале (Sala Capitular) монастыря.



Монастырь Мирафлорес (Cartuja de Miraflores)

Картезианский монастырь Мирафлорес был основан в 1442 году кастильским королем Хуаном II, который в нем же и похоронен вместе со своей женой Изабеллой Португальской. Королевское захоронение считается шедевром поздней испанской готики и одной из самых красивых королевских усыпальниц не только в Испании, но и во всей Европе. Расположен монастырь в 3-х километрах от центра Бургоса, и пешеходная дорожка туда идет через красивый парк по берегу реки Арлансон.

Сам монастырь относительно небольшой (фото 33), а главный вход в него сделан в виде готической арки с «Пьетой» над дверью и королевскими гербами выше по краям (фото 34).

1
Фото 33. Монастырь Мирафлорес в пригороде Бургоса
Фото 33. Монастырь Мирафлорес в пригороде Бургоса
2
Фото 34. Портал главного входа в монастырь Мирафлорес
Фото 34. Портал главного входа в монастырь Мирафлорес

За дверью мы попадаем в длинный однонефный храм, разделенный на три части. В первых двух частях находятся искусно вырезанные хоры, между которыми стоит красивая алтарная перегородка с дверью посередине (фото 35). Над дверью — статуя богоматери, под которой видна надпись на латыни — FELIX COELI PORTA — «счастливая дверь на небеса».

1
Фото 35. Алтарная перегородка, она же «дверь на небеса»
Фото 35. Алтарная перегородка, она же «дверь на небеса»

В самом конце нефа мы подходим к главным объектам — королевскому саркофагу Хуана II и его жены, захоронению их сына принца Альфонсо и большому резному алтарю (фото 36). Все они созданы Хилем де Силое в 1489—1499 гг. и представляют собой великолепные произведения искусства периода поздней готики.

1
Фото 36. Алтарная часть церкви Мирафлорес
Фото 36. Алтарная часть церкви Мирафлорес

Королевский саркофаг вырезан из алебастра в форме восьмиконечной звезды со статуями короля и королевы наверху. По периметру саркофаг украшен множеством резных фигур, в основном с библейскими персонажами со стороны короля и различными аллегорическим фигурами со стороны королевы (фото 37). Богатство деталей и тонкость работы поистине поражают. Столь же тонко и изысканно отделан мавзолей принца Альфонсо, который выполнен в виде настенного панно (фото 38).

1
Фото 37. Двойной королевский саркофаг Хуана II и его жены
Фото 37. Двойной королевский саркофаг Хуана II и его жены
2
Фото 38. Мавзолей принца Альфонсо
Фото 38. Мавзолей принца Альфонсо

Главной же достопримечательностью монастыря является большой трехмерный алтарь (retable), возвышающийся прямо над королевским саркофагом (фото 39). Он состоит из большого количества искусно вырезанных деревянных фигур, окрашенных или позолоченных. В совокупности это скульптурный пересказ Евангелия — все основные события и персонажи отражены в сценах алтаря. Привлекает внимание центральный образ распятого Христа, с богоматерью и Св. Иоанном у его ног, также Богом-отцом и Святым духом по сторонам перекладины креста (фото 40). В том же круге из ангелов находятся четыре сцены страстей Христовых — моление в Гефсиманском саду, бичевание, несение креста и оплакивание.

1
Фото 39. Резной алтарь над королевскими саркофагами
Фото 39. Резной алтарь над королевскими саркофагами
2
Фото 40. Центральная часть алтаря с распятием
Фото 40. Центральная часть алтаря с распятием

Фотографии не могут полностью передать то впечатление, которое производит этот изумительный алтарь. К счастью, есть возможность рассмотреть все его детали, а также детали других достопримечательностей во время виртуального тура по монастырю, на который можно попасть по этой ссылке: http://www.cartuja.org/visita-virtual/cartuja/la-cartuja-de-miraflores.html.

Чем же именно прославился король Хуан II, что заслужил столь роскошное захоронение? Ответ простой — своей дочерью. Его царствование само по себе не было отмечено ничем выдающимся, зато его младшая дочь, которая в конце концов заняла его престол в 1474 году, прославилась на весь мир. Звали ее Изабелла I Кастильская, или Изабелла Католичка (Isabella la Catolica), и была она самой выдающейся и знаменитой испанской королевой (фото 41).

1
Фото 41. Изабелла - Католичка
Фото 41. Изабелла - Католичка

В результате династического брака с арагонским королем Фердинандом ей удалось объединить христианские королевства Испании в одно государство (которое уже тогда включало Каталонию). При ней была победно завершена реконкиста, когда под напором христианской армии в 1492 году пала Гранада — последний оплот мавров на Иберийском полуострове. В том же году она благословила и профинансировала экспедицию Колумба, которая закончилась открытием Америки. Были, правда, у неё и менее славные деяния — изгнание всех мавров и евреев из Испании и создание Инквизиции для борьбы с ересью в католицизме.

На вершине своей славы и могущества Изабелла вспомнила об уже покойных к тому времени родителях и решила увековечить их память достойным захоронением. На ее счастье, в это время в Бургосе украшением местного собора занимались уже знакомые нам немецкие мастера Хиль де Силое и Хуан де Колонья, скульптор и архитектор. Призванные Изабеллой, они и создали этот готический шедевр, который уже больше 500 лет продолжает изумлять посетителей монастыря. Кроме того, к концу 15-го века, когда вовсю шла работа над усыпальницей, первое золото из только-что открытой Америки уже начало прибывать в Испанию. Так что у Изабеллы было, чем рассчитаться с мастерами и чем украсить великолепную деревянную резьбу Хиля де Силое.

Бронирование отелей
в Бургосе
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии