Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 7:27
.

Сарагоса

Сарагоса — Испания Август 2017
42 57

Сарагоса (исп. Zaragoza), расположенная на реке Эбро, является столицей испанской провинции Арагон. Этот город обделен вниманием в путеводителях по Испании, а зря — он имеет интереснейшую историю и множество прекрасных памятников.

Сарагоса римская

Город был основан около 14 г. до н. э. первым римским императором (цезарем) Октавианом Августом, который довольно нескромно назвал его Colonia Caesaraugusta в свою честь и поселил в нем легионеров-ветеранов, завоевывавших Испанию. Как нетрудно видеть, современное название города напрямую происходит от первоначального латинского.

В центре Сарагосы, рядом с фрагментами сохранившихся римских стен, стоит памятник её основателю. Это копия оригинальной римской мраморной скульптуры, находящейся в музее Ватикана. Копию статуи подарил Сарагосе Муссолини в 1940 г., чтобы подчеркнуть римское происхождения города.

4
Памятник императору (цезарю) Августу, основателю Сарагосы, на фоне остатков римских стен.
Памятник императору (цезарю) Августу, основателю Сарагосы, на фоне остатков римских стен.

От римских времен в городе сохранилось немного: руины театра, общественных бань, а также фрагменты римских стен и башен. Театр когда-то был огромным и вмещал около 6 тыс. зрителей, но в раннем средневековье был разобран на стройматериалы.

5
Остатки римского театра, вмещавшего когда-то 6 тыс. зрителей. Источник: Википедия.
Остатки римского театра, вмещавшего когда-то 6 тыс. зрителей. Источник: Википедия.

Слева на фото ниже видна башня под названием Зуда, изначально часть римских укреплений, а затем (в перестроенном виде) — административный центр мусульманских правителей города. Если забраться наверх (а сейчас там туристский офис), можно хорошо разглядеть римскую стену внизу.

5
Остатки римской стены Сарагосы.
Остатки римской стены Сарагосы.
5
Вид на римскую стену с башни Зуда.
Вид на римскую стену с башни Зуда.

Как ни парадоксально, лучше всего сохранилась римская канализация (или клоака).

5
Римская канализация (клоака) в районе форума.
Римская канализация (клоака) в районе форума.

Сарагоса мусульманская

В течение всего римского периода Сарагоса была процветающим городом и именно в таком виде досталась в 476 году вестготам после распада Западной Римской империи. Однако уже в 712 году туда пришли захватившие Испанию арабы (или мавры, как их называют испанцы), и следующие 400 лет Сарагоса находилась под мусульманским правлением. Она была северным бастионом ислама на Иберийском полуострове и фактически препятствовала продвижению христиан южнее реки Эрбо.

От исламского периода в Сарагосе сохранился великолепный памятник исламской архитектуры — дворец Альхаферия (Palacio de la Aljaferia). Этот дворец — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими образцами арагонской мудехарской архитектуры (звучит так себе, но на самом деле очень красиво — расскажем об этой архитектурном стиле чуть позже). Внешне дворец скорее похож на крепость, которой он, по существу, и являлся. Это была резиденция эмира Сарагосской таифы (таифами назывались небольшие мусульманские эмираты, которые образовались в Испании в начале 11-го века после распада Кордобского халифата).

9
Дворец-крепость Альхаферия, 11-й век. Справа – башня Трубадура (с флагами).
Дворец-крепость Альхаферия, 11-й век. Справа – башня Трубадура (с флагами).

Наиболее древней частью крепости является прямоугольная башня, которую видно на фото выше. Она относится к 9–10 векам и имеет очевидное оборонительное назначение. Любопытно её название — «Трубадур», происходящее от одноимённой романтической драмы, написанной в 1836 году испанским драматургом Антонио Гутьерресом, действие которой происходит в том числе и в этой башне. Позже этот сюжет лёг в основу знаменитой оперы Джузеппе Верди «Трубадур» (Il Trovatore), прославив башню на весь мир.

1 из 2
Дворик Св. Изабеллы (испанское название), центральный двор мусульманского дворца, к которому примыкали все остальные помещения.

Таифа Сарагосы переживала расцвет в середине 11-го века в годы правления эмира Абу Джафара по прозвищу «Могущественный» (Abu Yaafar al-Muqtadir), от имени которого (Джафар) и произошло название дворца. Именно этот эмир и построил Альхаферию между 1065—1081 гг. Сам он, правда, называл его иначе: Qasr al-Surur («дворец радости»), и нетрудно понять почему, взглянув на фото ниже.

8
Помещения северного портика дворца.
Помещения северного портика дворца.

1 из 2
Снизу (под деревянным покрытием) – бывший бассейн.

8
Мраморный (он же тронный) зал за северным портиком. Проход впереди – в спальню эмира.
Мраморный (он же тронный) зал за северным портиком. Проход впереди – в спальню эмира.
5
Северный портик. Впереди – вход в мечеть.
Северный портик. Впереди – вход в мечеть.
8
Домашняя мечеть эмира: вход и михраб, показывающий направление на Мекку.
Домашняя мечеть эмира: вход и михраб, показывающий направление на Мекку.

Сарагосским эмирам недолго довелось наслаждаться своим «дворцом радости». Уже в 1118 году Сарагоса была захвачена христианами в ходе Реконкисты, и в Альхаферии обосновались арагонские короли, которые начали её перестраивать. Первая большая реконструкция была проведена в конце 14-го века королём Педро IV.

Однако больше всего изменений и добавлений в интерьер Альхаферии было сделано в эпоху «католических монархов» (Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского) в конце 15-го века, после завершения Реконкисты. Чтобы подчеркнуть окончательное торжество христианства над исламом, они фактически построили свой собственный дворец поверх дворца мусульманского. Архитектором их дворца, однако, оказался наследник исламских архитектурных стилей, в результате чего в новом здании просматриваются готические, ренессансные и арабские элементы. Вся эта мешанина стилей была названа «стилем католических монархов», и вот как это выглядит (фото ниже).

7
«Благородная лестница», ведущая наверх во дворец католических монархов, и потолок над ней.
«Благородная лестница», ведущая наверх во дворец католических монархов, и потолок над ней.
9
Тронный зал знаменит роскошным резным потолком. Потолок разбит на секции, в центре каждой из которых находится сосновая шишка (или ананас), символ плодородия и бессмертия.
Тронный зал знаменит роскошным резным потолком. Потолок разбит на секции, в центре каждой из которых находится сосновая шишка (или ананас), символ плодородия и бессмертия.
4
Входы в тронный зал: главный и боковой.
Входы в тронный зал: главный и боковой.

Дворец Изабеллы и Фердинанда больше всего знаменит своими роскошными потолками, богато украшенными символикой католических монархов — ярмом с гордиевым узлом и пучком стрел. Они присутствуют на всех потолках дворца, вместе с девизом католических монархов Tanto Monta — «оба едины». Все эти символы были призваны подчеркнуть незыблемость их единства, а также ими образованного испанского королевства.

1 из 3
Потолки разных залов королевского дворца.

Сарагоса христианская

В мае 1118 года арагонский король Альфонсо I «Воитель» (Alfonso I el Batallador) осадил Сарагосу. К его армии присоединились многие французские рыцари, участвовавшие в 1-м Крестовом походе. Сам папа римский Геласий II объявил мини-крестовый поход, пообещав индульгенции всем участникам похода на Сарагосу. Осада продолжалась 7 месяцев, и 18 декабря 1118 года город пал.

1
Достопримечательности центра Сагагосы:
1-Собор La Seo, 2-Базилика Пилар, 3-Каменный мост, 4-Памятник Гойе, 5-La Lonja, 6-Испанский фонтан, 7-Св.Павел (церковь), 8-Св.Магдалина, 9-Св.Хиль, 10-Св.Михаил, 11-Св.Энграция, 12-Св.Фома, 13-Св.Изабелла, 14-Св.Иаков, 15-Площадь осад, 16-Альхаферия.
Достопримечательности центра Сагагосы: 1-Собор La Seo, 2-Базилика Пилар, 3-Каменный мост, 4-Памятник Гойе, 5-La Lonja, 6-Испанский фонтан, 7-Св.Павел (церковь), 8-Св.Магдалина, 9-Св.Хиль, 10-Св.Михаил, 11-Св.Энграция, 12-Св.Фома, 13-Св.Изабелла, 14-Св.Иаков, 15-Площадь осад, 16-Альхаферия.

Альфонсо I достаточно мягко обошелся с мусульманским населением, позволив всем желающим уйти и разрешив остаться тем, кто готов был платить ежегодную дань. Для христиан взятие Сарагосы было большим военным достижением в ходе Реконкисты, сопоставимым по значимости с завоеванием бывшей вестготской столицы Толедо в 1085 году. Отныне путь на юг Испании был для христиан открыт.

6
Улица Альфонсо I в Сарагосе.
Улица Альфонсо I в Сарагосе.

Неудивительно поэтому, что Альфонсо I считается в Арагоне национальным героем и главная улица Сарагосы носит его имя, а в самом городе есть большой памятник ему.

5
Памятник Альфонсо I в Сарагосе (интернет).
Памятник Альфонсо I в Сарагосе (интернет).

Прежде чем рассказывать о христианском наследии Сарагосы, поговорим немного об архитектурном стиле мудехар, поскольку этот термин нам придется часто использовать в дальнейшем (см. вставку ниже).

Стиль мудехар

Термин мудехар (mudéjar) первоначально обозначал мусульман, добровольно оставшихся на захваченной христианами территории (от арабского mudajjan — приручённый, домашний). Архитектурный стиль мудехар, относящийся в Испании к 12-16-м векам, означает использование элементов мавританской архитектуры в постройках, включая христианские церкви и соборы. Представляет собой симбиоз исламских, готических и ренессансных архитектурных стилей и характеризуется использованием подковообразных арок, сводчатых перекрытий, образующих в плане восьмиконечную звезду, наборных деревянных потолков, богатой орнаментации и цветных изразцов. Имеет свои особенности в различных регионах Испании. Арагонский тип мудехара, получивший статус Всемирного наследия ЮНЕСКО, отличается фигурной кирпичной кладкой и широким использованием изразцов. Ниже, в качестве иллюстрации, приведен пример «сарагосского мудехара» — фрагмент собора La Seo.

9
Стиль мудехар.
Стиль мудехар.

Почти сразу после завоевания Сарагосы (в 1140 году) на месте мечети (которая, в свою очередь, располагалась на территории римского форума) начали строить католический собор. Эта стройка (с многочисленными последующими дополнениями и переделками) продолжалась несколько столетий. В результате в нынешнем здании собора (фото 22) представлено множество стилей — от романского до классического с изрядной долей мудехара. Формально собор называется храмом Спасителя (Catedral del Salvador), но сами арагонцы называют его La Seo (№ 1 на карте города выше), что означает «престол».

Интересно, что избавиться от «наследия» мечети строителям не удалось. Мечеть очевидно просматривается в квадратном плане собора, особенно в обилии идущих вокруг хоров колонн. Это типичная ситуация для испанских соборов, поставленных «поверх» мечетей — с таким же феноменом мы столкнулись в Уэске. В La Seo, как кафедральном соборе столицы, короновались короли Арагона.

5
Собор La Seo. Барочная колокольня относится к концу 17-го века. Фронтон, тоже барочный, добавлен в 18-м веке. Источник: Википедия.
Собор La Seo. Барочная колокольня относится к концу 17-го века. Фронтон, тоже барочный, добавлен в 18-м веке. Источник: Википедия.

В экстерьере La Seo богато представлен стиль мудехар, я бы даже сказал, что он является его главным украшением. На снимках ниже мы видим башню с куполом в стиле мудехар, построенную в 1346 году для лучшего освещения алтаря, а также целую стену в таком же стиле, так называемую Паррокийю (Parroquia de La Seo), за которой находится придел Св. Михаила (Capilla de San Miguel), 1360 года постройки.

5
Башня в стиле мудехар 1346 года.
Башня в стиле мудехар 1346 года.

1 из 2
Богато декорированная «паррокийя» (стена придела Св. Михаила), 1360 год.

Внутри собор очень красив, причем в оформлении преобладает готика (хоры и главный алтарь). Уж не знаю почему, но внутри строго-настрого воспрещалось фотографировать, причем не просто таблички стояли, но конкретно охранники бродили и набрасывались на людей с фотоаппаратами. Поэтому снимки интерьера пришлось искать в сети.

9
Интерьер собора La Seo (интернет). Лес колонн - наследие мечети.
Интерьер собора La Seo (интернет). Лес колонн - наследие мечети.
7
Интерьер собора La Seo: изумительной красоты готические хоры (интернет).
Интерьер собора La Seo: изумительной красоты готические хоры (интернет).

По периметру собора находится 28 капелл, одна из которых видна на фото ниже. В Зале Капитула расположен один из крупнейших в мире музеев фламандских гобеленов (во время нашего посещения был на ремонте).

5
Хоры и одна из капелл (интернет).
Хоры и одна из капелл (интернет).
8
Готический алтарь 15-го века из цветного алебастра (интернет). Высота – 16 м, ширина 10 м. Считается шедевром поздней европейской готики. Центральный триптих изображает Вознесение, Поклонение волхвов и Преображение.
Готический алтарь 15-го века из цветного алебастра (интернет). Высота – 16 м, ширина 10 м. Считается шедевром поздней европейской готики. Центральный триптих изображает Вознесение, Поклонение волхвов и Преображение.
6
Пышность позднебарочного стиля «чурригереско» (интернет).
Пышность позднебарочного стиля «чурригереско» (интернет).

Сразу за собором начинается спуск к реке Эбро, через которую в 17-м веке был построен внушительный Каменный мост (Puente de Piedra, фото 32, № 3 на карте), за которым просматривается другой грандиозный храм. Это Базилика-дель-Пилар (Basílica de Nuestra Señora del Pilar, № 2), которая конкурирует с La Seo за звание главного собора города. Лучше всего её можно рассмотреть с Каменного моста. Обращают на себя внимание 4 высоких башни по углам базилики, очень необычная конструкция для христианского храма.

9
Каменный мост. Слева видно колокольню собора La Seo, справа – купол и башни Базилики-дель-Пилар.
Каменный мост. Слева видно колокольню собора La Seo, справа – купол и башни Базилики-дель-Пилар.
17
Вид на Базилику-дель-Пилар с моста через реку Эбро.
Вид на Базилику-дель-Пилар с моста через реку Эбро.

Если попытаться дословно перевести название базилики на русский язык, получится примерно следующее: «Базилика Богоматери на столпе». По легенде, в 40 году н. э. Святая Дева явилась тут апостолу Иакову, проповедовавшему христианство в Испании, и вручила ему яшмовую колонну с поручением построить на этом месте церковь в её честь. Св. Иаков построил часовню, где разместил статую Богоматери на врученном ему столпе. С тех пор здесь сменилось несколько церквей: романская, готическая и, наконец, нынешняя в барочном стиле, построенная в конце 17-го века. Базилика огромна — 130 на 67 м в основании — это самый большой барочный храм Испании. Четыре угловые башни были достроены уже в 19-м веке.

7
Базилика, снятая во всю длину широкоугольным объективом. Из-за этого она кажется слегка выпуклой, но зато видно целиком весь фасад (интернет).
Базилика, снятая во всю длину широкоугольным объективом. Из-за этого она кажется слегка выпуклой, но зато видно целиком весь фасад (интернет).

1 из 2
Фасад базилики, снятый обычным объективом. Тут уже видно, что он прямой.

Храм является важным центром христианского паломничества и богато украшен изнутри. Главная святыня — статуя Богоматери на яшмовом столпе — находится в специальной капелле (Capilla de la Virgen), являющейся по сути мини-храмом внутри базилики.

1 из 2
Capilla de la Virgen. Справа – столп с Богоматерью (подсвечен).

3
Интерьер Базилики-дель-Пилар.
Интерьер Базилики-дель-Пилар.

К числу главных достопримечательностей интерьера базилики относится великолепный алебастровый алтарь, выполненный лучшим испанским скульптором 16-го века Дамианом Форментом в 1515—1518 гг. Он же является автором и превосходного алтаря в соборе Уэски.

5
Алтарная часть базилики под главным куполом.
Алтарная часть базилики под главным куполом.

В соответствии с характером базилики, её главный алтарь посвящён Богоматери, и центральный триптих изображает Вознесение Девы Марии, её Рождество и Введение во Храм. Жемчужиной алтаря считается predella, или вытянутая основа алтаря, на которой изображены семь сцен из жизни Богоматери.

8
Готический алтарь 16-го века, выполненный Дамианом Форментом.
Готический алтарь 16-го века, выполненный Дамианом Форментом.
4
Детали алтаря крупным планом: на левом фото внизу - predella, на правом фото - сцена Вознесения.
Детали алтаря крупным планом: на левом фото внизу - predella, на правом фото - сцена Вознесения.

Автором крупнейших фресок базилики был Франциско Гойя. Первая из них называется «Поклонение имени Бога» (Adoración del nombre de Dios, 1772) и выполнена в классическом стиле с итальянским влиянием. Гойя написал её еще будучи молодым и тогда ещё малоизвестным художником. Этой фреской он прославился и начал получать заказы на роспись церквей и дворцов. Вторая — «Королева мучеников» (Regina Martyrum, 1781), размещённая на главном куполе на высоте 50 м, была написана Гойей — уже устоявшимся мастером, который был приглашён создать важнейшую фреску в базилике.

1 из 2
Фреска Франциско Гойи «Поклонение имени Бога».

Гойя родился в городке Фуендетодос в 44 км от Сарагосы в 1746 г. Его детство прошло в самой Сарагосе, и поэтому в городе на центральной площади Пилар сооружён монументальный памятник знаменитому испанскому живописцу. В комплекс (№ 4) входит бронзовое скульптурное изображение Гойи, установленное на мраморном постаменте, и две скульптурные группы, изображающие «махос» — частых героев картин Гойи. В Сарагосе есть и Музей Гойи с большим количеством его картин и рисунков, включая знаменитые Los Caprichos.

1 из 2
Памятник Франциско Гойе на площади Пилар со скульптурными группами вокруг.

На площади Пилар, протянувшейся на несколько сот метров вдоль одноименной базилики, есть ещё пара интересных объектов. Во-первых, это La Lonja — здание биржи 16-го века (№ 5), построенное в стиле платереско. Сейчас там выставочный зал, который несколько нарушает гармонию внутреннего пространства с двумя рядами колонн, завершающихся диковиными капителями.

5
Площадь Пилар. Слева - базилика Пилар, впереди - собор La Seo.
Площадь Пилар. Слева - базилика Пилар, впереди - собор La Seo.

1 из 2
La Lonja - здание биржи 16-го века.

Во-вторых, это современный монумент под названием «Испанский фонтан» (Fuente de Hispanidad, № 6). Формы сооружения повторяют очертания Центральной Америки и Юкатана, а бассейн — очертания Южной Америки. Такая вот ностальгия по колониальному прошлому.

1 из 2
«Испанский фонтан».

Памятники стиля «мудехар» в Арагоне, в том числе и в Сарагосе, являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда мы гуляли по городу, на «готическо-мудехарские» церкви 14-го века невозможно было не обратить внимания. Есть теория, что их башни-колокольни является перестроенными минаретами 11-го века.

6
Стиль мухедар: церковь Св. Павла (San Pablo, №7).
Стиль мухедар: церковь Св. Павла (San Pablo, №7).
8
Стиль мухедар: церковь Св. Марии Магдалины (Santa Magdalena, №8).
Стиль мухедар: церковь Св. Марии Магдалины (Santa Magdalena, №8).
4
Стиль мухедар: церковь San Gil Abad, №9. (Св. Жиль Аббат - христианский святой, покровитель калек, отшельник, живший в Провансе в 7-м веке. Аббатство, основанное на его могиле, называется St-Gilles-du-Gard. Оно стало центром паломничества и одним из пунктов остановки пилигримов на знаменитом пути к захоронению Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела).
Стиль мухедар: церковь San Gil Abad, №9. (Св. Жиль Аббат - христианский святой, покровитель калек, отшельник, живший в Провансе в 7-м веке. Аббатство, основанное на его могиле, называется St-Gilles-du-Gard. Оно стало центром паломничества и одним из пунктов остановки пилигримов на знаменитом пути к захоронению Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела).
6
Стиль мудехар: церковь Св. Михаила (San Miguel de los Navarros, №10).
Стиль мудехар: церковь Св. Михаила (San Miguel de los Navarros, №10).

В Сарагосе есть много красивых церквей и без примеси арабского влияния. Как правило, они относятся к 17-му веку, выстроены и декорированы в барочном стиле (см. церковь Св. Изабеллы Португальской ниже).

1 из 2
Церковь Св. Изабеллы Португальской (Iglesia de Santa Isabel de Portugal, №13) с богатым алебастровым фасадом.

Сарагоса героическая

Как-то, направляясь из нашего отеля в центр Сарагосы, мы вышли на площадь под названием Plaza de los Sitios (площадь Осад) с внушительным монументом посередине (№ 15). История, связанная с этим памятником, была нам первоначально незнакома. Вечером мы во всём этим разобрались, и нам открылась героическая страница прошлого Сарагосы, о которой мало кто из туристов знает, но которая безусловно достойна упоминания.

6
Памятник на площади Осад (интернет).
Памятник на площади Осад (интернет).

В ходе Пиренейской войны, которую Франция во главе с Наполеоном вела против коалиции в составе Испании, Португалии и Великобритании в 1808—1814 гг., Сарагоса осаждалась дважды. Первый раз французы безрезультатно пытались её взять в течение двух месяцев лета 1808 года. Вторая осада продолжалась с 20 декабря 1808 г. по 20 февраля 1809 г. и отличалась крайней ожесточенностью сражений. До конца января испанцы оборонялись за городскими стенами, однако 27 января французы разрушили их с помощью артиллерии и прорвались в город. Там начались ожесточенные уличные бои за каждый квартал и каждый дом. Вместе с испанскими солдатами в боях принимали участие гражданские лица.

2
Памятник на площади Осад (фрагменты).
Памятник на площади Осад (фрагменты).

Бои на улицах города продолжались почти месяц с большими потерями с обеих сторон. Погибло около 54 тыс. испанцев, из них 20 тыс. солдат и 34 тыс. гражданских лиц. Население города сократилось с 55 до 5 тыс. человек, а сам он был сильно разрушен. 20 февраля гарнизон капитулировал и боевые действия прекратились. Испанцы не смогли отстоять город, но достойно его защищали против превосходящих сил противника, и оборона Сарагосы стала одной из славных страниц испанской истории. Неудивительно, что Сарагосу теперь часто называют испанским Сталинградом.

2
Штурм городских стен и уличные бои в Сарагосе (интернет).
Штурм городских стен и уличные бои в Сарагосе (интернет).

В силу существующих правил на Туристере наш рассказ про Сарагосу является сокращённой версией. Полный фотоотчёт об этом городе можно найти на нашем сайте: Zaragoza (altravelstories.org)

После двух дней в Сарагосе мы переместились в Каталонию, и о ней будет наш следующий «испанский» рассказ.

Цикл материалов "Испания 2017"

  1. Поездка по северной Испании — обзор
  2. Бургос — столица средневековой Кастилии
  3. Романская жемчужина в северной Испании
  4. Леон — столица раннего испанского королевства
  5. Северная Испания: Лас-Медулас. Луго
  6. Сантьяго-де-Компостела и Путь Св. Иакова
  7. Поездка на побережье Галисии
  8. Ла-Корунья
  9. Северная Испания: Ковадонга. Дороманские церкви Астурии
  10. Нераскрученный Овьедо
  11. Пики Европы
  12. Сантильяна-дель-Мар
  13. Северная Испания: начало поездки по Стране басков
  14. Сан-Себастьян — летняя испанская столица
  15. В окрестностях Сан-Себастьяна: Пасахе-де-Сан-Хуан и Ондаррибия
  16. Лагуардия и бодеги Риохи
  17. Нáхера, древняя столица Наварры
  18. Памплона
  19. Наварра
  20. Арагонские Пиренеи: долины Ансо и Эчо
  21. Арагонские Пиренеи: национальный парк Ордеса
  22. Хака — первая столица Арагона
  23. Жемчужины Северного Арагона
  24. Уэска
  25. Сарагоса
  26. Цистерцианские монастыри Каталонии, часть 1
  27. Цистерцианские монастыри Каталонии, часть 2: Сантес-Креус
  28. Монблан, но не гора в Альпах, а город в Каталонии
  29. Таррагона: по следам римского Таррако
  30. Таррагона средневековая и современная

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Сарагосе
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии