Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 11:29

Кантабрия — Испания Август 2017
Монастырь Santo Toribio

Продолжаем рассказывать о нашем путешествии по северной Испании. Ссылки на остальные части — в конце.

Из Астурии мы переехали в Кантабрию. Кантабрия — относительно небольшой и малонаселенный (менее 600 тыс. жителей) район северной Испании (см. карту 1), протянувшийся вдоль побережья Бискайского залива. Кантабрия — горная провинция, и протянувшиеся здесь с востока на запад Кантабрийские горы чётко отделяют Зелёную Испанию на севере от засушливого центрального плато (карта 2).

Карты 1-2. Кантабрия и её горы на карте Испании

Столица Кантабрии — крупный портовый город Сантандер, расположенный на берегу длинного залива. Туда мы не поехали, прочитав предварительно, что историческая часть города сгорела дотла в 1941 году. Вместо этого, мы углубились в горную часть провинции, а также посетили интересный средневековый городок Сантильяна-дель-Мар — тоже в стороне от моря (о нем — в следующем рассказе).

Общепринято считать, что словосочетание «Пики Европы» (Picos de Europa) придумали, скорее всего, моряки. Подплывая к берегам Европы, первое, что они видели издалека, были эти самые пики, которых здесь немало. В этом относительно небольшом горном массиве на севере Испании, который географическая наука называет Кантабрийскими горами, расположено более двухсот вершин высотой свыше 2000 м каждая. Кантабрийские горы разделяются на несколько хребтов, среди них и хребет Пики Европы. Он проходит по территории сразу трех испанских провинций — Кантабрии, Астурии и Кастилии-Леон.

С 1995 года название «Пики Европы» принадлежит и Национальному парку в северной Испании, который также включён во Всемирную сеть биосферных резерватов (заповедников) ЮНЕСКО. На самом деле, история существования национального парка в этом регионе гораздо более длительная. В 1918 году был создан первый такой парк в Испании — в Астурии — под названием «Гора Ковадонга», чья территория позже стала ядром нового, более крупного Национального Парка «Пики Европы». Последний охватывает не только горные районы Астурии, но также и Кантабрии, и Кастилии-Леона (см. карту 3 — наш маршрут на ней обозначен красным пунктиром).

Карта 3. Парк Пики Европы и наш маршрут.Черным пунктиром обозначены границы между Астурией, Кантабрией и Кастилией-Леоном на территории парка. Наш маршрут в парке показан красным пунктиром.

Мы в парк Пики Европы заехали через астурийский Кангас-де-Онис (№ 1 на карте) и сделали первую остановку в Ковадонге (№ 2). По правде говоря, Ковадонга скорее воспринимается как важнейшее для Испании историческое место (о нем подробнее было рассказано здесь), а не как часть природного парка. Если бы мы продолжили ехать дальше по дороге, которая нас привела в Ковадонгу, то прибыли бы к очень популярным среди туристов горным озерам (Lagos de Enol, № 3) и многочисленным тропам вокруг них. Но мы выбрали иной маршрут — в восточную часть парка, расположенную уже на территории Кантабрии. Туда мы добирались вдоль северной границы парка, через холмистые пастбища, с видом на выразительные горы.

В какой-то момент прямо с дороги открылся вид на икону Пиков Европы — гору Наранхо де Бульнес (Naranjo de Bulnes). Это не самая высокая вершина в регионе (2,519 метров), но широко известная, благодаря своей фотогеничности, и очень популярная среди альпинистов.

Гора Наранхо де Бульнес (в центре).

За Панесом (№ 4 на карте 3) дорога резко поворачивает на юг, и вскоре мы попадаем на территорию Кантабрии. Здесь начинается 20-ти километровый отрезок пути, проложенный сквозь горное ущелье Ла Эрмида (Desfiladero de La Hermida), вдоль реки Дева (Rio Deva). Глубина этого ущелья достигает в некоторых местах 600 м, и оно настолько узкое и с такими высокими стенами, что солнечные лучи появляются там, как пишут, всего на несколько минут в день. Честно признаться, на нас большее впечатление произвели не столько красоты ущелья, которые там, безусловно, есть, сколько сложность этой дороги, требующая предельной концентрации внимания и осторожности. Дорога узкая и петлявая, с постоянными поворотами, из-за которых выскакивают встречные машины. Так что на красивые пейзажи отвлекаться было особенно некогда, да и, как это часто бывает, в особо привлекательных местах иногда и не было возможности остановиться; а там, где время от времени появлялось «ухо» для парковки, виды были не слишком выразительны (ни одной фотографии не сделали). Так что, когда мы выехали из ущелья, то вздохнули с облегчением.

Следующая остановка на пути — у маленькой церкви Санта-Мария-де-Лебенья (Iglesia de Santa María de Lebeña, № 5 на карте 3), построенной в 10-м веке в дороманском стиле, широко практиковавшемся в это время в соседней Астурии.

Церковь Санта-Мария-де-Лебенья в дороманском стиле

Уникальной для севера Испании эту церковь делает наличие внутри и снаружи элементов мосарабского стиля архитектуры, прежде всего, подковообразных арок (на фото ниже). Мосарабами называли христиан, проживавших в 8 — 15-м веках на подконтрольных мусульманам территориях Пиренейского полуострова — в Кордобском халифате, распавшемся в 11-м веке на множество независимых эмиратов. Многие из них, переселившись из захваченных арабами областей, принесли с собой на север страны (а Кантабрия не была захвачена маврами) восточную атрибутику и колорит, оказав огромное влияние на архитектуру региона. Иногда это искусство называют также «искусством репопуляции» (исп. arte de la repoblación). Церковь Санта-Мария-де-Лебенья — одна из самых северных в Испании с элементами мосарабского стиля. Есть в ней и другие «диковинки»: например, растительные узоры на колоннах и изображения на камне под алтарем — вестготские.

Еще через 9 км после Лебеньи — симпатичный туристский городок Потес (№ 6). Остановку здесь мы заранее не планировали, но не остановиться было невозможно: настолько красивые виды открывались. Горная река делит город на две части, соединенные между собой пятью мостами. Эти мосты, средневековые башни и церквушки, узкие улочки с многочисленными кафе и ресторанами — и все это в окружении гор! — до сих пор перед глазами.

Виды города Потес

В 3-х километрах к западу от Потеса находится еще один интересный объект — монастырь Святого Торибио-де-Льебана (Monasterio de Santo Toribio de Liébana, № 7).

Происхождение этого монастыря туманно. Он был основан то ли в 6-м, то ли в 8-м веке. Нынешнее его имя связывают с епископом по имени Торибио, который в 6-м веке, якобы, привез в Асторгу из Иерусалима часть Креста, на котором был распят Христос. В 8-м веке, когда на север Пиренейского полуострова пришли арабы, Христову реликвию вместе с останками умершего к тому времени Торибио перенесли, чтобы уберечь от врага, в монастырь в горах Кантабрии, в долине Льебана. Это и был монастырь, который теперь носит имя Святого Торибио.

Монастырь до сих пор действующий, и живущие в нем монахи оберегают святую реликвию. Для нее внутри церкви построили специальную часовню, которая обычно закрыта для доступа. Попасть туда можно со специальным туром, в сопровождении монаха (у нас не получилось). В 16-м веке монахи разделили фрагмент Христового Креста на две части (63 см и 39 см) и сложили из них крест, поместив его в оклад из позолоченного серебра. Небольшой кусочек деревянного Креста оставили выступающим из оклада, и к нему дают прикоснуться посетителям часовни.

Естественно, что этот монастырь — один из самых почитаемых христианскими паломниками объектов, куда заходят многие из идущих по Пути Св. Иакова. К тому же, это одно из немногих мест, которое наделено правом отпущения грехов. В 500-х метрах от монастыря на возвышении расположена часовня Ermita de San Miguel, откуда открывается прекрасные виды на долину Льебана.

Пики Европы

Продолжив движение по дороге, мы прибыли в конечную точку маршрута — крохотное поселение Фуенте-Де (7 постоянных жителей, № 8 на карте 3). Здесь нас приютил отель Парадор Фуенте-Де — у самого основания горы.

Это место известно тем, что здесь установлен очень популярный среди туристов подъемник, который перевозит туристов из долины на 753 м выше — на гору, где устроена смотровая площадка. Оттуда открывается великолепная картина на долину Льебана, виден и наш отель (серые крыши фото ниже). Здесь же начинаются несколько троп разной степени сложности.

Мы выбрали маршрут, который идет преимущественно вниз и через 14,5 км возвращается в конце концов в Фуенте-Де. Уже через 20–30 минут ходьбы открывается вид на другую долину — под названием Алива (Aliva). На этих высотах (примерно 1800 м над уровнем моря, что выше уровня леса) глазу открываются сначала только горы и обширные пастбища.

Пики Европы

Еще чуть дальше и ниже замечаем одинокий живописный домик с красной крышей. Мы его сфотографировали несчетное число раз: вначале по мере приближения, а затем — удаляясь от него и постоянно оборачиваясь.

Пики Европы

Позже выясним, что это Шале Реаль (Chalet Real) — старый охотничий домик, в котором однажды (в 1912 г.) останавливался испанский король Альфонсо XIII, посещая эти края. Домик очень живописно расположился прямо под Старой скалой (Peña Vieja), считающейся одной из самых высоких в Кантабрии (2617 м).

Еще ниже по дороге — другая постройка: небольшая горная гостиница Hotel Refugio de Aliva.

Чем ниже в долину мы спускались, тем чаще попадались пасущиеся на склонах домашние животные.

Животные в горах
Пики Европы
Виды в нижней части тропы

Внизу также очень много пастушьих домиков с красными черепичными крышами, красиво вписавшихся в горные пейзажи.

Пики Европы

Диких животных не видели, хотя в Пиках Европы сохранились некоторые редкие виды (иберийский волк, испанский козел, кантабрийский бурый медведь, серна). В конце концов, мы добрались до лесной полосы и с удовольствием углубились в густой дубовый и буковый лес.

Из отрицательных впечатлений этого похода отметим то, что по той же дороге, где идут туристы типа нас, курсируют и несколько внедорожников, которые на платной основе возят тех, кто не хочет или не может идти своими ногами — от станции канатной дороги вниз или наоборот. Приходилось уступать дорогу и уворачиваться от поднимаемой машинами пыли.

Конечно, двух дней, которые у нас были выделены на Пики Европы — это слишком мало, и много интересных троп остались не пройдёнными, а красивых видов — не увиденными.

Цикл материалов "Северная Испания":

Цикл материалов "Испания 2017"

1. Поездка по северной Испании — обзор
  28. Монблан, но не гора в Альпах, а город в Каталонии
  29. Таррагона: по следам римского Таррако
  30. Таррагона средневековая и современная

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия