Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 21:28
Мы будем путешествовать!

Кольмар — Франция Декабрь 2021

В пятницу ожидала приезд туристов, недельный тур планировался по рождественской Германии, точнее — по Баден-Вюртембергу, с предрождественским шоппингом в деревне — аутлет и с заездом в Швейцарию. Но, начиная с декабря, все шло наперекосяк, свои коррективы вносил не только и не столько ковид, сколько совершенно необдуманные и нелогичные действия правительств трех стран: Швейцарии, Германии и Израиля. Было ощущение, что все действия предпринимались таким образом: собрались с утра и организовали конкурс — кто глупее предложит какой-либо действие, доказывающее, что они активно трудятся и противодействуют злому вирусу! Вот победившее решение, самое глупое, и принимают. А на следующий день другое победившее, и оно может оказаться прямо противоположным вчерашнему. (Это я мягко написала, то, что я по этому поводу думаю, напечатать нельзя).

Итак, первый удар, Бавария отменяет все рождественские радости, продолжает носить маски ffp2 (это такие страшные намордники — уточки, с зажимом на носу, как у синхронисток), и запрещает заполнение туристических автобусов более чем на 50, а позже, более, чем на 30%! А у нас заезд в баварский Линдау. Ладно, это совсем ерунда, я меняю город.

Второй удар происходит недели за две до тура (а тур — это не просто планы, это забронированный отель на 32 человека, выкупленные авиабилеты, заказанные входы в музеи и замки, заказанный автобус и куча вложенных во все это денег), в Израиле объявляют, что в стране уже есть «страшный» Омикрон, и Швейцария тут же вносит Израиль в «Красный» список — с полным запретом на влет, даже транзитом! Мы срочно меняем маршрут и бронируем новые билеты — на Баден-Баден. Через несколько дней выясняется, что Омикрон заразный, но не страшный, и более — менее вменяемые и разумные швейцарцы запрет отменяют.

Только мы все — организаторы и туристы — выдохнули, как следующий удар: Баден-Вюртемберг отменяет рождественские гуляния и ярмарки, и разбирает то, что уже построено и замечательно работает. С этим справится было проще всего: меняю еще один город, и не просто меняю — ставлю незапланированный заезд во французский Эльзас, где настоящее Рождество и сказка! Я уже писала в рассказе про поездку в рождественский Страсбург, где было понятно, что это глупейшее решение отменить в Германии ярмарки, если учесть, что границы открыты, и вся толпа баденских немцев рванула в Эльзас — там яблоку упасть некуда!

Затем шла переписка и перезвонка с музеем «Мерседес», с двумя замками, о том, что бы экскурсии состоялись, одновременно для всей группы, а не частями. Потом поиск подходящей лаборатории для сдачи теста перед обратной дорогой для группы (а они, бедняги, должны сдать тест перед вылетом, после прилета, потом 3 дня просидеть в карантине, и третий раз сдать тест, дождаться результата, после чего можно «На свободу с чистой совестью»). К счастью, все это завершилось успешно.

Казалось, все, больше ничего не должно приключиться, и можно собирать вещи. Но, я недооценила политиков из Израиля, сконцентрировав внимание на европейских глупостях. Они, эти самые политики, видимо, в детстве были лишены контурных карт, раскрасок и карандашей с фломастерами. И теперь, ежедневно (именно так!) они оставили за собой право «раскрашивать» страны в красный цвет. Интересно, что никакой взаимосвязи с эпидемиологической обстановкой в странах, эта раскраска не имеет — пали даже Арабские Эмираты, где вся страна привита и пол заболевших в день, несмотря на миллионы туристов. И вот 16 декабря, накануне вылета группы, они объявляют, что Франция становится «Красной», начиная с 24.00. воскресенья, 20 декабря, с полным запретом на вьехд туда для израильтян. Ура! С 20! Значит, едем туда 18, на следующий день после приезда!

И пазл сложился! Ну, про такие мелочи, как «зависший» сайт, на котором израильтяне должны получить разрешение на вылет (в любую страну, а потом еще и разрешение на возвращение!) — это уже такая ерунда, что о ней и говорить не стоит.

И, чтобы меня не мучила совесть, что я не сравнила рождественские Страсбург и Кольмар, и не выбрала лучшее место (нет, какие они в обычное Рождество я знаю, но ковид-то вносит коррективы), я свои два выходных решила провести именно в этих городах. О Страсбурге в ковидное рождество я уже писала, теперь о Кольмаре. Поехала вечером, что бы застать город в огнях, и что бы народу было поменьше. Как позже оказалось — это было правильно, на следующий день, когда я повезла группу. была суббота, и народу было — не протолкнуться. А учитыая, что я с микрофоном, достать телефон и сфотографировать что-то, было почти нереально.

Про весь мой стресс в день их возвращения домой напишу позже, к концу рассказа. А сейчас — о сказочном, красивом, праздничном и ярком Кольмаре, лучшем рождественском месте!

И вот, не «благодаря, а вопреки», группа прилетела. Забегая вперед, скажу, что на третий день путешествия выяснилось, что Израиль закрасил красным Швейцарию и Германию (где третью неделю подряд идет стабильное снижение инфицированных, но кого это волнует, главное — оставить на праздники людей дома), и решение вступает в силу в день возвращения туристов, так что, после недели отдыха, сдав 3 теста, им придется неделю сидеть в карантине. Так что, надо наслаждаться по полной!

А раз мы решились на поездку в Кольмар, то выезжать туда лучше попозже, что бы застать город в огнях, а не при тусклом декабрьском дневном свете. И, раз уж тур Рождественский, начали мы с зимы — с подъема на гору Кандель, я точно знала, что там уже лежит снег, по которому многие израильтяне соскучились. Дорога живописная, на самой горе было очень многолюдно и весело — суббота, и все жители Рейнской долины поднимаются в горы, кататься на санках и на лыжах. А мы просто погуляли.

Приехав в Кольмар выяснилось, что народу столько, что даже огромная парковка туристических автобусов не принимает, разрешены только посадка и высадка. Вот мы и десантировались, отправившись сразу на обед. Я, как всегда, «пироженко», и булочку с креветками (шепотом — и «пироженки» с собой — как можно из Эльзаса уехать без эклеров).

К окончанию обеда, как раз начало темнеть, и мы начинаем наслаждаться рождественским городом. Первый дом, который приводит в полный восторг — дом Ста Голов (на самом деле, их чуть больше). Эти головы называются маскароны, они могут быть человеческие — злые или добрые, веселые или грустные, головы животных или мифических существ. Дом был построен в 1609 году, без архитектурного проекта, но, видимо, умели и без проекта удачно строить — стоит уже четыре века! Над волютами (завитушки по краю крыши) — щипец, на котором установлен бронзовый бочар работы Августо Бартольди, автора Статуи Свободы. Как только опускаются сумерки, на Дом Голов начинает проецироваться рождественская сказка, да такая красивая, что забывается, что снега в реалии нет, так правдоподобно он падает, сменяясь льдинками и рождественскими звездами.

На нескольких домах сняла коротенькие видео.

Сегодня в этом доме расположился пятизвездочный отель, с рестораном. Очень красиво оформлен двор, с сервированным столом.

А на следующем здании, помимо калейдоскопа красок, еще и святой Николах проходит, точнее — его тень. Тень отца Гамлета. Напомню, Святой Николай — епископ города Мура (Мира), который стал святым еще при жизни. По преданию, он спас трех бедных девочек — сироток, подарив им приданное. И именно он разносит подарки детям. На одно фотографии успела его «застукать». Здесь же переливается Адвент-Календарь — 24 цифры, которые «открываются» в течении 24 дней, предшествующих Рождеству (историю этой традиции я написала в рассказе про рождественский Страсбург).

Вот здесь можно увидеть проход Святого Николая.

На моем любимом доме Кольмара нет проекций, и обычная вечерняя подсветка — он и так хорош. Это дом Пфистера, полностью расписанный фресками со сценами из Ветхого о Нового завета. Они, как нельзя более подходят празднику.

Лучшее Рождество в Кольмаре, не благодаря, а вопреки!

Старая таможня с подсветкой, переливающейся всеми цветами радуги. Таможня хороша с обеих сторон, но с главного фасада к ней даже вечером сложно пробиться — очень красивый декор установлен вдоль стен, все пытаются сфотографироваться. Кстати, какой-то период, в этом здании была не просто таможня, а здесь заседал главный орган управления Лиги Декаполь — десяти независимых городов Эльзаса.

Таможню обязательно надо обойти со всех сторон, да и площадь, на которой она выстроена, очень хороша.

Во дворе Таможни — фонтан, посвященный Лазарю де Швенди, работы Августо Бартольди. Этот человек привез из Венгерских походов Карла Пятого саженцы токайского винограда, которые прекрасно прижились на местных почвах. Из этого винограда получается замечательное эльзасское вино Пино Гри. Сейчас фонтан перепрофилирован в подставку для рождественского декора адвенцского венка (в рассказе про рождественский Страсбург пояснение значения этого атрибута Рождества).

Лучшее Рождество в Кольмаре, не благодаря, а вопреки!

Выйдя к реке, ощущение праздника усиливается, если еще есть куда: все мостики переливаются, как и домики на набережной. На реке Лёш происходит действо — Святочные песни, наследие кельтов. Гимны призывали весну в самый короткий день года. Чем больше спето — тем быстрее придет весна. Но, христианская церковь все перевернула под себя, теперь Пер Ноэль и детский хор в лодках поют про младенца Иисуса.

Пер Ноэлей в Кольмаре множество, на набережной примостился главный — самый большой. А на многих домах можно увидеть Санту скалолаза, и эта веселая традиция появилась недавно — в 1966 году, во французском городе Дуэ (О-де-Франс). Там Санта и сопровождающие его эльфы спускаются с башни — беффруа, радуя горожан. А по всей стране лазают его копии.

Зайдя в Квартал рыбаков, уже совсем нет слов, только эмоции. На зданиях, подходящих вплотную к реке, разворачивается целое зимнее представление!

Снять все просто невозможно, много, а еще и холодно, рука замерзла без перчатки, и темно, но невозможно остановиться!

Район с нелюбимым мною названием «Маленькая Венеция» всегда привлекает огромное внимание. Это самая фотографируемая часть города. Вот интересно, если собрать все европейские «Маленькие Венеции», то сколько их будет? Между тем, Светлейшая только одна!

Ряд цветных домиков вдоль реки и в обычное врнмя смотрятся очень живописно, а уж с такой подсветкой и подавно — просто Диснейленд для взрослых!

Вот, убедитесь в этом сами:

Как водится, на всех мостах, а в таких романтических местах особенно, влюбленные вешают замочки. В Кольмаре этот процесс взят под контроль — они выпускают и продают одинаковые красненькие замочки, которыми увешаны все перила, ограждающие реку, и смотрятся они очень мило, гораздо приятнее амбарных. А кто-то, видимо от большой любви, повесил огромный замок, но вполне в стиле остальных.

Еще раз красные сердечки в городе можно увидеть на доме, который украшен из серии «Я его слепила из того, что было». Но, удивительное дело, старые ящики из-под овощей, бидоны, колеса и комоды, смотрятся совсем не китчево, а очень мило. Это особое умение французов — украшать из того, что есть и получать прекрасный декор.

Лучшее Рождество в Кольмаре, не благодаря, а вопреки!

Я уже писала, что начиная с 1962 года во Франции принят закон, по которому все письма, отправленные Санте, должны получить ответ. Для этого, помимо работников Ле Пост, нанимают армию волонтеров, и по всей стране расставляют вот такие почтовые ящики, для писем — желаний. Своя Стена Плача.

Что еще можно рассказать о Рождественских и новогодних традициях и обычаях Эльзаса7 Наверное, о приметах, которые здесь такие же, как в Германии, да и во многих других странах.

Например, нельзя поздравлять с Новым Годом раньше времени — тогда поздравляемого ждет неудача в следующем году.

или, зайдя в новогоднюю ночь в таверну, надо постучать по стойке, чтбы окружающие видели, что ты не дьявол. Поэтому столы делали из дуба, который оберегал от нечистой силы. Позже этот обычай перешел в повседневный — при посещении паба так стали делать круглогодично.

Или, чокаясь шампанским в новогоднюю ночь, непременно надо смотреть в глаза друг другу, иначе неудачи в отношениях будут преследовать целых 7 лет! Это пошло со Средних Веков, что бы недруг не смог незаметно бросить яд в бокал.

Нельзя прикуривать от новогодних и рождественских свечей — в мире в этот момент может умереть моряк. Странное поверье, но и ему нсть объяснение: моряки, уволившиеся на берег, часто занимались изготовлением спичек (прообраза наших спичек), и прикуривая от свечи, моряка лишали дохода.

Кафедральный Собор Святого Мартина тоже праздничный, свет проецируется на центральный фасад, делая его немного мистичным.

Видео светопроекций на фасаде Собора.

Гауптвахта напротив собора тоже в переливах огней. то, что мы считаем солдатской и офицерской тюрьмой, означает всего лишь «Главный караул», и, как правило, расположен он всегда возле городского Собора.

А это здание, на которое тоже проецируются цветные картинки — Высший трибунал Эльзаса, ему подчиняется Страсбургский суд — не тот, который по правам человека, а местный. А вырос этот Трибунал из маленького надсудебного общества, основанного Вольтером.

И, конечно, по всему городу расставлены елки и елочки, всех цветов, размеров, оттенков и форм. Это могут быть специально выращенные и срубленные деревья, а могут быть просто деревья, покрытые белой или серебряной краской и блестками, или фонариками и цветными лампочками.

Про обычные рождественские деревья я уже присала в рассказе про рождественский Страсбург, а вот откуда взялась елка в паутинке? По легенде, бедная женщина, у которой не было возможности купить сыну подарок, решила порадовать ребенка елкой. Она срубила в лесу дерево, но денег на игрушки не было. И елка стояла дома не украшенная. За несколько дней до праздника, женщина увидела, что елка покрылась паутиной. Она очень расстроилась, но вдруг, в день Рождества, паутина стала серебряной! С тех пор, деревья начали украшать мишурой.

Вот эта елка особенно актуальна в регионе, где есть снег (хотя для того, что бы им насладиться, необходимо подняться в горы), она собрана из лыж.

Лучшее Рождество в Кольмаре, не благодаря, а вопреки!

А это просто сюрреализм — рождественская елка с яслями перед зданием Синагоги. Или, наоборот, закономерность?

Я раньше, живя в Сибири, всегда считала, что Снеговик — это совершенно русское существо. Оказывается, нет, и в европе издавна лепили Снежного Человека, с перевернутым ведром на голове, символизирующем полную чашу, и носом — морковкой, символизирующей плодородие. А вот Снежную бабу здесь не знают, в Европе этот персонаж — исключительно мужчина.

Лучшее Рождество в Кольмаре, не благодаря, а вопреки!

Каждый дом, и жилой, и магазин, и государственный, украшен так, что можно любоваться весь вечер. Некоторые убранства одинаковые ежегодно, а некоторые меняют, но красыво всегда!

Многочисленные кондитерские и булочные торгуют рождественскими сладостиями: штолленами, кугелями, печеньем и пряничными человечками.

В центре города я насчитала четыре карусели, это непременный атрибут рождества.

На фоне нашего немецкого уныния ярмарки по всему городу особо порадовали. Я не удержалась и купила себе кофточку с двумя кошечками — это называлось: «Выйти на мировой рынок и что-нибудь там купить».

Многие туристы удивляются верблюдам в рождество, забывая, что именно на верблюдах прибыли волхвы. поклониться младенцу Иисусу. А вот жираф — просто для декора.

Пандемия пандемией, а обед по расписанию. Во все палатки и рестораны стояли огромные очереди, и ковид всем ни по чем. Что радует.

Это карта рождественских базаров, надеюсь, хоть в следущем году она понадобится туристам.

Лучшее Рождество в Кольмаре, не благодаря, а вопреки!

Ну, а в этом, мы получили удовольствие от вечерней прогулки по Рождественскому Кольмару, мы с туристами побывали в сказке!

Спасибо за внимание!

7. Ожерелье Винной Дороги Эльзаса — бусинка седьмая — Эгисхайм
  8. Ожерелье Винной Дороги Эльзаса — бусинка восьмая — Рибовиль
  9. Ожерелье Винной дороги Эльзаса — бусинка девятая — Юнавир
  10. Ожерелье Винной Дороги Эльзаса, бусинка десятая — Тюркхайм (за 10 часов до Локдауна)
  11. Ожерелье Винной дороги Эльзаса — бусинка одиннадцатая, Бишофсхайм
  19. На вершине Вогезов — над Эльзасом
  20. Прогулка по эльзасскому прошлому
  21. В столице Рождества времён ковида — Страсбург
  22. Лучшее Рождество в Кольмаре, не благодаря, а вопреки!
  23. Мюлуз накануне Рождества
  24. Парад Цветов в Эльзасе
  25. Селеста, или — Селештат, что одно и тоже

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия