Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 15:10
Филиппины покорены! Куда дальше?

Круя, Тирана — Албания Июль 2021

Бродяжничество, как способ познания мира

В Тирану мы прилетели из Белграда на небольшом турбовинтовом самолёте, преодолев расстояние в 700 км между столицами двух балканских государств примерно за час.

Это был мой второй визит в эту страну, если, конечно, брать в зачёт однодневную экскурсию из соседней Черногории имевшую место быть ровно семь лет назад.

Тогда пляжный семейный отдых в местечке Рафаиловичи мы разбавляли экскурсиями по Черногории, которые приобретали тут же на пляже. Один раз купили автобусную экскурсию и в соседнюю Албанию, во время которой нас завезли в ближайший к границе город Шкодер, а если точнее, в старинную крепость Розафа, что расположена на холме рядом с этим городом. Заехали также в средневековый городок Круя, тоже на холме, но уже в 30 км от Тираны.

Стандартная, много раз обкатанная экскурсия, оказалась очень даже неплохой. Всё благодаря очень хорошему гиду, уже пожилому человеку, албанцу, который на приличном русском языке рассказывал группе о жизни в Албании, ровно так, как это может сделать образованный и мудрый человек.

Но я уже не раз говорил, что подобный формат путешествий, а именно организованной группой случайно подобранных людей, мягко говоря, не самый мой любимый.

Мне больше по душе свободное бродяжничество, с семьёй, с единомышленниками, или в полном одиночестве. Когда всё сам, на свой страх и риск, и от самого процесса получаешь кайф.

Так случилось и в этот раз, бродяжничество в чистом виде, а компанию мне составил проверенный в боях товарищ, Алексей, юрист из Москвы, с которым мы познакомились в экспедиции по Монголии шесть лет назад, а потом на пару покорили, ни много, ни мало, а целых 14 стран.

Используя термин бродяжничество, я, конечно, утрирую, использую его для красного словца. Деньги у нас были, и подаянием мы не жили, ночевали не на улицах, а в очень даже приличных апартаментах, а питались исключительно в ресторанах.

А в этом этническом ресторане питались. Нам его посоветовали местные, советую его и я

Албания страна максимально приятная в ценовом плане, настолько, что счёт в ресторане совсем не пугает, а напротив, радует и стимулирует здоровый аппетит.

Бродяжничество в нашем случае это больше про состояние души, когда выходишь из зоны комфорта, из вереницы одинаковых дней. Когда становиться скучно на привычном повседневном маршруте, ищешь новых путей. Но, впрочем, думаю, понятно. Я тут не один такой, такие тут все.

«Великий воин Албании Скандербег»

В качестве заголовка этого раздела я написал название старого совестного фильма 1953 года, получившего через год на Каннском кинофестивале специальную премию. Дело в том, что путешествуя по Албании, надо знать биографии, как минимум, двух исторических, и не побоюсь этого слова, великих персонажей: Георгия Кастриоти, более известного как Скандербег и Энвера Ходжи.

В этой стране без них никак нельзя, если вас, разумеется, интересует познавательный туризм, а не приятное лежание на пляже.

В этом рассказе я хочу пройтись по местам связанным с именем Скандербега. Каким именно? Чуть позже, прервусь на время, посмотрю сначала тот старый фильм, я то, его ещё не видел.

Вернулся, просмотр фильма ещё не закончил, уж больно он длинный, но досмотрю обязательно. Рекомендую, перед поездкой в Албанию найти время и увидеть этот раритет. И не только потому, что события этого фильма самая яркая страничка в истории Албании. Там много занимательных моментов, например, то, что актер, играющий роль Скандербега, говорит с заметным кавказским акцентом и очень похож на Сталина.

Это, конечно, не случайно. Но чтобы понимать это, надо знать эпоху Энвера Ходжи. Я же говорю, Скандербег и Ходжа знаковые фигуры для Албании.

Итак, Тирана. Аэропорт этого города, кстати, единственный в стране, несколько безалаберный, обликом своим смахивает на складской ангар. Для въезда в страну не нужно ничего. Ни визы, ни свежего ПЦР — теста, ни сертификата о вакцинации. Ну, разве что заграничный паспорт пришлось предъявить, да и тот пограничным офицером был просмотрен в полглаза.

Немного ценных советов.

Ценный совет № 1. Сразу в аэропорту обязательно надо покупать албанские леки, хоть немного, но они должны быть. В последние годы, я совсем отвык от наличных денег, а в качестве кошелька использую большей частью свой смартфон. Так я поступаю и в России и за рубежом. Прикладываешь к картридеру смартфон, подтверждаешь транзакцию через Face ID и всё. Так я оплачиваю кофе в торговом центре Кейптауна, гостиницу в Белграде или обед где-нибудь в Хорватии. Везде, но не в Албании. В этой стране тотальное царство наличных денег. Только один раз за пять дней в Албании, в сетевом супермаркете, я совершил безналичный расчёт. Имейте это в виду.

Ценный совет № 2. До центра Тираны, а это площадь Скандербега, лучше и дешевле всего добираться на рейсовом автобусе. Чтобы быстрее его найти обращайтесь к дяде помогайке. Таковые найдутся и у выхода из аэропорта и на автовокзале любого города. Не пугайтесь их, они там работают легально и платить им не надо. Увидев такого дядю, скажите, куда вам надо и он вас подведёт к нужному автобусу. Оплачивают проезд, как правило, непосредственно водителю и только наличными деньгами. Покупка билетов заранее по интернету или даже в вокзальной кассе это не про Албанию.

Покончив с ценными советами, возвращаюсь к личности великого воина Скандербега и к местам в Албании с этой личностью как-то связанными.

На главной площади страны

Разместившись с комфортом в частных апартаментах, мы отправились исследовать город, решив, что было весьма логично, начать с центральной площади Скандербега.

Албания: второе пришествие меня

Наверное, у многих, при слове Тирана возникает ассоциация сумбурного, грязноватого, с непростой криминальной обстановкой города. Ведь речь идёт о столице Албании, беднейшего государства Европы. А что касается албанской мафии, наглой, сильной и сплочённой, терроризирующей европейские, да и американские города, то думаю, об этом слышали многие.

А тут, вроде как, их самое логово, так и жди, сейчас поймают, ограбят, а может даже зарежут ножиком.

У меня таких ассоциаций не было. Во-первых, я хоть и одним глазком, но всё-таки видел страну до этого, но самое главное неплохо к встрече с ней подготовился. Так вот, мне многократно встречалась информация, что Албания одна из самых безопасных стран Европы. Неожиданно? Мой опыт это подтверждает, да, это так.

Албания: второе пришествие меня

Ещё одно крушение стереотипов, это внешний облик Тираны.

Про весь город не скажу, но центр столицы выглядел ухоженным, чистым и очень даже комфортным для проживания. Уже наличие обустроенных городских велодорожек о многом говорит.

Албания: второе пришествие меня

Этому моему субъективному мнению в подтверждение имеется и более авторитетная оценка.

Смотрите, есть такая европейская премия за городское общественное пространство. Её присуждают известные европейские архитектурные учреждения исключительно общедоступным городским территориям разного уровня.

Так, в 2017 году на получение этой премии претендовали 279 объектов из 179 городов 32 стран. И знаете, какой объект удостоился этой престижной премии? Центральная площадь Тираны — площадь Скадербега — после проведённой реконструкции. Вот так!

Албания: второе пришествие меня

Изначально центральная площадь Тираны появилась перед второй мировой войной. Её возвели по инициативе фашисткой Италии, оккупировавшей тогда страну. При социализме вокруг площади появился ряд парадных общественных зданий и статуя Иосифа Сталина, позже замененная на памятник национальному герою Албании Скандербегу.

После реконструкции центральная площадь Тираны из официозной территории, где частная жизнь горожан не предусматривалась в принципе, превратилась в некое рекреационное пространство с возможностью занятия разнообразными активностями.

Албания: второе пришествие меня

Площадь вымостили пёстрым камнем, чтобы придать ей вид ковра. При этом форма площади в центре не осталась плоской, а получила форму пирамиды с перепадом высот между центром и краями площади в два метра, чтобы обеспечить более выигрышный обзор на парадные здания вокруг.

Появились на площади фонтаны, насаждения, различные забавные малые архитектурные объекты. Очень мне понравилась идея с легкой городской мебелью, которую можно самостоятельно переставлять, группировать по своему усмотрению.

Ну, а в центре самой главной площади страны разместился Скандербег, грозный воин на коне.

Албания: второе пришествие меня

Настоящее имя Скандербега, родившегося в 1405 году в семье албанского князя, совсем не воинственное, его звали Георгий Кастриоти.

Его ещё ребёнком отправили ко двору османского султана Мурада II в качестве заложника. Как известно, Османская империя создавалась силами детей из христианских народов, захваченных османами. Я эту тему поднимал в одном из рассказов из Стамбула.

Ведь изначально османская армия представляла собой сборище тюркских кочевых племён, выдавленных монголами из глубин Азии к границам Византийской империи. Объединённые идеей распространения ислама и необходимостью захвата жизненного пространства, кочевники оказались очень хорошими воинами, но воевать умели только конными. А для длительной осады византийских крепостей требовались усилия дисциплинированной пехоты. Тогда и пришла идея организовывать отряд пехотинцев из тысяч пленных христиан, принявших ислам. Позднее стали формировать отряды янычар, наиболее подготовленных воинов, из детей христианских народов.

Появился, так называемый налог кровью, когда пятую часть всех мальчиков в возрасте от семи до четырнадцати лет отправляли для службы в янычарском корпусе. Эти дети в обязательном порядке принимали ислам, их подвергали психологической обработке, превращая в фанатично преданных султану хорошо подготовленных воинов.

Именно такой путь прошёл и мальчик Георгий Кастриоти, который в османской армии показал себя храбрым воином, сделал карьеру и получил почётное прозвище Искандер-бей, очевидно, в честь Александра Македонского. Как это прозвище трансформировалось в Скандербег, точно неизвестно, однако получилось весьма грозно.

В 1443 году, в возрасте 38 лет, Скандербег с отрядом в 300 славян-янычаров перешёл на сторону христиан и направился на родину в город Круя, чтобы с этого момента воевать уже против османов.

Албания: второе пришествие меня

Далее, для большей наглядности, я продолжу рассказ из старинного городка Круя, куда мы направились с утра пораньше второго нашего дня в Албании.

В городе боевой славы

От Тираны до Круи километров 25–30.

Албания: второе пришествие меня

Не в каждом заграничном городке я бываю более одного раза, а вот Круя удостоилась такой чести.

Что удивительно, и первый и второй визиты пришлись на одну и ту же июльскую дату, так уж получилось. Туда мы отправились на такси, вызвав через местного оператора приличного вида электромобиль, прокатились с комфортом, за который соответственно и заплатили.

Обратно же в Тирану возвращались на маршрутках, транзитом через городок Фуше-Круя, что расположился у подножия холма. Проезд стоил сущие копейки, было не так комфортно, но максимально аутентично.

Посещение Круи, на мой взгляд, обязательно. Расположенный на склоне хребта Скандербега, этот городок некий символ албанской истории, которым местные по праву гордятся.

Албания: второе пришествие меня

Ведь в середине 15-го века, этот город-крепость на холме больше 20 лет сопротивлялся мощной Османской империи. Да не просто сопротивлялся.

Албания: второе пришествие меня

Боевые отряды под началом Скандербега неизменно побеждали во всех многочисленных сражениях с войсками Мехмеда II Завоевателя, а ведь в период правления этого султана пала сама Византия.

Скандербег, прибыв со своим небольшим отрядом славян-янычар в Крую, вырезал весь османский гарнизон, сделав эту крепость главной своей ставкой. Крестившись, великий полководец призвал албанский народ к восстанию и уже скоро стал во главе 12-ти тысячной армии.

Война войной, а обед по распорядку. Лето в Круе

К освободительной компании против осман, поверив в успех, присоединились черногорские и македонские князья, образовалась так называемая Лежская лига.

Я, конечно, не буду пересказывать все те славные для Албании события, слава которых завершилась со смертью Скандербега. Умер великий противник Османской империи не в бою, а от малярии, в возрасте 62-х лет. Замена, как это часто бывает, герою не нашлась, что в очередной раз укрепило моё признание роли личности в истории, веру в особую миссию пассионариев.

Через 10 лет после смерти Скандербега войска Мехмеда II Завоевателя захватили Крую, последний оплот сопротивления османам в Албании пал. А полководец Скандербег стал великим албанским героем. Что интересно, христианин по вероисповеданию почитается за героя в мусульманской стране. Чёрный двуглавый орел с герба рода Кастриоти в настоящее время изображён на гербе современного албанского государства. В общем популярней личности, чем великий воин Скандербег в Албании нет, и думаю, не будет. Скандербег это албанское всё.

Что касается городка Круя, то забравшись наверх, надо, конечно, смотреть средневековую крепость, многие элементы которой, как мне показалось, дело рук недавнего времени.

Албания: второе пришествие меня

Уж слишком всё аккуратно, а насколько аутентично, не знаю. Но, хочется надеяться, что хотя бы элементы старины там всё-таки имеются.

О вот остов османской мечети начала 16-го века, скорее всего, оригинальный.

Албания: второе пришествие меня

Пусть себе остаётся в таком состоянии, целостного образа нет, но всё лучше новодела.

На территории крепости есть два музея. Один музей Скандербега, экспозиции которого разместились в современном, специально построенном для этого, здании.

Албания: второе пришествие меня

Но туда мы не пошли, только заглянули.

А вот этнографический музей, на базе городской усадьбы 18 века, лично я пропустить никак не мог, такое я люблю, это всегда в приоритете моих интересов.

Албания: второе пришествие меня

Традиционным времяпрепровождением в городке Круя является блуждание по так называемому старому базару.

Албания: второе пришествие меня

Подозреваю, что некоторые экскурсанты, которых в сезон завозят группами из Черногории, исключительно шопингом на старом базаре ограничивают своё знакомство с Круя, до старинной крепости так и не добравшись.

Базар на этом месте, очевидно, существует не одно столетие, разместившись рядом с мечетью 16-го века, своей ровесницей.

Албания: второе пришествие меня

Но, понятное дело от изначального варианта ничего не осталось.

Сейчас это стилизованные под старину строения, в которых торгуют, на мой взгляд, всякой дребеденью, того сорта, что привозишь обычно из каждой поездки, а потом не знаешь куда всё это девать.

Албания: второе пришествие меня

Ещё из первой поездки мы привезли из Круи чайные мельхиоровые ложечки, тарелку с изображением Скандербега. А вот в этот раз я не купил ничего, разочаровав тем самым местных торгашей.

Как у Джорджа Буша младшего в Фуше-Круя украли часы

В заключении расскажу один забавный случай, произошедшем, впрочем, не со мной, а с бывшим президентом США Джорджем Бушем младшим.

Спустившись на видавшей виды маршрутке с холма, мы должны были пересесть на другую в городке Фуше-Круя. Там на центральной площади увидели плохонький памятник вышеупомянутому американскому президенту.

Албания: второе пришествие меня

С чего бы это? Но причина, понятное дело, есть.

Джордж Буш стал первым президентом США, посетившим Албанию, но это ладно, запомнился этот визит совсем другим. Во время визита, президент Буш неожиданно изменил программу и заехал попить кофейку в этот ничем не примечательный городок.

Или кофе оказался сильно вкусным или просто президент Буш был в тот момент в хорошем настроении, но решил он пообщаться с народом, которого по такому случаю собралось там изрядно. Президент Буш лихо кинулся в толпу, к нему тянулись сотни рук, иные трепали его за волосы. В общем, бурное соитие и характерный для таких случаев экстаз.

Да вот только во время этого всеобщего ликования у главы Белого дома пропали часы, на глазах у тысяч людей, да ещё и среди белого дня. Я видел этот момент, в интернете есть видеорепортаж с комментариями. На одном видеокадре на левом запястье хорошо видны часы с темным кожаным ремешком, а вот на следующем — часов уже нет. Трюк, достойный опытного карманника.

Не знаю, была ли кража на самом деле. Посольство США в своё время информацию о краже опровергло, мол, просто расстегнулся ремешок, и часы потом нашлись. Однако, мировая пресса раздула, тогда, этот инцидент конкретно, отчего единственный визит президентов США в Албанию запомнился и стал знаменит.

На этом завершаю рассказ, но с Тираной не прощаюсь. Надо будет вспомнить деяния другого великого албанского персонажа, пройтись по местам эпохи Энвера Ходжи.