Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:38
Филиппины покорены! Куда дальше?

Ровинь, Пула — Хорватия Апрель 2021

Ровинь, как объект изучения

В этом своём рассказе я планирую поделиться впечатлениями о городах Ровинь и Пула, закрыв тем самым свою хорватскую серию.

Почти детективная история

Я уже докладывал, что недельное автопутешествие по Хорватии в апреле 2021 года, принять участие в котором, меня любезно пригласил уважаемый резидент Туристера Вадим Евгеньевич, главным образом было посвящено хорватским национальным паркам. Мы хотели увидеть национальные парки «Плитвицкие озёра» и «Крка», что и сделали по прибытию в эту страну в первую очередь.

Однако, между делом увлеклись и покорением хорватских городков, при том с таким аппетитом, что за неполные пять дней проглотили их целую дюжину. Как вы понимаете, от такого обильно потреблённого ассортимента, да ещё и в столь короткие сроки, в моей голове нагромоздилась целая куча-мала из церквушек, крепостей, мощёных улочек, черепичных крыш и прочего, из чего, как водится, состоят исторические центры балканских городов.

Почти детективная история

И вот тут, очень кстати, пригождается творчество на Туристере, когда volens nolens разбираешь сотни привезённых фотографий, придумываешь под визуальные картинки слова, складываешь их в предложения, стараясь, по мере сил, понятнее выразить свою мысль, а по итогу, и сам, наконец, понимаешь, где ты был и что видел.

Вот взять, к примеру, город Ровинь, в котором мы провели последние две ночи перед вылетом домой. Ночей было две, а день только один, но зато полноценный, с утра до вечера, который мы добровольно посвятили этому курортному городку и порту на берегу Адриатического моря.

Почти детективная история

Этого времени хватило, чтобы обойти Ровинь, сначала вдоль, потом поперёк, повторив для верности тоже самое, но уже в обратном порядке. Этот город хоть и называют крупнейшим на полуострове Истрия, переписывая эту глупую фразу из одного источника в другой, на самом деле обойти за день можно многократно. Потому как, никакой он не крупнейший, а самый, что ни на есть миниатюрный, ибо проживает в нем всего 14 тысяч человек.

Почти детективная история

Не, ну, на фоне Хума или Грожняна, конечно, Ровинь нереальных размеров мегаполис, но по факту, понятное дело, нет.

Там всё друг от друга близко. Когда мы бронировали для ночлега апартаменты, к слову сказать, огромные, под 70 кв. м., то, чтобы выиграть в цене и без проблем припарковаться, выбрали место на окраине города.

Вот в этом доме мы сняли целый этаж за вполне приемлемые деньги

Звучит страшно — окраина города, да только до самого центра всего два километра, а вы говорите мегаполис.

Итак, утром предпоследнего в этой поездке дня, откушав самолично приготовленный завтрак, мы вышли из дома с намерением подробно изучить этот город.

И вот тут передо мной стоит задача, как мне отчитаться об увиденном городе. Пересказать нескучными словами, представленную в Википедии, историю Ровиня, начиная с 3-го столетия нашей эры, а она началась именно тогда, о чём свидетельствуют археологические раскопки? Но именно так выглядят практически все сайты туристических компаний, повествующих о Ровине, да и большинство отчётов людей побывавших там. Нет, это не интересно.

Тогда может составить подробный путеводитель по городу Ровинь, с описанием всех улиц, площадей и стоящих на них строений?

Почти детективная история

Ну, это вообще непосильная задача по причине нехватки академических знаний.

У меня, конечно, есть учёная степень, но совершенно в другой сфере, да и было это так давно, что уже и не помню точно в какой.

И вот тут я напал на одну удивительную, почти детективную историю, связанную с городом Ровинь. А вот это весьма занимательно, сейчас расскажу, что узнал

Дело о пропавших святых мощах

Самая главная достопримечательность города Ровинь это кафедральный собор Святой Ефимии с 62-метровой колокольней. Именно это строение, выполненное в стиле барокко, придаёт старому городу тот самый неповторимый колорит.

Знаменитые открыточные виды средневекового Ровиня, расположенного на каплеобразном полуострове, невозможно представить без вырастающей прямо из середины города и полуострова колокольни кафедрального собора.

Почти детективная история

Мы, конечно, знали о существовании этого храма, как-никак, готовились, поэтому проникнув в старый город через Ворота Балби медленно, но уверенно направились прямо к нему.

Почти детективная история

На месте мы не только осмотрели храм изнутри и снаружи, но и забрались на вершину колокольни, чтобы уже с её высоты рассматривать город.

Почти детективная история

Но увидев храм, мы тогда не узнали главной его тайны и даже не подошли к саркофагу с мощами святой Евфимии, которые хранились внутри кафедрального собора и ради которых, собственно говоря, этот собор и был возведен.

Теперь я знаю эту тайну, и, прочитав несколько религиозных источников, постараюсь более-менее внятно её доложить. Послушайте. Это интересно.

Почти детективная история

Речь пойдёт о святой великомученице Евфимии, почитаемую во всём христианском мире, но, которая уже много позже своей великой кончины стала причиной появления различных направлений христианства, в том числе и православия. Я доложу события с православной точки зрения, ибо хоть и считаю себя атеистом, но по рождению русский, а значит православие мне роднее и ближе.

Итак, Ефимия, жительница Халкидона, из христианской семьи, время её жизни конец 3-го века нашей эры, эпоха правления императора Диоклетиана. Того самого римского императора, который желая вернуть былое величие Рима, проводил политику жестокого гонения на христиан, под жернова которой, по полной программе, попала и девушка Ефимия.

Её арестовали и призвали отречься от христианства, а получив отказ, подвергли жестоким истязаниям. Мучители натравливали в цирке на Ефимию диких зверей, львов и медведей, но те, приблизившись к ней, лизали ей ноги.

Это мы забираемся на вершину колокольни
Почти детективная история

И только одна медведица нанесла Ефимии небольшую рану, из которой потекла кровь.

И тогда, во всяком случае, так свидетельствуют церковные тексты, послышался призывающий голос с неба, Ефимия предала дух свой Господу, а тело девушки осталось лежать на земле распростертым.

Грустная, конечно, история, но она на этом не заканчивается, далее будет ещё интересней.

А это вид на город с высоты колокольни
и на острова

Родители Ефимии похоронили дочь в окрестностях Халкидона, ныне это район Кадыкёй современного Стамбула. Позднее над её могилой в Константинополе (Стамбуле) был построен величественный храм, где в 451 году проходил знаменитый Халкидонский, он же Четвёртый Вселенский собор на котором шли споры с монофизитами о наличии в Иисусе Христе двух природ: божественной и человеческой.

Тема этого спора вне моего понимания, да и участники собора тогда ни к какому решению не пришли, ибо патриарх Анатолий Константинопольский предложил решить спор через обращение к Богу посредством мощей святой Евфимии.

Раку с мощами вскрыли, на грудь святой положили два свитка с православным и монофизитским трактованием веры, а затем опечатали вновь. Три дня участники собора усердно молились, по истечении которых вскрыли раку и увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток их теологических противников лежит у святой в ногах. Более того, святая Ефимия, вроде как, даже протянула руку патриарху, будто она живая, и подала ему свиток с правым исповеданием.

Как известно, монофизиты, к коим относят, например, и армянскую церковь, а всего таких церквей, ныне семь, остались всё равно при своём мнении. В Иисусе Христе они продолжали почитать только одну природу — божественную, а Вселенские соборы, начиная с Халкедонского, не признают.

Просто чайка. Никакого отношения к монофизитам не имеет

Возвращаемся к мощам святой Ефимии с желанием узнать, как в итоге они попали в Ровинь.

При императоре Феодосии Великом, покровителе монофизитов, мощи святой Ефимии были перенесены в Александрию, а после его смерти возвращены в Халкидон.

В период правления Константина V Копронима, иконоборца, созвавшего в 754 году Иконоборческий собор, мощи святой Евфимии были выброшены в море. А вот дальше начинается, та самая почти детективная история.

По версии православной церкви рака с мощами была обнаружена у берегов Кипра, долгие годы хранилась в одной из церквей Лимассола, а уже при императрице Ирине святые мощи были торжественно возвращены в Константинополь.

В настоящее время мощи святой покоятся в соборе Святого Георгия в одном из районов Стамбула Фанаре. Их определили на вечный покой в серебряную раку, изготовленную в 1904 году в России, переданную собору в дар.

Как жаль, что я не знал этой истории, когда два года назад несколько дней провёл в Стамбуле. Увы, я не был в этом храме, а если кто был и видел серебряную раку с мощами, дайте знать.

Однако, католическая церковь, тоже почитающая святую Евфимию, имеет свою версию. Что, мол, рака с мощами была найдена не у берегов Кипра, а пристала к берегу возле города Ровинь, где и был построен тот самый кафедральный собор, после визита в который, я затеял весь этот рассказ.

Так, где же на самом деле хранится бедняжка Евфимия, была ли она вообще рождена на свет, а если и жила, то постигла ли её та самая великая смерть? Не знаю, и как подобает поступать атеистам, подвергаю всю эту историю определённому сомнению.

Человек разумный, как известно, потому и разумный, что умеет придумывать мифы, чтобы другие, тоже признающие себя за разумных, верили в них, а иные, не менее разумные, сомневались.

Однако, история захватывающая и волнительная, согласитесь.

Мне она запала в душу, и, пересказав её, именно так я решил представить Ровинь, чтобы выделить этот город среди прочих.

Почти детективная история

На этом из города Ровинь всё, едем в Пулу.

Наследие Древнего Рима и не только

Из Ровиня до Пулы совсем близко, езды, наверное, минут тридцать. После обеда у нас был назначен рейс домой, а первая половина дня была совершенно свободной.

Это был воскресный день. Ровно неделю тому назад мы прилетели в столицу Истрии, чтобы сразу из аэропорта, на арендованном авто, отправиться в сторону Плитвицких озёр. Тогда город мы не увидели вовсе, а в этот раз решили восполнить пробел, тем более, что на покорении Пулы нарисовалось несколько часов.

Припарковались мы возле древнеримского амфитеатра, расположенного в самом центре Пулы.

Почти детективная история

Этот античный памятник, наверное, самая устойчивая ассоциация с этим городом. Во всяком случае, так было у меня, до приезда в Пулу, да, собственно говоря, так осталось и после.

На фоне остальных хорватских городов, виденных нами в этой поездке, Пула выглядел крайне блекло, показался обшарпанным и неуютным. Такой маловразумительный городок можно было бы игнорировать, без всякого сомнения, если бы не его амфитеатр, и ещё кое-что доставшееся в наследство от Римской империи.

В последние года три мне довелось увидеть немало свидетельств эпохи Древнего Рима, в том числе античных амфитеатров, немного проникнуться историей великой империи, и в период её могущества, и, в особенной степени, в период заката.

Так что, амфитеатр в Пуле пришёлся очень кстати, поразил своей великолепной овальной формой, своими колоссальными размерами и неплохим для столь солидного возраста состоянием.

Почти детективная история

Мы не попали вовнутрь амфитеатра, куда не пускали, может по причине раннего утра, или воскресного дня, или всего вместе взятого. Однако, античное сооружение легко просматривалось, и этого было вполне достаточно, чтобы прочувствовать и атмосферу ушедшей давным-давно эпохи, и этого исторического места.

Стоя возле таких декораций, совсем несложно было представить период правления вышедшего из простонародья легендарного императора Веспасиана, когда на месте выполненного из дерева амфитеатра много меньшего размера возводился этот, уже из известняка и более масштабный.

Почти детективная история

Это сейчас Пула, даром что столица региона, малоизвестный заштатный городок, но в эпоху Древнего Рима был знаменит и блистал, о чём свидетельствует этот амфитеатр, один из крупнейших в ряду своих собратьев.

Легко в воображении складывалась картинка, как на аренах, повторяющих уклон холма, сидела возбуждённая толпа жителей достаточно большого города, приходившая в восторг или в негодование от зрелищ гладиаторских боёв или травли диких животных. Так продолжалось лет 400, пока в 5-м веке император Гонорий не запретил гладиаторские бои.

После этого, оставшееся не у дел строение амфитеатра постепенно приходило в упадок, растаскивалось местными жителями на стройматериалы. Но всё же, хоть и частично, но сохранилось до наших дней.

Почти детективная история

Уже давно древний амфитеатр используется для театральных постановок и торжественных церемоний, работает как музей. Отдав дань уважения памятнику античности, двигаемся дальше.

Среди неряшливых улиц современного города продолжаем искать следы Древнего Рима.

Таковые в этом городе есть, отчасти сохранились, среди них площадь Форум.

Почти детективная история

Как и в античные времена, так и в современное время, Форум центральная городская площадь, место проведения всех значимых городских событий.

Самое выдающееся здание, что украшает Форум, языческий храм, возведённый в 1-м веке до нашей эры в честь императора Августа. Он так и называется, храм Августа.

Почти детективная история

Сменив немало назначений, от византийской церкви до зернохранилища, сейчас античный храм это музей, в который мы, увы, не зашли. В условиях временных ограничений знакомились с городом только обзорно.

Подобно амфитеатру, площадь Форум выглядит солидно и монументально, ещё одно доказательство того, что в период Римской империи город Пула явно процветал.

Из той же эпохи триумфальная арка «Сергиев», что установлена на древней дороге из порта в город.

Почти детективная история

Арка возведена во славу громких побед могущественного рода Сергиев из периода античности.

Что это за род, в чём заключалось его могущество, кого и когда они победили, большинству проходящих под сводами арки неведомо. Могущество, богатство, слава, победы осталось в далёком прошлом, исчезло под грузом веков, а арка стоит.

Почти детективная история

Бродилки по городу окончили в крепости Каштел, что была возведена в период Венецианской республики на холме, для контроля Адриатики.

Почти детективная история

Пушки, крепостные стены, сторожевые башни — всё как обычно, к этому за неделю в Хорватии мы уже привыкли. Только вот, как то всё запушено, видно деньги Евросоюза до этого объекта ещё не дошли.

А что было дальше? Далее мы приехали в аэропорт, успешно вернули арендованную машину и улетели домой.

Семь дней в Хорватии, семь рассказов из этой страны. «Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома», так вроде бы сказал Анатоль Франс. С этим можно не согласиться, но, очевидно, что редкий будничный день дома будет достоин рассказа. Так, что путешествие продолжается.

Другие рассказы из Хорватии:

Хорватский автопробег

Шестнадцать каскадных озёр

Два города по пути в Крка

Абсолютная гармония воды

Мал золотник, да дорог: Омиш и Трогир

Миниатюрные городки Истрии

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия