Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:19
Филиппины покорены! Куда дальше?

Скрадин — Хорватия Апрель 2021

Водопад Скрадинский бук

Вода была везде и всюду! Стихия Воды в чистом виде, символизирующая саму жизнь, её скоротечность и неожиданные повороты судьбы.

Безупречные образцы Воды: реки, протоки, озёра и водопады в своей абсолютной гармонии формировали окружающие виды.

Абсолютная гармония воды

Вода была под ногами, вместо земли. Вода, низвергалась с небес бесконечными струями дождя.

И не было никаких сомнений, что Вода символ рождения мира и основа всего сущего, ибо и человек, и животные, и растения более чем на половину состоят из Воды.

Абсолютная гармония воды

А ещё Вода это безграничность пространства, источник вдохновения и одновременно спокойствия, путь к самосовершенствованию и познанию самого себя.

Мы оказались в национальном парке Крка ранним дождливым утром, прибыв туда первым рейсом кораблика курсирующего по маршруту Скрадин — национальный парк Крка, вход «Скрадинский бук».

Абсолютная гармония воды

Ожидаемо, мы стали единственными пассажирами этого рейса, потому как был будний день, не сезон, и периодически срывался умеренный, временами переходящий в сильный, а затем вдруг стихавший, дождь.

До этого, проснувшись в апартаментах тётушки Любавицы, мы угостились завтраком, заботливо приготовленным ею, и под защитой веранды смотрели на улочки Скрадина, которые уже давно заливал прохладный апрельский дождь.

— идти, или не идти, — задумались мы, но впрочем, совсем ненадолго. Этот день полностью был отведён на национальный парк Крка, менять эти планы на сидение в апартаментах, было бы глупо. Да и к тому же, на случай дождя человечество уже давно придумало зонт.

В сезон, говорят, очередь на кораблик тянется от пристани до офиса национального парка, а может быть, и до самых наших апартаментов, ибо мы жили неподалёку. Но в это дождливое утро кроме нас более никого.

Абсолютная гармония воды

Кораблик идёт вверх по реке Крка, наверное, с полчаса. Дождь, как бы, сжалившись над нами, на это время совсем прекратился, ну, так, чуть моросил, не более того.

Мистика раннего хмурого весеннего утра, как нельзя, была кстати, создавая такой неповторимый антураж.

Абсолютная гармония воды

Трудно поверить, что тихая и спокойная река Крка, по которой так неторопливо шёл наш кораблик, в своих верховьях представляет собой бурный горный поток. Но, ещё немного и мы увидим её резвый характер, когда, подчиняясь особенностям рельефа местности, река образует семь живописных каскадных водопадов, отличающихся по ширине и перепаду высот.

Именно этот участок реки в 80-х годах прошлого века обустроили, назвали национальным парком, посмотреть который пускают всех желающих, не забыв, конечно, взять денег за вход.

Как только кораблик причалил к пристани, снова усилился дождь.

Абсолютная гармония воды

Но, как оказалось, это были его последние аккорды, мы переждали минут 15 под навесом в компании местных, очевидно, работников парка, и как только запас влаги над нашими головами иссяк, отправились по круговому маршруту, смотреть водопад.

Абсолютная гармония воды

Речь идёт о водопаде Скрадински бук, с самым большим, среди прочих, перепадом высот, примерно 46 метров. А ещё он самый нижний по течению реки, ближний к городку Скрадин и к устью реки Крка, к месту, где она впадает в Адриатическое море.

Маршрут круговой, деревянные настилы, мостки, дорожки и смотровые площадки проложены таким образом, чтобы удалось запечатлеть это чудо природы с разных ракурсов и с разных сторон.

Абсолютная гармония воды

Но, впрочем, смотреть надо не только сам водопад, но и то, что рядом.

Все эти ручейки, озерца, водовороты, мокрые от дождя деревья, водные растения и прочее, и прочее, что так возбудило меня и настроило на мистически-романтический лад.

Абсолютная гармония воды

А ещё надо слушать звуки природы — кваканье лягушек, пение птиц, шум воды…, впрочем, оставлю в покое свои восторги, а то рассказ о путешествии окончательно превратиться в подобие лирического произведения, что не соответствует формату сайта, да и вообще не моё.

Поэтому, в свой изначально лирический опус добавлю немного точных наук.

Изобретение Николы Теслы

Идя по маршруту, мы увидели элементы какой-то явно не современной электростанции, а рядом стенд с неким длинным текстом на английском языке.

Абсолютная гармония воды

Читать, да ещё и переводить было некогда, поэтому я просто сфотографировал этот текст с обещанием разобраться с его содержимым как-нибудь позже, но как это водиться, забыл о своём обещании уже через несколько минут.

Но вот, подготавливая этот материал и разбирая фотографии (спасибо за это Туристеру, иначе, вряд ли бы, я стал это делать) вспомнил, заинтересовался, и как оказалось не зря. Это вообще занимательная история.

Ни много, ни мало, но эта гидроэлектростанция на реке Крка изобретение великого Николы Теслы. При этом, она была введена в эксплуатацию всего через два дня после того, как, по патентам Николы Теслы, была запушена первая в мире гидроэлектростанция на Ниагарском водопаде. Получается, что оба этих гидротехнических сооружения были построены, да и введены одновременно, но если про ту, что на Ниагарском водопаде знает весь мир, то эта, что в Хорватии, незаслуженно прозябает в тени её славы.

Насколько я смог разобраться система работала так. Под водопадом Скрадинский Бук были установлены турбина, два генератора и трансформатор, которые в своей совокупности превратились в энергосистему переменного тока.

Абсолютная гармония воды

Возникает вопрос, для каких целей вырабатывалась электроэнергия на этой старейшей гидроэлектростанции. Так вот, сооружение было разработано и возведено для питания уличных фонарей в Шибенике, в коем мы были за день до этого.

Тогда получается, что Шибеник первый город в мире, где уличные фонари питались от многофазной системы переменного тока, и случилось это в 1893 году. Кстати, линия электропередачи от электростанции до города Шибеник была длиной 11 км и монтировалась на деревянных башнях. Ну, разве не круто? Вот вам и Скрадинский бук!

Раз уж зашел разговор об использовании человеком неиссякаемой энергии воды, упомяну ещё и водяных мельницах, что столетиями использовались людьми как мукомольные, маслобойные, сукновальные, и не знаю, что там ещё, сооружения.

Абсолютная гармония воды

Сейчас эти мельницы, понятное дело по прямому назначению не используются, но как экспонаты музея, вписались в маршрут весьма удачно.

Так, будем считать, что это был урок физики, следующий по расписанию урок химии.

Красота, как результат химических реакций

Знаете почему, национальный парк Крка так обильно обустроен всевозможными дорожками и мостками, по которым только и разрешены все прогулки? Может, чтобы не замочить ноги, потому что вместо земляного покрова вода?

Возможно и так, об удобстве посетителей организаторы парка, безусловно, думают, однако, больше их волнует несколько иное. Дело в том, что водопады реки Крка имеют, скажу так, деликатное травертиновое строение, крайне чувствительное к природным изменениям, но в особенной степени к последствиям деятельности человека.

Травертиновые водопады это некий живой организм, проходящий последовательно стадии рождения, взросления, старения и смерти.

Абсолютная гармония воды

Как это происходит? Давайте разбираться. Вообще травертин, он же тибурский камень, он же известковый туф — горная порода, хрупкая и тонкозернистая. Камень травертин зарождается в тех местах, где на поверхность, богатую известняком или залежами мела, попадают подземные воды, насыщенные углекислым газом.

Происходит химическая реакция, когда диоксид углерода взаимодействует с воздухом и бикарбонатом кальция, находящимся в почве. Результат этого взаимодействия — карбонат кальция, вещество, которое не растворяется в воде, а выпадает в осадок.

Со временем, это вещество уплотняется, создавая минеральные отложения, это и есть травертин. Качество травертина бывает разное в зависимости от разных факторов, таких как, степень концентрации углекислого газа, температура воды и воздуха, сила турбулентности водного потока или интенсивность солнечного света.

Например, в водоёмах со стоячей водой формируются цельные массивные камни, а там где сильное течение, камень более пористый и менее плотный.

Специалисты определяют травертин как некое переходное состояние между известняком и мрамором. То есть, травертин уже вылежался несколько столетий, и уже не известняк, но и до мрамора ещё недозрел, кстати, его так и называют «недозревший мрамор».

Понятно, что травертин активно используется в строительстве и отделке, потому что красив и легко поддаётся обработке. Однако, меня практическое применение травертина в данном случае не интересует, важно то, что этот камень в первую очередь ответственен за тот невероятно живописный пейзаж, что даже меня, совсем не романтического человека, настроил на столь лирический лад.

Абсолютная гармония воды

Ведь и Скрадински бук, и прочие водопады реки Крка, со своими озерками и островками, с которых каскадами стекает вода, созданы травертиновыми барьерами.

Бывает и так, вроде бы скучная химическая реакции с заумными терминами, а результат — редкая красота.

Пройдя круговой маршрут, не спеша и наслаждаясь, часа через два, может два с половиной, мы вернулись к пристани, и на том же кораблике, что курсировал туда-сюда, примерно раз в час, отправились в Скрадин.

Водопад Рошки

После обеда погода окончательно нормализовалась, стало солнечно и по-весеннему тепло. Наша программа на вторую половину дня: смотреть водопад Рошки (на сербо-хорватском Roški slap), что расположен выше по реке Крка.

Тут надо знать, что в национальном парке Крка есть некий минимальный набор достопримечательностей, которые стоит смотреть обязательно. Это каскад водопадов Скрадинский бук, остров Висовац и водопад Рошки.

Абсолютная гармония воды

С первым пунктом этой тройки мы разобрались самым чудесным образом. Что касается остальных, то дело обстоит так.

В сезон, когда толпы туристов, есть в продаже трёхчасовая речная экскурсия, во время которой, народ плывёт на кораблике, делающим в пути две остановки, как раз на острове Висовац и около водопада Рошки. И если плыть на кораблике приходится достаточно долго, что, само по себе, не так уж и плохо, то осматривать остров и водопад придётся исключительно в темпе presto prestissimo, что, уже, не есть хорошо.

Но, в прочем, апробировать данный маршрут нам не пришлось, данная экскурсия не предлагалась, очевидно, по причине падения спроса, ибо был не сезон.

Единственным альтернативным вариантом добраться до водопада Рошки стал автомобиль, от Скрадина до входа в национальный парк Крка «Roški slap» примерно километров 20 по извилистой, но неплохой дороге.

Абсолютная гармония воды

Но остров Висовац, как вы понимаете, передвигаясь исключительно на этом виде транспорта, не увидишь, моста проложенного к острову нет.

Припарковавшись около входа в парк, мы по единому входному билету, купленному ещё утром в офисе парка, проникли на его территорию с желанием освоить предлагаемые маршруты. Там, собственно говоря, ничего мудрёного нет.

Первым делом мы отправились на берег большого озера — Висовачко, чтобы увидеть своими глазами, как река Крка, с характерным для всех водопадов шумом, с 15-и метровой высоты обрушивается в озеро.

Абсолютная гармония воды

Это и есть водопад Рошка.

Самые лучшие виды с пирса, куда причаливает тот пресловутый кораблик, что оказался недоступен для нас. Рядом с пирсом кафе, магазинчики, даже какие-то небольшие музеи.

Абсолютная гармония воды

Уж представляю как здесь многолюдно, когда прибывают экскурсии. Но не сейчас, в этот раз всё уныло, из гостей только мы.

Есть там ещё один оборудованный маршрут, который позволяет осмотреть Орглице, что на сербо-хорватском означает «ожерелье».

Абсолютная гармония воды

По форме эта часть реки Крка напоминает воронку. Сначала каньон реки расширяется, вода перекатывается через несколько рядов невысоких каскадов, затем река распадается на несколько рукавов с живописными островками между ними, и постепенно сужаясь, ухает в озеро Висовачко водопадом Рошки.

Основный маршрут предполагает движение вдоль реки сначала в одну сторону, затем переход по мосту и движение вдоль реки в обратном направлении.

Абсолютная гармония воды

Просто, легко, доступно даже для малышей и людей преклонного возраста.

Мы же посчитали себя великими покорителями горных вершин, несколько опрометчиво надо сказать, но, увидев оборудованную тропу, уходящую круто куда-то вверх, смело направились по ней.

Абсолютная гармония воды

Нет, я не жалею, из последних сил, но мы всё-таки сделали это, забрались на самую высоту. И это притом, что тропа была оборудована далеко не везде и часть пути мы просто лезли по скалам, преодолевая их подобно известному персонажу отцу Фёдору на каком-то азарте.

Стоило ли это? А, вот смотрите какие виды.

Абсолютная гармония воды

Разве недостойная награда за наши труды?

Памятуя, печальную участь отца Фёдора, «…на четвертый день его показывали уже снизу экскурсантам…», мы всё же самостоятельно спустились с почти отвесной скалы, отдав при этом последние силы.

Увы, попасть в пещеру Озиджана мы уже не могли чисто физически, а ведь всего-навсего надо было преодолеть 517 деревянных ступеней.

Абсолютная гармония воды

Впрочем, парк Крка, предстал перед нами в тот день во всём своём великолепии, став лично для меня, самым ярким воспоминанием за всю неделю хорватского автопробега.

Другие рассказы из Хорватии:

Хорватский автопробег

Шестнадцать каскадных озёр

Два города по пути в Крка

Мал золотник, да дорог: Омиш и Трогир

Миниатюрные городки Истрии

Почти детективная история

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия