Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 19:34
Филиппины покорены! Куда дальше?
Победитель голосования
«Итоги 2021»

Хорватия Апрель 2021

«…ударим автопробегом по… треклятой пандемии»…

Прибытие рейса российской авиакомпании S7 в аэропорт города Пула стало событием достойным внимания хорватского телевидения. Казалось бы, да что тут такого, всего лишь доставили в эту балканскую страну очередную партию туристов, коих за год там обычно насчитывают под одиннадцать миллионов. Всё так, да не так. Этот рейс по маршруту Москва (Домодедово) — Пула (Хорватия) 25 апреля 2021 года оказался первым международным рейсом в этом аэропорту с сентября прошлого года. Уточняю, не из России, а вообще первый из-за рубежа более чем за полгода. Вот уж заждались друзья-хорваты нашего брата туриста и наши денежки.

Тут надо понимать, что туризм обеспечивает до 20% хорватского ВВП, а с учётом того, что туризм подтягивает за собой и другие отрасли, например, сельское хозяйство и пищевую промышленность, то и все 25%.

Хорватский автопробег

С экономикой в Хорватии всё было хорошо, местами даже замечательно, но ровно до тех пор, пока кто-то в китайском Ухане не скушал на ужин больную гриппом летучую мышь. Может съеденная мышь была вовсе и не причём, может просто лаборант-вирусолог не очень тщательно вымыл руки после работы, или всё же это был заговор не в меру алчных фармацевтических компаний, возжелавших получить миллиарды денег. Кто знает, как там было на самом деле, важно то, что случился такой «эффект бабочки» последствия которого коснулись каждого из нас без исключения.

Но, похоже, жизнь налаживается. Помню, здесь на Туристере, были бурные дебаты, надо ли вакцинироваться и будут ли послабления вакцинированным личностям в их перемещениях по миру.

У меня по этому вопросу не было вообще никаких сомнений, укололся я в первых рядах, ещё до нового года и стал жить так, как хочу и так, как привык. В том смысле, что, несмотря на пандемию и всяческие запреты, стал опять активно кататься по миру, побывав в этом году и в новых для себя регионах России, и в зарубежных странах, и в тех, что на краю Земли, и в тех, что поближе.

Хорватский автопробег

Опять же, вспоминая дебаты на Туристере, упомяну поднимавшуюся тему «войны вакцин», которая, без сомнения существует. Так вот, Хорватия, член Европейского союза с 2013 года, помимо соблюдения визовых формальностей, с 1 апреля 2021 года разрешила въезд на свою территорию лицам, имеющим негативный тест на Ковид или (не «и», а «или») сертификат о вакцинации, причём не обязательно вакцинами, одобренными бюрократами ЕС. Тут не до политики, когда на кону стоит четверть ВВП страны.

Воспользовавшись столь гостеприимным жестом хорватской стороны, защищённый одной из лучших в мире вакцин, имея на руках требуемый сертификат о вакцинации и открытую шенгенскую визу, я и проник на территорию Хорватии тем самым первым самолётом в Пулу.

Более того, кроме меня на хорватской земле высадился целый десант резидентов Туристера и членов их семей. Так что ждите в новостной ленте внушительную серию репортажей из Хорватии, уверен, ярких и интересных.

Хорватский автопробег

Лично меня на хорватский вояж подбил Вадим из Брянска, уважаемый член нашего сообщества, за что я ему премного благодарен. Мы с ним, наверное, уже года как три периодически планировали ту или иную совместную поездку, но осуществлению этих планов всегда препятствовали различные обстоятельства.

А вот тут сложилось всё как нельзя лучше. Комфортные условия въезда в страну, о которых я говорил выше, недорогой билет (стоимость в 200 евро за туда и обратно, согласитесь, весьма приятная цена), возможность разделить компанию и расходы, вот основные аргументы, повлиявшие на решение ехать. Да и в Хорватии я до этого не был, и всегда мечтал побывать там.

Хорватский автопробег

Сразу по прибытию, прямо в аэропорту, мы с Вадимом взяли в аренду малолитражку, чтобы вернуть её там же, но ровно через неделю, проехав по стране энное количество километров. Этот рассказ я задумал как обзорный, поэтому дальше поделюсь некоторыми деталями и маршрутом нашего хорватского автопробега, но сначала упомяну прочих резидентов Туристера побывавших в Хорватии в эти дни.

Одним самолетом с нами летел старожил сайта и популярный автор Олег Иванов с женой. Мы с ним по дороге туда и обратно общались и даже немного пересекались по маршруту. Знаю, что Олег уже выдал на гора репортаж о той поездке, надеюсь, будут и другие, лично я буду их ждать.

Также, дней через пять позже нас в Хорватию прилетел Виктор Башкир, он же Вибас, со своей неизменной спутницей, женой Аней. Мы с ребятами, к сожалению, не виделись, но постоянно были на связи, общались, делились планами, советовали друг другу как лучше организовать поездку. Жду от Виктора замечательных фотографий и не менее замечательных текстов, которые, уверен, в скорости будут.

Да и Вадим, компаньон мой по поездке, очевидно, порадует своими впечатлениями.

Итак, о нашем маршруте и способах его преодоления.

О том, как Вадим Евгеньевич и Константин Николаевич путешествовали по Хорватии

Инициатором и главным организатором нашего совместного хорватского вояжа был Вадим. Он позвонил мне на второй день, после моего прибытия домой из Южной Африки, и сделал мне, то самое предложение, от которого я не имел никакой возможности, да и желания, отказаться. Однако, очумелый от предыдущей поездки, я ещё долго не мог прийти в себя в эмоциональном плане и соответственно тщательно подготовится к новому, столь скорому для себя путешествию. Поэтому все основные этапы вояжа предложил Вадим, он же нашёл заранее прокатную контору, выбрал марку автомобиля и произвёл первоначальные платежи.

Вот на этой малышке мы проехали по Хорватии почти полторы тысячи километров

Раз уж речь зашла об арендованном автомобиле, то выскажу об этом способе путешествия своё мнение. Знаете, я уже почти 30 лет как за рулём, перепробовал разные марки авто, сначала, понятное дело похуже, в последние годы, соответственно, получше. За все эти годы водительского стажа не было ни одного, тьфу-тьфу-тьфу, серьёзного дорожного инцидента. Короче говоря, меня смело можно принимать за опытного водителя.

Но при этом своём опыте я практически никогда не пользовался прокатным автомобилем за рубежом.

На память приходит только остров Родос, где лет семь назад мы отдыхали с семьёй. Там я взял в аренду на несколько дней малолитражку, чтобы было удобнее переезжать с пляжа на пляж. Но это слабенький опыт, сколько там того Родоса. Во всех иных многочисленных путешествиях или меня возили другие люди, или я пользовался общественным транспортом.

После недели перемещения на автомобиле по Хорватии у меня так и не сложилось уверенного понимания так ли уж это удобно и выгодно.

С одной стороны, вроде бы очень удобно. Автомобиль в личном распоряжении это полная свобода действий: езжай куда хочешь, когда хочешь и ни о чём не думай. Нам удалось увидеть множество удивительных мест, в которые вряд ли удалось бы попасть на общественном транспорте.

Хорватский автопробег

Но с другой стороны, использование автомобиля в чужой стране мне показалось делом исключительно хлопотным. Постоянно надо было решать какие-то проблемы, нужно знать много специфических вещей. Это хорошо, что рядом был Вадим, у которого огромный опыт перемещения за рулём по Европе, без него я бы пришёл в бешенство в первый же день. Платные дороги, тотальные платные парковки в городах (за которые ещё надо разобраться, как платить), специфика правил дорожного движения.

Да и стоят всё эти удовольствия немало. Мы, конечно, делили расходы пополам, и в итоге выходило на человека весьма приемлемо. А вот когда путешествуешь один в этом точно нет никакого экономического смысла.

Да если даже путешествуешь компанией не так всё однозначно. Вспоминаю, свою поездку с друзьями ровно год назад по Южной Америке, в которой нас было трое. Надо нам, скажем, было добраться в Байресе из пункта, А в пункт Б. Подняли руку, остановили такси и все дела. Или на водопадах Игуасу, когда мы заказали машину с водителем. Возил нас местный три дня и по аргентинской стороне, и по бразильской, и даже в Парагвай на несколько часов заехали. Не надо думать, про парковки, заправки, страховки, платные дороги и прочее. Удобно, не хлопотно, а что ещё надо на отдыхе.

Так что брать или не брать в аренду автомобиль в чужой стране, решайте сами. Я вот по этому вопросу к определённому выводу не пришёл. Кстати, в нашей поездке прокатный автомобиль юридически был оформлен персонально на Вадима и управлял автомобилем исключительно он. Так что, основные заботы легли на его плечи, за что ему ещё одно спасибо.

О том, как юные натуралисты Вадим Евгеньевич и Константин Николаевич исследовали национальные парки

Что касается маршрута, то при его планировании между мной и Вадимом не возникло никаких разногласий. Наши интересы в этом вопросе максимально совпали, и мы возжелали смотреть, во-первых, национальные парки, во-вторых, опять национальные парки, ибо их в вишлисте оказалось два, а в-третьих, деревни и малые города.

Крупные хорватские города были нами максимально проигнорированы. Хотя, тут надо сказать, что крупный город это совсем не про Хорватию. Та же Пула, административный центр хорватской Истрии, в котором мы всё-таки прогулялись в последний день перед вылетом, числом жителей не более 60 тысяч. Есть в Хорватии и города более крупные, но и те явно не мегаполисы.

Это карта Хорватии, чтобы было легче ориентироваться в пространстве

На природу нас тянуло такой непреодолимой силой, что сразу из аэропорта мы рванули в направлении Плитвицких озёр, намереваясь заночевать именно там.

Если быть точнее, то заночевали мы в селении Слунь — Растоке, находящемся в километрах 30 от Плитвицких озер. Похвалюсь, что выбор ночлега именно в этом месте мой неоценимый вклад в планирование маршрута, и это был великолепный, поддержанный Вадимом, выбор.

Слунь это городок, а Растоке деревенька, слившаяся со Слунью в единое целое. Границы между ними не найдёшь, но это и не важно. Главное месторасположение, а оно там, где маленькая речка Слуньчица впадает в более крупную реку Корана. Впадение это происходит невероятно живописно, когда Слуньчица разделяется на несколько рукавов и образует при этом систему водопадов.

Хорватский автопробег

Жилища людей, выполненные большей частью из дерева и местного камня травертина, очень удачно вписываются в окружающий пейзаж. И вот в одном из таких домов мы и нашли кров на два дня.

В этом доме нам выделили весьма просторную комнату

Хозяйка дома, тётушка Нена, принимала нас как своих родных.

Я до сих пор вод впечатлением от приготовленного её заботливыми руками завтрака, который она подавала приговаривая: — домашиче яйяа, домашиче шпиг, домашиче кобасика, домашиче сир, домашиче крух, домашиче джема с шлива…

Нам так там понравилось, что мы посоветовали дом тётушки Нена Виктору и Ане. Знаю, что ребята там тоже остановились и даже жили в той же комнате, что и мы.

А на следующий день, с утра пораньше, мы отправились смотреть Плитвицкие озёра. В этом случае, кстати, проявилось преимущество собственного авто, иначе непонятно было бы, как в тех местах перемещаться.

Про национальный парк Плитвицкие озера я обязательно напишу отдельный рассказ, ведь это то, что обязательно надо посмотреть, оказавшись в Хорватии.

Мы провели на озёрах целый день, пройдя по извилистым деревянным настилам и мосткам, по дорожкам, основной предлагаемый маршрут.

Хорватский автопробег

Видели бирюзовые озера, соединённые между собой невероятной красоты речными каскадами и водопадами и окруженные со всех сторон склонами, покрытыми лесом.

Хорватский автопробег

С утра в парке мы оказались совершенно одни, мы и природа, и только уже позже, ближе к обеду, встречались компании местных жителей, стайки хорватской молодёжи и небольшая группа из украинского Днепра, с женской составляющей которой мы немного поболтали.

Вообще в тех местах уединение и малолюдность нереальная роскошь. В доковидные времена, да ещё и в сезон, на Плитвицких озёрах антропометрическая нагрузка на единицу площади близка к запредельным значениям. Людей как сельди в бочке, ступить как и плюнуть негде и даже иголку некуда воткнуть. Более того, там и яблоку негде упасть, настолько много там собирается народа.

Так что, мои рекомендации таковы: приезжайте на Плитвицкие озёра не в сезон, получите шанс на эксклюзивность. К тому же это и значительно дешевле.

Хорватский автопробег

Мы отдали за вход по 80 куниц местных денег, а в июле—августе то же самое стоит 300 куниц (для перевода в рубли умножайте на 12, для перевода в евро делите на 7,5).

Та же самая ситуация с национальным парком Крка, куда мы отправились на следующий день после Плитвицких озёр. Красота нереальная, народу никого и вход в два раза дешевле.

Кстати, парк Крка незаслуженно стоит в тени Плитвицких озёр. Читал глупые отзывы, что после озёр, там и делать нечего. Вранье и провокация, скажу я вам. Оба национальных парка смотреть надо обязательно, получение эстетического экстаза гарантирую.

Так Вадим добывает уникальные кадры

Мы отвели на национальный парк Крка полный световой день, специально поселившись в милом городке Скрадине, что от парка неподалёку.

Про национальный парк Крка и городок Скрадин, я обязательно напишу отдельный рассказ. Сейчас же хочу вспомнить теплым словом тётушку Любавицу, которая уже в Скрадине, а в этом городе мы провели три ночи, отвечала за наш ночлег и питание. Теперь уже она готовила нам завтраки, пусть и не такие вкусные как у тётушки Нены, но подаваемые с заботой и вниманием.

Спасибо вам хорватские тётушки, за то, что вы есть. Хвала вам хорватские тётушки! Для справки: «хвала» на сербо-хорватском «спасибо».

О том, как Вадим Евгеньевич и Константин Николаевич изучали маленькие хорватские городки

Как оказалось, таких городков набралось немало. В некоторые их них мы заезжали по дороге, заранее наметив сделать это. В иные ехали специально, исключительно для того чтобы на них посмотреть.

Урбанистические наши изыскания осуществлялись следующим образом. Вечерком, накануне поездки, просматривали отзывы о том или ином городе, отмечали нужные точки на карте, прокладывали маршрут, а на следующий день осматривали город уже своими глазами и отмеряя его не менее своими ногами.

Как правило, городок исследовали досконально, предпочитая периодически забираться куда-нибудь наверх, чтобы обозревать городок с высоты полёта квадрокоптера.

Хорватский автопробег

Тут надо сказать, что на покорение каждого городка времени уходило не так уж и много, два, три часа не более, а то и менее. Городки то мы выбирали небольшие, иногда даже крошечные. Ну, вот хотя бы взять городок Хум, числом жителей не более тридцати.

Хорватский автопробег

Хорваты его называют самым маленьким городом мира, при этом совсем непонятно, почему пять домов вокруг церкви вообще называют городом. Но на самом деле, конечно, понятно почему. Цель заманить необычным имиджем туристов в это место, которое своей стариной и красотой такого визита, безусловно, заслуживает.

Первым городком на нашем пути стал Шибеник, он расположен в месте, где река Крка впадает в Адриатическое море.

Хорватский автопробег

Этот городок оказался как раз по пути от Плитвицких озёр к национальному парку Крка. Ещё ближе к парку Крка был городок Скрадин, тот самый, где нас потчевала завтраками тётушка Любавица.

Там мы бросили якорь на целых два дня и три ночи. Один день ушёл на собственно парк, а второй на радиальную вылазку в городки Омиш и Трогир. Смотрите, сколько сразу их набралось, этих самых городков, один ярче и самобытнее другого.

Это Омиш
А это Трогир

Из Скрадина был марш-бросок на Ровень, самый длительный наш единовременный переезд расстоянием более четырёхсот километров.

Однако, потратили мы этот день с максимальной пользой, заехав по пути и досконально исследовав четыре малых города. Кроме, вышеупомянутого Хума, это были городки Мотовун, Грожнян и Буйе.

Городок Мотовун
Городок Грожнян

Тут уж как в поговорке: «мал золотник, да дорог». Ох, какие же это чудные городки, просто сказочные.

К слову, проехали мы и через относительно большой город Риека, но даже не остановились там. Это обстоятельство говорит в пользу нашей эстетической разборчивости, если что и кушать, то только самое вкусное.

В Ровене мы остановились на две ночи, сняв на окраине города за небольшие деньги целый этаж в весьма симпатичном особняке. Пусть вас не смущает слово окраина, ибо от нашего жилища до центра города было не более двух километров.

В приморском городе Ровинь мы провели полный целый день, последний перед завтрашним вылетом. Конечно, в этом симпатичном местечке есть что посмотреть, и венецианскую архитектуру, и узкие улочки старого города и набережную, на удивление заполненную людьми, по случаю праздничного выходного дня 1 мая.

Хорватский автопробег

Однако, уже к часам четырём дня было осмотрено и пройдено всё заслуживающее внимание. Размеры и этого городка оказались традиционно скромные.

В день вылета мы исследовали Пулу. Самолёт улетал в середине дня, и первую его половину можно смело было подарить административной столице хорватской Истрии. Это было воскресенье, 2 мая, выходной и праздничный день с великолепной погодой.

Мы прогулялись по историческому центру города, немного сумбурному, изрядно потрёпанному и потому показавшемуся мне каким-то бестолковым.

Хорватский автопробег

Что-то на фоне иных виденных нами хорватских городов, Пула оставила довольно блеклое впечатление. Однако, мнение своё не навязываю никому, всё это дело субъективное.

Вот такой мой обзорный рассказ о неделе в Хорватии, стране, ставшей 75-й на моей личной карте мира.

Хорватский автопробег

Красивая цифра, красивая страна. Почему то мне кажется, что я побываю там ещё раз, чтобы уже увидеть более крупные города, тот же Дубровник, Сплит или Загреб.

О нынешнем хорватском вояже планирую написать несколько рассказов, но чуть позже. Сначала уважу ЮАР и Лесото, о той поездке конца марта этого года ещё осталось, что рассказать.

Другие рассказы из Хорватии:

Шестнадцать каскадных озёр

Два города по пути в Крка