Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:35
Филиппины покорены! Куда дальше?

Сербия, Албания, Северная Македония Июль 2021

Замыкая круг

Всё было так, как я люблю: стремительно, насыщенно, на свой страх и риск, с максимальным погружением в местную действительность и совсем за небольшие деньги.

Бешеный ритм и постоянная перемена мест к окончанию двухнедельной поездки привели, если не к физическому, то к эмоциональному переутомлению. Хотя, врать не буду, физическая усталость тоже давала о себе знать, иногда срочно требовалось купить запасные ноги, да, похоже, в тех местах запасные ноги большой дефицит.

Уверен, что подобная периодическая встряска жизненно необходима любому человеческому организму, ибо резкое и радикальное выведение человека из комфортных и привычных условий, из рутины повседневных хлопот, в итоге бодрит кровь, обостряет ум и укрепляет жизненные силы.

Есть же рекомендации, что отработанный годами маршрут, дом-работа-дом, надо время от времени менять хоть немного, чтобы заставить наш мозг работать чуть более эффективно.

А уж, представьте, как в путешествии разгоняются мыслительные процессы нашего персонального суперкомпьютера, когда каждый новый день непохож на предыдущий, когда не знаешь, что там за поворотом, когда решение даже самых простых бытовых проблем, невероятно сложный и интересный квест.

Но, впрочем, кому я это всё рассказываю, тут уж точно домоседов нет.

Три балканские страны

На этот раз выбор пал на три балканские страны — Сербию, Албанию и Северную Македонию.

Почему? Да, тут ничего мудрёного нет. В условиях пандемийных ограничений, надо ехать туда, куда пускают. Туда пускали, вот мы и поехали. И если для попадания в Сербию с россиян всё же требуют свежий негативный ПЦР-тест, то в Албании и Северной Македонии по этому поводу вообще не заморачиваются, такое впечатление, что для этих двух стран никакого коварного вируса, запугавшего весь мир, просто нет.

При этом балканский регион для меня в настоящее время стоит в приоритете страноведческих интересов, что тоже повлияло на выбор.

Три балканские страны

Недавний автопробег по Хорватии, эти три страны, ближайшие планы на соседние с ними страны, позволяют погрузиться в балканский мир, надеюсь, достаточно глубоко.

Появившиеся визуальные картинки, личный опыт и впечатления, очень удачно накладываются на поток информации, который я пытаюсь найти в заслуживающих уважения источниках. В качестве таковых, могут выступать аудиоформаты лекций специалистов — балкановедов, статьи экспертов по этому региону, страноведческие, исторические и политические материалы, документальные фильмы, и даже цыганистые фильмы Эмира Кустурицы, весьма подходящие, чтобы создать нужный фон.

Три балканские страны

Итак, выбор сделан и обоснован, можно в путь. Формат поездки? Тут вообще всё просто, апробировано многократно, такой формат я называю «марш-бросок».

Во-первых, важно перемещаться налегке. Весь мой багаж в этот раз был городской рюкзак весом пять с половиной кг, из которых килограмма два приходилось на фотоаппарат, один килограмм, наверное, весил сам рюкзак, а остальное тянуло то, что находилось в нём. Аскетично, согласен, женщины не поймут. Но фен мне не нужен, джинсовые шорты были на мне, а зубная щетка, сменные футболки и, извиняюсь, трусы по весу тянут немного, ведь жаркое лето на дворе.

Три балканские страны

Во-вторых, при таком формате передвигаться придётся исключительно на общественном транспорте и достаточно много ходить пешком.

Общественный транспорт не только сильно экономит бюджет, но и позволяет увидеть жизнь страны изнутри. Понять как наиболее оптимально добраться из пункта, А в пункт Б, прийти на вокзал, разобраться с расписанием, купить билет.

Вроде бы звучит слишком просто, что тут такого, но нет. Это всегда уникальный опыт, который никогда не получишь исследуя мир из окна туристического автобуса, когда за всё отвечают специально обученные люди.

Общественный транспорт, как способ перемещения, мне более предпочтителен даже в сравнении с арендованном авто, которое я воспринимаю как лишнюю обузу и источник ненужных забот.

Три балканские страны

Но вот тут, конечно, есть аргументы как «за», так и «против», и с большинством аргументов за собственное авто я соглашусь.

Самое интересное, что дома, я, наверное, лет 25 не пользуюсь общественным транспортом, вообще не знаю как, и куда он ходит: большей частью использую личный автомобиль, очень люблю ходить пешком, а при особой необходимости беру такси, вот такой вот парадокс.

По поводу ночлега и вообще мест проживания? Комментарии по этому поводу давать не буду, с этим делом всё понятно, инструментов краткосрочного найма жилья сейчас бесконечно много, что облегчает жизнь самостоятельному путешественнику.

Три балканские страны

Марш-бросок можно делать и в одиночку, такой опыт у меня есть, неоднократный, но, всё-таки, лучше в компании, если эта компания, конечно, есть.

В этот раз моим компаньоном стал давний московский товарищ, с которым за последние несколько лет мы покорили 14 стран и все в формате «марш-броска». Несмотря на полный экспромт, планирование маршрута на ходу, когда ночлег на следующий день мы бронировали вечером предыдущего дня, всё прошло без каких-либо проблем и даже маленьких сбоев. Впрочем, как и всегда, я же говорю, опыт есть.

Бюджет поездки порадовал особо. Путешествовать за малые деньги без потери качества это всегда приятно, не потому что считаю себя скрягой, вовсе нет. Путешествовать экономно, значить путешествовать профессионально, а оставшиеся деньги копить под подушкой не буду, в мире ещё много мест где не был, и я надеюсь там побывать.

Итак, 12 июля 2021 году в Белграде, столице Сербии началось наше двухнедельное путешествие, чтобы ровно через две недели завершиться в этом же городе, замкнув тем самым некий балканский круг.

По Сербии. Первая часть путешествия, она же последняя

Три балканские страны

В Белграде я оказался ранним июльским утром.

Три балканские страны

На обычном городском автобусе добрался из аэропорта в центр города и, ожидая часа заселения в отель и своего товарища, который должен был прилететь несколько позже, отправился бродить по белградским улочкам, узнаваемым, а местами даже хорошо знакомым.

Ровно семь лет назад я провёл с семьёй в столице Сербии несколько дней. Тогда мы неплохо погуляли по городу, успев увидеть всё основное, поставив свои условные «галочки» в рекомендательном списке «Что посмотреть в Белграде за энное количество дней».

Три балканские страны

Не думал, что вернусь в этот город ещё раз, смаковать по нескольку раз одни и те же места слишком расточительное удовольствие. Но вот, довелось. Оказалось, что Белград слишком удобен в логистическом отношении, особенно для жителей моего региона, для которых из Краснодара в Белград есть прямой рейс.

Но, безусловно, столица Сербии достойна не только двукратного, но и многократного посещения. Выпал случай, и я этим случаем воспользовался, проведя в этом городе два полноценных дня, первый и последний дни нашего балканского путешествия.

У меня есть на Туристере из Белграда два рассказа, первые на этом сайте, так сказать, проба пера. Думаю, написать ещё один, добавив для полноты картины впечатления из города Ниш.

Три балканские страны

Этот сербский город, третий по величине, мы посетили на последнем отрезке пути, возвращаясь наземным транспортом через Албанию и Северную Македонию обратно в Белград. Там мы ночевали, бродяжничали полдня, не скажу, что уж сильно этим городом вдохновились, но что-то там видели и про это, наверное, стоит немного рассказать.

Однако, главными целями нашего балканского вояжа стали менее раскрученные в туристическом плане Албания и Северная Македония. Мы там провели большую часть времени и посему, большую часть своего внимания уделю именно этим двум странам.

Албания. Вторая часть путешествия

Три балканские страны

На следующий день мы улетели в Тирану на маленьком винтовом самолёте.

Между столицами Сербии и Албании примерно 700 км, которые мы решили преодолеть именно так, чтобы впоследствии возвращаться в Белград исключительно по земле.

Албания, на пару с Северной Македонией, наверное, являются самыми гостеприимными странами в эпоху пандемийных ограничений. Во всяком случае, на пограничном пункте в аэропорту Тираны с нас не потребовали ничего кроме паспорта, да и тот был просмотрен, что называется, в пол глаза, и даже не был удостоен въездного албанского штампа.

В повседневной жизни страны никаких ограничительных мероприятий нами замечено не было, в том числе, требований по ношению маски. Получается, что эта страна какой-то оазис благополучия во всём вдруг заболевшем мире. Один раз мы спросили местного парня, хозяина небольшого отеля, в котором остановились: -а, что, болеют ли у вас в Албании люди ковидом? Парень ответил, что практически нет, не более 10 человек ежедневно. Не знаю, так ли это. Хотел посмотреть официальную статистику, да лень было искать.

Вообще Албания недооценённый рай для туристов, в которой для классного отдыха есть практически всё. Есть тёплое море, причём, сразу два — Ионическое и Адриатическое, исторические объекты достойные защиты ЮНЕСКО, очень приличная инфраструктура гостеприимства, как-то отели, рестораны и тому подобное.

Три балканские страны

И самое интересное, что все эти удовольствия за более чем приемлемые деньги.

Ну, вот скажем, частный отель в историческом центре Гирокастры, метров 500 от замка.

Три балканские страны

Сколько, как вы думаете, может стоить номер в этом отеле площадью 35 кв.м., с собственной ванной, балконом с видом на сад и с завтраком. Ответ 20 евро в сутки, то есть по 10 евро на брата. Так за эти же деньги, хозяин отеля, приятный и интеллигентный парень по имени Марио, забрал нас на машине с автостанции, когда мы приехали в этот город из Берата и отвёз туда же, когда мы уезжали в Корчу.

Или, сколько по-вашему, может стоить обед в приличном этническом ресторане в том же самом историческом центре Гирокастры?

Три балканские страны

Примерно 5 евро, включая чаевые мальчику официанту. Да, мы не пили алкоголь, но кушали знатно, выбирая лучшее из предложенного меню. Неплохие цены, не правда ли?

Наверное, вы думаете, что на такие соблазнительные условия покусилось немало иностранных туристов. Они там есть, но для разгара сезона их совсем было мало.

Как сказал, один подвозивший нас таксист, что приезжает много поляков, сербов, болгар, из других стран Восточной Европы. А вот народ из Западной Европы добирается сюда редко, больше предпочитая соседнюю Грецию, или там Хорватию. Мало в Албании отдыхает и россиян и других граждан из стран постсоветского пространства.

У многих есть опасения, что Албания бедная и криминальная страна, с которой лучше не связываться. Это не так. С одной стороны, Албания, как впрочем, и Сербия, и Северная Македония входят, в список 10 беднейших стран Европы, если считать по показателю номинального ВВП на душу населения, возглавляют который по итогам первого полугодия 2021 года Украина и Молдавия.

Но видимых следов бедности совершенно не наблюдается. Понятное дело, мы там были исключительно как туристы, реалий жизни не знаем, однако, со стороны, Албания смотрится очень даже прилично.

Три балканские страны

Что касается криминала, то уверяю, что Албания абсолютно безопасная страна. Тут не надо путать с албанцами, проживающими вне территории Албании, например, в Косово. Та часть албанского этноса действительно источник серьёзного межнационального напряжения, угроза миру в регионе и угроза существования некоторых государств, в первую очередь, Северной Македонии.

Албанцы же в собственно Албании весьма приятные ребята, во многом напоминающие итальянцев, ведь не случайно в качестве приветствия или прощания они говорят — «чао».

Три балканские страны

Что касается маршрута по Албании, то, если кратко, было так.

В Тиране мы провели полтора дня и две ночи, успев съездить в единственный полноценный день ещё и в близлежащий городок Круя.

Если вас интересуют исторические и этнографические моменты, то заезд в Крую обязателен, ибо есть там и то, и другое.

Три балканские страны

Это не просто средневековый албанский город, это некий символ албанской идентичности, напрямую связанный с легендарной личностью Скандерберга.

Три балканские страны

Есть в этом историческом месте крепость на холме, несколько занимательных музеев, один из них этнографический, и рынок национальных товаров. В общем, полдня провести там будет самое то.

В столице же Албании достопримечательностей не так много. Мне лично больше всего запал главный бункер страны времён Ходжи, ныне превращённый в музей посвящённый эпохе правления знаменитого албанского диктатора.

Три балканские страны

А ещё было интересно просто так блуждать по улочкам албанской столицы, смотреть, как сейчас живут люди в этом городе, и как они обустраивают свой город и свой быт.

Три балканские страны

Далее мы отправились в город Берат, находящийся в километрах 125 от Тираны. Так мы положили начало пути домой, в смысле в Белград, намереваясь постепенно перемещаться из города в город, и даже из страны в страну, замыкая то самое пресловутое кольцо.

Тот, кто утверждает, что в Албании нет достойных внимания рукотворных исторических объектов, мягко говоря, не прав. Их в этой стране напротив достаточно много и город Берат яркое тому подтверждение.

Три балканские страны

Это вообще город-музей, входящий в список ЮНЕСКО, с крепостью на холме и старым городом у подножия этого холма. Невероятно симпатичный город на реке, в котором мы проведи два дня и две ночи. Этого времени хватило, чтобы исследовать Берат вдоль и поперёк, но и скучать не приходилось.

Следующий марш-бросок был дальше на юг, в город Гирокастра, от Берата это чуть меньше двухсот километров, которое на автобусе мы преодолели часа за четыре.

Гирокастра очередной исторический шедевр на карте Албании с привычной крепостью на холме, старым городом, а ещё и с традиционными домами османского периода, некоторые из которых мы посетили.

Три балканские страны

Вспоминаю этот город и испытываю от этих воспоминаний реальный эстетический восторг, а представьте эмоции, что были там, на месте. Для меня это самый крутой город за всё наше двухнедельное путешествие.

Из Гирокастры мы отправились в сторону Северной Македонии, в направлении на албанский город Корча.

Сразу скажу, пребывание на море мы проигнорировали, ибо это совсем другой формат отдыха, более расслабленный и, скажем так, семейный. Мы же в своём аскетичном мужском марш-броске желали увидеть побольше. Так что, морские курорты Албании, такие как Дуррес, Влёра или Саранда мы не увидели, но они там есть. Имейте это в виду, если запланируете поездку в Албанию.

Я вот думаю при случае вернуться в Албанию уже с семьёй исключительно для пляжного времяпрепровождения. Точно не хуже Черногории, но во много раз дешевле.

Расстояние от Гирокастры до Корчи также километров под двести, но маршрут не столь популярный, и преодолеть его оказалось гораздо труднее. Прямые автобусы между этими городами есть, но не каждый день. Поэтому добирались на перекладных, сначала на автобусе до деревеньки Пермети, а далее уже на такси в Корчу.

Город Корча очередной слом стереотипов.

Во-первых, что Албания исключительно мусульманская страна и огромный православный собор в Корче это утверждение уверенно опровергает.

Три балканские страны

Во-вторых, что Албания страна бедная, ибо симпатичные особнячки на мощёных камнем улочках, как-то с бедностью совсем не ассоциируются.

Переночевав в Корче, мы отправились на автобусе в приграничный городок Подградец, и уже на своих двоих преодолели албано-македонскую границу.

Так началась третья часть нашего путешествия, македонская, а с чудной Албанией мы распрощались. Будучи заполненным по самые уши впечатлениями из этой балканской страны, я имею желание с ними поделиться и, рано или поздно, разродиться несколькими албанскими рассказами.

Северная Македония. Третья часть путешествия

Три балканские страны

Прикольно так, подойти пешком с рюкзаком за плечами, сначала к албанскому пограничному пункту, далее преодолеть с километр нейтральной полосы, пройти проверку на пограничном посте македонской стороны, и ещё пешком километра два до монастыря Святого Наума, где люди, цивилизация и ходит общественный транспорт.

Три балканские страны

Романтика путешествий в чистом виде!

Начинать знакомство с Северной Македонией с монастыря Святого Наума, это как заполучит в качестве своей первой машины в жизни не какой-нибудь раздолбанный жигуль, а скажем, Lamborghini или Bugatti.

Это реально очень круто.

Не менее круто увидеть Охрид — город и озеро, наверное, две самые значимые достопримечательности Северной Македонии.

Три балканские страны

В городе Охрид на берегу озера Охрид мы провели два дня и две ночи, всё-таки успев увидеть всё основное и даже немного поплавать в озере.

Но лично мне этого времени, отведённого на Охрид не хватило. График мы составили сами себе достаточно жесткий, да и в назначенный день надо было успеть вернуться в Белград, откуда был вылет домой. Однако, рекомендую, планировать на Охрид больше дней, там есть, что посмотреть, да и озеро придаёт месту известный колорит.

Следующие два дня мы провели в Скопье, македонской столице. В городе — гротеске, который я так и не понял. Невероятное количество монументальных скульптур в центре города, слишком откровенно диссонировало и с размерами страны и с её историей, которую явно, что называется, «высосали из пальца».

Это Александр Македонский
Это батя Филипп Македонский
Это мамка Олимпия Македонская, во чреве её, очевидно, будущий покоритель мира

Вот уж неплохая пища для размышлений, хотелось бы понять, как государство, которое в остальном мире особо не замечают, старается прыгнуть выше своей головы, и привлечь на себя хоть какое-то внимание.

Несмотря, на небольшие размеры страны, четыре дня, чтобы её увидеть, это слишком мало. Пропустили многое, даже в ущелье Матка не побывали, хоть и планировали.

Можно было и в Косово заехать, до границы с этим непонятным государством от Скопье всего 20 км и попасть туда не так уж сложно, как я думал изначально.

Ну что, есть смысл побывать в Северной Македонии ещё разок, а о том, что удалось увидеть, планирую обязательно отчитаться. Вот такой мой обзорный рассказ, несколько сумбурный, как, собственно говоря, и сама поездка. Но я рад, что она состоялась.