Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Скрадин, Шибеник — Хорватия Апрель 2021

Шибеник

Вечный спор, какой из двух национальных парков Хорватии — «Плитвицкие озера» или «Крка» — необходимо смотреть обязательно, мы взялись решить самым простым и эффективным способом, возжелав увидеть их оба.

Именно поэтому, утром третьего дня, не без сожаления, мы покинули временную штаб-квартиру в милой деревеньке Растоке и отправились в направлении национального парка «Крка». Езды по трассе между двумя национальными парками километров 200, которые на нашей не сильно скоростной малолитражке можно было бы преодолеть часа этак за три.

Два города по пути в Крка

Однако, при благоприятном дорожном трафике и с учётом водительского стажа Вадима Евгеньевича можно было бы уложиться и за два с половиной часа, да вот только ставить рекорды на скорость мы не планировали.

Дело в том, что путешественники мы всеядные и границы нашей любознательности пределами исключительно природных достопримечательностей не ограничиваются. Не чужды нам, как оказалось, и урбанистические изыскания, и как доказательство этому утверждению стало немало хорватских городков увиденных и исследованных нами.

Первым по списку был городок Шибеник, с ударением в названии на первый слог, если верить наставлениям тетушки Нены, нашей первой квартирной хозяйки.

Два города по пути в Крка

Что означает название этого места, я не знаю, но своей дремучести не стыжусь, ибо, как я понял, наверняка историю происхождения этого топонима не знает никто, а только строят догадки.

Заезд в Шибеник по нашему маршруту напрашивался по нескольким обстоятельствам. Во-первых, этот городок очень удачно расположен, прямо на трассе. Это вообще своеобразный логистический центр, в том смысле, что лежит на пересечении многих дорог, а самое главное в том месте, где река Крка впадает в Адриатическое море.

Два города по пути в Крка

Жить в благоприятном климате, рядом с морем, имея в своём распоряжении неиссякаемый источник пресной воды, согласитесь, весьма заманчивая перспектива, которой воспользовались многие. Я имею в виду многочисленные поколения людей, которые жили в этом месте и оставили там следы своего пребывания.

Однако, опять же, по непроверенной информации, ни древние греки, ни древние римляне в свое время здесь не обитали и, вроде как, только сами хорваты лишь в 11-м веке этот город основали. На фоне остальных городов Адриатики Шибеник является одним из самых молодых.

Два города по пути в Крка

Верится, конечно, с трудом, с чего это вдруг, древние цивилизации обошли своим вниманием такое козырное место.

Но в любом случае, существует Шибеник давно, он даже старше Москвы, с богатой историей и не обделён важными достопримечательностями. Это и послужило вторым обстоятельством нашего к нему внимания.

Покорять хорватские города достаточно легко, потому как они, как правило, очень маленькие. Тот же Шибенек, наверное, самый крупный хорватский городок, из тех, что мы посетили. Но и он численностью населения, всего что-то в районе 40 тысяч, а ведь третий по величине в далматинском регионе.

Согласно тактике военного дела, перед взятием города надо забраться на господствующую высоту и внимательно осмотреться на местности.

Два города по пути в Крка

Вот и мы, добравшись до Шибеника, припарковались недалеко от холма Видукаша, на самой вершине которого расположилась крепость Бароне, возвышающаяся над всем городом.

Два города по пути в Крка

Эта крепость известная достопримечательность города, рекомендуемая для посещения и очень даже логично начать исследование Шибеника именно с этого места.

Всего сохранившихся крепостей в Шибенеке три: вот эта — крепость Бароне и две крепости Святого Михаила.

Одна из крепостей Св. Михаила, что на вершине холма, рядом с крепостью Бароне, собственно говоря, уже и не крепость, а так, некие непрезентабельного вида руины, посетить которые стоит, разве только из-за вида сверху, открывающегося от полуразрушенных стен.

Два города по пути в Крка

А вот другая крепость Св. Михаила та, что расположилась внизу, на вершине другого, уже небольшого холма, в центре старого города, как и крепость Бароне, в великолепном состоянии.

Два города по пути в Крка

В эти крепости пускают за деньги, в том числе, по единому для обеих из них билету.

Но тут надо понимать, что выдаваемые за крепости музейно-развлекательные комплексы, современные и технологичные, особого отношения к старинным оборонительным сооружениям не имеют.

Так, крепость Бароне, построенная в 1646 году, как дополнительный рубеж обороны города от османских армий много раз перестраивалась, но в итоге полностью пришла в упадок и была снесена. То сооружение, что мы видим сейчас своими обликом и схемой расположения, очевидно, напоминает оригинал, но это всего лишь музей, построенный лет пять назад на деньги Европейского Союза.

Два города по пути в Крка

Это, безусловно, хорошо, что есть такие современные музеи, историю надо знать, но изначальной древности тут увидеть не придётся, имейте это в виду.

Аналогичная ситуация и с крепостью Св. Михаила, куда мы также зашли, спустившись с высоты первой минут за десять — пятнадцать.

Два города по пути в Крка

Это также современный музей, нужный и важный, но не более того.

Два города по пути в Крка

Теперь возникает вопрос, стоит ли посещать эти два объекта города?

Обязательно, никаких сомнений, и, желательно, именно с них начать покорение Шибеника. Тогда всё становиться на свои места, начинаешь понимать историческое значение города, ну и его расположение.

Два города по пути в Крка

Кстати, османы, как известно, оборону Шибенека не сломили, а крепости, как и прочие элементы обороны города, с честью выполнили своё предназначение.

В результате, если большая часть близлежащих земель более 500 лет контролировалась Османской империей, то Шибеник, как и другие хорватские территории, такой участи миновали. Их ждал иной цивилизационный путь стать частью Австро-Венгерской империи. Получается, что крепости Шибенека имеют некое символическое значение, ибо господство Австро-Венгрии предопределило судьбу хорватского этноса, его характерные черты, в частности, религиозные верования, и, конечно, современную политическую карту мира.

Почему хорваты католики, а сербы православные

Памятуя о том, что путешествуя по Балканам, мне следует найти ответы на ряд непростых вопросов, я решил здесь, в Шибенике, немного поднять один из них, наверное, самый сложный.

Я имею в виду религиозный вопрос, а формальным поводом к обсуждению которого, пусть будет Кафедральный собор Святого Иакова, must see не только Шибеника, но и всей Далмации.

Два города по пути в Крка

Этот собор очень красивый, шедевр архитектуры, этакое соединение готики и искусства эпохи Возрождения, не случайно попавший под защиту ЮНЕСКО.

Его построили в начале 15-го века, когда эти земли входили в состав Венецианской республики, применив уникальные для того времени технологии храмового строительства. Имеются в виду особые технологии возведения стен исключительно из каменных плит, без вставок из кирпича или деревянных балок.

Ладно стены, в этом храме и купол сделан целиком из камня по этой же технологии. Вид сверху на собор Святого Иакова просто потрясающий, а необычный каменный купол сразу бросается в глаза.

Два города по пути в Крка

Впрочем, подробно описывать внешнее и внутреннее убранство главного собора в Шибенике я не буду, ибо я абсолютный дилетант в этом вопросе, да и тема храмовой архитектуры меня не сильно волнует. А вот ответить на вопрос, почему абсолютное большинство хорватов католики, а сербов православные очень хотелось бы.

Всё началось в 395 году нашей эры, когда после смерти последнего императора единой Римской империи, Феодосия I Великого, империя относительно мирно разделилась на Восточную и Западную части. С тех времён, территория, где ныне проживают хорваты, навсегда оказалась связанной с Западом, а земли, именуемые сейчас Сербией, попали под управление Восточной части империи со столицей в Константинополе, в современной историографии известной как Византия.

Два города по пути в Крка

Однако, тогда ни хорват, ни сербов на этих землях ещё не было. Эти родственные славянские племена пришли в эти места с Карпат примерно в 7-м веке, стали жить рядом, но, тем не менее, подчиняясь разным столицам христианского мира.

Когда в 1054 году произошёл раскол церквей на восточно-православную и западно-католическую, завершив тем самым почти два столетия церковно-политических споров, хорваты приняли католицизм и остались верными этой религии до сих пор.

Два города по пути в Крка

Религия впервые разделила хорватов и сербов ещё в те далёкие времена, когда в 11-м веке независимое Хорватское королевство объединилось с венгерским королевством для противостояния с Византией, а значит, опосредованно, и со средневековым сербским королевством.

В 13-м веке Хорватию и Венгрию разоряют татаро-монгольские орды, позже наступает эпоха османской экспансии. Чтобы защитить себя от османов, Хорватия в 16-м веке обращается за покровительством к Габсбургам, одной из наиболее могущественных монарших династий Европы на протяжении Средневековья и Нового времени, попадает в зависимость от них, в итоге став частью Австро-Венгрии.

У сербов, как известно, другая судьба, но об этом позже, уже как вернусь из скорой поездки в Сербию и буду готовить материалы оттуда.

Что касается Шибенека, то после собора Святого Якова мы ещё прогулялись по набережной этого города, пообедали в ресторации, найденной с трудом, потому как большинство заведений по случаю пандемии были закрыты, и отправились в соседний городок Скрадин, в котором намеревались провести два дня и три ночи.

Скрадин

Городок Скрадин мы впервые увидели с моста трассы А1 — главной трассы Хорватии, соединяющей основные её города. И это была любовь с первого взгляда. Как же жаль, что мы не смогли остановиться сразу на трассе, чтобы запечатлеть тот изумительный вид. Поверьте Скрадин — вид сверху, это потрясающе.

Два города по пути в Крка

Выбор Скрадина как места ночёвки был не случаен, ведь этот микроскопический городок с населением меньше 4-х тысяч, главные входные ворота в национальный парк «Крка». Там находится офис национального парка и причал, откуда стартуют кораблики, доставляющие туристов по реке Крка к водопадам в нижней части этого парка.

Два города по пути в Крка

Но сам парк в этом материале я затрагивать не буду, такой кучи-малы это чудо природы явно не заслуживает, он достоин отдельного повествования.

Постараюсь представить Скрадин, который мы между делом обошли вдоль и поперёк, а потом ещё туда и обратно.

Два города по пути в Крка

Поселились мы в огромной квартире из двух больших комнат в доме у тётушки Любавицы, нашей второй квартирной хозяйки. Теперь она взялась кормить нас на завтрак, пусть не так вкусно как тётушка Нена, но не менее душевно.

Поселились, кстати, очень недорого, хотя во всех отчётах читал, что этот городок, совсем недешёвый. Но это, опять же, в сезон, когда с ночёвкой и без, в Скрадин приезжают многочисленные туристы. Мы же застали город полупустым, но к полупустой Хорватии к этому времени мы уже привыкли.

С удивлением узнал, что Скрадин известен со времён Римской империи и даже, что был он в античные времена неким административным центром. Странно, устье реки Крка, где ныне стоит Шибеник, древние римляне игнорировали, а вот место, расположенное далее по реке, пришлось им по душе.

Два города по пути в Крка

Может и был на то свой резон, например, большая степень защиты от нападений со стороны моря. Не знаю, никакой толковой информации по этому поводу не нашёл, так что остаются только вопросы.

А ещё удивительно, что в отличие от Шибеника, до которого всего 15 км, городок Скрадин на некоторое время попал под османскую оккупацию, не на 500 лет, как скажем Албания или Сербия, гораздо меньший срок, но всё же. Но подробностей тех событий, опять же, имею.

Хорватские историки-краеведы, очевидно, прояснили бы ситуацию, как там всё было. Но слишком глубоко копаться в этом вопросе времени нет, а в русскоязычном интернете о городке Скрадин совсем мало информации. Он упоминается лишь в связи с национальным парком «Крка» и видимо основной массе туристов только этим и интересен.

Мы поднимались на холм, возвышающейся над городом, видели развалины какой-то цитадели.

Два города по пути в Крка

С каких она времён? Точно не с эпохи Древнего Рима, может периода османского владычества, но и это, думаю, вряд ли. Получается, одни вопросы и никаких ответов, вот такой загадочный получился городок Скрадин.

А вообще там хорошо, тихо, мило, уютно. Классно гулять вдоль городской марины, рассматривать десятки стоявших там яхт.

Два города по пути в Крка

А ещё можно наблюдать за плавающими в реке лебедями, явно прикормленными и не пугливыми.

Два города по пути в Крка

Отдыхать, наслаждаться моментом и не задавать самому себе глупых вопросов.

Далее буду вести свой репортаж из парка «Крка», который мне очень сильно понравился. Но это будет уже после поездки в Сербию, Албанию и Северную Македонию, что случиться так скоро.

Другие рассказы из Хорватии:

Хорватский автопробег

Шестнадцать каскадных озёр

Абсолютная гармония воды

Мал золотник, да дорог: Омиш и Трогир

Миниатюрные городки Истрии

Почти детективная история

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия