Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 4:04
Мы будем путешествовать!

Велико-Градиште, Голубац , Смедерево, Пожаревац — Сербия Ноябрь 2019

Цикл материалов "Сербия."

1. Сербские каникулы с заездом в Боснию — часть пятая, Шумадия, северо-восточная Сербия
  2. Сербские каникулы. Часть четвертая — Белград, Воеводина
  3. Сербские каникулы с заездом в Сербскую Боснию. Часть вторая — Воеводина
  4. Сербские каникулы с заездом в Сербскую Боснию. Часть первая — Белград
  5. Усадьба Карагеоргиевичей Опленац — религиозный, архитектурный, ландшафтный, исторический и винный комплекс
  6. Сербские каникулы с заездом в Боснию. Часть шестая, финальная — Белград, Шумадия
  7. Самый большой православный храм на Балканах
  8. Археологический экскурс в римский город Виминациум
  9. Крепость Петроварадин
  10. Крепость Калемегдан и музей военной техники
  11. Город - крепость Смедерово.
  12. Голубац — Крепость на Дунае
  13. Телебашня Авалон
  14. Худший зоопарк в моем личном рейтинге
  15. Нашла награда героев — Рабле отдыхает!
  16. Праздник живота в Салаше
  17. Обед в крепости
  18. Обед на природе
  19. Кафе - Кафетерия
  20. Сельский ресторанчик «У усатого»
  21. Любителям жирного
  22. Почти бесплатный завтрак
  23. «Винский двор» — опасное место!
  24. Королевская винодельня
  25. Пасека — винодельня
  26. Отличная « Снежана»!

16 ноября:

После вчерашнего отмечания — обжирания и обпивания, с утра рванули за кофе, в соседний подъезд. Там кафе и куча всяких булочек — оказался вкусный кофе, булки, и цена — неприлично низкая для центра города. Жизнь наладилась.

Отзыв о кафе здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/serbia/city/belgrade/cafe/31176/responses/4587

И, можно отправляться в путь. Мы уже ездили по Центральной Сербии, на запад, сегодня отправляемся в лесную часть — Шумадию и на границу с Румынией — на северо-восток. А по дороге слушаем много всего интересного про Сербию — Мирко — большой молодец!

Мы едем по местам, где во времена ВМВ шли бои. Я уже упоминала про участие сербов во ВМВ. Народ был против вступления в войну на стороне немцев, противники выдвинули лозунг: «Лучше война, чем рабство». Правительством было принято «компромиссное» решение — пропускать железнодорожные составы немцев транзитом, но нацисты начали бомбить Белград. И после нападения, половина сербской армии сдалась немцев — балканские мусульмане первые одели немецкую форму. Всего тридцать человек под командованием Драже Михайловича дали клятву сопротивляться, через месяц их было 250 тысяч. К партизанам Тито присоединились и монархисты. За каждого раненного немца расстреливали 50 сербов, за каждого убитого немца — 100 сербов.

Но, начиная с 1942 года, у партизан начались конфликты между собой — как всегда — борьба за власть. После Ялты, Черчилль начинает помогать Тито, дабы настроить его против Советов. Тито получает от англичан пушки, танки. Что не помешало ему слетать к Сталину.

Я впервые услышала про так называемых «Военных жуликов». В 36–36 годах сербы закупили у немцев несколько военных самолетов, после того, как немцы начали бомбить Белград, сербы вернули на самолеты немецкие эмблемы и летали на них бомбить Германию и Австрию.

А что югославский король? Он в Англии. Это он призвал монархистов встать под знамена Тито, за что ему было обещан трон после войны. Но, 99,8% голосуют за Тито, и 0,2% за монарха.

До 1991 года окончание войны праздновалось в Югославии 29 ноября (29.11.44.), но с 91 года — 9 мая.

А мы потихоньку, за разговорами о войне, добрались до крепости Смедерово. О ней у меня отдельный отзыв, так что — вкратце.

Крепость старая и не старая одновременно. Старая — потому, что выстроена в 15 веке Деспотом Георгием Бранковичем из камней, от развалившегося римского города (в него приедем чуть позже), новая — потому, что дважды очень пострадала — в 41 году от взрыва снарядов, так как немцы устроили здесь оружейный склад, и в 44 — от налетов союзной авиации. При взрыве 41 года погибло 2,5 тысячи человек, столько же были ранены и покалечены. Кстати, качество реставрации оставляет желать лучшего.

Обратите внимание на лестницу — ощущение, что жили здесь великаны, высота ступеней такая, что я еле -еле ногу поднимала. Ну, я же уже писала, что сербы — одна из самых высоких наций в мире.

Я написала «Деспот», ничего такого — это название правителя. Тут вообще все весело — слова деспот, вампир, маньяк — все имеет значение.

Например, Георгий Маниак — византийский правитель, по преданию, переселивший албанцев в Сербию из Дагестана, в качестве буфера — между Византией и славянами. Местные верят, что слово «Маньяк» произошло именно от его фамилии. Все-таки — подозреваю, что от греческого «маниа» — «Помешательство» слово трансформировалось в латинское «маниакос» — «одержимый», а потом во французское «Маниаке», из которого и пришло в русский язык.

Тоже самое «вампир» — «Упырь», к нам пришло из французского, но, в Сербии считают, что слово появилось здесь, во времена турецкого и австрийского владычества.

Мы в крепости — совершенно одни, или — еще рано, мы приехали к открытию, или — не сезон, ноябрь, все-таки, или — не самое популярное и туристическое место (хотя, парковка очень большая). Но, так или иначе, мы штурмовали крепость в полном одиночестве.

Вроде бы, крепость не кажется очень высокой, но посмотрите на фото — мой не мелкий муж, кажется внизу муравьишкой.

Сверху открываются роскошные виды на Дунай и Езаву.

Отзыв о крепости Смедерово здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/serbia/city/smederevo/placeofinterest/21880/responses/4613

Следующий наш визит в наше любимое место — археологический музей «Виминациум». Это раскопки римского города. О них тоже у меня отдельный отзыв, так что — вновь вкратце напишу.

Местный гид (а экскурсия и местный гид были заказаны заранее) участливо спросил — не боимся ли мы скелетов и нет ли у нас клаустрофобии. У меня ответ: нет и нет, у мужа: нет и да, в результате — полезли в древние могилы оба. Могильник устроен в остатках терм — римских бань. Интересно, что у многих скелетов, руки были сложены крестом. Мы лезли примерно также, там действительно — узко и тесно.

Запрещено брать что-либо на уровне 70 см от поверхности земли. Сергей долго пальцами что-то вымерял и камушек прихватил. Надеюсь — не нарушил. Амфитеатр 2 века, в котором проходили бои с животными, на 10 тысяч человек, сохранился отлично.

Отдельно стоит здание музея, созданного в восстановленной богатой вилле. В первом зале — подробные макеты города.

Сохранилось немногое, что-то в экспонатах, что-то в копиях, что-то — на фото. Мозаичные колонны — великолепны. На стендах — головы императоров, посещавших Виминациум, коих было очень много.

А вот мои любимые фрески (чуть менее любимые, чем мозаики) 3 века. Есть отреставрированные до первоначального состояния, есть — в том виде, в котором удалось сохранить, это оригиналы.

А это кости знаменитого мамонтенка Вики, ее нашли случайно — при строительстве ковшом экскаватора зацепили. Девочке всего миллион лет. Рядом — старейшее дерево, которому 50 тысяч лет.

Город — ровесник Новой Эры, был крупным центром — сказалось расположение — на Римской Военной Дороге. Разрушен он был небезызвестным Атиллой и его гуннами. Юстиниан восстановил город, но через 100 лет его окончательно уничтожили славяне.

Отзыв о римском городе Виминациум здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/serbia/city/pozharevac/placeofinterest/31267/responses/4645

Пришло время подкрепиться. У меня ощущение, что всю неделю, за исключением первого дня, мы вкусно подкреплялись. И, понятно, почему — в первый день, в Белграде, мы были в очень известном ресторане, все остальные дни — в сельских ресторанчиках. И это было верное решение Мирко — спасибо ему! В ресторанчике в пригороде Пожаровеца, на берегу Серебряного озера, прямо на границе с Румынией, было очень вкусно! И видны Карпаты! И название милое — «У усатого». Отзыв о сельском ресторане «У усатого» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/serbia/city/veliko-gradishte/cafe/31235/responses/4620

Пока нам готовили — мы немного прогулялись. Я обратила внимание, что во многих домах (как оказалось — в 70%) желтый цвет покраски и облицовки преобладает. Оказывается, это говорит о том, что в этих домах живут валахи — речь о восточной Сербии.

И к финалу сегодняшней прогулки, мы подъезжаем к крепости Голубац. До сих пор не стихли споры — кто и когда построил крепость — сербы или венгры? Когда-то, на этом месте стояло римское поселение. А в 14 веке крепость впервые упоминается в венгерских летописях. Венгерский король Сигизмунд доверил охранять крепость сербам, но их оттуда выбили турки в 1427 году (к туркам у сербов особое отношение — как в детстве у моих родителей было к немцам. Шестилетний сын нашего гида, после посещения Исторического музея, ложится спать с саблей под подушкой — вдруг, турки придут?). Венгры попытались вернуть крепость, но неудачно. Кто только крепостью не владел — венгры, сербы, турки, болгары, австрийцы. Со второй половины 19 века крепостью управляют сербские князья.

Голубацкая крепость не просто построена — она очень гармонично вписана в среду. Издали вообще не понятно — где дело рук человека. а где природы. Ощущение, что крепость здесь стоит с момента мироздания. Ее не разрушали, она, действительно сохранилась почти в первозданном виде.

Охраняла крепость так называемые Железные ворота — сужение реки Дунай, на самой границе между Сербией и Румынией. Вообще, если учесть, что я живу практически на истоке Дуная, что я несколько раз была в круизах по Дунаю, то могу сказать — это единственное место, где я увидела Дунай голубым и зеленым, а не желтым, какой он почти везде. Интересно, Штраус его тоже здесь видел, когда «Голубой Дунай» писал, или лишнего шампанского выпил?

Как всегда, закат на воде — очень красив. На противоположном берегу Дуная — Румыния. Прямо за крепостью начинается Национальный Парк Джержап. Мы, немного проехав по этой красоте, отправляемся назад, в Белград. У нас впереди еще один интересный и насыщенный день.

Спасибо за внимание, окончание следует.

Цикл материалов "Сербия."

2. Сербские каникулы. Часть четвертая — Белград, Воеводина
  3. Сербские каникулы с заездом в Сербскую Боснию. Часть вторая — Воеводина
  4. Сербские каникулы с заездом в Сербскую Боснию. Часть первая — Белград
  7. Самый большой православный храм на Балканах
  8. Археологический экскурс в римский город Виминациум
  9. Крепость Петроварадин
  10. Крепость Калемегдан и музей военной техники
  11. Город - крепость Смедерово.
  12. Голубац — Крепость на Дунае
  13. Телебашня Авалон
  14. Худший зоопарк в моем личном рейтинге
  15. Нашла награда героев — Рабле отдыхает!
  16. Праздник живота в Салаше
  17. Обед в крепости
  18. Обед на природе
  19. Кафе - Кафетерия
  20. Сельский ресторанчик «У усатого»
  21. Любителям жирного
  22. Почти бесплатный завтрак
  23. «Винский двор» — опасное место!
  24. Королевская винодельня
  25. Пасека — винодельня
  26. Отличная « Снежана»!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия