Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 12:42
Мы будем путешествовать!

Топола, Аранджеловац, Белград — Сербия Октябрь 2018

Цикл материалов "Сербия."

1. Сербские каникулы с заездом в Боснию — часть пятая, Шумадия, северо-восточная Сербия
  2. Сербские каникулы. Часть четвертая — Белград, Воеводина
  3. Сербские каникулы с заездом в Сербскую Боснию. Часть вторая — Воеводина
  4. Сербские каникулы с заездом в Сербскую Боснию. Часть первая — Белград
  5. Усадьба Карагеоргиевичей Опленац — религиозный, архитектурный, ландшафтный, исторический и винный комплекс
  6. Сербские каникулы с заездом в Боснию. Часть шестая, финальная — Белград, Шумадия
  7. Самый большой православный храм на Балканах
  8. Археологический экскурс в римский город Виминациум
  9. Крепость Петроварадин
  10. Крепость Калемегдан и музей военной техники
  11. Город - крепость Смедерово.
  12. Голубац — Крепость на Дунае
  13. Телебашня Авалон
  14. Худший зоопарк в моем личном рейтинге
  15. Нашла награда героев — Рабле отдыхает!
  16. Праздник живота в Салаше
  17. Обед в крепости
  18. Обед на природе
  19. Кафе - Кафетерия
  20. Сельский ресторанчик «У усатого»
  21. Любителям жирного
  22. Почти бесплатный завтрак
  23. «Винский двор» — опасное место!
  24. Королевская винодельня
  25. Пасека — винодельня
  26. Отличная « Снежана»!

17 ноября:

Позавтракали в ставшем уже любимом кафе «Кафетерия», и отправляемся на финальную прогулку заключительного дня нашего недельного тура.

Начали с Синагоги (не потому, что субботы была — просто совпало). Евреи начали селиться в Белграде в первой половине 16 века, в основном, это были сефарды — выходцы из Испании. В 18 веке, когда евреи получают полноценные права, в Белграде появляются ашкенази — выходцы из Центральной и Северной Европы. Но, отдельное, собственное здание начинают строить только в 1924 году, под патронажем самого короля Александра и королевы Марии. Архитекторами проекта стали Франи Урбан и Милан Шланг, интерьеры создавал Милутин Йованович. Стиль — академизм с нео-ренессансом. В 1941 году в здании синагоги был открыт бордель, а евреи отправлены в один из двух концлагерей на территории Белграда (во втором содержались коммунисты и монархисты). После войны синагога была восстановлена и функционирует до сих пор. Поскольку, как я уже сказала, была суббота, внутри шло богослужение, нас пустили внутрь. А, поскольку, сфотографировать здание снаружи сложно — оно большое, а улица узкая, то по совету Мирко. мы поднялись на верхний этаж парковки напротив, откуда все отлично видно:

Мы отправляемся на гору Авалон, несмотря на не очень ясную погоду — хотим попробовать подняться на телебашню, посмотреть на город сверху. По пути подъехали к интересному памятнику — маршалу Бирюзову. Сергей Семенович Бирюзов — Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза, Начальник Генерального Штаба Вооруженных сил СССР. 19 октября 1964 года он погиб в авиакатастрофе на горе Авалон. Есть улица, названная его именем — Бирюзов участвовал в освобождении Югославии.

Вот, наткнулась в сувенирном магазине.

Когда добрались до башни, к счастью, немного распогодилось, дождь передумал начинаться. Правда — и солнце не вышло. Но мы поднялись на башню — все-таки, не просто самая высокая телебашня Сербии, а самая высокая на Балканах — 205 метров. Ее построили в 60-е годы 20 века, но во время бомбардировок НАТО башня была разрушена. Восстановили только недавно — в нулевые годы. Внизу, рядом с кассой, сувенирный магазин с отличными товарами ручной работы. Очень много красивой одежды в этно-стиле. Уже хотелось кофе, но мы решили, что потерпим до верхнего этажа и оказались правы.

Подъем на скоростном лифте, никаких усилий — это вам не наши готические соборы, куда надо ножками топать. Погода не самая ясная, но город вполне видимый. Правда, на этом 38 этаже, несмотря на защитное стекло, стоял дикий холод ветер. Спасло кафе, там помимо кофе, оказались волшебные десерты!

Отзыв о башне «Авалон» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/serbia/city/belgrade/placeofinterest/31221/responses/4621

Мы отогрелись и отправились к главной сегодняшней цели — в гости к королям — Карагеоргиевичам, в городок Топола — собственно, это не просто городок — а город — памятник — музей.

Церковь Святого Георгия сербы называют Опленац, по названию холма высотой 337 метров, на котором она построена. Ее построили в начале 20 века, в качестве фамильной усыпальницы Карагеоргиевичей. Место было выбрано не случайно — именно здесь, в Тополе, родоначальник династии был провозглашен вождем Первого Сербского Восстания в начале 19 века, после чего Топола стала главным центром борьбы за независимость. Турки разрушили Тополу, но следующие поколения Карагеоргиевичей восстановили его вновь.

Мозаики в церкви восхитительны! Всего — 725 композиций, на которых 1500 персонажей. Общая площадь мозаик — 3500 кв. метров. Состоит она из 40 миллионов стекол 15000 оттенков смальты!

Архитектором стал уже несколько раз упоминаемый мной известный сербский градостроитель — Костя Йованович. Во времена оккупации Сербии Австро-Венгрией церковь разграбили — увезли медь с облицовки купола, сняли обшивку порталов. Колонны и орнаменты были разрушены. Австрийцы искали какие-то важные документы в крипте (заведомо зная, что их там нет) и разгромили могилы. Восстановили все это в 1930 году, и службы проводились до 1947 года, после чего была пауза до окончания социалистического времени — до 1993 года. Здесь похоронен Александр Первый, сербский король. Я его упоминала в связи со строительством Синагоги. Он сделал еще одно знаковое дело — уравнял в правах русских белоэмигрантов с Сербами.

Крипта.

В комплекс входят Дом короля Петра, летний особняк королевы, отель. Вокруг усадьбы — роща, которую называют «Лес детей». Это в память о сербских детях, которых в годы ПМВ, под давлением Николая Второго, вывезли во Францию.

Одно из зданий — музей. В нем можно познакомиться с историей династии, и некоторыми предметами быта. Скорее — музейчик.

Люблю рассматривать портреты и старые фотографии, наблюдать, как меняется типаж человека с годами и веками.

Здесь же — винодельня и музей вина. Музей интересный, вино не впечатлило. В отличии от всех остальных виноделен, где мы успели побывать за эту неделю, в этой, королевской, только вина, сделанные по французской технологии, из французских сортов винограда. Нам это не очень интересно, французские у нас и дома есть. Свои высадили только в 2017 году, так что — не скоро будут. В этой винодельне хранятся старые бутылки с винами, во времена ВМВ их спрятали в бетонных танках, и этим сохранили — немцы не выпили.

Отзыв о королевской винодельне здесь:

И, как вишенка на торте, Мирко устроил прощальный ужин в таверне где-то совсем в глубинке. Туда заехать случайно — невозможно, только зная куда едешь и по предварительному звонку. Когда мы зашли — я сморщилась — в зале почти нет женщин, одни мужчины и все курят! Дым столбом. Но, мы все-таки, решились. И это было что-то совершенно божественное! Меню нет, нам принесли все, что сегодня предлагалось. Мне понравился момент: Мирко объясняет — что есть, и перевод какого-то блюда вызывает у него затруднение. Далее следует: «Это такое длинненькое и вот такое» — волнообразное движение пальцами. Я в полном недоумении. А Сергей сразу выдает — холодец, что ли? Я до сих пор не понимаю — как можно было это понять? Все-таки, женщины и мужчины — с разных планет.

За соседним столиком сидело шестеро мужчин — и вдруг, один из них встает, поднимает бокал и говорит: «Русские, мы хотим выпить за вас! Мы помним — вы единственные, кто нас поддержал во время бомбежек. Мы знаем, вы были слишком слабы, что бы помочь нам, но мы чувствовали вашу поддержку!». Вот так.

(портрет на стене).

По количеству мужчин и по повальному курению в ресторане, Сербия напомнила мне Грецию. Еще одно сходство — «любовь» к туркам.

Если я еще раз, когда-нибудь, я попаду в Сербию, визит в эту таверну — это будет первое, что я сделаю! Отзыв о ресторане здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/serbia/city/aranelovac/cafe/31240/responses/4618

Вернувшись в Белград, мы попрощались с полюбившемся нам Мирко, и отправились собирать вещи — на следующий день предстояло возвращение домой.

Утром попрощались со своим отелем, который, несмотря на историю с канализацией, оставил неплохое впечатление.

И, через пару часов мы были дома. Вот так замечательно прошла наша сербская неделя, мне понравилась эта страна и я полюбила этот народ!

Спасибо за внимание!

8. Археологический экскурс в римский город Виминациум
  9. Крепость Петроварадин
  10. Крепость Калемегдан и музей военной техники
  11. Город - крепость Смедерово.
  12. Голубац — Крепость на Дунае
  13. Телебашня Авалон
  14. Худший зоопарк в моем личном рейтинге
  15. Нашла награда героев — Рабле отдыхает!
  16. Праздник живота в Салаше
  17. Обед в крепости
  18. Обед на природе
  19. Кафе - Кафетерия
  20. Сельский ресторанчик «У усатого»
  21. Любителям жирного
  22. Почти бесплатный завтрак
  23. «Винский двор» — опасное место!