Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — сейчас на сайте
Мы будем путешествовать!

Мечты сбываются! Путешествие на зимний Байкал. Горячие источники Жемчуг, природная прогулка в Аршане, третья встреча с Иркутском

Иркутск, Аршан, Жемчуг — Россия Март 2020

Утро началось приятно — с поедания моих конфет (см. предыдущую серию) вкусного завтрака. Мы ожидали два прекрасных дня отдыха — заказан трансфер в обе стороны, двухкомнатный домик, наш ждет прогулка по замерзшей реке к водопаду и горячие источники. Наш трансфер прибыл на 10 минут раньше, и утро перестало быть томным, когда выйдя на улицу, я увидела наш «лимузин»! Слов не было, но я так выразительно посмотрела на подруг, что хозяйка сего Росинанта кинулась в наступление: «Вам не нравится мой джип? Можете ехать на маршрутке!». Я, сама работая с туристами, слегка от такого хамства обалдела. Но, видимо в этот момент (подчеркиваю — в этот момент) обалдела я одна. Второй обалдевшей стала Марина, когда она увидела состояние салона и багажника. Багажник был завален всякой дрянью, свои вещи мы просто утрамбовывали. Рюкзаки пришлось брать в салон на коленки, на пол поставить было невозможно — салон вполне соответствовал внешнему виду этого кошмара. Третьей обалдевшей стала Саша, которая поняла, что ремень безопасности не предусмотрен. А зачем уже? Оксана, как самая стойкая и закаленная настоящими туристическими походами, мужественно держалась и делала вид, что все в порядке, просто мы неженки — коров боимся (это из нашего с ней детства), машину боевую не видели.

Когда поехали, начала пищать и мигать лампочка бензобака. Наша Шумахерша нас успокоила, что бензин залить надо. Залили. Лампочка не успокоилась. Выехали без единой пробки, хотя накануне водительница пыталась нас убедить, что выезжать надо в 10.00, так как в 9.00. будут пробки. Понимая, что никаких пробок в воскресенье не будет, и что это время нам очень понадобится в Аршане, мы настояли на 9.00. Мы еще даже не подозревали — до какой степени этот час нам понадобится.

Успешно преодолели границу Иркутской области и Бурятии. Перевалив через перевал, мы забыли про кошмар нашего транспорта — Саяны на горизонте великолепны.

Въехали в Тункинский Национальный парк. Это национальный парк Бурятии, действующий с 1991 года. На территории парка представлены разные экосистемы — от горных цепей до степей. Назван он по имени района, в котором расположен, в восточных Саянах. Долина протянулась на 200 км, с запада ограничена Восточными Саянами, пейзажи немного напоминают альпийские (чуть-чуть, при известной доле фантазии). С востока хребет Хамар-Дабан. Самая высокая точка — 2500 метров.

Сделали остановку возле ступы Даши-Гоман. Значение названия очень красивое — «Множество дверей счастья». Ступа была построена в 2004 году, руководителем был Дагды — Лама. Прообразом ступы стала индийская ступа, построенная в честь троекратного объяснения Буддой своего учения.

Рядом со ступой выстроена еще одна достопримечательность — ГТО, или — Главный Туристический Объект. М и Жо, я зайти не рискнула, судя по выходившим подружкам — правильно сделала.

В полный восторг привел установленный рядом плакат — «Битва костоломов» — это звучит круто! Еще и квартира в качестве приза!

Добрались до Аршана, поселка, который стоит на выходе реки Кынгарги в Тункинскую долину.

Наша рулевая высадила нас возле начала тропы, которая вдоль реки Кынгарга ведет к замерзшему водопаду. Забрать нас она должна была через 5 часов, и отвезти в наш домик, хозяйкой которого она и является. Мы здесь пообедали, и немного осмотрелись перед тем, как идти к цели.

Щит у начала тропы рассказывает о реке и парке, здесь же расписаны всевозможные туристические аттракции, но они все летние. Так что зиплайн мне здесь не светил.

Все сделано очень хитрО, пока выйдешь на тропу — проходишь через рынок. Ну, и мы там немного «обрадовались» — кто шапочкой, кто шарфиком, кто платком. Я — шапочкой из монгольской шерсти с ушками. Она мне была жизненно необходима, так как я исхитрилась уронить свою на пол в машине, и она требовала экстренной стирки. Примеряла я другие — бурятскую и монгольскую (которая на каску похожа).

Марина всю поездку и все время, проведенное на Ольхоне, мечтала о нерпе. Вот она, специально для нее. Байкальская нерпа уникальна. Во-первых, самый главный вопрос — как она оказалась во внутреннем озере? Некоторые ученые выдвигают версию, что нерпа проникла на Байкал из Северного Ледовитого океана, еще в ледниковую эпоху, через Енисей и Ангару (вместе с омулем). Другие выдвигают теорию, что все было с точностью «до наоборот» — из пресных водоемов нерпы переселились в океан. Мне кажется более правдоподобным первый вариант. В-вторых, она единственное млекопитающее озера Байкал. В-третьх, она может нырять на глубину 200 метров и оставаться под водой до 30 минут. В-четвертых, байкальская нерпа развивает скорость до 25 км/ч. Очень шустрая! В-пятых, нерпа может приостановить беременность! Она — единственная на Земле, кто это умеет! Эмбрион впадает в анабиоз, а потом развивается и рождается со следующим нерпенышем! Беременность у нерпы длится аж 11 месяцев! Конечно, надоест и приостановишь тут! Детеныши беленькие, что бы на снегу не видно было. В-пятых, у нее очень жирное молоко — 60%. В-шестых, нерпы живут 55–56 лет, достигая при этом 1,7 метров в длину, и 150 кг веса. Вот сколько у них особенностей. А, еще нерпы могут подплыть ко льду, проскрести когтями отверстие и не просто подышать, а еще и домик со снежной крышей устроить! Их численность на сегодняшний день — около 100 тысяч особей, и охота на них была запрещена в 1980 году, хотя в Красную Книгу их так и не занесли.

Очередной Будда, прямо возле минерального источника. На обратном пути девочки наберут там воду (интересно, они ее допили?). Пустые бутылки для воды продаются здесь же. В долине насчитывается около 400 источников.

Нам наша водительница советовала идти к водопаду по реке, но мы сделали с точностью «до наоборот» и не прогадали. Глупо же идти в обе стороны одной дорогой — мы решили пройти туда по верхней тропинке, а обратно — по реке. Люди, идущие навстречу, подтвердили правильность нашего решения.

Только зашли в лесок и начали подниматься — познакомились с местным жителем. Совершенно не пуганный, подлетал вплотную, совершенно безбоязненно. А потом — еще один.

Тропа местами скользкая, зато — почти безлюдная. Подозреваю, что летом здесь не протолкнуться. Лес прекрасен, и виды очень красивые.

Тункинская долина — одно из уникальнейших мест Бурятии. Вдоль реки Иркут шел Чингизхан со своими воинами, может, и здесь побывал?

Название реки «Кынгарга» означает «барабан». Ну что, сейчас почти вся река подо льдом, а летом, я думаю, что она шумит, возможно, звуки напоминают звуки барабана. Водопад, конечно, не Ниагара, но все очень живописно. Общая высота около 10 метров, нам повезло, что зима. В замерзшем виде — очень живописно.

Дорога назад — по «замерзшей» реке. Почему в кавычках? Вода под слоем льда течет, местами (очень часто) — проталины и промоины, идти надо ОЧЕНЬ осторожно! Еще и камни.

Самый экстремальный момент — переход реки по мостику. Нет, не мостику. Через речку перекинуты два бревнышка, на них поперечные реечки с наледью. Я по мостику пробежала, поняла, что медленно просто не пройду! Менее подготовленные и спортивные туристы (или — более разумные) обходили по другому берегу черт знает куда. Но, «разумные и неспортивные» — это не про нас!

Длина реки 26 км, она течет по каньону, и образует два водопада. В 20-х годах 20 века на реке стояло 30 мельниц, а в 26 году построили гидроэлектростанцию.

Река достаточно опасная, она берет начало на высоте 2000 метров над у.м., и периодически «бунтует». В июне 2014 года на Аршан сошел селевой поток, снеся 21 дом! До этого селя на реке было 12 водопадов.

Телефоны «сдыхали», хотелось сфотографировать каждую льдинку, капельку и снежинку!

Я вышла первая, остальные пошли за минеральной водой (меня она не заинтересовала, я сама живу на источниках). Затем подошла Марина, а потом подъехала машина. И тут мы увидели колеса…. поплохело обеим, они были не просто лысые, ощущение, что они были бритые! Вышли девочки, и когда мы показали Оксане колеса, просто поведя глазами вниз, по-моему, дрогнула даже она!

Около 40 км — и мы в Жемчуге, поселочке с купальней, куда мы планируем погрузить свои тушки уставшие тела вечером. Нас ждет двухкомнатный домик с приятным названием «Ласточкино гнездо». Когда я увидела это «Гнездо», я впервые в жизни ЭТО НЕ СФОТОГРАФИРОВАЛА! От ужаса! Нас ждал летний домик с наружной железной лестницей. Уже подозревая подвох, но надеясь на лучшее, мы со своим необъятным багажом вскарабкались наверх. И вправду, две спальни, каждая с двухспальной кроватью, и общая кухонька. В каждой спальне санузел. Хозяйка объясняет, что в одной спальне туалет не работает, всем ходить в один. Мы проявляем просто христианское смирение и соглашаемся. И тут я понимаю, что не вижу душ, от слова «совсем». На мой робкий вопрос «где», последовал ответ, который «убил» всех: «А зачем душ, горячей воды-то нет!». Как нет? Почему на букинге об этом ни слова? Следующий ответ я занесу в список самых идиотских ответов в моей жизни, причем — он будет безоговорочно лидировать: «А на букинге нигде не написано, что есть горячая вода»! Блин, в 21 веке, надо объяснить человеку, что наличие горячей воды не является чем-то из ряда вон выходящим и она априори есть!!!

Две мои российские спутницы и одна израильская, но уехавшая недавно, видимо, были не столь шокированы, видимо, они предполагали, что есть деревни, в которых отсутствует горячая вода. Но как это можно сдавать туристам?. Меня почти убедили, что мы продержимся одну ночь, все равно идем в купальни, там и вымоемся (ха-ха, можно подумать — там будет душ). Убедили, смирение — хорошее качество, Богоугодное, согласилась. Но тут, к счастью, я решила проверить, есть ли второе одеяло на кровати. Когда я откинула плед, мне уже было все равно — есть ли второе одеяло, я поняла, что ночевать, скорее, на улице буду, чем на этой кровати! На этом белье спали человек пять, из которых двое умерло! И вот тут случилось чудо — сломалась главная туристка Оксана, самая стойкая и неприхотливая, которая в любом моем недовольстве видела посягательства на российскую действительность (это не так, я просто от некоторых вещей отвыкла). Когда она увидела эту постель, мы со своим скарбом поплелись вниз. Хозяйка, по-моему, так и не поняла — что же нам не понравилось. Сейчас, по прошествии трех недель, мне ее даже жалко. Отзыв о этой ужасной помойке здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/zhemchug/hotels/4486019/response/9920

Одно доброе дело она сделала — подсказала нам, что неподалеку есть отель с горячей водой. Мы туда пришли, и сразу стало понятно, что мы переезжаем. Поскольку отеля нет на Букинге, отзыв на туристере не смогла оставить, вот он, наш отель снаружи, это целый комплекс построек:

Номера сняли без проблем, две комнаты, с общей кухней и нормальным общим санузлом. Перевезли вещи и не подозревая о дальнейших проблемах, собрались в купальни.

Добраться до них — уже участие в квесте. Купальни совсем рядом, их видно, дорожка пролегает через какой-то пустырь, и дырку в сетке, что бы пролезть в которую надо встать на скамейку! Нет, может быть есть и другая дорога, но указателей на нее не было, мы шли, ориентируясь на крышу купальни. Здание с гордым названием «Аквапарк» перед нами, внутри продает билеты приятная девушка, а сидящий в метре от нее молодой человек их тут же проверяет. Это выглядит забавно, зато два человека при деле. Раздевалка — как в бане 70-х годов, никаких шкафчиков, вещи на крючках, вдоль стен — общие скамейки, а в центре раздевалки — два цинковых тазика (позже я поняла — зачем), что еще больше усиливало впечатление, что это баня. Есть маленькие шкафчики для кошельков и телефонов. Когда мы только собирались, я уверила всех, что выход из раздевалки в открытый бассейн через закрытые помещения и выходить на улицу не придется, я же специалист по термиям — регулярно дома хожу! Ага, как же! Надо раздетой выйти на улицу и дойти до бассейна. В моем представлении (наивная!), бассейн — это водоем, выложенный кафелем, с бортиками и т. д. Но, у меня и у хозяев этих знаменитых купален, про которых в интернете написано, что «здесь за несколько часов релаксации вы почуствуете чудодейственную силу нашей воды», видимо, разные представления о том, как должен выглядеть бассейн. В их представлении — это вырытая яма, с не выложенным ничем дном, со стенками, оббитыми склизким полусгнившим деревом, и с трубой, брошеной поверх всего этого в воду. Халат и полотенца — на забор, если есть желание обтереться сразу после выхода (а желание было — на улице -10 градусов). Можно и на крючки, но они метрах в 30, бррр. Меньше всего мне хотелось после всех моих «капризов» по поводу домика и машины, выглядеть капризулей и неженкой. Набравшись мужества и глубоко вздохнув, мы погрузились в лужу. Вода горячая, приятная, все остальное — склизское и мерзкое. Зато: стронций, литий, молибден, титан, и еще что-то — мы купались в Периодической Таблице! Помогает при заболеваниях суставов и нервной системы. Хорошо, что мы занырнули, нам это было необходимо, нервы были потрепаны (впервые за все путушествие), а вечером нас ждало продолжение… Когда вылезли, выяснилось, что душ есть, но… только летом! Действительно, зачем зимой мыться? Но, к этому моменту мы поняли, что изменить ситуацию не можем, будем менять свое отношение к ней. Нам было весело и здорово, несмотря ни на что!

Зайдя в раздевалку после бассейна ямы, стало понятно — зачем тазики. Для того, что бы купальники выжимать! Душа-то нет! Еще одна «беда» — пока первая вышедшая и переодевшаяся Марина ходила нас фотографировать, испарилась ее юникловская майка в комплекте с бельем. То, в чем она плавала. Прямо мокрая и испарилась. Видимо, она кому-то нужнее была.

Тем же экстримальным путем добрались до отеля. Здесь ждал настоящий релакс — душ, тепло, вареная картошечка с омулем, конфеточки с чаем, для любителей — пиво. Вот оно счастье! Нам хорошо и весело!

В самый разгар вечеринки посиделок получаем смс от нашей водительницы — деньги за ночевку она возвращать не собирается, мало этого — если мы хотим на следующий день ехать назад, как договаривались, то мы еще должны доплатить, так как цена трансфера была озвучена с учетом, что мы — гости «Ласточкиного гнезда», а мы не стали гостями! Мы все — «девушки» не самого скромного и стеснительного пошиба, люди взрослые и свои интересы отстаивить умеющие, но здесь даже мы задохнулись от такой наглости! Наша растерянность длилась ровно минуту. Уже было ясно, что купаться второй раз мы не хотим и завтра день будет свободным (с ней на 10.00. договаривались). Я накидала сценарий — вызываю полицию, сообщаю, что у меня взяли деньги и не приехали, квитанцию не дали (это же сообщение — в налоговую), и машина в жутком состоянии, без тех.осмотра (это же сообщение + фото — в ГИБДД). Буду такой противной немецкой стукачкой жалобщицей. Оксана это написала дочери нашей водительныцы, текст был лаконичный: «У нас большие проблемы, моя немецкая подруга собралась вызвать полицию». Деньги вернули на телефон в течении 5 минут. Сразу же, в нашем чудесном отельчике, заказали места в маршрутке на следующее утро, нам тут же предложили «довоз» до остановки работником отеля за 100 рублей, и на этой приятной ноте мы улеглись. День был ужасно веселый, ночь прошла уютно и спокойно.

Утро было наиприятнейшее — общались с семьей постоянных жителей отеля — вот такой. Щеночки такие, что хотелось одного — забрать их с собой. Папа неизвестен, они растут в неполной семье.

А вид из окна на Саяны, и виды с остановки, куда нас подбросил работник отеля, просто восхитительные!

Дорога заняла три часа, ровно столько же, сколько и вчера, так что — разницы никакой — трансфер или маршрутка. Маршрутка немного дешевле, и гораздо чище.

От автовокзала на прекрасном Яндекс такси доехали до нашей квартиры. Заселение назначено на 14.00., мы приехали на час раньше и поинтересовались возможностью более раннего заселения. Нам отказали, мотивируя тем, что в квартире идет уборка. Тогда мы попросили возможность просто занести багаж. А в ответ — тишина. Мы стояли на морозе с вещами. К счастью, в подъезд заходила девушка и нас запустила. Очень гостеприимно! Про квартиру писать не буду, что бы весь рассказ не получился негативным, хватит вчерашних приключений. Отзыв об апартаментах здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/irkutsk/hotels/1848681/response/9919

Бросили вещи и пошли обедать в ближайшее кафе «Нора». И вот она, награда — первое, что я вижу, зайдя внутрь — огромное фото на стене с видами моего Фрайбурга! Это оказалось супер необычное кафе, которое меня лично очень порадовало!

Отзыв о потрясающем книжном кафе здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/irkutsk/cafe/36011/responses/6091

А мы в третий, незапланированный раз, пошли гулять по Иркутску.

Недалеко от нашей квартиры чудесный Парк Культуры и Отдыха. Удивила схема кладбища — оно разделено на сектора: православный, протестантский, католический, иудейский, мусульманский. Могут, когда хотят.

Практически на территории парка расположена Входо-Иерусалимская церковь. В 1793 году она была заложена в качестве кладбищенской церкви. Стройка продолжалась два года, на пожертвования горожан и местных купцов. Осветили ее в честь входа Иисуса в Иерусалим. Современное здание было построено в 1820 году, по проекту местного архитектора Деева. Храм построен в стиле позднего классицизма. В 1931 году, как все культовые здания, церковь перепрофилировали под склад. Назад, церкви, храм вернули в 2003 году. Мы зашли внутрь, пожертвовали на реставрацию.

Вновь, уже в который раз, немецкое название. Интересно, что дает это название владельцам? Я не думаю, что все жители Иркутска в курсе, что «фенстер» — это просто «окно».

В прошлой части я описывала иркутскую синагогу, и писала, что она рядом с мечетью. Вот и указатель на них.

А мы направились в Знаменский Монастырь. Прямо перед входом в монастырь, недалеко от места, где расстреляли адмирала и исследователя Александра Колчака, ему установлен 5-метровый памятник. Открытие памятника приурочили к 130-летию адмирала. Работа скульптора Вячеслава Клыкова. После расстрела его тело было сброшено в прорубь на реке Ангара.

Этот женский монастырь — один из самых старых в Сибири. Первые постройки монастыря появились в 1689 году, они были деревянные, но к середине 18 века построили каменное здание. Помимо монашек, в монастыре проживали женщины эпитимийцы (или — эпитимийки?). Это женщины, отлученные от церкви, и работающие на тяжелых работах. Плюс, сюда ссылали преступниц из обеих столиц. В годы советской власти монастырь закрыли, здание церкви у епархии не отобрали, а в монастырских корпусах жили работники гидропорта. В 1948 году церковь стала Кафедральным собором. В архитектуре всех строений ярко прослеживается сибирское барокко, с орнаментальным декором стен. Мы зашли внутрь, но, в отличии от предыдущей церкви, на меня злобно зашипела рявкнула монашка, когда я спросила — можно ли фотографировать. Нельзя, так нельзя, я вообще законопослушная, но когда она рявкнула второй раз, что нельзя наступать на ковровую дорожку, которая лежит прямо по центру, я ретировалась.

На церковном кладбище, помимо могил настоятельниц и монахинь, могилы декабристов, сосланных сюда, и членов их семей. Монастырь выглядит очень красиво, а ворота напоминают сказочный теремок.

По пути на набережную увидели машину с непонятным номером, оказалось — Киргизия. Далековато ехал.

Нижняя набережная — самая старая набережная Иркутска, когда-то ее использовали в качестве пристани. А совсем недавно, в 2010/11 годах, провели глобальную реконструкцию.

На набережной, напротив Педагогического Института, в 2016 году установили памятник учительнице (простите, мужчины — учителя). Трехметровая бронзовая скульптура, работы скульптора Ильи Ставского, победила на конкурсе. В первой части знакомства с Иркутском уже была его работа — памятник туристу. Я решила, что учительница с детьми вполне может совпадать с гидом и туристами.

Еще один памятник на набережной — памятник основателям Иркутска, открытый в 2011 году, к 350 — летию города. Интересна его история: московский скульптор Михаил Переяславец, когда создавал скульптуру, предполагал, что это собирательный образ основателям города. Но, через год после открытия, памятник переименовали в памятник Якову Похабову, первому завоевателю этих мест и основателю первого Яндашского острога.

В первый день мы видели эту «Триумфальную арку» издали, сейчас мы подошли к Московским воротам вплотную. Это новая постройка, старые ворота стояли неподалеку, и выводили на тракт, ведущий на Москву, что и дало название воротам. Новые были построены к 350 — летию города, как и многое другое.

Очень люблю граффити, и всевозможные росписи на строительных стенах-заборах. Вот один из вариантов:

А куда же мы так уверенно направляемся? Так целеустремленно? Третья прогулка по Иркутску и третья попытка нашей Оксаны увидеть скульптуру Правосудия бурятского скульптора Даши Намдакова. Она установлена на здании областного суда. Мечты же должны сбываться, и мы добросовестно топаем несколько километров, что бы увидеть что-то необычайное. Жалко Оксану, Правосудие, как Правосудие, ничего необычного:

А тем временем стемнело, мы протопали 13 километров — все же лучше, чем болтаться в горячих источниках!

Зашли в магазин за ужином, не купить это было невозможно! «Счастливый еврей»! Не так часто такое можно увидеть (хотя я — точно он она!).

Вечером скачала программу, поразвлекалась с коллажами, но 6 евро в месяц пожалела.

А завтра нас ждал финальный, и один из самых красивых байкальских дней — поездка в Листвянку.

Спасибо за внимание, окончание следует.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Лечебный туризм, Самостоятельные путешествия