Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 0:39
Мы будем путешествовать!

Листвянка, Иркутск, Новокузнецк — Россия Март 2020

Утром нас ожидала радость — чистая машина и адекватная водитель, очень приятная девушка. Я, когда транспорт увидела, даже 20 минут опоздания простила!

И начали мы с этнографического музея Тальцы. Музей мне понравился настолько, что я про него написала отдельный отзыв. Отзыв о музее Тальцы здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/irkutsk/museum/16820/responses/6092

Мы пробыли там около трех часов, и я еще бы осталась, но слишком велики были планы на день — ведь он был заключительным на Байкале. Немного побаловались и подурачились, а девиз, выбитый над воротами, полностью совпал с моим девизом поездки!

И, коли уж начали дурачится, то следующий, совершенно незапланированный заезд, был на ферму ездовых собак. Я уже каталась на собаках, в Лапландии, но там были хаски. Здесь было написано, что это «Байкальские хаски», я про таких слышала впервые. Семья, которая содержит эту ферму — Тюрюмины, вывели эту породу самостоятельно, больше нигде таких нет. В этих метисах — аляскинская хаски, камчатская лайка, норвежская хаски. Порода официально не зарегистрирована, но эти быстрые, поджарые и дружелюбные гонщики уже известны в мире. По виду — дворняжки. Это были очаровательные дворняжки, было видно, что им это нравится — они просто рвались в поездку! В отличии от Лапландии, где на одной упряжке два туриста (после инструктажа), здесь — один турист и погонщик. Погонщик рассказал, что однажды две собаки сорвались и убежали, но оббежав несколько кругов, вернулись на место. Всего в усадьбе около 70 собак. В общем, это собачкам развлечение, не меньшее, чем людям. Для туриста это развлечение не дешевое — 1200 рублей с человека за 1,7 км (около 5 минут). Но деньги нужны — все это хозяйство надо кормить — для этого завели коров, гусей и уток, курятник построили. Помимо этого в день уходит 30 кг профессионального корма. Наталья, Олег и их сын Арсений (всего у них шестеро детей) — занимаются не только собаками, Наташа еще и детские книжки про собак пишет, и сама же их иллюстрирует. Еще они открыли бесплатную школу джигитовки для детей из Листвянки, всего у них 15 лошадей.

Получив удовольствие от общения с собачками, отправились на плановый подъем на Пик Черского. Для начала мы решили там пообедать в кафе. Ресторанчик назывался «Доски». Радостно начали выбирать по меню, но парень — бармен нас поставил на землю — повара нет второй день, у него выходные, замены нет, есть только то, что он заранее приготовил. Видимо, повар хороший, все двухдневное было вкусно. А горячий морс из смеси лесных ягод вообще бесподобен! Забавно, кафе — на втором этаже, туалет — на первом, платный. Я ни разу не видела, что бы в кафе был платный туалет! Но, перейдя на любой иностранный язык, ты становишься ВИП — гостем, и туалет для тебя превращается в бесплатный.

Канатная дорога была построена в начале 21 века, подъемник выстроили за один год. Хотя работы было много — пришлось освобождать склоны от деревьев. Сам подъемник был закуплен у австрийской компании. Стоимость подъема составляет 250 рублей, начало на высоте 560 метров, мы взяли билеты только наверх — вниз мы решили идти пешком (и не зря). Уже поднимаясь стало ясно, что нас ждут сказочные виды!

Поскольку это горнолыжная трасса, то, на всякий случай, стоит снегонадувающая пушка. Не думаю, что в этом году они ею пользовались — снега много.

Мечты сбываются! Зимний Байкал. Листвянка. Новокузнецк. Дорога

Первое, куда надо пройти, сойдя с подъемника — смотровая площадка, на высоте 725 метров, откуда открывается прекрасный вид на границу Байкала и Ангары, место, откуда Ангара вытекает отмечено Шаман — камнем. Байкал — во льду, и открытая чистейшая Ангара. Конечно, без легенды о Шаман — камне, никак.

Когда-то, в стародавние времена, жил во дворце могучий Байкал. Был он самый сильный и богатый в округе. Когда Бакал злился — волны налетали на прибрежные скалы. Седой Байкал повелевал всеми реками и горами. У Байкала была единственная дочь — Ангара. Не было никого в мире красивее ее. И все путники, и местные жители, восторгались ею. Как водится, от большой любви, Байкал был строг с дочерью, и держал ее взаперти.

И вот однажды, прилетела на берег чайка. и начала рассказывать об огромном мире — и о красавце и силаче Енисее, сыне Саяна. И пожелала Ангара увидеть Енисея. И решила она бежать. Байкал прознал про планы дочери и решил ее выдать замуж за соседа — смелого красавца Иркута (везет ей — вокруг одни смельчаки, красавцы и силачи). Байкал послал сватов к Иркуту, а Ангара, узнав об этом, впала в депрессию горько заплакала. Как ни умоляла она отца — не сжалился он над дочерью, спрятал ее еще глубже, закрыл хрусталем и приказал Ольхону сторожить ее. Услышали речки и ручьи про горе Ангары и кинулись на помощь — начали подмывать прибрежные скалы.

Но близилась дата свадьбы. Тэнгэри пожалели несчастную, услышав ее мольбы, и послали Байкалу и Ольхону сладкие сновидения. А Ангара вырвалась из темницы и помчалась к Енисею. Но проснулся Байкал, поняв, что случилось, рассвирепел, и началась страшная буря. Горы рыдали, ломались леса, небо стало черным, в страхе разбежалось все живое. Ветер выл и бесновалось море. А могучий Байкал отломил кусок скалы, и с проклятием бросил вслед убегающей дочери. Но было поздно, Ангара успела убежать уже далеко. Камень упал в воду, а догоняющий Ангару Иркут только успел схватить ее за фату (интересно, Енисей ее еще даже не видел, а она уже в фате! Самоуверенная девушка!). Кусок скалы, лежащей в воде, назвали Шаман — камнем. Долгие века на этом камне, приносили люди жертвы Байкалу. И долгие годы провинившихся оставляли на этом камне на ночь — считалось, если вода не поглотит человека — значит, он невиновен.

Высота пика 2090 метров, он входит в Комаринский хребет в Хамар-Дабане. Когда-то, гора называлась Комар. Вершину назвали в честь Ивана Черского, который всю жизнь исследовал Сибирь.

Мечты сбываются! Зимний Байкал. Листвянка. Новокузнецк. Дорога

Насладившись красотами, которые открываются внизу, мы лесной тропинкой отправились вниз. Лес сказочный, снег белейший, скрипит под ногами, просто хочется дурачиться и баловаться.

Спустившись к машине, мы отправились в саму Листвянку. Выглядит она очень презентабельно, видно, что идет грандиозное строительство и семимильными шагами развивается туризм. Поселок вытянут в ниточку, с двух сторон зажат — Байкалом и Приморским хребтом. Эта деревня — одна из самых старых в районе, люди жили здесь с 18 века. Название деревне было дано от названия мыса Лиственничного, поросшего деревьями. Как правило, туристы начинают знакомство с Байкалом именно отсюда, а мы заканчиваем Листвянкой. Собственно, заехали в деревню мы только с одной целью — рынок. У меня-то уже все куплено, а девочкам надо немного запастись. Про омуля всем известно, про хариуса тоже, а вот эта байкальская рыбка известна меньше. Вот на этом фото — голомянка (уже у Оксаны на противне), достаточно интересная рыбка. Она почти прозрачная, у нее нет не только чешуи, но и обязательного для «нормальных» рыб пузыря. По сути — это жир, из которого рыбка и состоит больше, чем на треть. Поэтому, если положить ее на солнце, она становится почти прозрачной. И именно поэтому, после смерти она всплывает, а не тонет, как другие рыбы (плотность низкая). Рыбки живородящие (просто, гуппешки), живут на очень большой глубине. Название «голомянка» переводится с бурятского, как «открытое море», где она и живет. Главное лакомство для голомянки — макрогектопус, о котором я писала ранее (первая часть на острове Ольхон), и которого мы нашли во льдах. Голомянкой, в свою очередь, кормятся и омуль, и нерпа. Жир используют в народной медицине. Как на вкус — не знаю, не ела, я не очень люблю рыбу.

Мечты сбываются! Зимний Байкал. Листвянка. Новокузнецк. Дорога

В финальный байкальский день мы просто обязаны были выйти на лед, что мы и сделали. Видимо, в Листвянке было меньше снега, чем на Ольхоне, или — до нас расчистили. Скорее — второе, лед не гладкий, как тот, который мы расчищали сами, а поцарапанный коньками.

В Листвянке, как и на Ольхоне, проходил праздник с выставкой ледовых скульптур. Сердце — очень подходит Байкалу, каждый приезжающий оставляет его здесь:

А главная аттракция сегодняшнего дня — прогулка на Хивусе, судне на воздушной подушке. Это универсальное средство передвижения ездит по воде, по льду и по суше. На Байкале предлагают множество вариантов — от получасовой поездки до туров в несколько дней. Один час стоит 6000 рублей, но удовольствие от поездки стОит гораздо бОльших денег! Боковой ветер сносит хивус вбок, он едет и боком, и назад, и скорость достаточно приличная! Всевозможные трещины и промоины хивус преодолевает даже не заметив их. Когда хивус летит вдоль границы замерзшего Байкала и вытекающей из него Ангары, ощущения неописуемые!

В полном восторге мы покидали Листвянку, и сердце, стоящее на дороге, вновь было кстати — мы свои сердца точно оставили здесь!

Мечты сбываются! Зимний Байкал. Листвянка. Новокузнецк. Дорога

С небольшой пробкой выехали и доехали до Иркутска, собирать вещи, наши байкальские каникулы закончились.

Теперь мы точно знаем — такой девичник — это здорово! Нам было хорошо и весело вместе, мы справились с трудностями и получили огромное удовольствие от всего — от Байкала, от снега и льда, от зимы, от достопримечательностей, от еды и друг от друга!

Ночью, в аэропорт, мы отправились уже втроем — наш двигатель — Оксана, улетала в Улан-Уде, для продолжения отпуска, и мы до сих пор благодарим ее. Она проделала огромную работу, для нашего легкого отдыха — вся организация тура была на ней, и она так здорово справилась с этим, что мы решили ее премировать и наградить — поручить ей разработку следующего девичника (тем более — уже, как минимум, два места в планах). Спасибо огромное, Оксаночка, ты проделала огромную работу на «отлично», говорю это, как профессионал!

Мечты сбываются! Зимний Байкал. Листвянка. Новокузнецк. Дорога

Полет прошел отлично, и в аэропорту Новосибирска у нас еще одно расставание — с самой молодой участницей — юной Сашей. Спасибо ей, она у нас, несмотря на молодость (или, благодаря ей), самая спокойная, вытерпела 12 дней трех теток девушек. Кстати, она, улетев в Израиль, попала в карантин (как прилетающая из-за границы) и 14 дней отсидела взаперти — но Байкал того стоил!

В аэропорту нас встретила интересная работа — «Покорение Сибири». Видимо, Ермак (все-таки, самый известный из сибирских завоевателей) летит вперед, а лицо — это лицо местных народов.

Нас с Мариной еще ждала длинная дорога — нам в Новокузнецк, Марине домой, а мне — в гости, на три дня в родной город. Интересно, в Европе уже шарахались от каждого чихнувшего, но это — Сибирь. Мы садимся в микроавтобус (у нас трансфер), обе чихаем, кашляем и с насморком, водитель радостно спрашивает: «Девченки, вы из Уханя?». Мы пошутили: «Да, у нас коронавирус, мы в тренде». Ответ рассмешил: «Коронавирус? Прикольно!». Родная Сибирь…

Мечты сбываются! Зимний Байкал. Листвянка. Новокузнецк. Дорога

На этом можно было бы закончить рассказ, но позволю себе еще пару абзацев впечатлений. В середине дороги остановились в кафе на перекус. В отличии от придорожных кафе на Байкале, в наших Журавлях все очень чисто, приятно, вкусно и цивилизованно. Марина оплачивает, и я, привыкнув все делить на всех, считаю половину. Ответ умилил, расстрогал почти до слез: «Какие деньги? Мы уже не в путешествии, ты у нас в гостях!». Потом, в течении трех дней, мне не дали ни разу обменять евро на рубли, я только и слышала от своих подружек — зачем тебе, ты «в гостях — дома»! Спасибо, Мариночка, за твое благоразумие, знания, которыми ты с нами делилась и твою готовность нас поддержать в этой байкальской затее, которая вначале казалась нам нереальной!

Что еще хочу рассказать? Не могу не поделитьсятем, что организовал мой муж. Вообще-то, он остался в Германии, а после моего возвращения должен был лететь в Новокузнецк, попроведовать старенькую маму. Я приехала в город после обеда, моя любимая подружка встретила меня, мы закинули вещи к другой подружке и я отправилась проведать свекровь, зная, что там собралась куча родни мужа (я не была здесь 11 лет). Когда я зашла, мне пообещали немедленный сюрприз. В качестве сюрприза…. папапапа! Так судьба стучится в дверь… из соседней комнаты вышел муж! Сергей втихаря прилетел на неделю раньше! Кстати, как в воду смотрел — назад он вернулся в последний день перед закрытием границ и отменой полетов. Я прекрасно провела эти три дня, насыщенные встречами и общением. На фото — мы с подружками, с которыми мы все вместе ездили в круиз из Кейптауна в Геную, в 2014 году, а с двумя из них — мы прошли уже четыре круиза!

И, через три дня, вновь аэропорт, вновь заснеженный новосибирский Толмачево.

Мечты сбываются! Зимний Байкал. Листвянка. Новокузнецк. Дорога

Я исхитрилась провезти 42 кг багажа! Нет, в багаже, как положено, 23 кг, а с обой — все остальное!

Что же я везла? Ну, немного зимней одежды, а главное — подарки, в числе главных — кедровые орехи. У нас они без скорлупы, а мы любим их щелкать, это единственное, чего мне не хватает! Я везла 12 кг, затем еще супруг подтянул 6 кг!

Это я приперла - 12 кг!

Все замечательно, но когда я добиралась домой из Мюнхена, я прокляла все — поездку, орехи, а главное — мужа, с его сюрпризом — сидел бы дома и встретил меня! Из аэропорта Мюнхена доехала на поезде до главного вокзала, оттуда до Манхайма, где пересела в поезд до Фрайбурга, и, казалось бы — осталось 35 км, но…. ремонт дороги, поезд довез только до Эммендингена, где мне пришлось пересесть в автобус (спасибо подружке Альфире — той, которая про фотосессию в платье надоумила — она, в 23.00. примчалась на вокзал, что бы помочь мне загрузиться в автобус), доехала до Кенцингена, где на парковке (до которой я еле доплелась, метров 200) стояла моя машина. Обратная дорога заняла ровно сутки, с чемоданом, чемоданчиком и рюкзаком. Зато — до сих пор щелкаю и каждый день вспоминаю нашу прекрасную поездку и великолепный Байкал!

И закончить хочется словами 14-летней иркутской школьница Анастасии Ангадаевой:

Могучий старец, ледяной Байкал!

Как велики твои просторы!

Среди крутых, широких скал

Небес и гор святые взоры.

На гладь твоих чистейших вод

Глядит бездонный небосвод.

Подобен зеркалу большому,

Порой - большому водоему.

К брегам несутся волны с песней,

Их сильный ветер пробудил,

Не созерцал озер чудесней.

Байкал! Как этот край мне мил!

Байкал - жемчужина Сибири,

Да будь же вечен на земле!

Не победишь стихийной силы.

Хвала священнейшей воде!

Большое спасибо всем, кто прочитал эти опусы — воспоминания, всем советую — закончится эпидемия, обязательно посетите Байкал! Мира и здоровья всем!