Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — сейчас на сайте
Мы будем путешествовать!

Хужир — Россия Февраль 2020

Утром за нами заехал наш Николай, и мы отправились в Южную часть острова. Проехали по редколесью, снег белейший, все как в сказке.

Николай завез нас в гости — в свой туристический комплекс «Светлана». Очень серьезные постройки. Отзыв о базе здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/khuzhir/hotels/4139932/response/9922

Дорога оживленная, но интересное дело — водители дружно рассказывают, что официально ездить по льду нельзя, только по дороге, отмеченной вешками. Но весь лед заполонен машинами с туристами, которых гоняет полиция. И так годами. Непонятно — почему нельзя взять это дело под контроль, еще и деньги для государства на этом получать.

Первая остановка — возле скалы Дракона. По легенде, в давние времена, когда только появились звезды и солнце, с неба спустилась золотая колесница, в которой восседал огненный дракон. Он ударил своим огромным, могучим хвостом и острые скалы расступились. После второго удара хвоста растаяли льды, а в глубокой расщелина между скалами образовалось озеро с чистейшей водой. Дракон ударил хвостом третий раз, и берега озера покрылись зелеными лугами, густыми лесами, появились животные, рыбы и птицы. Очень понравилось дракону дело рук хвоста своего и поселился он в глубине озера, откуда управлял всем вокруг. От этого дракона зависело — какая будет погода, какой будет урожай, будут ли в мире эпидемии. Выходил дракон на сушу один раз в 120 лет, и тогда на земле происходил большой праздник и подношение даров. Только с годами и веками люди забыли про дракона, и однажды, выйдя на поверхность, он не увидел ни даров, ни праздника. Тогда разгневался дракон, ударил хвостом, земля затряслась и воды озера затопили землю вокруг, вплоть до самого океана, а все народы вокруг исчезли. Со временем пришли другие племена, ничего не знающие про дракона. А память о нем осталась на скале.

Мечты сбываются! Путешествие на Байкал. Остров Ольхон, часть вторая

За время, проведенное на Байкале, мы слышали кучу версий происхождения озера, но мне драконовская версия хотя бы объяснила наличия нерп в озере. Раз оно до океана доходило.

А если серьезно, то озеро имеет рифтовое происхождение, т. е. произошло в результате разлома земной коры. Оно находится в самом центре рифта, в его самом глубоком месте. И ранее озеро было гораздо глубже (до того, как дно заполнилось илом, обломками горных пород, останками животных и растений), его глубина до каменного основания (до дна разлома) 9,6 км! Вот это Марианская впадина! Реальная максимальная глубина 1,637 км. Зона Байкала до сих пор сейсмоактивная, вокруг озера больше 30 сейсмографических станций. Подсчитано, что за год на Байкале регистрируется около 2000 землетрясений, самое сильное с максимальными баллами, произошло в 31.12.1861. Собственно, сам остров Ольхон — результат откола от земли, его береговая линия в точности повторяет береговую линию материка.

Краски настолько нереальные, что я попробовала сфотографировать черно-белым вариантом. Все равно очень красиво!

С помощью наблюдений со спутников выяснилось, что Байкал расширяется, пока не очень быстро — по несколько мм в год. Но ученые предсказывают, что лет через 100–150 миллионов, Азия может расколоться по линии озера и образуется новый океан.

Название озера происходит от тюркского слова бай-куль, или — богатое озеро. Если переводить с монгольского, то Байкал означает «Богатый огонь», или, есть вариант «Большое озеро», что несомненно. Трудно поверить, но Байкал почти вдвое больше Германии, не самой маленькой страны! Не столь важно, откуда название, а вот еще одна интересная легенда: люди появились здесь очень давно — в незапамятные времена. Поняли, что в этих краях есть все — степи для полей и выгула скота, леса для строительства, но воды ни капли не было. Проходящий странник посоветовал им не искать добра от добра, но они его не послушались (кто ж слушает умные советы?), начали кружить и искать место, где есть все. И опять встретился им тот странник, и начали люди обвинять его в своей беде. Тогда странник поднялся на вершину одной из гор, вырвал свое сердце и бросил его в долину. Сердце прожгло земную твердь и хлынула из земли волшебная вода — кто попробовал ее, не забудет Байкал никогда. Подтверждаю, забыть это невозможно!

Вот мы ползаем по льду второй день, чистим его от снега, и, казалось бы, немного привыкли к этим картинкам. Но, к этому невозможно привыкнуть — лед необыкновенный, разный, цвета от серого до глубокого синего!

Мечты сбываются! Путешествие на Байкал. Остров Ольхон, часть вторая

Большое счастье, что мы все в толстых лыжных штанах — три дня мы провели на четвереньках, оторваться ото льда невозможно!

Мечты сбываются! Путешествие на Байкал. Остров Ольхон, часть вторая

Я предупреждала, что льда будет много — ну невозможно остановиться, он совершенно разный — по форме, по цвету, по качеству, по прозрачности!

Следующая наша остановка — скала Кобылья Морда. Странное название — выглядит скала роскошно! Возможно, похожа на голову лошади, но не на морду. По преданию, летом, жених и невеста должны искупаться в одном из двух озер полуострова — в форме сердца. Это длинный узкий мыс на юго-западе острова, настоящее место паломничества. Но нам повезло удивительно — мы оказались единственные.

Она стоит на открытом пространстве, здесь очень дуло, и мы, пофотографировав, уже решили возвращаться в теплую (даже, чересчур натопленную) машину, но тут мое любопытство занесло меня в маленькую щель. Все, что я могла завопить, это «Все сюда!». Вот оно, царство Снежной Королевы! Здесь ко мне пришло откровение — Королева не заколдовывала Кая, он просто не хотел возвращаться из этой красоты! Завтра мы укрепимся в этом мнении!

Мечты сбываются! Путешествие на Байкал. Остров Ольхон, часть вторая

Солнце клонилось за горизонт и цвет снега и льда менялся на глазах — из нежно-голубого все окрашивалось в ярко-голубой, почти индиго!

Очень не люблю на Туристере цитировать великих, но лучше, чем сказал о Байкале Валентин Распутин не скажешь: «У природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков Байкал со своей чудесной животворной силой, духом не былого, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества. А дух Байкала — это нечто особенное, заставляющее верить в старые легенды и с опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудиться. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале». Подтверждаю — испытываешь!

Третий остановочный пункт — на маленьком островке. Островок Огой, совсем рядом с Ольхоном. Островок малюсенький, с запада на восток всего три километра, скалистый, с изрезанными бухтами берегами. В «приснопамятном» 2005 году (это когда электричество на Хужир провели), для островка случилось знаменательное событие — здесь поставили священную для буддистов Ступу Просветления. Трехступенчатая восьмиугольное сооружение, увенчанное шпилем и куполом. По поверью, здесь растворяется и исчезает негативная энергия. Ступу строили что называется — «всем миром» — волонтеры из Иркутска, Екатеринбурга, Москвы, Петербурга. Стройка была международная — волонтеры прибыли из ближнего и дальнего зарубежья — Минска, Лиссабона, Лондона и Нью-Йорка! Все материалы поднимались на холм вручную, только особо тяжелые — с помощью вертолета. Лама, который руководил строительством, прибыл из Бутана, он специализируется на строительстве Ступ, построил по всему миру уже больше сорока. Я Ступу увидела впервые, история этого сооружения восходит к могильным курганам. Переводится слово Ступа, как «узел из волос» (еще нашла варианты «Макушка», «Верхняя часть головы», «куча камней и земли»). Кстати, в разных странах Ступа называется по-разному. Традиция Ступ пришла из Индии, что логично.

Вот здесь у нас приключилась неприятность. По поверьям, надо обойти Ступу трижды, для исполнения желаний. Мы два дня лазали по льду — успешно. Здесь, на твердой и ровной поверхности, наша Марина упала и сильно вывихнула руку. Рука угрожающе опухла. Над нами нависла угроза прерывания отдыха… но в жизни всегда есть место подвигу, мы продолжили прогулку! Вот она, наша героиня — несется вперед!

Нас вновь покормили пионерлагерным обедом — макароны с сосисками, чай с пряниками. Опять без компота остались. Наша следующая, финальная остановка на сегодня — место, где снега не много. Называется это место «Столбы». Больше похоже на Трезубец. Не залезть туда было невозможно, освободили только травмированную Марину, но и она пол пути преодолела! Меня поразило — подъем не самый тяжелый, но в громоздкой одежде, обуви — не самый безопасный. И, никаких ограждений, никаких, хотя бы, предупреждающих плакатов. На фото кажется, что это невысоко — это не так, по видам сверху понятно, что высота приличная.

Пишу и лихорадочно считаю — не выйти за положенное количество фотографий. Какое счастье, что слайд-шоу считается, как одно фото! Респект тому, кто так решил!

Знаете, мы находились там не в самое спокойное время, мир лихорадит от короновируса, мы с интернетом, в курсе событий, но как только выходили на лед — забывали про все проблемы — и глобальные мировые, и личные. Все меркнет или становится мелким перед этим вечным величием:

У нас в комнатах был телевизор, но за все четыре дня пребывания на Ольхоне, ни у одной из нас четверых, ни разу, не возникло желания его включить. Глядя весь день на эту красоту, смотреть что-либо еще просто не хотелось!

На ужин наши волшебники — Настя и Дима приготовили пельмени. Из собственного мяса, как всегда — очень вкусно! На десерт, случайно вчера приобретенный тортик. Выползали с ужина, как объевшиеся Тузики.

Закончился шестой день моего путешествия, третий день на Ольхоне. Спасибо за внимание и отклики, продолжение следует.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия