Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — сейчас на сайте
Мы будем путешествовать!

Хужир — Россия Февраль 2020

Сегодня у нас был особенный день (хотя все предыдущие тоже были необычные), два дня мы ездили по стандартным маршрутам — день на север острова, день на юг. Сегодня машина на весь день в нашем распоряжении, нас будут возить туда, куда мы захотим. А захотим мы туда, куда нам посоветовал знакомый знакомых Оксаны (см. в первой части).

У нашей травмированной Марины, благоразумие, все же, взяло верх (она врач, в ней медик заговорил), она решила осмотреть с утра другую достопримечательность — аптеку, а потом по острову погулять, спокойно, без экстрима.

Водитель сегодня другой, тоже местный, бурят. Машина тоже другая, вместо привычных уже ГАЗа или УАЗа, у нас Тойота, правда — в предпенсионном возрасте.

Прогулка началась со сказочного леса, с белейшим снегом. Если бы нас не ждали «великие дела», то вышли бы погулять! Водитель оказался местный активист, рассказывал много интересного. Они борются за то, что бы сам поселок Хужир не включали в национальный парк (как весь остров). Оказывается, именно это не дает возможности построить здесь дорогу. Пока безрезультатно, но…. капля камень точит. Ребята молодцы, не только с плакатами на митинги ходят, они занимаются практическими делами. В прошлом году закупили под тысячу саженцев, высадили, и они прижились почти все!

Еще группа этих активистов занимается уборкой мусора. Объявляют день, ездят и собирают мусор, и вывозят. Жалуются, что самая главная проблема — отсутствие туалетов, власти не выделяют деньги на установку современных туалетов, что при большом наплыве туристов катастрофично для острова.

Первое наше «великое дело» — надо было нацепить платье и сфотографироваться в нем на снегу и на льду. Ну сколько можно в пуховике ходить! Если серьезно, история этой блажи такова. Два года назад, я отмечала день рождения на Сейшельских островах. Когда я узнала, что мы туда (на Сейшелы) едем, я захватила с собой старое новогоднее платье, что бы сфотографироваться в нем в океане. Фотки получились потрясающие. Когда я собралась на Байкал, моя подружка и землячка — сибирячка Альфира, решила, что я просто обязана повторить это на льду. Ну, лед Байкала и Индийский океан — это, как говорят в Одессе, «две большие разницы»!

Самая молодая участница нашей команды Саша меня поддержала, мы с ней по очереди, быстренько, переодевались в машине и выскакивали на пару минут. Ну, здесь уж не до позирования, как получилось, так и получилось. На снегу терпимо, на льду — очень холодно. Зато, в качестве реквизита были использованы валенки (единственный раз за всю поездку), и мой красный оренбургский платок! А платье после этого издевательства над ним отправилось в Израиль — в Индийском океане побывало, на льду Байкала побывало, теперь его ждет пустыня и Мертвое море. Саша, дерзай! Для сравнения - второе фото — из океана.

Пока мы выделывались фотографировались, нам было послано испытание. Наша машина заглохла. Японская старушка не выдержала конкуренции с нашими разбитыми УАЗиками. Наш водитель позвонил другу, тот сразу согласился приехать на помощь, но не знал дорогу. Дорогу знал другой друг, который уже дней десять находился в запое. Его загрузили в машину и мы начали ждать помощь. Но, холодно (хоть мы уже не в платье, а опять в пуховиках). Пришлось прогуляться до берега, до деревни Зундуки. По-моему, обитаемой только летом. Деревня называется по названию мыса, а мыс получил название благодаря горе, расположенной рядом. Гора напоминает конскую гриву, а по-бурятски грива — «зогдок». Немного исказили, получилось Зундук. Это западное побережье Байкала. Оно примечательно белыми горами, иногда, с легким красным оттенком.

Мечты сбываются! Зимний Байкал — остров Ольхон. Часть третья

Севернее этого места уже открытый Байкал. Мыс находится на территории заповедника, ездить сюда можно только со специальным разрешением (надеюсь, оно у нас было). Прошли мы очень приличное расстояние. Зато, пока гуляли, опять насладились льдом, с застывшими пузырьками воздуха.

Пока мы гуляли, прибыли местные Чипы и Дейлы, в количестве четырех человек и одного «трупа» — штурмана, лежащего поперек сиденья. Не знаю, как он дорогу показывал, состояние у него было — «пьяная, помятая, пионервожатая». Но ребята молодцы, быстренько нас усадили в теплый УАЗик, прицепили нашу Тойоту и отбуксовали назад, в Хужир. Машина была «нарядная», с бахромочкой. А у нас с собой горячий чай.

Мечты сбываются! Зимний Байкал — остров Ольхон. Часть третья

Поскольку пару часов потеряли, а сокращать программу не хотелось, то пожертвовали ухой на льду. Нас пересадили на Сузуки и завезли в кафе, где все было очень вкусно, как всегда (к сожалению, нам все всегда было вкусно), боюсь даже считать — сколько блинов я съела за эти две недели.

Второе запланированное нами место — остров Еленка. Буряты называют этот остров Ижилхей. Это просто скала, торчащая на 14 метров из воды. Летом эта скала — место Птичьего Базара, а зимой здесь можно наблюдать красивейшее явление — наползание льдов на скалу. Ощущение, что лед пытается сдвинуть остров дальше, глубже в море. Интересно, что с Ольхона остров практически невидимый. Естественно, возникает вопрос — почему остров называют Еленка? И вот здесь, все очень прозаично, без всяких легенд. Скала похожа на треуголку Бонапарта. А на какой остров был сослан Наполеон? Да, на остров Святой Елены. Интересно, кому первому это в голову пришло? По мне — остров больше похож на парусное судно.

В арабских хрониках 12 века — «Диковинки сотворенного» — написали о Байкале: «Это море с удивительно прозрачной и приятной на вкус водой. Оно расположено за морем Алмазов. Всевышний создал его в форме двух рогов, соединенных вместе. Оно возникло из подземной расщелины. И море это находится в постоянном волнении и реве…». Интересно, что они понимали под морем Алмазов?

В России впервые схематично изобразили Байкал в 1699 году, в «Чертежной книге Сибири». Это был первый русский географический атлас географа и историка Семена Ремезова. И он, и один из первых рассказавших об этом сибирском чуде всему миру Николай Спафарий (18 век) называли Байкал морем.

А наш сегодняшний водитель — бурят рассказывает нам еще одну легенду о Байкале, бурятскую: «Русские давно слыхали, что где-то посреди Сибири есть огромное озеро. Но как называется, никто про то не знал. Когда русские купцы, а потом казаки за Урал перевалили, и стали к большим рекам Оби и Енисею подходить, они узнали, что вокруг озера, которое денно и нощно кипит, люди живут. Узнали те русские, что то озеро богато рыбой, а по берегам разные звери ходят, да такие дорогие, которых в свете больше нигде нету, Стали казаки и купцы торопиться к тому морю — озеру, шли, не спали, коней не кормили, не знали, когда день кончается и когда ночь начинается. Каждому охота было первому к озеру попасть и посмотреть, какое оно есть и почему оно кипит без отдыху.

Шли те купцы и казаки к морю долго, несколько лет, много их дорогой поумерло, но живые все-таки дошли и увидели перед собой Шаманский камень. Он им дорогу перегородил, свет закрыл. Ни вправо, ни влево от него отвернуть нельзя, кругом такие горы, что закинешь голову — шапка слетает, а верхушки не видно. Покрутились казаки с купцами около Шаман — камня и подумали, что не пробраться им к морю, а сами слышат, как оно шумит, вздымается и о скалы бьется. Загоревали купцы, опечалились казаки, видать, вся их длинная дорога пропала ни за понюшку табаку. Отъехали они назад, шатер разбили и стали тяжкую думу думать, как же им Шаман — камень перевалить или горы объехать. Горы не объехать — море проглотит. Так остановились казаки с купцами и стали жить недалеко от моря — озера, а на берег никак не попадут.

Долго им тут пришлось жить, может быть, и кости их там сгнили бы, но тут на их счастье подошел к ним неведомый человек и назвался бурятом. Русские начали его просить, что бы он их провел на берег, обвел кругом моря и показал им дорогу на землю, где они еще не были. Ничего бурят им не сказал, он сложил свои ладони в трубочку, потом поднес их к лицу и пошел в лес. Русские не стали его задерживать, отпустили с богом. Снова опечалились купцы и казаки, как же дальше быть, не миновать, видно, смерти им. Так жили они долго ли, мало ли, никто ни дни, ни месяцы не считал. Отощали и осунулись купцы с казаками, хуже прежнего горе их обуяло. Хотели они уже с последними силами собраться и назад идти, но тут снова пришел тот бурят и сына своего привел и сказал:

— Не обойти мне с вами БайГала — стар я стал, не обогнуть мне Камень — Шаман — года давно ушли, берите сына, у него глаза светлые, а ноги оленьи.

Ушел старик в тайгу, а сын повел русских новой дорогой, вывел их на берег моря и сказал:

— БайГал.

Русские спросили его, что это такое, он им ответил:

— По-нашему значит огненное место, здесь раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась и стало море. С тех пор мы зовем наше море БайГалом.

Русским понравилось название и они тоже стали называть это море Байкалом».

Мечты сбываются! Зимний Байкал — остров Ольхон. Часть третья

Интересно, что я не запомнила эту легенду дословно, а когда начала искать ее в интернете, поняла, что наш «проводник» почти точно перессказывал записи, сделанные по рассказу бурятского сказителя Сороковикова. Которые я и процитировала.

Выше, на многих фотографиях, есть вздыбившийся лед, Я писала в предыдущих частях о торосах. Но есть места еще хлеще — сквозные трещины! Трудно представить — откуда они берутся в метровой толщине льда. Когда они образуются, процесс сопровождается оглушительным треском. На поверхности появляется вода. Если трещина широкая, то через нее проезжают при помощи специальных досок (их можно увидеть на крышах некоторых автомобилей). Происходят эти щели в результате перепада температур, при повышении температуры лед выдавливает на поверхность воду, и так слоями. Наша машина беспечно катилась вдоль такой трещины, что было достаточно страшно, мы я повизгивала и просила водителя ехать подальше. При этом, легко подходили к трещине и фотографировали потрясающий вспученный и вздыбленный голубой лед. Ножками не страшно, а в машине — жутко.

Мечты сбываются! Зимний Байкал — остров Ольхон. Часть третья

Мы отправляемся в Сарминское ущелье. Именно отсюда вырывается на Байкал сокрушительный холодный ветер — Сарма. Его скорость достигает 40 м/с. Это осенний ветер, вызывающий короткие, но сильные ураганы. И опять легенда — буряты считают, что ущелье протоптал Белый Олень. Спасаясь от охотников, он добежал до берега Малого Моря, охотники уже радостно вскинули ружья, но Олень перемахнул море и умчался в горы. На берегу сохранились следы его копыт. Интересно, что у нас в Шварцвальде, в ущелье, есть такое место — Олений Источник, с точно такой же легендой! И олень на скале стоит! Вот он, шварцвальдский:

Помните, я писала, что хотела выпить (не важно что) через трубочку из льда Байкала? Трубочки так и не нашли, но наш водитель сказал, что все это неправильно, пить надо без всяких трубочек, прямо из льда. И не «не важно что», а местный самогон. Этот обряд называется «Поцелуй Байкала». В долю секунды нам были прорезаны лунки, и мы это сделали! Есть забавное видео, но я «тундра», не знаю, как его вставить, поэтому — только фото:

Мечты сбываются! Зимний Байкал — остров Ольхон. Часть третья

Ага, научилась вставлять, вот видео процесса: https://klaudia.tourister.ru/videos/14146

Здесь, на Ольхоне, снимали фильмы «Лед» и «Лед 2», а мы сняли фильм «Самогон со льда».

Стоимость нашего сегодняшнего дня составил 8000 рублей, всего на 1000 больше, чем стандартный день. Если вновь перевести на «мою» валюту, то 100 евро (на тот момент, сейчас — и того меньше) — это даром. Вот когда эпидемия закончится и появится работа — перейду на внутрироссийский туризм, с евро это классно!

За время, пока мы догуливали на Ольхоне, наша Марина посетила аптеку, приобрела эластичный бинт, и на оставшуюся неделю я стала штатным бинтовальщиком! А она молодец, погуляла по Хужиру, сходила в церковь, купила вкусностей. В общем, тоже провела день с толком (что не помешало на следующий день «сдать» ее в травмпункт в Иркутске).

Вечером, нас ждал потрясающий прощальный ужин. Настя и Дима, узнав о пристрастии некоторых (не будем указывать пальцем) к тортикам, заказали торт Настиной подруге, и он был великолепен, как и все остальное. Наши ужины в фотографиях описаны в отзыве о нашем «теплом» жилье:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/khuzhir/hotels/4139958/response/9900

Завтра утром мы возвращаемся в Иркутск, что бы продолжить наше путешествие. Мы прощались с Ольхоном, но не с Байкалом!

Мечты сбываются! Зимний Байкал — остров Ольхон. Часть третья

Спасибо за внимание, продолжение следует.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия