Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 20:32
Мы будем путешествовать!

Мечты сбываются — зимний Байкал! Путешествие в Сибирь с заездом на малую родину. Новосибирск — Иркутск

Жемчуг, Аршан, Листвянка, Хужир, Иркутск + 2 города — Россия Февраль 2020

Свершилось! Все началось с того, что я прочла отчеты на Туристере Галины Горшениной о поездке на зимний Байкал. Фото были такие, что не захотеть это увидеть было невозможно! Но, зима, холодно, а по снегу, я, сибирячка, вообще не соскучилась. Так что мысль осталась на уровне: «здорово, красиво, вот бы это все посмотреть, только в тепле». Прошло немного времени и я получила от своего главного компаньона — работодателя шикарный подарок — поездку в зимнюю Лапландию. Съездив, я поняла, что не холодно, и не страшно! Засевшая мысль видоизменилась: «здорово, красиво, вот бы это посмотреть, только с кем?». Дело в том, что муж, учившийся в Иркутске, от авантюры отказался сразу, ему и в Лапландии на четвертый день комбинезон надоел, а Байкал он видел многократно во все времена года. Таким образом, зимний Байкал перекочевал на доску со «списком мечт», на чем я и успокоилась. До поры, до времени.

Как-то раз, под новый год (в декабре 2018 года), приезжает ко мне в гости подружка детства из Новосибирска, Оксана, бывшая новокузнечанка, большая любительница путешествий и человек, который умеет их грамотно и бюджетно организовывать. Смотрит на доску желаний и говорит: «Ну, а здесь-то в чем проблема? Поехали!». Девчонки сказали — девчонки сделали! Как только вышли в продажу билеты родной S7, я их и купила. Вначале хотела по традиции — на свой день рождения, но оказалось, что в конце января на Байкале холодно и лед еще не устойчивый («пришлось» день рождения в Галисии справлять). Выбрали период между праздниками — мужским и женским. Позвонила своей подружке Марине, постоянной спутнице по круизам, предложила присоединиться. На вопрос: «Третьим будешь?», она долго не думая, согласилась. С четвертой все было просто — дочь Оксаны, Саша. Итак, команда была набрана — четыре города из трех стран — Новокузнецк, Новосибирск, Фрайбург и Хайфа. До поездки оставался почти год, всю организацию на себя взяла Оксана, а мы только поддакивали и говорили, что на все согласные. Время пролетело быстро, выезжать мне надо было 22 февраля. В мире уже бушует короновирус, количество поездок резко сократилось. Я решила, что лечу точно, чему быть — того не миновать. Как ни странно, муж отговаривал, убеждал, что я отвыкла от зимних российских реалий, но разве ж можно напугать женщину, которой что-то запало в голову?

В день выезда я слегка ошиблась, мой поезд уходил на 10 минут раньше, чем я предполагала, осталась без завтрака, думаю, ладно, в поезде, в ресторане поем. Провожающий супруг смотрел так, как будто на Голгофу провожает, я тоже слегка нервничала — не была в России 11 лет, а зимой — 13 лет. Багаж — под завязку, на обратном пути решила заехать на родину, соответственно — подарки, плюс набрала теплую одежду, как на зимовку в Антарктиду.

Первые несколько невезений — какой-то убогий поезд! Вайфая нет, ресторана тоже нет! Поезд полный. Хорошо, что место забронировала. Пошла искать предлагаемое вместо ресторана бистро. Проскочила указанный в информации вагон — ничего нет, никакого бистро. Но, не может так быть у немцев! Прошла еще раз. Так вот — бистро, это тетенька, сидящая в открытом купе, с двумя огромными термосами с чаем и кофе и несколькими видами сэндвичей. Пришлось довольствоваться этим.

Ехать долго, до Мюнхена около четырех часов, хорошо, что без пересадки. Обычного поездного интернета нет, мобильный плохо ловит, вот уж в окно насмотрелась!

Местная электричка, внутри — детский уголок (на окне написано). Наверное, вот таким «многодетным» солдатикам, очень удобно:

Мусор мы сортируем даже в поезде, по сортам! В каждом цвете — свое. Я любую тонну мусора за минуту могу на молекулы разложить! Вот и здесь — четыре разные мусорки в каждом вагоне.

Картинка за окном довольно унылая, февраль все-таки, но вот тот шпиль — это самый высокий собор Германии, Ульмский:

Добралась вовремя, без опозданий, еще и поесть в аэропорту успела. Чем удивил аэропорт — в интернете уже паника, а здесь — народу тьма, и никого в масках! Счастье… Вторая радость, что ввиду переполненного самолета, мою ручную кладь — чемоданчик бесплатно забрали в багаж!

S7 порадовала красивыми и молодыми стюардами и стюардессами, в красивой форме, я уже отвыкла от этого. Зато зайдя в самолет, я получила то, от чего тоже отвыкла — три скандала на пустом месте. Дама, с таким видом, как будто ее силой сюда привели, а обычно она летает частным самолетом, начала блажить, что самолет неубранный и в нем ужасный запах. Хочу сказать — самолет идеально чистый, и обычный самолетный специфический запах. Еще в двух местах пассажиры устроили разборки из-за места на полках. Вот я порадовалась, что у меня ручную кладь забрали!

Полет прошел хорошо, но я была слегка зомби — я, которая спит в транспорте всегда, не сомкнула глаз ни в поезде, ни в самолете. Все-таки, волновалась.

Я всегда беру билеты у окна, люблю смотреть на облака.

Лететь на восток трудно, я 6 часов потеряла. Не знаю, что за город, мне показалось — Москва. Красота!

А прилетела в Новосибирск на следующий день, рано утром. Забавно, но первое, что я увидела, выйдя к ленте получения багажа, — реклама санатория, где я бывала в прошлой жизни. У нас там проходил (не смейтесь) — «Международный форум деловых еврейских женщин», израильское агенство собирало теток — предпринимательниц — от Урала до Дальнего Востока. Аж сердце защемило.

Немного поспала у Оксаны и двинулись в путь. Дел на один день запланировали море! Начали с поездки в Академгородок, в гости к Оксаниной маме.

Очень красивый Бугринский мост, через реку Обь. Его открыли в 2014 году, уже после моего отъезда. Я помню, что еще в 80-е годы пытались начать строительство, но что-то помешало. Начали в 2010 году, но тоже с кучей проблем — необходимо было сносить частные дома, не все хозяева соглашались. В любом случае — результат хорош!

Надо же, именно в этот день, 23 февраля, в Новосибирске проходили региональные соревнования по художественной гимнастике, в которых участвовала старшая внучка мужа. Так что — еще и поболеть успели, и поздравить со вторым местом:

В Новосибирске в эту зиму выпало очень много снега, ни проехать, ни пройти. Потом, все две недели своего пребывания в Сибири, я буду делать одну и туже глупость — бросать рюкзак на землю, потом цеплять его на себя и удивляться — откуда грязь? Я вообще отвыкла от снега, тем более — от грязного снега.

Перед гостями заехали в магазин «Добрянка» и у меня случился культурный шок! Нет, меня не удивить выпечкой — тортики, пирожные и булочки в моем регионе границы Германии и Франции представлены в изобилии…. но количество пирогов, пирожков и блинов навели на мысль о просьбе «пирожкового» убежища прямо в этом магазине! Он и оформлен классно — печка, как из сказки:

Я уже почти решилась, но вспомнила французские эклеры и немецкий хлеб…. Народу было — не протолкнуться, праздник. Огромный выбор специальной, праздничной выпечки.

Я планировала поздравить мужа, поэтому, купила танк и солдатика (кстати, в силу того, что он улетел, когда я еще не прилетела, а вернулся только вчера, вся эта военщина «случилась» сегодня на завтрак). Ну, а я не забыла, что сегодня советский праздник — День Армии, и что муж — бывший танкист, по-честному, два года лейтенантом прослуживший в танковых войсках. Нашлось в Новосибирске военное училище, возле которого стоял танк, где я и смогла записать супругу поздравление.

После чего успели погулять по лесу. Я, живя в России, жила в промышленном городе, в самом центре, а здесь — выходишь из дома, и ты в лесу! В моей немецкой деревне тоже лес под окнами, но у нас нет снега. А потом мы отлично посидели с друзьями, вспоминали старые времена, рассказывали о новых. Все — любители путешествий, было о чем поговорить.

Вернувшись домой, успели ещё поспать несколько часов. Вот такие красивые дома и каток — вид из окна.

В аэропорту встретились с четвёртой участницей, Мариной, прибывшей из Новокузнецка, и наша команда полностью укомплектовалась.

По аэропорту сразу понятно — ты в Сибири! Я привыкла к названиям европейских городов на табло (пишу в самый разгар пандемии в Европе, полеты отменены, границы закрыты), а здесь — вся Сибирь!

И вновь, полный самолёт, много китайцев (с ними же граница уже закрыта, видимо, это те, которые уже были в стране), никаких масок (видимо, все понимают, что они бесполезны).

Еще на час вперёд сдвинули время, и мы — в Иркутске. Аэропорт прямо в городе, что выглядит достаточно необычно.

Яндекс такси — прелесть, быстро и недорого. Цена в 3 евро (!!!) привела меня в восторг — у нас только сесть в такси (никуда не поехав) дороже будет стоить! Мало этого, часто городской транспорт дороже! Приехав на съемную квартиру, вновь завалились спать. К этому времени, мой бедный организм вообще не понимал — кто я и где я, разница 7 часов за 2 суток, поезд, самолёты, машины, встречи. Выключилась, как будто на кнопку нажали!

Проснувшись, все обрадовались, что вчера, в прекрасной «Добрянке», захватили пирог с капустой и грибами — отлично пошел.

Потом мы стали настоящей командой — ну, форму не приобрели, но отличительной особенностью нашего девичника стали часы, которые я с собой привезла. Купила их в полете от Рэйнэйр, за два раза — только две штуки на один полет берут. Не подозревали, что найдется сумасшедшая, которая захочет больше!

Квартира оказалась вполне приличной, несмотря на то, что внешний вид дома привел меня в некое уныние. Чисто, хозяин в 5 утра встретил, заселил. Отзыв о квартире здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/irkutsk/hotels/1853882/response/9899

Потом в шкафу обнаружила смешной костюм, а я, как обезьяна, мне обязательно надо все примерить:

Тут подошло время пойти на экскурсию по городу, заранее заказанную у местного гида. Надо сказать, что у нас получилось три заезда в Иркутск — этот, первый, до Байкала, второй раз после Ольхона и третий раз после Аршана. Все три раза мы отлично погуляли по этому старинному городу. Прямо у нас во дворе вот такое народное творчество — люблю граффити:

Первое, что я должна была сделать — послать супругу две фотографии — его альма-матер — Иркутского Института Иностранных Языков и места его приятных воспоминаний — гостиницы «Ангара». Оказалось — мы живем прямо за главным корпусом этого… уже не института, а факультета местного университета. Что очень жаль, когда-то ИИИЯ был самым лучшим ин.язом Сибири. Гостиница «Ангара» прямо напротив, видно когда-тошнее, советское величие, прямо вижу теток в коридорах, которые «не пущали». Хорошо, что действующая — значит, есть туристы:

Эти два здания разделены площадью Кирова, помимо них, площадь окружена государственными и муниципальными зданиями. Название ее менялось аж 12 раз!!! Почти 150 лет она называлась Кремлевской — это название удержалось дольше других. На этой площади проходят все важные городские мероприятия, здесь же устанавливают главную городскую елку.

Нижняя набережная Ангары, в этот раз мы увидели ее только сверху. Про памятник вдали расскажу позже, когда подойдем к нему ближе.

Начали с трех церквей, расположенных, практически, на одном пятачке.

Католическая церковь Успения Девы Марии. Была построена в 1820 году, главными прихожанами были сосланные поляки, из-за чего церковь до сих пор называают в народе «Польской». Этой церкви тоже повезло — ее не разрушили и не превратили в склад, а разместили в ней Восточно-Сибирскую студию кинохроники. В 70-х годах 20 века церковь стала органным залом Иркутской Областной Филармонии. В Польше этот храм внесен в список культурного наследия, но в 1998 году администрация города окончательно отказалась вернуть храм местной католической общине, сегодня там проводятся концерты, или, католики арендуют зал для служб.

Совсем рядом — Спасская церковь — именно с нее начинался город, еще 300 лет назад. В те времена этот храм был окружен острогом — крепостью, которая была построена на берегах Ангары, чья главная задача была — оборона восточных рубежей России. Это единственная церковь в Сибири, у которой есть роспись на внешних стенах. Создана она была в начале 19 века, а в 70-х годах 20 века росписи отреставрировали. К сожалению, внутренние были утрачены полностью.

Прямо за церковью — памятник покровителям дома и семьи Петру и Февронье, и, почему-то, зайка, возле которого принято оставлять денежки:

С другой стороны от церкви — беседка с камнем:

Собор Богоявления — очень пряничный, предполагаю, что иностранные туристы приходят в восторг! Тоже одно из старейших каменных зданий не только города, а всей Сибири. Храм появился здесь в конце 17 века, первоначально назывался Петропавловской церковью, но после пожара был выстроен заново. Церковь претерпела еще несколько катаклизмов и перестроек, а после революции была закрыта. И в ней разместилась кондитерская фабрика! Хорошо, что не конюшня… При фабрике, здесь же, в церкви, общежитие. А уже в нашу современность, в 1960 году, церковь хотели снести, но архитектор, которая должна была подписать бумаги, увидев объект, взялась за его реставрацию. Да, это была женщина, с прекрасной «французской» фамилией — Галина Оранская. Закончили восстановление в 2002 году.

Рядом с церквями — небольшая площадь, посвященная памяти погибшим в ВОВ.

Одно из самых приятных мест сегодняшнего Иркутска — вот эта «Добрая» площадь (название почти буквальное). Скульптуры, явно навеянные Роденом, хотя есть и «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». Как нам объяснили, скульптуры установлены на площади перед стоматологией, для радости детишкам, которые приходят лечить зубки. Вроде бы, даже на деньги стоматологии. Если все это так — респект клинике!

Здесь мы расстались с нашим гидом, корпоративная этика — писать о ней ничего не буду.

В Краеведческий музей заходить не стали, решив, что слишком мало времени для музеев. Возможно, зря, этот музей — 1782 года, построен был на деньги купцов (как всегда) и тогдашнего губернатора (что бывает реже):

Примерно в это время мы поняли, что очень замерзли (с гидом стояли по 20 минут на каждом месте) и хотим есть, понеслись к набережной, будучи уверенными, что там будет еда. Пронеслись мимо памятника Александру Вампилову:

Он установлен в сквере, возле драматического театра. В молодости, он любил здесь гулять с друзьями. Вампилов — автор рассказов, очерков, фельетонов и пьес. Александр Вампилов очень трагически погиб — утонул в Ангаре за два дня до своего 35-летия. А вот и театр, из него выходили нарядные люди с детьми:

Тут и обед забрезжил. В кафе возле памятника Александру Третьему:

Памятник установили в 1908 году, в честь важного события — окончания строительства Транссиба. В советское время его, естесственно, снесли, а в 2003 году вновь восстановили.

Ресторанчик оказался удачным, порадовал. Кстати, почти всю поездку, нам было вкусно и недорого. Отзыв о кафе — ресторане здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/irkutsk/cafe/36030/responses/6096

После горячей еды и к Ангаре не страшно спуститься:

На многих исторических памятниках Иркутска фамилии тех, кто внес значительный вклад в развитие города. Привет немцам, их там тьма!

А вот это — очень интересный камень. «Оленный камень». Так на местном наречии Южной Сибири и Монголии назывались камни-писаницы второй половины первого тысячелетия до н. э. Камни украшали изображением оленей, конской сбруи, оружия.

Главный памятник Иркутска увидели уже в полной темноте. Это Бабр, да, не Бобр, а именно Бабр! И никакого отношения к бобру он не имеет — в переводе с тюркского, это большой и сильный тигр, полосатый, а не черный. Именно он изображен на гербе города, только из-за путаницы у геральдистов, он стал немного бобром, во всяком случае — хвост точно бобринный. В зубах он держит соболя.

Кстати, ходить по достопримечательностям Иркутска очень легко — прямо на тротуаре, по центру, идет зеленая линия протяженностью 5 км, проходя через 30 иркутских достопримечательностей. Только, это здорово летом, зимой линия периодически исчезает под снегом.

В самый популярный исторический туристический квартал Иркутска, который так и называется «Квартал 130», мы пришли уже вечером. В нем сосредоточены пара десятков старинных деревянных зданий, которые сохранились с 18 века. Остальные здания восстановлены, но вполне аутентично. В некоторых зданиях расположились магазины и кафе, а в некоторых — музеи.

Гуляя по Иркутску просто необходимо встать на «круг желаний» с надписью, что городу 350 лет, и трижды повернуться против часовой стрелки, загадав желание. Несправедливо — повернуться трижды, а желание одно!

Здесь, в 130 квартале, наткнулись на необычную «пирожковую», новозеландскую, где и закупились на ужин и завтрашний завтрак. Отзыв о новозеландских пирогах здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/irkutsk/cafe/36023/responses/6095

Рядом с кафе — вот такая очаровашка, корги, подарок городу от семьи Горбуновых:

Возвращаясь из 130 квартала неизбежно проходишь по одному из главных бульваров города — улице Урицкого. Когда-то это было самое торговое место, собственно, ничего не изменилось — это и сейчас торговая улица. Фото могут оказаться не только с этой улицы:

Совершенно случайно наткнулись (я, зоркий глаз, увидела) на памятник Гайдаю, с его знаменитой троицей. Никулин неудачный, остальные очень похожи:

Памятник нам. ДА, всем нам, читающим и пишущим на этом сайте — памятник туристу! Ну как не пристроиться к нему:

Перед возвращением «домой» повторила фото для мужа, на этот раз ночной вариант. Гостиница «Ангара»:

Интересно, что названия всех улиц в Иркутске написаны по-русски кириллицей и латиницей. Особенно забавно читать фамилии революционеров и прочих деятелей.

И еще немного фото первого дня нашего Иркутска:

А мы пошли собираться и готовиться к важному завтрашнему дню, к первой встрече с зимним Байкалом!

Спасибо за внимание, до следующей встречи.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия