Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 23:59
Мы будем путешествовать!

Хужир — Россия Февраль 2020

Наконец-то, утро отъезда. Нас повезли на автобусе — трансфере, который забирает практически от дома и довозит до переправы на остров Ольхон. Собственно, если народу мало и везут сразу небольшим автобусом, то на сам остров, а большим нельзя — делают пересадку, но об этом позже.

Мечты сбываются — зимний Байкал! Остров Ольхон. Часть первая.

Билеты на эти Автобусы можно купить на автовокзале, но нам брал хозяин нашей квартиры. Он же пришёл утром, и отвёл нас к нашему транспорту. Который оказался уже почти полный, расселись по одной.

За всю дорогу сделали одну паузу, туалетно — обеденную. Объявили, что пауза 30 минут, простояли ровно час. Непривычно. Есть я не стала — со всей выпечки тёк жир и уровень чистоты (точнее — ее отсутствия) меня несколько смутил.

По дороге мучила одна мысль — как бы не запечься. Натоплено было хлеще, чем в бане, народ взмолился уменьшить Отопление, в результате чего стало понятно: есть два варианта — печка жарит, как в аду, печка не работает. Однако, добрались, дорога заняла около 6 часов. Доехали до переправы. Летом ходит бесплатный паром, зимой — переправа по льду. Тут выяснилось, что из трех машин, которые должны нас ждать, что бы отвезти на Ольхон, в наличии только одна. Пришлось попрыгать по льду. Правда, когда все замёрзли, Водитель автобуса (а он не уехал, ждал, пока нас заберут) завёл машину и мы грелись. Фотографировать начала сразу. Вообще, при описании байкальских дней у меня возникнут две проблемы: 1) как и какими словами описать эту красоту и наши эмоции? 2) как уложить тысячи нащелканных телефоном фоток в разрешенную норму? Я все эти дни таскала зарядный блок к телефону. Телефонного блока не хватало!

Но, мы дождались наших машин и загрузились. Первое, что изумило — соседи. Как будто никто не слышал о короновирусе. Куча иностранцев, много и азиатов — тайцы, малазийцы, индонезийцы. С этой русскоязычной девочкой, которая приехала одна, мы потом встречались на льду. А вот эти ребята развеселили. Нас развозили прямо по адресам. Когда подвезли к нашему домику, водитель выгрузил два ЛИШНИХ чемодана — большие, дорогие, упакованные. Мы дружно от них отнекивались, а водитель пытался убедить нас, что они наши — мы же последние. Выяснилось, что ребята их ЗАБЫЛИ! Как можно забыть свои чемоданы, ни одна женщина такое не поймет.

Мечты сбываются — зимний Байкал! Остров Ольхон. Часть первая.

Мы быстренько заселились в чудесный домик. Хозяева нас напоили чаем, накормили блинами, и мы отправились на прогулку по поселку Хужир. Отзыв о домике здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/khuzhir/hotels/4139958/response/9900

Нам необычайно повезло — у нашей Оксаны знакомые есть везде! Так вот, сестра ее знакомой из Томска, работает учительницей географии в местной школе, и еще ведет кружок краеведения. Человек, переехавший на Хужир в 2005 году и влюбленный в остров. Вот она нас и выгуливала в наш первый день на Ольхоне. Причем, она не берет за это плату, просто «по дружбе», заплатили чисто символически, в знак благодарности. А экскурсия была — в разы интереснее, чем с профессиональным экскурсоводом в Иркутске.

Хужир — самый большой поселок острова Ольхон, с бурятского переводится как «Солончак». Своим образованием поселок обязан созданием рыбозавода в 1938 году. Кажется, край географии, электричество на остров провели только в 2005 году, вода есть только у тех, у кого есть скважины, но, с другой стороны — до 1990-х годов даже аэропорт действовал.

Наша цель — мыс Бурхан — Скала Шаманка. Это одно из самых важных, сакральных мест бурятов. Дальше пойдут непроизносимые слова. На Шаманке живет старший северный НОЙОН — сын божественных ТЭНГРИЕВ Хан Хутэ-баабай, хозяин острова. Он существует в образе белоголового орла — беркута. Мыс Бурхан и возвышающаяся над ним Шаманка — самое сакральное на острове «место силы». В пещере скалы жил владыка этих мест — Эжин. До сих пор шаманы посещают это место, что бы поклониться духам. Женщинам сюда заходить не рекомендуется — мы, почему-то, сердим духов. Нет на них (на духов) европейских феминисток! Деревянный столбик, обвязанный цветными ленточками — это «САРГЭ», ленточки вешают, что бы молитвы достигли небес (интересно, про окончании эпидемии кто-то уже повесил?). Еще здесь можно увидеть «Обо», это небольшой холмик из камней, и это тоже дух местности. Именно здесь оставляют духам подарки — монетки, еду, сигареты. Да, бурятские духи курят!

Церковь Державной Иконы Богородицы. Она новый, построен в 2007 году, на всем острове это единственный храм. Икона написана специально для этой церкви.

Как удачно мы вышли погулять — на закате! Красота садящегося солнца необыкновенная, оно закатывалось за озеро видимо! Как мячик катили!

Нам повезло, с 22 по 24 февраля на Хужире проходил Международный конкурс ледовых скульптур. Тема конкурса звучала так: «Лед — это жизнь». Помимо выставки скульптур, проходили спортивные состязания, дегустация бурятской кухни, мастер-классы. Самое забавное — хоккей в валенках.

Фестиваль назывался «Olkhon Ice Fest». И проводился он в рамках фестиваля зимних игр «Зимниада 2020». Конкурс закончился накануне нашего приезда, но скульптуры еще подсвечивали. Работы представили скульпторы из России, Монголии, Казахстана.

Порадовала сортировка мусора — как дома оказалась. А скульптуры — просто произведения искусства!

Мечты сбываются — зимний Байкал! Остров Ольхон. Часть первая.

Вернулись уставшие, переполненные впечатлениями и слегка подмерзшие. Наши гостеприимные хозяева накормили до отвала — картошечка с омулем, вкуснейшая квашеная капуста с брусникой, салат, крылышки, ягодный морс — совершенно домашняя пища! Фото выставлять не буду, зачем дразниться? Они есть в отзыве про домик (см. выше).

И, перед сном, устроили смотр и примерку теплых вещей. Подготовились к завтрашнему дню.

Утром на ГАЗе (после вчерашнего УАЗика очень комфортно) отправились на прогулку по озеру. Ольхон большой, его площадь 730 кв.м. Для древних монголов Ольхон — центр Вселенной. А буряты верят, что на Ольхоне обитают грозные байкальские духи. Высшие Боги послали на землю Хан-Хото-Бабая, и он спустился с небес именно сюда. Сегодняшний день был посвящен поездке на северную часть острова.

ТО, что нам не повезло с годом — нам сообщили еще вчера. Прозрачного метрового льда мы не увидим — снега за зиму выпало столько, сколько не выпадало за последние 50 лет! Так что — с нашим еврейским счастьем (с моим)…

Самая северная часть острова — мыс Хобой. В переводе с бурятского — Клык. Скалы неописуемо красивы, как и виды на озеро. Куски льда настолько прозрачны, что их можно в окна вместо стекол ставить:

Вот эти восхитительные «иголочки» — это воздух, застывший во льду. Толщина льда колеблется от 70 см до 1 метра.

Мечты сбываются — зимний Байкал! Остров Ольхон. Часть первая.

Голубизну льда и снега невозможно передать — цвет такой, как будто фотографии раскрасила!

Заходишь в многочисленные пещеры в скалах — и оказываешься в сказке. Я думала, что это из «Снежной Королевы», но нет, ее замок случится послезавтра.

Вот эти полосы — это замерзшие трещины.

Мы бесконечно ползали — то надо было лечь на спину, что бы сфотографировать потрясающие сосульки, то залезть в пещеру, что бы сфотографировать выход из нее изнутри, то расчистить снег, что бы увидеть лед.

Я очень радовалась, что привезла именно красный пуховик, он яркий и на льду смотрелся отлично! Я вообще зимой, когда нет ярких красок, люблю яркую одежду.

Наш водитель Николай, очень веселый и игриво настроенный, объявил обед. Во всех экскурсиях, заказанных на острове, предусмотрен обед. Нас кормили, как в пионерском лагере — макароны с котлетам и чай с пряниками. Мы дружно вопили: «А компот?».

Кстати, стоимость поездки не велика — 6000 рублей, машина с водителем, легкий обед — на нас четверых. В пересчете на евро за такие деньги не получить даже простую экскурсию по городу (говорю со знанием дела).

Наша главная разметальщица льда (бойтесь все дворники Новосибирска!) Оксана наткнулась на вот такого застывшего макрогектополуса (это, кстати, байкальский эндемик). Я такого первый раз видела, пришлось про него почитать. Он из отряда амфиподов и их в Байкале 300 (!!!) видов! Живет этот чудик на глубине 1 км, в темных и холодных глубинах, но каждый день, раз в сутки минимум, он поднимается наверх, что бы съесть водоросль или какую-нибудь беспозвоночную мелочь. Еще им питается голомянка, а на нее «охотится» омуль, которого из сеток рыбаков воруют нерпы.

Одно из самых ярких впечатлений сегодняшнего дня стали голубые торосы. На самой границе между Малым морем и Большим Байкалом. Когда температура повышается, образуются узкие щели, из которых выдавливается лед и создает эту неземную красоту.

А большие замерзшие кучи на льду — это наплески, или — сокуи. В начале зимы озеро начинает замерзать, но еще штормит и вода плещется. Скалы с наветренной стороны покрываются льдом. Затем вода падает и образуются щели, куда мы с восторгом лазали!

Помните песню ледорубов их «Холодного сердца»? «Мощная, грозная, скользкая гладь. Магию данную не разгадать. Помни, что лед всех нас сильней. Даже ста больших парней».

Одна из скальных групп называется «Три брата». По преданию, три брата догоняли сестру, убежавшую со своим любимым. Но догнав, не вернули сестру домой (прониклись чувствами), за что отец Саган-Хушун (добрый папа) превратил сыновей в камни.

Ольхон в переводе с бурятского означает «немного лесистый». Леса здесь не так много, но вот на таком дереве мы поизображали коал.

А дома (да, наш домик стал нам настоящим домом) наш ждал лагман, и куча других вкусностей.

Потом я вспомнила, что очень хотела выпить (не важно что) из углублений в Байкале. Надо было найти трубочки — соломки для коктейля (как оказалось — не надо, пили без всяких трубочек — послезавтра). Мы с Оксаной, две самые ненормальные, пошли в сельский магазин за трубочками, каковых не оказалось. Зато, в магазине оказался тортик…. можно не рассказывать дальше.

И это еще не все. Я уже говорила, что у Оксаны есть знакомые везде. Так вот, здесь, на Хужире, в это же время, находился в фототуре ее знакомый (или знакомый знакомого), который должен был нам дать советы, куда ехать послезавтра (на завтра планы уже были). Мы пошли искать его отель, и хотя адрес был и гугль мапс работал, но что-то не сложилось. Времени — одиннадцатый час вечера. Темно. Мы бродим, как две тени отца Гамлета. Вроде, где-то совсем рядом. Видим — стоит УАЗИК и четверо местных парней — бурятов. Они нас убеждают, что нам надо идти совершенно в другую сторону, и предлагают подвезти. Ну, разве есть что-то, чего мы боимся (кроме короновируса)? Ерунда, вскарабкиваемся и едем. К счастью, быстро поняли, что не туда. Вылезли и пошли обратно. Отель нашли, знакомый знакомых дал дельные советы, которыми мы воспользуемся послезавтра. А завтра нас ждет южная часть Ольхона, новые красоты, и новые впечатления.

Спасибо за внимание, продолжение следует.