Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 13:48
Мы будем путешествовать!

Иркутск — Россия Февраль 2020

С утра выехали в Иркутск. В этот раз автобус был небольшой, нас забрали первых, прямо от дома. Автобус набрался полный, больше половины — немцы. Меня развеселил такой момент: пока проезжали по льду, мы не пристегивались — из соображений безопасности. Но это не объявлялось, мы сами так решили. Выехали на трассу, водитель объявляет, что надо пристегнуться, так как полиция проверяет. Я перевожу немцам, они выпучивают на меня огромные глаза и говорят, что значит — полиция проверяет, мы с первого момента, как сели, пристегнуты. Ну что с них взять.

Пауза была в другом кафе, не в том, в котором останавливались по пути на Ольхон, но оно было такое же антисанитарное и все такое же жирнющее. Посему я осталась злая и голодная.

Заселились в ту же квартиру, что и до отъезда на Ольхон, у нас даже ключи не забирали. Как к себе домой приехали. Отзыв о квартире здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/irkutsk/hotels/1853882/response/9899

Первоочередной задачей было сдать отвести Марину на опыты в травмпункт, сделать снимок опухшей руки. Вот туда мы и отправились, по пути глазея по сторонам.

Ну что я могла увидеть первое? Синагогу, конечно! А она здесь примечательная — старейшая из действующих синагог в России. Построили ее на пожертвования местных евреев в 1882 году (не подумала бы, что они тут уже были!). Это единственная синагога на Ангаре и в прилегающих районах (не удивляет — евреи и Приангарье плохо стыкуются). В 1924 году синагогу у местной общины отобрали, с ней случилось то, что и с церквями в тот период — ее использовали для различных нужд, в основном — как склад. И потихоньку, здание ветшало и разрушалось. Плюс ко всему, оно трижды за этот период горело. И только в 2009 году провели капитальную реставрацию.

Синагога двухэтажная, в форме буквы «Т», на улице Карла Либкнехта (об этом отдельно). На фасаде в центре купол, сам фасад очень эклектичный — на первом этаже горизонтальные полосы, на втором вертикальные, напоминающие колонны, окна и двери — арки, фронтоны — треугольники. И все это — ярчайшее сочетание бежевого с бирюзовым. В общем, если бы не Маген Давид (Звезда Давида) на куполе и не надпись на иврите над входом, ни за что не скажешь, что это синагога.

Синагога вмещает 450 человек, не думаю, что их столько набирается. Интересно, что на этой же улице располагается мечеть. Приятно, когда нет религиозных распрей. Сибирь этим всегда отличалась — веротерпимостью.

Еще одно историческое здание, которое мы повстречали, не дойдя до травмпункта — пожарная часть. Эта пожарка была построена на стыке 19 — 20 веков! Это было самое высокое светское здание Иркутска, выше были только церкви. Иркутск стал третьим городом в России (после Москвы и Санкт-Петербурга), где пожарную службу выделили в отдельные части (до этого пожарной охраной ведали казаки, полиция и армия). Толчком для этого стал большой пожар 1879 года, когда сгорел исторический деревянный квартал города. Начали строить пожарные вышки, в шахматном порядке, что бы они охватывали весь город. В 1898 году думская комиссия Иркутска решили строить Пожарную Вышку — Каланчу. Проект создал местный архитектор Алексей Кузнецов, ученик Шаламова, он взял за основу его проект. Поэтому, получился близнец петербургской пожарной каланчи на Васильевском острове. Выстроили ее достаточно быстро для того времени — за три года. На смотровой площадке, на высоте 30,7 метров, постоянно находился наблюдающий, которого называли «каланчовый». В зависимости от времени суток, флагами или фонарями, он должен был сообщать о любом возгорании. Поработав пожарным постом почти век — до 1988 года, каланчу постигла та же печальная участь, что и другие исторические здания — упадок и запустение. Активисты пытались привести ее в порядок и устроить музей, но безрезультатно — денег, как всегда, не хватало. Появились они в 1998 году, и через два года бумажной подготовки началась реставрация. Но, деньги закончились быстро, и еще 10 лет каланча простояла в лесах. Наконец, в 2012 году, возобновили работу по реконструкции этого памятника, и завершили ее менее, чем за год. Цена вопроса — 30 млн. рублей. Еще два года понадобилось, что бы собрать экспозицию для музея, и к 200-летию пожарной городской охраны музей был открыт.

Мечты сбываются! Зимний Байкал. Вторая встреча с Иркутском

В музей мы не зашли, у нас цель была — травм пункт. Сдав Марину ее коллегам — медикам, мы отправились по важному делу — делать гравировку на наших командных часах (в первой части). Я еще в Германии хотела ее сделать, но стоимость гравировки была ненамного ниже стоимости часов, не осилила. В Иркутске нам сделали это за 10 минут, и совсем дешево. Теперь на наших часах, изнутри, красовалась надпись: Байкал 2020.

Забрали Марину — жить будет, перелома не обнаружили, золота, бриллиантов, к сожалению, тоже. Респект иркутской травматологии — очень быстро! У нас, если ты не умираешь, это на долгие годы часы, в Новокузнецке тоже (во всяком случае — раньше точно так было).

И, радостные, что все обошлось, мы отправляемся на рынок. Первый павильон, который попался нам на пути, был…. конфетный! Пройти мимо такого я не могу. То, что происходило дальше, Оксана назвала «работой экскаватора»! Я загребала конфеты ковшами обеими руками, набив полный рюкзак (не маленький). Три ехидны подначивали, и всячески глумились на предмет способа вывоза этого при ограничении веса. Ха-ха-ха! Мое время для подначек пришло вечером, когда мы сели «пить чай»! А потом утром, потом опять вечером…. и так до конца недели. А потом в аэропорту. Увезла маленькую горсточку.

Следующее испытание, и опять для меня — кедровые орехи! Я в прошлой жизни была белкой, могу щелкать орехи, не останавливаясь, и кедровые орешки — это единственное, чего мне не хватает в Германии. Они у нас только в чищенном варианте, а мне в скорлупе надо. Купила совсем чуть-чуть, подозревая, что на обратном пути, в родном Новокузнецке, получу в качестве подарков именно это (только не подозревала — сколько! Выложу фото добычи в последней части). Третий пункт — рыба. То, что без омуля меня не пустят домой, я понимала. К омулю в придачу пошел хариус. В результате — мой улов упаковали в большую коробку, которую я таскала за собой оставшиеся дни. Рыбная часть рынка впечатляет всех любителей, за день рынок посещают около 40 тысяч человек!

Название Иркутск происходит от реки Иркут, на берегах которой в 1661 году был построен Иркутский Острог. По-бурятски город называется Эрхуу — Хото. Город не всегда так назывался — первое название — Яндашский Острог, данное по имени местного князька Яндаша Дороги (Дорога — от дараги — старосты, не от дОрОги). Это по его пожеланию был выстроен Острог. Но, как-то не закрепилось это название. Иркутск входит в семь городов России с уникальным культурным и историческим наследием. Главное в этом наследии — деревянные кружевные дома. Про 130 квартал я уже писала в первой части, но и в других частях города деревянные домики не хуже. Дерево в Сибири считалось главным материалом для строительства. Он был наиболее доступен и строилось из него быстро. Архитектура мало чем отличается от северо-русского, так строили, в основном, выходцы из северных российских районов. Деревянное сибирское зодчество 16–18 веков — это достаточно простые дома, построенные из больших бревен, чаще — с высокой двухскатной крышей.

Если говорить именно об иркутских деревянных домах, то в них есть одна особенность — окна больше, чем у обычных русских домов. Наличники — просто уникальны — большие, со сложной резьбой.

Вторая особенность — повсеместные ставни. В Сибири (уже тех времен!) был высокий уровень преступности, горожане старались по максимуму обезопасить свои дома. Поэтому многие дома — с высокими заборами, и с мощными ставнями. Кстати, ничего не изменилось — частные дома по-прежнему строят с высокими заборами, от чего я давно отвыкла.

До 19 века резьба была преимущественно рельефная, после в моду вошла пропильная (сквозная, без фона). Сегодня можно увидеть различные варианты — и пропильные, и рельефные, и накладные варианты.

Многие старые деревянные дома до настоящего времени жилые, в некоторых — офисы, магазины. К сожалению, очень многие дома в плачевном состоянии, или отреставрированы совершенно бездарно. Надеюсь — все приведут в порядок.

Мечты сбываются! Зимний Байкал. Вторая встреча с Иркутском

Случайно наткнулась на вот такой красивый декор — люблю сов — роскошные птицы! А белые — особенно:

Иркутск — это не только деревянное зодчество. Например, на улице, носящей имя Карла Маркса — полно красивых каменных зданий. На ней было запрещено строить деревянные дома.

По поводу улиц Карла Либкнехта, Карла Маркса и прочих немцев революционеров. Их в Иркутске, на удивление, много. Может, что-то с памятью моей стало, но мне кажется, что у нас, в Новокузнецке, было меньше, здесь просто сплошь Урицкие и Кировы. А может, просто раньше внимания не обращала. Вообще, социалистическое прошлое чувствуется очень сильно, и частенько напоминает о себе.

Мечты сбываются! Зимний Байкал. Вторая встреча с Иркутском

К этому времени все порядком оголодали, хотя запас конфет уже был пощипан. Восстановили пробел — сходили в Позную, а то в первый приезд не удалось. Отчет о посещении Позной здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/irkutsk/cafe/33404/responses/6090

Это специально для меня, что бы что-то знакомое перед глазами было:

Во время вечерней прогулки по городу, мне казалось, что он уже родной и знакомый — ведь уже вторая прогулка (хотя, самой информативной. пожалуй, окажется третья).

На следующий день запланирована двухдневная поездка в Аршан, на горячие источники. Как мы думали — два дня расслабления и релаксации. Как оказалось — главный экстрим и стресс поездки. А сегодня, еще не подозревая о грядущих испытаниях, сделали закуп продуктов на два дня (нас предупредили, в Жемчуге с этим проблема), в очередной раз упаковали чемоданы, и провалились в объятия Морфея. Все восемь дней нашего путешествия мы практически не бываем в помещениях — дышим воздухом!

Спасибо за внимание, продолжение следует.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия