Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 14:04
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Фатехпур-Сикри, Агра — Индия Декабрь 2016

11-й отчет. О самостоятельном путешествии по Индии. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.

В предыдущем отчете я рассказал, о том как осматривал Агру, о чем можно прочитать здесь — «Агра. От Тадж-Махала до Красного Форта».

Продолжаю последовательно.

7-й день путешествия 19 декабря 2016 года. ФАТЕХПУР-СИКРИ.

В этот день я должен был покинуть Агру, а с утра было по моему плану — съездить в старинный город Фатехпур-Сикри, который находится в 40 километрах от Агры. Сделать это можно было двумя способами. Отправиться на автобусе от автостанции до которой еще надо добраться, а затем найти нужный автобус (некоторые самостоятельные туристы так и делали), но я решил ехать на тук-туке (поездка туда и обратно, а это почти 80 километров с ожиданием — обошлась мне в 1000 рупий-это около 17 долларов США).

Тук-тукер подвез меня прямо к стоянке автобусов-шатллов, которые специально курсируют (ехать не долго минут 7–10), билет всего 10 рупий.

Автобус приезжает к кассе-билет в комплекс, который как бы территориально состоит из двух частей, стоит теперь для иностранцев 510 рупий (8 долларов США). Ближе всего от кассы вход во дворцовый комплекс императора Акбара Великого, к нему я и направился.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Через эти ворота попадаем во дворец под названием Джодх Баи (Jodha Bai`s Palace).

Все эти дворцы представляют собой замкнутые дворики с хорошей акустикой. На фото дворик дворца Джодх Баи, который предназначался для индуистской жены императора Акбара

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Это самый большой женский дворец комплекса.

Сооружения в Фатехпуре-Сикри являются результатом синтеза различных направлений архитектурных школ (могольской и раджпутской).

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Архитектура джайнизма и индуизма тоже здесь переплетается с исламскими элементами. Основным материалом при возведении зданий служил красный песчаник.

В комплекс зданий входит несколько изящных закутков, павильонов и мини-дворцов для других жен Акбара.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Здесь есть маленький дворец для турецкой жены Акбара.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

И достаточно большой для христианской (гоанской) жены.

У Акбара было 36 жен

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Именно в этом дворце от христианской жены у Акбара родился наследник — будущий император Джихангир в 1569 году.

Акбар Великий в первые годы правления проявлял нетерпимость к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии стал более терпимым- упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий, в том числе разрешил строительство христианских церквей в Гоа.

Акбар говорил — «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум».

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Особое внимание при осмотре комплекса следует уделить дворцу в виде пятиэтажного павильона Панч Махал (на фото), у которого каждый следующий этаж меньше предыдущего — это было место отдыха Акбара и его жен. Его также называют — «Ловец Ветров».

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Перед Панч Махал разбит сад, где выступали музыканты.

А за садом емкость для сбора дождевой воды (на фото) во время сезона дождей.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Справа находится большая площадь, на которой расположены несколько важных зданий комплекса.

Личных гостей император Акбар принимал в Диван-И-Хас (на нижнем фото). Здесь тоже смешаны архитектурные стили, а среди изысканной резьбы интерьеров можно отыскать символы сразу нескольких религий.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Внутри Диван-И-Хас располагался в центре — Трон императора, который стоял на круглой платформе, которая покоилась на необычной резной колонне. Гости Акбара — министры и вассалы — располагались на расходящихся от трона лучах-галереях. (на нижнем фото)

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Зашел я во внутренний двор Форта.

Затем снова вернулся в центральный двор, в котором находился водоем Ануп-Талао, посередине которого есть островок с узорчатой балюстрадой. На него образуя крест — ведут четыре мостика.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Рядом с бассейном расположена личная опочивальня самого Акбара — Хвабгах (комната Грез).

Не буду утомлять рассказом о всех зданиях и сооружениях — отмечу, что здесь на площади находится и сокровищница Акбара — Анкх Мичаули.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Между дворцами расположен и Пачизи-корт, где император играл в настольную игру (похожую на шахматы) и многое другое

Осмотрев все строения, я покинул эту часть комплекса.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Снова вернулся к кассе и от нее — вот по этой дороге пошел в его Западную (Сакральную) часть, где расположились важные мусульманские святыни.

Учтите, что у кассы вас будут атаковать всякого рода помогайки и гиды (здесь они самые наглые в Индии) — если не хотите их брать, то надо жестко от них избавляться- причем несколько из них неплохо говорили на русском языке

Но прежде — немного исторической справки.

В 1568 году третий император Великих Моголов Акбар был на пике своей славы и силы. Его империя крепла, а казна и сокровищницы были полны золотом. Лишь одна печаль лежала на сердце императора — у него не было сыновей. Но прослышал Акбар о святом суфии — Салиме Чишти, который жил тогда в маленьком деревушки, под названием Сикри. И решив испытать последнюю надежду, Акбар отправился в Сикри из Агры — простым паломником.

Суфий предсказал императору рождение трех мальчиков и в 1569 году родился наследник, а впоследствии и еще два сына.

Счастливый Акбар решил, что будет лучше жить поближе к святому и начал строить свою столицу у деревушки Сикри.

Император решительно взялся за дело, его архитекторы создали тот самый знаменитый могольский стиль. Акбар-строитель создал свой рай. За полтора десятка лет — обычный холм превратился в роскошную цитадель. В отдельном дворе располагалось и жилище мудреца Салиме Чишти.

А после удачного похода на Гуджарат, он дал городу название — Фатехпур-Сикри (Град Победы близ Сикри). Город охраняли мощные крепостные стены с девятью воротами.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

В сакральную часть города император Акбар въезжал через Бадшахи — Дарваза (Ворота Падишаха) — на фото, через них вошел и я.

От ворот открывается вид на квадратный двор

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

На большой площади находятся Джама-Масджид (Соборная мечеть) и доминанта храмовой части города — Могила (Мавзолей) Салима Чишти из белого мрамора (на нижнем фото)

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Рядом с мавзолеем находится кладбище мусульман.

Здесь же и подземный вход — по легенде он уходил к Агре.

Ну конечно я не мог пройти мимо и не зайти в мавзолей, который покрыт белым мрамором и изящной резьбой.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Декоративные консоли на колоннах вырезаны из целого куска мрамора и имеют форму грациозной стилизованной змеи. Перед мавзолеем — большое открытое место для молитвы. Многочисленные паломники, особенно у которых нет детей просят святого помочь им в этом- молятся здесь и привязывают ниточки к резному мраморному экрану мавзолея.

Внутренняя часть могилы отделана полударгоценными камнями

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Вот такое фото сделанное из мавзолея — через его мраморную решетку.

На западе стоит Соборная мечеть (Jama Masjid), построенная в 1571 году в персидско-индийском стиле.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Она состоит из нескольких помещений покрытых куполами.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

И наконец не забываем выйти из комплекса через самый большие ворота в Азии, которые называются Буланд Дарваза (Buland Darwasa).

От ворот отходят мощные крепостные стены.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

А внизу лежит бывшая деревня Сикри, а теперь городок Фатехпур Сикри с населением в 30 тысяч жителей, но туда лучше не спускаться, чтобы не портить себе настроение.

Возле ворот расположен небольшой рынок

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Вот так выглядят Ворота Победы (Буланд Дарваза) со ступеней — Ворота высотой 54 метра, построены по приказу Акбара в 1576 году в знак победы над княжеством Гуджарат. На куполе можно увидеть темные пятна — это пчелиные улья.

Что же случилось с городом дальше — почему через 15 лет он был заброшен и столица снова вернулась в Агру, по преданию из города ушла вода-одни говорят из-за землетрясения, другие, что Акбара наказал Аллах за гордыню и грехи. Так или иначе, но Фатехпур Сикри стал городом-призраком и может благодаря этому достаточно хорошо сохранился!

Акбар Великий прожил после того как оставил Фатехпур Сикри еще почти 20 лет до 1605 года и скончался в возрасте 63 лет от дизентерии. Его похоронили в Агре.

Мой вывод: Фатехпур-Сикри обязателен к посещению если вы оказались в Агре.

На осмотр Фатехпур-Сикри неспеша у меня ушло три часа и больше часа поездка обратно до Агры — дорога в общем неплохая, но при въезде в Агру мы попали в жуткую пробку, в такую что даже тук-тук не мог проехать — еще час ехали до гостиницы.

В загадочный Фатехпур-Сикри — город-призрак императора Акбара

Ходить по самой Агре мне больше не хотелось — я поужинал в самой гостинице (ужин обошелся мне в 300 рупий) и на тук-туке за 50 рупий доехал до железнодорожного вокзала, который находится прямо у стен Красного форта и носит название — Agra Fort.

Мой поезд был проходящий и опоздал на станцию Агра Форт на целых пять часов! и вместо, того, чтобы уехать в 20.15 вечера, я уехал в Джодхпур в 01.00 часа ночи, но об этом в следующем отчете, который можно прочитать - здесь - " Джодхпур - синий город Раджастана в Индии."