Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 15:20
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Амритсар — Индия Декабрь 2016

8-й отчет. О самостоятельном путешествии по Индии. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.

В предыдущем отчете, я рассказал о начале осмотра города Амритсара, о чем можно прочитать здесь — «К Золотому храму сикхов в Амритсаре».

Продолжаю последовательно.

4-й день путешествия. 16 декабря.

Завершая осмотр Золотой храм сикхов я вышел через Северный выход, где располагается большая площадь, выложенная мрамором.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Здесь есть несколько небольших фонтанов

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

На нижнем фото — Часовая башня — это северный вход в Золотой храм сикхов с площади

А дальше начинаются обычные торговые ряды, мне однако пришлось вернуться через тот вход, где я оставил свою обувь, но теперь уже сориентировавшись — я сам спокойно вернулся к этой мраморной площади.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

и направился через торговые ряды, которые неплохо оформлены к следующей достопримечательности Амтрисара

Амритасар — священный город сикхов. Население около 1,5 миллиона человек. Эта столица индийского штата Пенджаб, в котором проживает 30 миллионов, из них сикхи составляют 60 процентов населения, индусы почти 40, а мусульмане всего 1 процент — такое малое количество мусульман обусловлено, чем что при разделе Индии в 1947 году, 60 процентов Пенджаба отошло Пакистану и все мусульманское население (около 7 миллионов) бежало в Пакистан, а все сикхи и индусы бежали в Индию. Так как началась кровавая резня и первая война между Пакистаном и Индией.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Поэтому история Амтрисара 20 века богата на кровавые конфликты.

Амритсар был основан четвертым гуру сикхов Рам Дасом в 1577 году. Город получил название от священного пруда, на котором сейчас располагается Золотой храм сикхов.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Пройдя по торговой улице всего метров 100, мы выходим к монументу который стоит перед входом в парк Джаллианвалабагх.

Парк Джаллианвалабагх (Jallianwala Bagh) разбит на месте самой кровавой резни во времена Британской Индии, свидетельство одного из самых позорных эпизодов в британской колониальной империи.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Британский генерал Реджинальд Дваейр, будучи вице-губернатором провинции в 1919 году, запретил все митинги и демонстрации индейцев.

13 апреля 1919 года огромное число паломников приехало в Амритсар отпраздновать Вайсакхи — один из самых великих праздников в календаре сикхов.

Во второй половине дня тысячи людей собрались на площади Джаллианвалабагх. Генерал Дваейер лично повел войска на площадь и приказал своим солдатам открыть огонь без предупреждения.

Официальные источники английского правительства назвали число погибших — 379,и 1100 раненых, а Индийский Национальный конгресс утверждал о тысячи погибших. Действительное число погибших неизвестно, но оно точно значительно больше английской цифры.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Все это вызвало возмущение по всей стране, а Ганди призвал к общенациональной забастовке, положившей начало Движению за не сотрудничество, ставшей важной вехой в борьбе за независимость Индии. Сегодня эта площадь в центре Амритсара превращена в парк и мемориал.

Центральный монумент погибшим индейцам.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Сохранилась стена, на которой остались следы от пуль английских солдат, расстрел толпы продолжался около 10 минут, а все выходы были заблокированы англичанами.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

А вот так стилизированы в парке английские солдаты.

Вход бесплатный для всех — есть и небольшой музей с фотографиями.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Осмотрев мемориал я направился в сторону своей гостиницы, через центр города.

Здесь видно, что сикхи заботятся о чистоте (правда не всегда это получается), а также установили в центре много скульптурных композиций и больше ни в одном индийском городе я не видел такого большого скопления городских скульптур.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Некоторые из которых очень самобытны.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Но в основном памятники посвящены военным победам и полководцам сикхов.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Отмечу еще одну особенность сикхов — они обязаны сохранять при себе пять предметов (пять:

— Кеш — нетронутые волосы

— Kangsha — деревянный гребень, поддерживающий волосы.

— Kara — стальной браслет

— kaccha — трусы до колен

— Кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Это правило обязательно. Кинжал не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе кинжал, уважает других.

Всем мальчикам при рождение дается отечество — Сингх, а всем девочкам отчество — Каур.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Погребальная церемония сикхов как и у индусов — кремация. После кремации пепел умершего бросают в реку.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Я снова оказался у здания городского музея, он был закрыт.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Я же снова вернулся по улице Холл-роуд, на которой есть несколько симпатичных зданий- как например вот эта гостиница (на нижнем фото)

Передохнув, уже поздно вечером я снова пришел в Золотой храм сикхов и сейчас он был с подсветкой

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

И все это выглядело очень красиво.

Так завершился мой день в Амритсаре.

5-й день путешествия 17 декабря.

В этот день я должен был уехать из Амритсара, но у меня было еще полдня, было решено направиться и посмотреть второй важный храм в Амритсаре — храм индусов

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Храм был построен в 1921 году по примеру Золотого храма сикхов и наверное в противовес ему и сейчас это главный индуисткий храм в Пенджабе.

Храм называется Дургиана Мандир и как Золотой храм сикхов, он также расположен в центре озера и также связан с землей длинной насыпной дорожкой и также имеет золотой купол.

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Нижняя часть храма -это белый мрамор с красивыми узорами

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Этот храм также называют — Серебряным храмом из-за покрытых серебром резных дверей (на фото)

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Верующих здесь немного и нет волонтеров, которые раздают пищу.

И боги здесь Индуистские

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Но так же как и в Золотом храме сикхов есть мемориальные доски воинам павшим в Пакистанских войнах

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

На выходе из храма — двери также посеребренные

Амритсар — столица индийского региона Пенджаб

Амритсар если отойти немного от центра города — обычный индийский город, не очень чистый на окраинах, со священными коровами и сильным автомобильным трафиком.

Около 14 часов я вернулся в гостиницу, забрал свои вещи и спокойно пешком за 10 минут дошел до вокзала. Мой поезд должен был выйти из Амритсара в 16.10, но ушел с задержкой на 2 часа (хотя Амритсар был первой начальной станцией пути). Мой путь теперь лежал на юг в Агру, до которой было 702 километра. Я ехал в хорошем плацкарте, билет стоил 1460 рупий (примерно 25 долларов США) и в Агру я должен был приехать в 8 часов утром на следующий день, но об этом в следующем отчете,который можно прочитать - здесь- " Агра - архитектурное чудо Индии."