Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 7:59
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Амритсар, Пенджаб — Индия Декабрь 2016

7-й отчет. О самостоятельном путешествии по Индии. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.

В предыдущим отчете, я рассказал о последних достопримечательностях, которые я посмотрел в Дели, о чем можно прочитать — здесь «По Дели. От гробницы Сафдарджанга к Красному форту».

Продолжаю последовательно.

3-й день — путешествия 15 декабря 2016 года.

Около 15 часов, я забрал свои вещи из гостиницы в Дели и за пять минут дошел до железнодорожного вокзала, где чтобы попасть в вокзал у вас просвечивают вещи, как в метро. Зайдя в вокзал я разместился в зале ожидания вокзала (на фото), заранее посмотрев на табло, что мой поезд уйдет с 1-го пути.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Поезд Дели — Амритсар — прямой и вагоны в нем сидячие (1 и 2 класса), так как ехать всего 6 часов. Мой второй класс стоил 700 рупий (12 долларов США)- поезд в целом был хороший и комфортный, с туалетами.

Мы вовремя отъехали — в 16.30 с первой платформы и в пути нам всем разнесли по литровой бутылке воды, а около 19 часов накормили ужином (примерно, как в самолете).

Поезд сделал всего несколько остановок — на этом пути. Преодолев 448 километров и точно по расписанию в 22.45. , я вышел на конечной станции — это и был Амритсар, так я оказался в самой северной точке мое индийского путешествия в штате Пенджаб.

Выйдя на вокзале, было уже очень темно — я сразу сел в тук-тук, который довез меня до гостиницы за 100 рупий (1,5 доллара США), можно было дойти и пешком — это было недалеко, но я не стал рисковать — было темно и я боялся снова заблудиться в непонятных индийских улочках.

Отель мой назывался -Golden Sunrise Inn и был забронирован на 2 ночи, с налогами выходила около 13 долларов за ночь. Отель был хороший, с горячей водой, отзыв о нем я написал — здесь.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

4-й день путешествия. 16 декабря. АМРИТСАР (Amritsar).

Хорошо отдохнув и никуда не спеша, я с утра сначала немного прогулялся по городу.

Вообщем ничего особо интересного — обычные индийские улицы, только немного почище, чем в Дели и температура воздуха была прохладней — в обед около 14 — 15 градусов тепла

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Я направился к главному — ради чего приезжают все туристы в Амритсар — к Золотому храму сикхов.

От моей гостиницы было идти в принципе недолго около полчаса и необходимо было пройти вот эти ворота — Gandhi Gate в старый город, которую рассекает главная улица — Холл-роуд.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

На ней множество магазинчиков, мастерских и еще куча переулков, которые уходили непонятно куда — пройдя по ней вы выйдите через следующие ворота к музею Амритсара.

Перед музеем установлено несколько памятников важным сикхам, не забываем, что мы оказались в столице сикхов.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Здесь у этого памятника — я сел к велорикше и сказал, чтобы меня довезли ко входу в Золотой храм, так как, хотя и имел карту, боялся опять начать плутать в закоулках. За 50 рупий велорикша достаточно быстро доставил меня ко входу.

Перед входом — надо сдать свою обувь в камеру хранения — есть специальное помещение- его увидите на входе — здесь же взять косынку, один из сикхов помог мне ее повязать на голову. Все это бесплатно и вход в сам Золотой храм для всех бесплатный. Открыт ежедневно и круглосуточно. Перед тем как войти на территорию храма, проходите через небольшое мраморное углубление, где течет вода — так чтобы она омыла ваши ноги — идут все босиком.

И вот таким образом помыв ноги я оказался на территории главного храмового комплекса сикхов.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Золотой храм это сверкающий гигантский комплекс из мрамора, бронзы и сусального золота. Бытует легенда, что на позолоту храмов ушло 750 килограммов чистого золота. Жители Амритсара называют его Хамандир Сахиб (в переводе Храм Бога).

Золотой храм поистине сочетает в себе красоту архитектуру и священную атмосферу.

Эта важная святыня сикхов привлекает больше паломников и туристов, чем даже знаменитый Тадж-Махал.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Было еще рано и храм предстал передо мной в небольшом тумане — было около 14 градусов, но проложены ковровые дорожки на мраморе, так что ходить босиком было не холодно.

Золотой храм является наиболее святым местом в религии сикхов, которые являются религиозным меньшинством в Индии. Их примерно всего 20 миллионов и они составляют примерно всего 2 процента населения Индии. Но в Армии Индии- сикхи традиционно занимают 20 процентов всех должностей, так как считаются очень воинственными. Именно сикхи восставали несколько раз против англичан.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Храм служит ярким примером приверженности сикхов своей вере, в которой активно проповедуется единство и равенство всех религий. Их вера называется сикхизм — это религиозное учение возникло в начале 16 века — здесь в Пенджабе.

Сикхизм это самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. И главное, что его настоящее имя никому не известно.

Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашел свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи не достойны поклонения.

Сикхи считают неправильными все представления о рае и аде, воздаянии и грехам, карме и новых перерождениях. Все это они считают попыткой одних сметрных манипулировать другими. Посты и обеты не имеют значения. После смерти, согласно сикхам, — душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как все сущее.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом — веру и любовь, быть свободными в своей воле и уважать свободу других.

Сикхи считают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы. В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможность духовного роста и развития.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Поэтому Золотой харм сикхов могут посетить люди любых религий.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Так как много сикхов служило и служит в Армии, то в храме можем увидеть много мемориальных табличек воинам из различных подразделений индийской Армии

Самый священный храм сикхов расположен на месте, некогда окруженного лесом озера.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Золотой храм строился и разрушался много раз, прежде чем в конце 1700-х годов был восстановлен тот вариант, который мы можем видеть сегодня, а строительство первого храма на этом месте инициировал Рам Дас, четвертый гуру сикхов, а завершил в 1604 году его приемник, гуру Арджан Дэв.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Храмовый комплекс имеет спальные комнаты, в которых туристы и паломнику могут переночевать

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

В 1802 году Золотой храм был покрыт позолоченными пластинами.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Вода в озере холодная, всего несколько человек погрузились в нее.

Красоту позолоченного храма, воплотившего в себе смесь индуистких и мусульманских архитектурных стилей и усиленным отражением в воде, некоторы сравнивают с Тадж-Махалом.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

История Амритасара в 20 веке несколько раз омрачалась кровавыми событиями, об этом я расскажу в следующем отчете, а пока отмечу, только, что в 1984 году сикхский фундаменталист Джарнайл Синг и его последователи заняли Золотой храм в рамках компании борьбы за независимое сикское государство — Халистан. В этом же году премьер-министр Индии Индира Ганди санкционировала военную акцию по уничтожению сепаратистов в Золотом храме. Индийская армия атаковала боевиков в Золотом храме, убив всех боевиков в храме, наряду со многими мирными жителями, которые оказались в заложниках, а Золотому храму был нанесен серъезный ущерб, так как применялись танки и бронемашины.

Все это вызвало рост сикхского терроризма, многие военные-сикхи увольнялись из Армии и возвращали награды полученные от Правительства Индии.

Спустя 4 месяца после этой операции — 31 октября 1984 года Индира Ганди была убита двумя ее телохранителями — сикхами. По Индии прокатились вооруженные погромы сикхов, которые прекратились после выступления сына Индиры Ганди, который призвал к примирению и прощению.

Сикхи отказались от средств правительства и восстановили все сами, но инцедент до сих пор не забыт.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Еще одна особенность всех храмов сикхов, что здесь можно бесплатно пообедать любой человек — поэтому этот комплекс и самая бесплатная большая столовая в Мире. Ежедневно до 30 тысяч людей посещают храм и получают пищу.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Около 1000 волонтеров-сикхов помогают в этом, но волонтером может стать любой желающий

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Пищу раздают в столовых комнатах (на фото внизу) без какой-либо мебели — посетители сидят на полу. Пища вегетарианская- суп-пюре из бобовых и рис. Я честно говорил не стал пробовать, ее вид, как- то меня не вдохновил, к тому же я только привыкал к Индии и боялся отравлений. Кормят здесь 24 часа в сутки. Заложил основы общественной кухни первый гуру сикхов — Нанак, целью, которой, по его словам — сделать всех людей равными.

Обойдя весь храм по периметру- я снова вернулся ко входу через который вошел, но теперь встал в очередь, чтобы попасть внутрь Золотого храма

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Для этого надо пройти вот такой Надвратный храм (на нижнем фото)

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Очередь здесь делится на мужскую и женскую, разделены перилами

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Здесь уже запрещено снимать и я долго продвигался около 40 минут к храму, внутрь запускают партиями, так как сам храм небольшой, внутри гуру-сикхов читают и поют свои торжественные обряды. Все достаточно просто, но внутри тоже все обшито золотыми пластинами. Вся процедура занимает около 7–10 минут.

Приведу фото из интернета

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

В пруде очень много огромных золотых карпов.

К Золотому храму сикхов в Амритсаре (Пенджаб)

Вообщем Золотой храм впечатлит любого человека!

А вот так этот храм выглядит ночью с подсветкой - фото из интернета

На этом пока остановимся и в следующем отчете, завершим осмотр Золотого храма днем, затем вернемся к нему еще раз ночью, а осмотрим и другие достопримечательности столицы Пенджаба,о чем можно прочитать - здесь- " Амритсар - столица индийского региона Пенджаб"