Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была вчера 19:31
""

Калуга — Россия Сентябрь 2023

Закончилось лето, не очень богатое на путешествия, а осень эта и вовсе у меня оказалась туристически провальной. Правда, здесь, по традиции неожиданно, пришел на помощь работодатель, организовавший для своих сотрудников бесплатную автобусно-пешеходную экскурсию по церквям Калуги в сопровождении настоятеля храма «Неопалимая Купина» отца Дмитрия. Что-что, а сделать такой вот неожиданный маленький утешительный подарок наша компания умеет, почаще бы еще, а лучше-деньгами, ну да ладно. Паломнические туры, в общем-то, не мой конек, но почему бы и не пройтись по улицам и храмам родного города, тем более, что в программе — посещение монастыря Калужской иконы Божьей матери, где я давно собиралась побывать, но куда так и не дошла? Наверное, жители средней полосы еще помнят, какая прекрасная погода стояла у нас в начале этой осени, так вот, 30-е сентября, на улице — +25, и мы идем гулять!

Началась наша прогулка у одного из красивейших зданий Калуги, усадьбы купцов Золотаревых.

В последний день сентября

Владельцем усадьбы был купец первой гильдии, бургомистр Калуги Иван Максимович Золотарёв. В 1805–1808 годах для него построили роскошный особняк, который калужане именовали не иначе, как дворцом. Архитектор неизвестен, но есть основания считать, что им был знаменитый Матвей Федорович Казаков.

При Золотаревых усадьба снискала славу самого богатого здания в Калуге, хотя сами хозяева в ней не жили — она использовалась только для приема знатных господ. Одна из легенд гласит, что её строили аж для самой Екатерины II. Якобы усадьба должна была стать гостевым домом императрицы. Но пока думали, да планировали, Екатерина успела отойти в мир иной. Подтверждений этой гипотезе нет, зато в усадьбе побывали другие царственные особы — Александр I и Николай I. Сейчас здесь расположен калужский краеведческий музей.

В последний день сентября

По соседству с усадьбой Золотаревых находится старейший каменный виадук России — Каменный мост. Он был построен в 1777 году главным архитектором города Петром Никитиным, чтобы соединить две части города, разделенные Березуйским оврагом.

Вот уже несколько десятилетий в Калуге существует традиция: после церемонии в ЗАГСе счастливый новоиспеченный муж должен пронести новобрачную через Каменный мост на руках, а после молодожены отправляются на фотосессию во двор усадьбы Золотаревых с ее ажурными коваными оградами.

Каменный мост привел нас к еще одному знаковому месту и гордости Калуги — Гостиному двору, или Гостиным рядам. Гостиные ряды есть во многих городах нашей страны, но скажите, где еще вы видели такие нарядные? В их архитектурном облике многие находят сходство с дворцом в Царицыно, который строил Матвей Казаков, ученик Петра Никитина, по проекту которого ряды возводились.

В последний день сентября

Расположен Двор на месте, где испокон веков шла торговля. От текущей поблизости реки Оки, с пристани, сюда вела дорога, по которой круглый год пешком, на санях и телегах поднимались купцы со своими товарами. Площадь для купли-продажи представляла собой деревянные «шалаши и рундуки», которые принадлежали купцам и были сгруппированы в ряды: хлебный, масляный, яблочный, рыбный, мясной, квасной, чулочный, железный, горшечный, серебряный, меховой, кожевенный, но в целом застройка имела хаотичный вид. Когда Калуга стала центром наместничества, началась застройка города по регулярному плану, и Петр Никитин определил, что новый каменный Гостиный двор должен оставаться на традиционном месте — неподалеку от водного торгового пути. Строительство началось в 1874 году, и затянулось на целых сорок лет.

Четырнадцать корпусов Гостиного двора располагаются таким образом, что площадь внутри них образует прямоугольный двор — там прежде велась торговля с лотков.

В последний день сентября

Часть помещений построенного за счет местного купечества Гостиного двора отошла городскому обществу и стала использоваться для общественных нужд или сдаваться внаём, другая часть была во владении купцов. Собственно, и сейчас схема та же — площади Рядов заняты магазинчиками, кафе и административными конторами, а еще здесь устроена площадка для проведения концертов.

Перейдя дорогу от Гостиного двора, оказываемся в еще одном историческом месте Калуги. Здесь, на холме над Окой, где сейчас шумят деревья городского парка, когда-то стояли бревенчатые стены крепости с двенадцатью боевыми башнями. Ничего от этой крепости не сохранилось, и теперь здесь высится Свято-Троицкий кафедральный собор.

В последний день сентября

Первое упоминание о нем относится к 1610 году, и связано с похоронами рядом с деревянным в то время храмом Лжедмитрия II. Однако могила этого претендента на русский престол не сохранились, и в настоящее время место захоронения его неизвестно.

Строительство каменного храма на месте изначальной деревянной церкви было закончено в 1818 году. План и фасад храма были спроектированы губернским архитектором Иваном Ясныгиным.

В последний день сентября

Архитектурная уникальность Троицкого собора заключается в том, что его огромный, полукруглый, семнадцатиметровый купол в византийском стиле построен без использования внутренних опор, и по размеру он сопоставим с куполом Казанского собора в Санкт-Петербурге.

В последний день сентября

Хотя собор снаружи и представляет собой сочетание архитектурных стилей классицизма и ампир, внутри он является воплощением византийской и древнерусской школ зодчества. Многоярусный иконостас собора традиционно русский. Работы по изготовлению резных деталей осуществляли калужские мастера.

В последний день сентября

Одна из самых почитаемых святынь здесь — чудотворный список Калужской иконы Божьей Матери. Калужскую Богородицу очень легко отличить от других — только она держит в руках раскрытую книгу.

В последний день сентября

Сейчас, немного прогулявшись по городскому парку у стен собора, мы переместимся в другой конец города и в другой храм, где я вам немного расскажу об этой калужской святыне.

В последний день сентября

Автобус высадил нас на окраине Калуги, в поселке Ждамирово (старое название которого Калужка (по имени протекающей здесь реки)), где в XVIII веке был обретен чудотворный образ Калужской иконы Божьей Матери.

В последний день сентября

Теперь здесь находится одноименный монастырь,

где нас встретила благожелательная монахиня, и проникновенно рассказала о силе веры и молитвы, о недопустимости бранного слова, и об истории калужского чудотворного образа. Явление Калужской иконы Божьей Матери произошло в 1748 году в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово.

В последний день сентября

Две служанки перебирали на чердаке его дома старые вещи и обнаружили большой сверток сурового холста с изобораженной на нем женщиной с книгой в руках. Одна из девушек, Евдокия, была несдержана на язык, позволяла себе резкие и непристойные речи, не обращая внимания на увещевания своей скромной подруги. Раздраженная очередными попытками урезонить ее, Евдокия плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств.

Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме. На следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и рассказала, как смеялась над ней их дочь, и повелела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной на молебне водой. После молебна Евдокия выздоровела.

В последний день сентября

С тех пор приходящие к иконе в доме Хитрово с верой исцелялись. В Калугу был отправлен список со святого образа.

В последний день сентября

Считается, что через эту икону Богородица не раз проявляла свое покровительство русской земле в тяжелые для нее времена, и в память об этом праздник чудотворной Калужской иконы Божьей Матери отмечается аж 4 раза в год: в день обретения иконы,

в честь избавления Калуги от чумы в 1771 году, в память спасения города от нашествия Наполеоновских войск в 1812 году,

В последний день сентября

и в благодарность за избавление от холеры в 1898 году.

С XVIIIека Калужка стала местом, куда стекались богомольцы поклониться чудотворной иконе. Специально для нее в 1760 году построили каменную церковь.

В последний день сентября

В 30-е годы XX века храм был закрыт, следы чудотворного образа затерялись, но списки с него находятся во многих церквях Калуги.

Работы по восстановлению храма начались в 2006 году, а в 2018 году на этом месте был официально открыт монастырь.

В последний день сентября

В заключение сегодняшней прогулки отец Дмитрий отвез нас в свой новый, расположенный на первом этаже жилого дома «Кошелев-проекта» храм «Неопалимая купина». Несмотря на небольшое помещение, церковь обзавелась своей библиотекой и комнатой для занятий с детьми.

В последний день сентября

Сейчас собираются деньги на строительство нового, большого храма, красивый проект которого уже разработан и гордо выставлен на всеобщее обозрение.

На этом отец Дмитрий (с немалым, думаю, облегчением) распустил нашу беспокойную команду. Хотелось бы как-нибудь еще прогулять вас по Калуге, так что очень надеюсь в ближайшее время все же осилить эту задачу.

В последний день сентября

Цикл материалов "Калуга и Калужская область"

1. Уютная прелесть Тарусы
  2. Страна Вихляндия: там, где тебе снова десять
  3. «Москва-Луна, Калуга-Марс»
  4. Боровск: купцы, старообрядцы и подвиг князя Волконского
  5. В цветном мире Боровска
  6. Уходящая старина. Как будто розы опадают...
  7. Вперед, за Европой! Музей бумаги "Бузеон"
  8. Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...
  9. В краю российского лэнд-арта
  10. Как пятьсот лет назад
  11. Этномир: Вокруг света за один день.
  12. Полотняный завод
  13. Выходной в Парке птиц.
  14. Моя Калуга
  28. Немного об актуальном искусстве в Калуге
  29. В космическом городе Тестоединске
  30. Калужский театр кукол, или куда пойти на спектакль для взрослых
  31. Усадьба Гончаровых «Полотняный Завод»