Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — сейчас на сайте
""

Полотняный Завод — Россия Сентябрь 2018

Среди пушкинских уголков России Полотняный Завод находится как бы на периферии. Ни одно из произведений великого поэта не связано с этой усадьбой. Литературоведами ни разу не сказано, что какое — то из своих произведений Пушкин написал здесь. Поэт приезжал сюда дважды — и оба раза это были чисто деловые поездки. Тем не менее Полотняный Завод сыграл в жизни Пушкина важную роль — прежде всего потому, что это было родовое гнездо Натальи Николаевны Гончаровой.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

В пушкинскую пору Полотняный завод представлял собой достаточно бедное родовое поместье. Вся слава этого места прогремела задолго до рождения поэта, к XIX веку оставив после себя лишь воспоминания.

В 1718 году калужский купец Тимофей Карамышев испросил у Петра I разрешение на постройку в излучине реки Суходол (сейчас она называется Суходрев) фабрики «для делания парусных полотен». Через два года, в 1720 году, поставил рядом с этой фабрикой бумажную мельницу и начал изготовлять бумагу. На фото внизу — как раз вход на ту самую бумажную мануфактуру.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

В январе 1732 года компаньонами Карамышева становятся Афанасий Гончаров и Григорий Щепочкин — тоже калужские купцы. Уже через месяц Карамышев умирает, и фактическим хозяином дела становится Гончаров, капитал которого в три раза превышал долю Щепочкина.

На гончаровскую мануфактуру приходилось до трети всего парусного полотна, производимого в России. Качество было отменным — и это сразу же оценили не только русские моряки, но и европейцы.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

«Первою в России» почиталась и бумага, изготовлявшаяся на фабрике Гончарова. Все это было признано в Петербурге. Уже в 1742 году императрица Елизавета Петровна даровала ему чин коллежского асессора, дающий право на потомственное дворянство. Екатерина II сделала Гончарова «поставщиком двора Ее Императорского Величества». Кажется, о большем невозможно было и мечтать.

После смерти патриарха семейства имение и дело унаследовал его старший сын Николай. Но он пережил отца всего на год. Владельцем Полотняного Завода стал внук Афанасий Николаевич, и он сделал все возможное, чтобы громадное состояние было пущено по ветру. Нажитый дедом капитал равнялся шести миллионам, внук же умудрился оставить полтора миллиона долга. Именно с Афанасием Николаевичем в свое время Пушкину пришлось иметь дело.

Вот так, наверное, на балконе дома, ждала жениха Натали. Таким имение выглядит и сейчас: восстанавливается храм Преображения Господня (два года назад от него оставался только фундамент), и две стройные башенки указывают на вход в старинный парк.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

Первый приезд Пушкина в Полотняный Завод в мае 1830 года связан с переговорами о приданом невесты, и поэту пришлось вступить в контакт с новоявленным родственником, дедушкой невесты. Переговоры не принесли ожидаемого результата ни одной из сторон — Афанасий Николаевич ожидал что Пушкин, близкий к придворным кругам, упрочит его финансовое положение, ведь все имения семьи, кроме Полотняного Завода, к тому времени были заложены-перезаложены. Поэту же, у которого не складывались отношения с будущей тещей, пришлось «одолжить» ей денег на приданое своей невесты.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

Пушкин уехал из Полотняного Завода, затаив в душе обиду. Выход ей он дал через год в письме П. В. Нащокину 22 октября 1831 года: «Дедушка свинья; он выдает свою третью наложницу замуж с 10000 приданого, а не может заплатить мне моих 12000 — и ничего своей внучке не дает».

После смерти А. Н. Гончарова наследовать ему должен был бы единственный сын, но очередное медицинское освидетельствование признало его душевнобольным. Опекуном был установлен старший из потомков по мужской линии Дмитрий Николаевич Гончаров, брат Натальи Николаевны. В 1832 году Наталья Николаевна по многим соображениям (в том числе финансовым) решила провести четыре летних месяца в калужском имении родных вместе с братом и сестрами. Сам Пушкин был вынужден остаться в Петербурге, где занимался изданием «Истории Пугачева». Началась интенсивная переписка. В целом супруги обменялись почти тридцатью письмами с каждой стороны.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

В августе 1832 года поэт повторно посещает Полотняный Завод, навещая супругу. Утром, до завтрака, он уходил в сад и проводил время в беседке у реки.

После этой поездки Пушкина с Полотняным Заводом связывали только деловые отношения. Он чрезвычайно нуждался в бумаге для своих издательских предприятий. Жена поэта выступала посредницей во взаимоотношениях мужа и брата. В ее письмах последнему не раз встречаются просьбы о присылке бумаги. Д. Н. Гончаров всегда охотно откликался на них, и бумага поступала Пушкину в срок.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

После гибели поэта молодая вдова (ей было всего 25 лет) почти на два года уединилась в Полотняном Заводе. Летом 1837 года ее посетили здесь друзья Пушкина — В. А. Жуковский и П. В. Нащокин. Почти десять дней прожил в Полотняном Заводе и отец поэта С. Л. Пушкин. Давайте и мы в этот солнечный день золотой осени побудем гостями поместья.

Прогуляемся по старинному парку, расположившемуся на берегу реки Суходрев.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

Во времена былой славы усадьбы парк этот был предметом любви, забот и внимания Гончаровых.

Для охоты здесь держали стадо оленей, сажали на цепь лисиц и волков.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

В начале XIX века в одной из частей поместья был устроен пейзажный парк, для этого был приглашен садовник из Англии. Гостей здесь встречали различные «причуды» — беседки в форме стога сена, таинственного грота, а также цветники и статуи.

Сейчас от былой красоты осталось только буйство природы, парк и сады превратились в лес, но и в этом есть свой шарм и романтика.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

Водная гладь — как полотно импрессионистов.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

Возможно, будь у поэта возможность побыть здесь подольше, мы теперь говорили бы не только о болдинской осени.

Сейчас главная ценность Полотняного завода — дом Гончаровых, отреставрированный и превращенный в музей в канун 200 — летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Ежегодно здесь проводятся праздники, посвященные поэту. Туда я когда-нибудь тоже отведу вас на экскурсию, когда погода будет не так хороша.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

А еще, в августе 2018 года прямо по соседству с домом Гончаровых, на территории Полотняно-заводской бумажной мануфактуры (да-да, полотняная мануфактура закрылась, а бумажная работает до сих пор, уже 300 лет!), открыт первый в России музей бумаги — «Бузеон». Там я еще не была, так что и туда обязательно как-нибудь сходим.

А мы продолжаем гулять по старому парку, наслаждаясь красками, которые подарила нам осень.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

Сегодня усадьба Гончаровых в Полотняном заводе — место притяжения калужан и гостей города, а также — излюбленное место свадеб.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...

Цикл материалов "Калуга и Калужская область"

1. Уютная прелесть Тарусы
  2. Страна Вихляндия: там, где тебе снова десять
  3. «Москва-Луна, Калуга-Марс»
  4. Боровск: купцы, старообрядцы и подвиг князя Волконского
  5. В цветном мире Боровска
  6. Уходящая старина. Как будто розы опадают...
  7. Вперед, за Европой! Музей бумаги "Бузеон"
  8. Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...
  9. В краю российского лэнд-арта
  10. Как пятьсот лет назад
  11. Этномир: Вокруг света за один день.
  12. Полотняный завод
  13. Выходной в Парке птиц.