Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 16:43
""

Малоярославец, Боровск — Россия Апрель 2022

Совершенно случайно прошлой весной у меня выдалось однодневное путешествие по Калужской области. В эти дни парк «Этномир», расположенный в Боровском районе, устроил для жителей области своеобразные дни открытых дверей, позволив посетить свою территорию бесплатно. Естественно, этим воспользовались турфирмы, а их услугами, в свою очередь, наш работодатель, организовав своим сотрудником однодневную экскурсию по программе «Парк „Этномир“- Боровск-Свято-Пафнутьев Боровский монастырь-Малоярославец» за смешные деньги (если бы я добиралось до всех точек маршрута своими силами, я бы на один проезд потратила больше).

Выгрузившись из автобуса в"Этномире», все разбилась на группки по интересам, так как услуги гида здесь не предусматривались. Можно было поучаствовать в разнообразных мастер-классах на Улице Мира,

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

пообщаться с милейшими хаски, навестить контактный зоопарк, сходить в один из музеев, прикупить сувениров, а наша группа прямиком отправилась… гадать. Получили заговоренную на любовь, удачу и здоровье монетку, выслушали персональное пророчество (естественно, обещавшее впереди только радость и благополучие),

а после этого неторопливо прошлись по Улице Мира, практически не заглядывая в ее многочисленные имитации жилищ различных стран мира (поскольку все мы уже бывали здесь раньше).

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Затем мы отправились гулять по территории парка, благо, погода в тот день была замечательной.

А разгуляться в «Этномире» есть где — 140 га с расположенными здесь этнодворами, отелями, музеями, кафе, ресторанами, зонами развлечений для детей и взрослых — каждому найдется занятие по вкусу.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Посетить музеи кукол, камней и минералов, утюга,

русской печи, этнодворы «Беларусь», «Север, Сибирь и Дальний Восток», татарское подворье, котодом, вольер с хаски, этноферму и зоодом «Кобры-мобры» — развлечений здесь хватит не на один день.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Да и просто побродить в первых лучах долгожданного весеннего солнышка — удовольствие, чем мы и занимались оставшееся до отправления автобуса время.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Следующая наша остановка была недалеко — в Рождества Богородицы Свято-Пафнутьевом монастыре, расположенном на окраине Боровска. Здесь до этого я уже бывала, но монастырю в тот наш приезд удалось уделить совсем мало времени, и даже, помню, писала здесь, на сайте, что нужно будет вернуться — ну вот это и произошло.

Знакомство с монастырем изголодавшиеся паломники начали с обеда в трапезной. Какой-то легкий супчик (вкусный), рыба, макароны, квашеная капустка, кабачковая икра, сладкие булочки и чай — такова была наша постная трапеза. Началась и закончилась она чтением молитвы, а в течение приема пищи мы имели возможность послушать житие какого-то святого (кого именно, понять так и не удалось, слишком неразборчиво и монотонно вещал чтец, и слишком громко стучали ложки).

По окончании трапезы все разошлись по территории монастыря.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Как и у большинства русских обителей, его история тесно пересекается со множеством вех неспокойной истории России.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Заложен он был в 1444 году преподобным Пафнутием Боровским. Самые известные страницы его истории связаны, пожалуй, со Смутным временем, когда в 1610 году монастырь оборонялся от поляков под руководством князя Михаила Волконского.

Деревянный Боровский острог тогда не был серьезным укреплением, и русская армия обосновалась за каменными стенами монастыря.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Польские войска под предводительством гетмана Яна Сапеги осадили крепость, но взять ее сходу не смогли, и русские войска раз за разом отбивали атаки поляков.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Но 15 июля 1610 года Яков Змеев и Афанасий Челищев открыли ворота входной башни, названной позднее в народе «башней измены». Противник оказался в стенах монастыря. Сапега бросил в бой все свои силы и вскоре только собор остался оплотом для гибнущих русских воинов и монахов.

Воевода Михаил Константинович Волконский сражался до конца, погибнув в соборе от полученных ран. Монастырь был захвачен и выжжен.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Еще две интересные страницы истории монастыря связаны с известными заключенными, томившимися в его стенах: в 1660-х годах это был руководитель староверов протопоп Аввакум (келью, в которой его содержали, можно увидеть и сейчас (правда, я за два посещения так ее и не увидела — придется ехать в третий)),

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

а в 1670 -х — противницы церковной реформы патриарха Никона боярыня Феодосия Морозова и ее сестра — княгиня Евдокия Урусова.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

В самом Боровске у нас были две небольшие остановки. Сначала — в месте, где когда-то стояла деревянная крепость, заложенная в XIV веке.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Здесь же находится часовня, построенная на месте земляной ямы, где предположительно приняли мученическую смерть боярыня Морозова и ее сестра.

Прошлись мимо задумчиво смотрящего в небо Циолковского в валенках.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Взглянули на фрески Владимира Овчинникова. Два года прошло с моей летней прогулки по Боровску, и было заметно, что рисунки с тех пор поблекли, а на одном из домов, где когда-то красовалась фреска, я обнаружила лишь закрашенную белой краской стену.

С другой стороны, может быть, в городе появились новые фрески? К сожалению, в течение этой краткой поездки у меня не было возможности это понять.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Вообще, конечно, для путешествий по центральной России трудно придумать более непрезентабельный месяц, чем апрель. Тут только если ноябрь может составить ему конкуренцию. Но в ожидании настоящей весны с благодарностью принимаем те путешествия, что есть.

Последней точкой нашего маршрута стал старинный город Малоярославец. Впервые он упоминается в 1402 году как деревянная сторожевая крепость, но все мы, в первую очередь, наверное, его название связываем с событиями Отечественной войны 1812 года, ведь этому маленькому городу пришлось сыграть большую роль в ходе той войны.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

Если совсем кратко, события развивались так. Октябрь 1812 года. Уже отгремело Бородинское сражение. Сожжена и оставлена Наполеону Москва. Потерявший надежду на заключение мира с Россией французский император планировал отступить в Смоленск через еще нетронутые войной области, лежащие к юго-западу от столицы.

С главными силами своей армии он планировал выйти из Москвы и направиться через Малоярославец на Калугу, где, как было известно Наполеону, находились богатые склады продовольствия, собранного для русских войск. Оттуда французский полководец намеревался повернуть на запад и идти к Смоленску.

Мини-путешествие выходного дня: вокруг света и по страницам истории

12 октября в Малоярославце произошло кровопролитное восемнадцатичасовое сражение русских и французских войск, в результате которого от города остались лишь обгоревшие руины. Тактически сражение закончилось победой наполеоновских войск, французы праздновали победу. Но: своей многочасовой борьбой за город русские войска дали время главным силам Кутузова прибыть к Малоярославцу, преградить неприятелю путь на Калугу и не дать захватить собранные там богатые запасы продовольствия.

Не желая сражаться со всей русской армией, Наполеон принял решение отступать на запад по Смоленской дороге, окрестности которой были разорены и опустошены еще летом. Что было дальше, думаю, вы помните даже из учебника истории: в результате холодов, нехватки продовольствия, действий отрядов русских партизан и боев под селом Красным и на переправе через Березину армия Наполеона была практически уничтожена.

Эта однодневная поездка пополнила мою копилку моих путешествий еще одним городом, но Малоярославец заслуживает того, чтобы приехать еще и познакомиться с ним более обстоятельно. Тем более, что недалеко от него находится много памятных мест, связанных с Бородинским сражением.

Цикл материалов "Калуга и Калужская область"

1. Уютная прелесть Тарусы
  2. Страна Вихляндия: там, где тебе снова десять
  3. «Москва-Луна, Калуга-Марс»
  4. Боровск: купцы, старообрядцы и подвиг князя Волконского
  5. В цветном мире Боровска
  6. Уходящая старина. Как будто розы опадают...
  7. Вперед, за Европой! Музей бумаги "Бузеон"
  8. Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...
  9. В краю российского лэнд-арта
  10. Как пятьсот лет назад
  11. Этномир: Вокруг света за один день.
  12. Полотняный завод
  13. Выходной в Парке птиц.
  14. Моя Калуга
  28. Немного об актуальном искусстве в Калуге
  29. В космическом городе Тестоединске
  30. Калужский театр кукол, или куда пойти на спектакль для взрослых
  31. Усадьба Гончаровых «Полотняный Завод»