Этой осенью по уже сложившейся традиции наша компания приняла участие в областном творческом фестивале, в которм участвовало множество предприятий Калуги и области. Участники фестиваля выступали в трех номинациях: художественное слово, хореография и вокально-инструментальная композиция. Инициативная группа нашей компании начала собирать команду для танца, предложили и мне. Ну, а почему бы и нет? Опыт выступления в подобных мероприятиях у меня уже есть, так что я с удовольствием согласилась. Команда получилась разнокалиберная: менеджеры, технологи, кадровики, бухгалтера. Кто-то когда-то ранее занимался танцам, кто-то фигурным катанием, а кто-то смотрел все это по телевизору. И два месяца прошли в регулярных вечерних репетициях с хореографом. В результате наша компания в двух номинациях заняла первые места и одной — второе (это оказался как раз наш танец).
В награду организаторы конкурса подарили нам поездку в арт-парк Никола-Ленивец. Ехать можно было уже в декабре, но пугали грязь и слякоть, следствия теплой погоды, установившейся в те дни. И вот, наконец, в средине января природа расщедрилась на снежок, и поездка состоялась. Выезд на экскурсию получился ранним, в восемь часов утра. По традиции, автобус стартовал от места, откуда отправляются все туристические автобусы нашего города — с Театральной площади.
А провожала нас театралка, продрогшая в ожидании лишнего билетика.
Никола-Ленивец — это деревня в Калужской области, на берегу реки Угра. В былые времена эта река играла важную роль в истории нашей родины. По ее руслу проходила граница между различными государствами и княжествами, поэтому берега ее, начиная с XII века, становились ареной различных военных столкновений. Укреплённое славянское поселение на этом месте существовало издавна, но до нас не дошло ни его названия, ни какой-либо внятной информации о нём. Согласно легенде, однажды накануне празднования Дня святителя Николая на деревню неожиданно напали враги с другого берега Угры. Кто это был — татаро-монголы, литовские рыцари или кто-то ещё — неизвестно. Важно, что набег оказался неожиданным и жители деревни вынуждены были бежать из своих домов. Вражеские воины тут же устроили пир. Но беглецы не ушли далеко, они спрятались в ближайшем лесу, собрали дружину и на рассвете, пока враги спали, полностью разгромили неприятеля. Отсюда и пошло название Никола-Ленивец: первая часть — от имени святого, в чей день состоялась победа, вторая — от лени, то ли нашей, не позволившей встать сразу на защиту своих домов, то ли вражеской, не позволившей выставить дозорных.
В последующие века Угра была важным стратегическим объектом. На её левом берегу появились русские форпосты, призванные отражать набеги неприятеля. И у реки появилось народное название — «Пояс Пресвятой Богородицы». Самое громкое противостояние, которое случилось на Угре, совсем недалеко от этих мест — Великое Стояние 1480 года.
А спустя много веков, в девяностые годы прошлого столетия, это место облюбовали вольные художники во главе с Николаем Полисским и Василием Щетининым. Уже в 2000 году здесь стали появляться первые арт-объекты, а в 2006 году Никола-Ленивец стал известен в России как место проведения фестиваля «Архстояние» (по аналогии с Великим Стоянием). Теперь здесь на площади 650 га расположились произведения современного искусства и архитектуры. Кроме ежегодного «Архстояния» здесь проводятся и другие мероприятия, следующее по графику — масленица. В прошлом году на масленицу здесь сжигали 20-метровую башню из соломы и теса, в этом году организаторы мероприятия решили рекорд побить, для чего собираются поставить сооружение высотой 30 метров и с помощью огня превратить его на мгновение в новый арт-объект в духе пламенеющей готики. Работы по сооружению башни уже идут.
По плану, наша прогулка должна была состоять из двух частей — экскурсии по парку в сопровождении гида и квеста. Но, видимо, что-то пошло не так и квест не состоялся. Так что мы дождались своего гида и начали прогулку. Стартовали от административного центра парка, где располагаются стоянка, кафе, гостевые домики и туалеты.
И уже здесь появились первые арт-объекты. Например, Жар-птица. Как рассказал наш гид, эта чугунная композиция поджигается при проведении каких-либо мероприятий, и из ее крыльев и головы вырывается огонь. Можно поджечь птицу и на заказ, стоить это будет около 50 тысяч рублей.
На территории парка недавно появились и новые объекты, например, вот этот, название я не запомнила.
А в объекте под кодовым названием «Штаб» можно и пожить.
Дальше цивилизация закончилась, и наша группа под предводительсвом гида отправилась покорять просторы одного из самых больших арт-парков Европы. Если в месте, откуда стартовала экскурсия, еще можно было встретить людей, и то из числа работников парка, то дальше началось белое безмолвие, нарушаемое только скрипом снега под нашими сапогами.
Видимо, зимой вне фестивалей посетителей в парке практичеси нет, даже в выходные. Впереди перед нами расстилалось заснеженное поле, вдалеке маячил лишь очередной объект лэнд-арта. Административная часть парка и несколько домиков деревни остались позади. Мало того, оглянувшись назад в очередной раз, мы заметили, что наш автобус медленно уезжает с места стоянки. «Мы все здесь умрем…" раздался тонкий голос из хвоста нашей группы. Все дружненько потянулись за гидом.
Впереди посреди поля одиноко маячила наша цель. Объект «Ротонда» задумывался авторами как рамка для полотна, которое рисует сама природа. Проемы многочисленных дверей открывают зрителю множества пейзажей, которые постоянно меняются-зимой это заснеженные просторы, а летом вокруг разливается желтое море подсолнухов.
Пространство вокруг «Ротонды» называется «Парк Версаль». Я понимаю, что у авторов была своя логика при выборе назвния, но с точки зрения обыкновенного обывателя, к тому же побывавшего совсем недавно в настоящем версальском парке, заявлю, не стесняясь: «Не похоже! Совсем!»
Следующим объектом на нашем пути стала арка Бернаскони (в простонародье именуемая «Штаны»). По замыслу авторов это и портал, и арка и башня. По лестнице внутри можно подняться на смотровую площадку.
А дальше через лес и овражек, через который раньше был перекинут мостик, а сейчас осталась пара бревнышек, выходим на поляну, где установлены два столба с эпическим названием «Борьба дятлов с долгоносиками».
Лес здесь заканчивается, а дальше, на поле, нас ждет один из самых масштабных объектов парка — «Вселенский разум».
Это работа известного русского художника, скульптора и живописца Николая Полисского, одного из создателей арт-парка. Замысел автора был следующим. Наука и искусство очень близки друг другу, и пока ученые умы в жарких схватках бьются над созданием искусственного интеллекта, здесь, на лоне природы, художником был создан огромный деревянный компьютер, искусственный разум. Искусство победило науку.
И вот огромный мозг лежит в чистом поле, и с разных планет прилетают к нему космические корабли для обмена опытом.
Вот даже прибыл пепелац с планеты Кин-дза-дза…
Мимо «Дома над лесом» продолжаем наш маршрут.
Объект «Сарай» — с виду ничем не примечательная постройка из дерева. Однако, когда заходишь внутрь, видишь, что стены и крыша просверлены бесчисленным количеством дырочек, которые, по замыслу авторов, должны создавать эффект звездного неба.
Далее наш путь ведет на берег Угры, откуда открывается самый красивый в парке вид на реку.
Здесь, в месте изгиба Угры, расположен «Маяк». Двенадцатиметровое сооружение, скрученное из толстой лещины, оканчивается смотровой площадкой, в которую можно подняться изнутри башни.
А на высоком берегу Угры слушает тишину «Николино ухо». А послушать и правда есть что.
Здесь создается ощушение покоя, чему очень способствует расположенная поблизости Троицкая церковь с погостом вокруг.
Первый камень в фундамент церкви Троицы Живоначальной был заложен в 1802 году. В 1931 году храм был закрыт и передан местному колхозу, а в 1960-е годы использовался как производственный корпус молочного завода. В 2000-е годы церковь начали ремонтировать, и сейчас она является действующей.
Рядом с церковью находится сувенирная мастерская, где можно купить продукцию местных умельцев, главным образом — дервянные фигуры животных. А с высокого берега за церковью открывается красивый вид на «Маяк» и изгиб Угры.
Рядом с церковью строится дом Николая Полисского, и по совместительству — новый арт-объект.
Здесь, около дома художника, ждал нас наш автобус, и мы покатили в сторону дома. Но уехать домой, не посмотрев один из самых масштабных проектов прака мы не могли, поэтому уже ближе к выезду с территории парка остановили автобус и погнали натруженные ноги к «Бобуру».
Его автор — Николай Полисский. На его создание художника вдохновило посещение Центра Жоржа Помпиду, расположенного в квартале Бобур в Париже.
Главная деталь конструкции, оплетенной березовой лозой — трубы, напоминюющие трубы Центра Помпиду. Внутри инсталляции расположена винтовая лестница, по которой можно подняться на смотровую площадку.
Новые объекты в арт парке появляются ежегодно, к каждому «Архстоянию». Старые объекты не восстанавливаются, поэтому парк постоянно меняется, в каждый приезд можно увидеть что-то новое. Я приезжаю в Никола-Ленивец уже в третий раз. Нравится ли мне здесь? Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Я так понимаю, авторы задумывали свои объекты как попытку достичь гармонии искусства с природой, вписать архитектурные композиции в ландшафт, сделать их органичной и неотъемлемой частью пейзажа. Насколько им это удалось? Вопрос субъективный. У каждого, наверно, на этот счет свое мнение. Дочь вот всегда едет сюда с удовольствием, уже сейчас опять зовет. Видимо, молодежь более восприимчива к современному искусству.
Теги:
Культурно-познавательный туризм