Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 17:51
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Арзамас, Муром — Россия Январь 2023

«О России петь — что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть». Северянин Игорь

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Напомню краткое содержание предыдущих дней.

День первый. 1 января выезд из Тулы в Кострому. Остановки по дороге. Красивый ужин в знаковом месте. Первое путешествие года, день 1 — Кострома

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

День второй. Прогулка по утренней Костроме и посещение лосиной фермы. Далее переезд в Киров через г. Шарья Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма

День третий. Краткое знакомство с Кировым. Переезд в Йошкар-Олу Первое путешествие года, день 3 — Киров и Первое путешествие года, день 3 — вечерняя Йошкар-Ола

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

День четвёртый. Утренняя Йошкар-Ола. Приезд в Чебоксары, прогулка по городу. Выезд в финальный город Первое путешествие года, день 4 — достопримечательности Йошкар-Олы и Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Наступил финальный пятый день нашего автомобильного путешествия. Накануне вечером мы добрались до города Арзамас. По логике можно было из Чебоксар ехать в Нижний Новгород. Но мы там были пару лет назад. А вот в Арзамасе впервые.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Остановились мы в уютном ресторане-отеле Реавиль.

Судя по фотогалерее звёзд на стенах вдоль лестницы, это лучший отель в городе. Меню ресторана заслуживает отдельного внимания. Короче, рекомендую данный отель!

Честно скажу, про Арзамас я толком ничего не слышал. Планировал прокатится по городку пол часика и домой. Единственное, я знал только про то, что здесь провёл детские годы писатель Аркадий Гайдар.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Недалеко от отеля, как раз находится дом, в котором прошло детство А. Гайдара.

Писатель родился в Курской губернии в 1904 году. А в 1912 году маме Аркадия предложили работу в больнице Арзамаса. Вот так вся семья Голиковых и обосновались в этом городе.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

В литературный музей Гайдара я не пошёл.

Ограничился внешним осмотром и фотографированием деталей. Это всё знаменитые личности бывавшие в Арзамасе. Например, Максим Горький, с 5 мая по 3 сентября 1902 года здесь отбывал ссылку.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Вместо музея я решил прогуляться по историческому центру. Мне ранее казалось, что Арзамас с населением чуть более ста тысяч человек является небольшим промышленным городом.

Но, оказывается Арзамас — единственное в Нижегородской области историческое поселение федерального значения.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Когда я дошёл до Соборной площади и прилегающих улиц, то был в полном шоке.

Мне казалось, что я приехал в какой-нибудь Суздаль или Ростов Великий.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Куда не взглянешь, везде одни храмы и соборы.

Арзамас основан, предположительно, в 1572 году как новый военный и административный центр для контроля земель на востоке от Мурома и юге от Нижнего Новгорода.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

С XVII века Арзамас приобретает значение важного транзитного пункта на пути из Москвы в юго-восточные районы страны, в это время формируется торгово-ремесленная часть города.

Вот так выглядел центр города чуть более ста лет назад.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

В России Арзамас был знаменит местным сортом лука и породой гусей. Кстати, в отеле, вы можете попробовать этого самого гуся.

Дом в стиле «встреча двух эпох».

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Про все достопримечательности я не расскажу, поскольку в объектив телефона попало не так много объектов.

Дома-близнецы купцов Будылиных. Здания представляют собой прекрасный образец купеческого быта конца XVIII — начала XIX века. Они были построены в стиле позднего классицизма по заказу известного арзамасского купца Подсосова для его сыновей Петра и Алексея.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Во избежание конфликтов между ними отец решил поставить два дома по одному проекту. Правда, уже в 1815 году обоими домами владел младший из сыновей — Алексей, Петр же отделился и приобрел в том же году собственный каменный дом поблизости. В конце 1840-х годов Алексей Подсосов разорился, после чего перебрался в Самару, где и скончался.

Воскресенский собор.
Расположенный на центральной площади Арзамаса Воскресенский собор строили долго: 28 лет ушло на возведение самого здания, еще 21 год — на отделку и роспись стен.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Возведение собора началось после войны 1812 года — это один из храмов России, построенных в ознаменование победы над Наполеоном. Автором проекта является известный архитектор Михаил Коринфский.

Можно сказать, что своим появлением в центре Арзамаса собор Воскресения Господня обязан жителям города. Он строился на пожертвования горожан, арзамасцы, которые не могли «помочь копеечкой», принимали участие в строительных работах самостоятельно.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Благовещенская церковь. Возведена во второй половине XVIII века. Будучи самым высоким сооружением в этом районе, она горделиво возвышается над окружающими ее маленькими домиками. Колокольня этого двухэтажного храма, выполненного в стиле барокко, взметнулась вверх на 30 метров и видна издалека.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери. В небольшом селе Выездное, что всего в паре километров от Арзамаса, стоит храм, по своей красоте не уступающий Воскресенскому собору. Это пятиглавая церковь Смоленской иконы Божией матери, появившаяся здесь в 1815 году и на момент постройки бывшая самым большим храмом губернии.

Внутри храма можно взглянуть на великолепные росписи стен, выполненные московскими и арзамасскими художниками, и на картину испанского живописца Бартоломе Мурильо «Распятие Христа Спасителя», доставшуюся церкви от графа Салтыкова, некогда владевшего этими землями.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

В завершение короткого арзамасского обзора ещё раз про гусей. В былые времена Арзамас считался «гусиной столицей» России. Особую породу домашних птиц выращивали здесь с начала XVI века. Местные гуси отличались длинной шеей, массивным клювом. Арзамасских гусей подавали к столу на дружеских посиделках членов литературного общества «Арзамас».

К гусю в городе всегда было особое отношение. Выращенные в Арзамасе птицы подходили не только «на убой», но и для забав горожан. Облик города был бы не полон без его «главного символа». Скульптуры гусей красуются неподалеку от центральной площади.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Забыл написать, что ещё в Арзамасе в 1853 году родился Василий Порфирьевич Вахтеров — российский педагог, учёный, методист начальной школы. Граффити на одном из домов города.

Ещё раз напишу, Арзамас удивил. При этом, как и в любом историческом городе, конечно есть здания нуждающиеся в реставрации.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Во время визита, в историческом центре велась стройка, штабелями лежало много тротуарной плитки. Думаю сегодня, город стал ещё краше и привлекательнее. Приезжайте!

После насыщенных и холодных дней, хотелось уже домой, поэтому задерживаться не стали и вскоре выехали из Арзамаса в Тулу. Расстояние до дома более четырёхсот километров.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Через два часа пути, вижу знакомую конструкцию. Это Муромский вантовый мост. Фотографировал его в 2020 году, но только очень жарким летом. Путешествие в Нижний Новгород ч.2 — Муром

Не удержался и решил немного покататься по этому городу.

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Вроде всё это видел, но всё равно зимой и летом города конечно же отличаются по внешнему виду и настроению.

Храмов наснимал за поездку столько, что хватит на новую, четвёртую подборку Архитектура веры и надежды — Россия ч.3

Первое путешествие года, день 5 — финал в Арзамасе

Заключительный православный объект сфотографировал проезжая посёлок Гусь-Железный в Рязанской области.

А это мы уже мчимся по окружной дороге мимо Рязани. Итого за 5 дней я проехал за рулём по маршруту: Тула — Кострома — Киров — Йошкар-Ола — Чебоксары — Арзамас — Тула примерно 2900 километров.

На этом всё. Спасибо, тем, кто был со мной в этом виртуальном путешествии. Теперь осталось дописать заметки про ещё несколько интересных авто путешествий 2023 года.