Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был 26 апреля 17:51
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Чебоксары — Россия Январь 2023

«Счастливая подкова у семи холмов,
На волжском берегу — чувашская столица.
В нарядах праздничных от дедов и отцов,
Гостей встречают радостные лица.
Встречают с хлебом Шупашкары,
А провожают с хмелем — Чебоксары.»

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Предпоследний день нашего первого путешествия 2023 года начался в Йошкар-Оле. Первое путешествие года, день 4 — достопримечательности Йошкар-Олы

После прогулки по этому не ординарному городу, мы выехали дальше. Нужно было спешить, ведь в январе темнеет рано. От Йошкар-Олы до Чебоксар расстояние примерно 90 километров.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

И вот она — заветная стела с обозначением очередного субъекта России.

Но этот регион я уже себе засчитал в 2021 году когда ездил из Тулы в Самару. В тот раз я решил свернуть с трассы и заехать в чувашский город Алатырь. Про него я написал в этом материале Автовояж по европейской России, день 2 — Наровчат, Саранск и Алатырь

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

А сейчас хотелось посмотреть на столицу Чувашии город Шупашкар.

Первый случайный кадр в Чебоксарах. Граффити, посвящённое недавней известной истории.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

А первую остановку я сделал рядом с Монументом Матери, который является одной из доминант города Чебоксары и символом столицы, да и вообще всей Чувашской Республики.

Название «Чебоксар» закрепилось за селением в 1469 году и происходило от гидронима реки Чебоксарки, в устье которой находится город.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Но существует вполне правдоподобная теория о том что город был основан в 1236 году и назван Средний Сувар. В начале XX века в употреблении закрепилась форма множественного числа — Чебоксары.

Чебоксары стоят на древних отложениях палеозойской эры. На берегу Волги нашли полосчатую глину и мергели пермского периода. Археологи утверждают, что это отложения от моря-озера, которое было на месте Чебоксар более трехсот миллионов лет назад. Также палеонтологи в этих краях находили окаменевшие деревья и останки пресноводных акул.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

По численности населения Чебоксары входят в топ-40 городов России. Здесь проживает множество представителей разных национальностей. Тем не менее, основную часть населения составляют русские (32%) и чуваши (59%).

Скажу честно, знакомство с Чебоксарами у нас было поверхностным, поскольку ночь забронировал в другом городе. Так-то конечно тут можно было провести пару дней. Больших и малых достопримечательностей здесь предостаточно.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Когда сидишь в тёплой машине в холодное время года, то больше хочется не ходить, а кататься по городу. При этом понятно, что запечатлеть на камеру удаётся в разы меньше.

Прежде, чем осмотреть центр, я отправился на поиски чебоксарского граффити.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Потратил время и бензин зря. Простенькие рисунки.

Но, одна масштабная работа всё-таки мне попалась на пути и понравилась.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Среди окружающего чёрно-белого зимнего пейзажи эти цветные девушки смотрелись очень ярко.

Ещё одна работа. Вроде бы из советского прошлого, но думаю это сделано недавно. Надпись сбоку «Дорогу осилит идущий».

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Погулять у нас получилось немного лишь в центре города на закате дня.

Памятник К. В. Иванову. Установлен на Красной площади, у здания драматического театра, носящего имя поэта. Иванова в Чувашии считают основоположником национальной литературы. Он перевел для своих соотечественников произведения многих русских поэтов, а его поэма «Нарспи» — гордость и великое достояние чувашского народа.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

А это как раз упомянутый драмтеатр. Построен в 1961 году. Театр был основан в 1918 году в Казани И. С. Максимовым-Кошкинским. В начале коллектив именовался «Чувашская драма», затем — «Чувашский советский передвижной театр». В 1920 году переехал в Чебоксары.

Новый памятник о древних ценностях или «Рунный камень». На нём — 53 древние руны. Под каждой руной — расшифровка на двух языках: на русском и чувашском.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

На камне, к примеру, можно увидеть символы мира, согласия, верности, единства, Родины, семьи, домашнего очага, уюта, взаимопонимания, уважения, созерцания, прозрения, самосознания, сплочения, стремления, движения (эволюции), знания, справедливости, духовного взлета, жизненной мудрости, примирения, материнства, трудолюбия — и это только начало списка.

Основное время мы потратили на бульваре Купца Ефремова. Это пешеходная улица в историческом районе города. Считается в Чебоксарах аналогом московского Арбата.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

На бульваре установлена архитектурная композиция из трёх камней «солнца, любви и счастья», привезённых с Таганайского хребта Южного Урала.

Бульвар назван в честь купца первой гильдии Прокопия Ефремовича Ефремова, заступника чувашей, крестьянина по происхождению, мецената, основателя династии Ефремовых, много сделавшей для благоустройства Чебоксар.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

В конце XIX — начале XX вв. на бульваре (тогда ещё Благовещенской улице) располагались дома П. Е. Ефремова и его родных. До 2004 года была частью улицы Карла Маркса, до революции называлась Благовещенской. Вот его дом в начале ХХ века.

Позже в доме было немало исторических событий, в том числе и выступление Н. К. Крупской.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

А это наши дни. Сегодня здесь находится знаменитый музей пива и отличный ресторан.

Точнее в доме два ресторана: «Ресторация купца Ефремова» и «Клуб четырёх лошадей».

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Как любитель разливного пива, тем более локального, я конечно продегустировал местные сорта. Очень вкусно, рекомендую!

Кстати, около дома Ефремова стоят две скульптуры. Одну вы видели выше (Остап Бендер и Киса Воробьянинов). А другая называется «планета Маленького принца». Вдохновением для создания скульптуры послужило замечательное произведение Антуана-Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Маленький принц — любимый герой многих, его крылатые цитаты разлетелись по всему миру! По рассказу, этот маленький герой много путешествовал по свету, взрастив перед этим прекрасную розу на своей родной планете. Мыслями он всегда возвращался к ней, как и все мы, мысленно всегда возвращаемся к своему родному месту. Этот памятник — символ путешественников, которые сердцем всегда дома.

В завершение обзорного знакомства с Чебоксарами я заехал сфотографировать масштабный памятник, посвящённый уроженцу города, легендарному герою Гражданской войны, комдиву Василию Ивановичу Чапаеву.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Рядом находится музей В. И. Чапаева. Построен на общественных началах по проекту архитектора М. Суслова недалеко от тех мест, где родился В. И. Чапаев. Открыт музей 9 мая 1974 года.

Времени на его посещение у нас не было. Поэтому я ограничился внешним осмотром. В музейный комплекс входят сквер имени Чапаева, здание музея, памятник В. И. Чапаеву, мемориальная стена с барельефами Д. А. Фурманова, М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, В. В. Куйбышева, И. С. Кутякова.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Возле музейного комплекса установлен макет бронеавтомобиля «Мгебров-Изотта-Фраскини». Пулемётный бронеавтомобиль Российской империи периода Первой мировой войны. Построен в 1916 году на Ижорском заводе на базе шасси заднеприводного (4 x 2) грузовика итальянской фирмы Isotta-Fraschini.

Рядом с музеем находится Дом-музей Чапаева, который был перенесён сюда в 1986 году. В доме воссоздан интерьер русской крестьянской избы конца XIX века, использованы подлинные предметы быта, утвари, принадлежавшие родственникам В. И. Чапаева из деревень Будайка и Гремячево.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

На этом всё, мы попрощались с городом Чебоксары. До конца всего путешествия нам оставалась всего лишь одна ночь и пол дня на дорогу домой. Конечно, по логике из Чебоксар надо ехать в примечательный Нижний Новгород и потом в Тулу. Но, в НН мы ездили пару лет назад. Путешествие в Нижний Новгород ч.3 — шесть плюсов

Так что для ночлега я выбрал другой город в Нижегородской области, где ранее никогда не был. До него из Чебоксар оставалось проехать 280 километров. В пути встретился населённый пункт с редким, пугающим названием. Хорошо, что это не указатель:)

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Наконец, мы добрались до нужного места. Это город Арзамас.

Уставшие, мы сразу же поехали в отель в который я сразу влюбился.

Первое путешествие года, день 4 — проездом через Чебоксары

Так что вечерних кадров у меня больше нет. Забегая вперёд скажу, что Арзамас меня удивил. Об этом, в финальной части…