Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 11:44
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Киров — Россия Январь 2023

«Позвольте рассказать про милый город,
С семи холмов смотрящий в даль веков.
Старинный град сегодня снова молод,
Ему мои и верность и любовь…»

Первое путешествие года, день 3 — Киров

В первой части я рассказал вам про зазеркальную дорогу из Тулы в Кострому Первое путешествие года, день 1 — Кострома

Во второй части немного про Кострому и интересную достопримечательность области Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Итак, в финале второго дня мы добрались до Кировской области и её столицы. В мой копилке появился новый субъект России. Утром нам предстояло короткое знакомство с городом.

Первой достопримечательностью на маршруте стал Александровский костёл или Храм Пресвятого Сердца Иисуса — бывший католический храм, ныне органный зал. В конце XIX века католики Вятки, ядро которых составляли ссыльные поляки, подали ходатайство о разрешении строительства католического храма.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

После положительной реакции на обращение варшавский архитектор К. Войцеховский создал проект церкви, строительными работами руководил архитектор И. А. Чарушин. Здание храма было освящено 31 августа 1903 года. Поскольку возведение храма было посвящено «памяти государя-императора Александра III», церковь стала известна как «Александровский костёл».

Многое снимаю на ходу из машины. Например памятник посвящённый С. М. Кирову (уроженец Уржума Вятской губернии). После убийства руководителя ленинградской парторганизации в 1934 году город Вятка был переименован в его честь.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Следующая остановка была в очень атмосферном месте. Это парк имени Кирова.

Я попал сюда благодаря скульптуре «Бегущая по волнам». Её открыли 4 июня 2013 года. Она посвящена героине романа Фрези Грант писателя А. С. Грина. Как рассказал автор скульптуры, в образ героини он старался вложить легкость, женственность, надежду и веру в исполнение мечты.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Уединенной атмосферности и настроения месту придали рассвет и падающий воздушный снег.

Людей здесь в 10 утра 3 января не было, вместо них много уток. Я остался очень доволен и рад, что случайно побывал в этом парке.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Машину я оставил около музейно-выставочного центра «Диорама». Вышеупомянутая скульптура находится совсем рядом со зданием.

С другой стороны пруда есть ещё одна скульптура под названием «Ассоль». Памятник героине Александра Грина из романа «Алые паруса» установлен в 2013 году.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Ассоль готовится запустить свой кораблик и смотрит на пруд. Этот памятник называют мечтательным и романтичным. Открытие памятника состоялось 23 августа, в день рождения А. Грина. В этот день кировчане отмечают праздник — день Романтики.

Скульптуры я коллекционирую, поэтому далее я отправился на поиски ещё одного объекта. У Театра кукол, на улице Спасской, 22, расположена скульптурная композиция «Семья», исполненная в стиле дымковской игрушки.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Вокруг скульптуры сразу возникли легенды, что та исполняет желания. На скульптуре написано: «Мечтаешь о крепкой семье — присядь на скамейку, желаешь жизни веселой, беззаботной — дотронься до гармошки, хочешь продлить свой род — дотронься до младенца».

Следующая достопримечательность на пути это памятник архитектуры XIX века «Дом В. Я. Жмакиной». Один из интереснейших памятников архитектуры Вятки, яркий представитель городской усадьбы XIX века.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Памятник русского провинциального классицизма выполнен в вятской традиции. Архитектор в своём творении отразил дух русской сельской усадьбы, разместив его на одной из центральных улиц города — Спасской, напротив дома губернатора. В состав усадьбы вошли: главный дом с парадным входом, два флигеля, соединённых изящной оградой.

На протяжении 197 лет здание помнило в своих стенах выдающихся людей: Великого Князя Александра Николаевича, будущего царя-освободителя Александра II и его воспитателя В. А. Жуковского, писателя, общественного деятеля, философа А. И. Герцена, архитектора А. Л. Витберга, писателя М. Е. Салтыков-Щедрина, Наталью Николаевну Гончарову (Ланскую), вдову поэта А. С. Пушкина.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Рядом с усадьбой находится ещё одно примечательное здание. Жалею, что не заглянул сюда, поскольку был за рулём.

Далее я приехал пройтись по Спасской улице, которая относится к числу наиболее древних в Кирове. Является рекордсменом среди улиц города по расположению на ней памятников архитектуры и истории.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Улица появилась в результате градостроительной реформы Екатерины II в. 1784 году. Она была проложена от Спасского спуска к реке Вятке до Гласисной улицы. В своем названии улица хранит память о главной башне Хлыновского кремля — Спасской, перед которой в древнем Хлынове располагалась торговая площадь.

Конечно же в первую очередь меня привлекли скульптурные композиции. «Место встречи». Установлена в 2015 году. Изображает даму и кавалера, стоящих около столба с часами. Часы являются настоящими, прохожие всегда могут узнать на них сколько времени.
Первое путешествие года, день 3 — Киров
Автором необычного памятника является Людмила Леденцова. Она выбрала для воплощения своей идеи дымковский стиль — ведь Киров уже около 400 лет является родиной дымковской игрушки. Скульптура олицетворяет память о многовековом ремесле мастериц родного города.

«Автомобиль Itala 35/45 HP». Представляет собой копию автомобиля Сципионе Боргезе. Установлен в память о ралли Париж-Пекин, маршрут которого в 1907 году проходит через Вятскую губернию.
Первое путешествие года, день 3 — Киров
16000 км пробега автомобиль преодолел на покрышках Pirelli. И именно открытие цеха по производству этих итальянских шин в Кирове стало поводом для установки памятника-макета. На открытие памятника приезжал Никколо Фонтана — посол Италии в России.

Движемся дальше. Свято-Серафимовский собор — великолепный образец русской храмовой архитектуры, украшающий улицы Кирова с 1906 года. Построен храм был по проекту архитектора И. А. Чарушина, работы которого до сих пор являются одними из самых узнаваемых достопримечательностей Прикамья и Предуралья.
Первое путешествие года, день 3 — Киров
В советские годы собор закрылся всего на несколько лет, во время которых внутри работал атеистический музей. Тем не менее в 1942 году храм открылся вновь и на протяжении более сорока лет оставался единственным действующим в городе. В какой-то период Свято-Серафимовский собор был настолько популярен, что продавал свечей больше, чем знаменитый Богоявленский собор в Москве.
А это я на территории Успенского Трифонова монастыря. Мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы находится в 500 метрах от берега реки Вятка.
Первое путешествие года, день 3 — Киров
Монастырь основан святым Трифоном Вятским в 1580 году. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус памятника архитектуры федерального значения.
Здесь расположен кафедральный собор Вятской митрополии — Успенский собор, построенный в 1684–1689 годах (старейшее здание Кирова).
Первое путешествие года, день 3 — Киров
Катаясь по Кирову увидели необычное архитектурное сооружение. Это музей авиации и космонавтики имени К. Э. Циолковского.

Вятка сыграла немаловажную роль в судьбе и другого выдающегося человека — знаменитого ученого-теоретика Циолковского. Отец Константина Эдуардовича отправился в Вятку по долгу службы, а его распределение сюда было связано, как полагают историки, с тем, что в городе проживали многие его родственники.

Кроме того, в Вятке существовала большая польская диаспора, а семья ученого происходила из старинного шляхетского рода. Прожили в Вятке Циолковские 10 лет, и сначала квартировали в усадьбе Шевцовой, а затем в доме Шуравиных.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

На фасаде последнего в 1968 году появилась мемориальная табличка, а 20 лет спустя открылся музей авиации и космонавтики имени Циолковского. Кроме экспонатов непосредственно относящихся к космической эпохе, в музее собрана большая коллекция наработок самого Циолковского, чьи открытия оказались весьма полезны во времена развития советской космической программы.

В завершение сегодняшнего материала подробная информация по одному из самых красивых зданий Кирова — старинному особняку Тихона Булычёва, или, как называют его в народе, Красный замок.

Если все достопримечательности я фотографировал без проблем, то вот с этим объектом было сложнее. Я никак не мог к нему подъехать. Оказалось, что сооружение многие годы было занято органами ВЧК, а потом перешло современным спецслужбам.

В советское время про «Красный замок» существовала грустная шутка: «Какое здание самое высокое в городе? — Бывший дом Булычева, из его подвалов Колыма видна…».

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Когда я наконец остановился на обочине в нескольких метрах от особника, то сразу же из громкоговорителя раздалось предупреждение о запрете здесь находится. Пришлось уехать. Фото я смог сделать только на ходу, когда проезжал мимо по противоположной стороне.

Необычное здание было возведено на улице Николаевской (ныне — улица Ленина) в 1911 году. Кроме строения, на земельном участке размещался обширный сад. Автор масштабного и сложного проекта — талантливый архитектор Иван Чарушин, однако на стиль здания и характер отделки повлиял и богатый заказчик — владелец Вятско-Камского пароходства Тихон Булычёв. Именно он послужил прототипом героя пьесы Максима Горького «Егор Булычов и другие».

Первое путешествие года, день 3 — Киров

По воспоминаниям очевидцев, внутренняя отделка дома была пышной и затейливой. Сейчас она имеет вот такой вид. Рисунок — оригинальный, ретушь — современная.

По одной из легенд, хозяин дома задумал строительство, чтобы убедить любимую дочь вернуться из Санкт-Петербурга в Вятку. Ей и предназначался роскошный особняк. По другой версии, овдовевший Булычёв желал привлечь таким образом некую невесту из-за границы. Третья легенда заключается в том, что он построил замок для семьи своего сына.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Для своего времени строение было очень современным и буквально напичкано техническими новинками. В нём было оборудовано водяное отопление, устроена усовершенствованная вентиляционная система, проведены электричество, водопровод и телефонная линия. Служебные помещения располагались в подвале, у кухни и столовой было сообщение с помощью лифта. Имелись прачечная и восточная баня. Кроме того, на каждом этаже были душевые комнаты.

По легенде, Тихон Булычёв намеревался украсить стены одной из комнат серебряными рублями. Поскольку на них был изображён Николай II, то на высочайшее имя в Санкт-Петербург отправили телеграмму с просьбой одобрить необычный декор. Ответная телеграмма гласила: «НЕ ВОЗРАЖАЮ ТЧК РЕБРОМ ТЧК НИКОЛАЙ». Была ли реализована в итоге задумка, неизвестно.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Несмотря на всю роскошь и комфорт замка, дочь Тихона Булычёва так и не вернулась в Вятку. Говорят, столичный лоск ей был дороже милой провинции. Сын с женой тоже не стали жить в особняке. В нём произошёл пожар, и невестка Булычёва, только что родившая, смогла спастись, спустившись с верхнего этажа по шаткой лестнице, которую, как говорят, держали на плечах стоявшие внизу пожарные. После этого жить здесь она наотрез отказалась.

В Кирове конечно же намного больше достопримечательностей и здесь можно провести два и более дней. Но, для зимнего знакомства нам было достаточно. Общее представление мы получили.

Первое путешествие года, день 3 — Киров

Всё путешествие было ограничено по времени, так что нам пора было выдвигаться в следующий город…