Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 14:20
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Кострома, Судиславль, Шарья, Киров — Россия Январь 2023

«Чтобы понять, есть ли у животного душа, нужно самому иметь душу.»

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

В прошлый раз я рассказал вам про зазеркальную дорогу из Тулы в Кострому Первое путешествие года, день 1 — Кострома

Наступил второй день. Похолодало. Лужи замёрзли. Утром удалось найти лишь одну, которая ещё не до конца покрылась сплошной коркой льда.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Несмотря на холод, на душе было тепло, поскольку удалось встретить костромской рассвет.

Я даже сумел поймать отражение солнца и заключить его в кольцо. Это скульптура ювелира-кустаря. Её открыли в 2018 году напротив музея ювелирного искусства. Скульптура актуальна для Костромы, т. к. город считается ювелирной столицей России.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

В городе много и других скульптур, приносящих её жителям и гостям удачу и счастье. Например, Снегурочка. Кострома — её родина.

Наверное самой известной скульптурой является вот эта собачка. Она жила в городе в конце XIX века в пожарной части, расположенной на площади Ивана Сусанина.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Пес Бобка был неотъемлемой частью местной пожарной команды. Он всегда сопровождал пожарных на выездах, помогая вытаскивать из огня людей или вещи. Бобка был настоящей местной легендой, о его подвигах говорили все костромичи.

Если вышеупомянутые скульптуры были для меня новыми, то редкий памятник Ленина я уже видел много лет назад. Он необычен тем, что вождь занимает постамент, который изначально планировался для скульптурной композиции в честь 300-летия начала царствования династии Романовых.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

В Костроме ещё много есть чего посмотреть, но нам предстоял длинный переезд. Кроме транзита через пару городков я больше ничего в этот день не планировал. Но, в самый последний момент, я решил свернуть с дороги и проехать немного в сторону, примерно 23 километра.

Это грозило нам потерять пару часов и соответственно прибыть в финальную точку слишком поздно. В итоге оказалось, что решение было правильным.

Накануне в интернете я прочитал о самой известной достопримечательности Костромской области под названием заказник «Сумароковский». Все это место знают как Лосиная ферма.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Подобных объектов в мире крайне мало, в России их вроде 2–3 штуки. Но нигде нет фермы в которой научились лосей доить. Правда, попробовать это редкое и очень полезное молоко по 1600 руб. за литр вы можете здесь только в определённые месяцы.

Поскольку было прохладно, экскурсия длилась примерно пол часа. В тёплое время дольше. Входной билет стоит всего лишь 200 рублей. Посещение фермы проходит только с местным сотрудником.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Сначала мы подошли к первому месту, где находятся только лосихи. Несмотря на то, что между нами ограждение, всё равно было интересно.

В первом месте вам раздают морковку, нарезанную тонкими ломтиками. Ею вы можете угостить лосих. Причём делают это безопасно не только руками, но и губами. Правда, решаются не все.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Тут обычно заканчиваются все запасы морковки. Народ не знает, что второе место ещё прикольней. Это лосиный детский сад. Близкое, контактное общение с животными, что может быть прекрасней?

Ниже немного описания из официального сайта фермы.

Первый месяц жизни лосята проводят в «карантине», куда допускаются только работники лосефермы. Две недели лосенка поят молоком из соски. Затем лосиное молоко постепенно заменяют специальной смесью и приучают лосят пить из кастрюльки.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Лосиное молоко содержит много жира, белка, и мало лактозы. Поэтому ни коровье, ни используемые человеком молочные смеси не подходят для вскармливания лосенка. Наиболее близко по составу к лосиному только козье молоко, но на лосеферме его не используют.

Также в рацион постепенно вводят ивовые ветки и разнообразные травы. В загончиках у лосят обязательно должна быть охлажденная кипяченая вода, глина и минерально-солевой брикет.

В начале июня лосят переводят в летний лагерь. Теперь на ферме они будут находиться только в период, когда проходят экскурсии. По окончании последней экскурсии лосят снова поят молочной смесью, а затем отправляют на свободный выпас до следующего утра.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Постепенно, к осени, лосята начинают линять, меняя рыжую шерсть на бурую, и к октябрю набирают массу до 100 кг.

Молочную смесь в их рационе постепенно заменяет молотый овес, запаренный в слегка подсоленной горячей воде. В зимний период лосята вместе с остальными лосями фермы переводятся в лес. Там они свободно пасутся и едят из одних кормушек.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Рацион лосей на этот период составляют ветки и кора деревьев. А также один раз в день их приглашают в специальные загончики, где их ждет овсянка и ведро теплой подсоленной воды. Отдельные загончики нужны, чтобы избежать конфликтов между животными при раздаче еды.

Туристический сезон на лосиной ферме открыт круглый год. В «глубокоснежный» период лоси содержатся на зимней делянке в лесу, с апреля всех животных переводят в летний лагерь, начинается период отелов.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Приезжающим на ферму туристам предлагается не только сфотографироваться с лосями, но и покормить их, приобрести сувениры и попробовать лосиного молока (с мая по сентябрь).

Для моей супруги посещение Лосиной фермы стало самым ярким событием и теперь уже воспоминанием за все 5 дней путешествия. Мне тоже понравилось. Рекомендую! Особенно с детьми. Вам запомнятся не только сами лоси, но и любопытнейшая информация о них и о том, как тут за ними ухаживают.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Прощаемся с лосиной фермой, выезжаем на основную трассу и мчимся дальше. В скором времени въезжаем в посёлок городского типа с красивым именем Судиславль. Население тут менее 5 тысяч человек. В ноябре 2019 года включён в перечень исторических поселений регионального значения.

Название города, уходящее корнями в домонгольскую эпоху, краеведы традиционно связывали с сыном киевского князя Владимира I Святославича Судиславом Владимировичем — единственным князем, носившим данное имя.

Основание Судиславля они относили к годам молодости князя (до его заточения в Пскове), что делало бы Судиславль одним из старейших городов края.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Из достопримечательностей можно выделить руинированный Успенский собор (1790 год) и Спасо-Преображенский собор (1758 год).

В Судиславе сохранилось несколько купеческих домов. Наиболее известен дом Н. А. Папулина (нач. XIX века) и усадьба Третьяковых (1840-е — 1860-е).

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Ну, а дальше, оставалось проехать ещё 570 километров до нашего второго отеля на маршруте. Кто-то наверное спросит, почему я выбрал именно эту дорогу из Тулы в Киров ведь самый удобный вариант это через Нижний Новгород. Ну, во-первых, хотелось проехать туда и обратно разными дорогами.

Во-вторых, мне важно было заскочить в город Шарья. Я был тут однажды в середине 90-х годов. Ездил с одним дальнобойщиком на КАМАЗе. Несколько дней спал в кабине. Памятная поездка. Меня тогда поразило, что въехав в Костромскую область мы ещё потом более 300 км добирались до Шарьи. Это ведь город этой же области.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Смотреть в Шарье, особенно в темноте, нечего. Город молодой. Основан в 1907 году. В 1917 стал посёлком. А городом только в 1938 году. Так что задерживаться я здесь не стал.

Далее без остановок я умеренно мчался в Кировскую область — новый для меня регион России. Он стал 67-й по счёту. Как только мы добрались до города Киров, решили немного прогуляться вокруг главной ёлки.

Первое путешествие года, день 2 — Лосиная ферма и дорога в Киров

Она находилась на Театральной площади — центр культурной жизни Кирова, где проходят почти все значимые, массовые мероприятия.

Потом заселились в гостиницу. Завтра нас ждал самый насыщенный день, поскольку предстояло знакомство с двумя крупными городами. Продолжение следует…