Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Пуэрто-Айора, Галапагосские острова — Эквадор Январь 2022

Галапагосы. Санта-Крус.

В первый день нового года я отдыхал… Прогулялся до Тортуги, правда, завис на тропинке надолго — в растительности, окружающей тропинку, обнаружил три вида галапагосских и двух дарвиновых вьюрков. Там же были шипоклювые вьюрки и галапагосские пересмешники.

Давайте я попробую чуть рассказать про этих не самых красивых, но интересных птичек, которых эволюция создала, на мой взгляд, с единственной целью — заморочить голову фотографу. Итак, на сегодняшний день, орнитологи насчитывают 16 видов вьюрков 4-х родов, обитающих на Галапагосах. Мне удалось найти и снять 11 видов, за кадром остались совсем узкоареальные и редкие виды.

Попробуем в них разобраться.

— Галапагосские (земляные) вьюрки (род Geospiza)

Большой, средний, малый, шипоклювый, опунциевый, остроклювый, хеновесский и вьюрок-вампир. Четыре последних — узкоареальные птицы, увидеть которых простому туристу очень проблематично.

Большой галапагосский вьюрок, Geospiza magnirostris, Large Ground Finch, самец

— Дарвиновы (древесные) вьюрки (род Camarhynchus)

Большой, малый, дятловый, мангровый, попугаевый.

Большой дарвинов вьюрок, Camarhynchus pauper, Medium Tree Finch

Большой водится ТОЛЬКО на Фернандине, это мой снимок 2012 года

— Славковые дарвиновы вьюрки (род Certhidea)

Тонкоклювый и славковый.

— Толстоклювые дарвиновы вьюрки (род Platyspiza)

Один представитель, собственно, толстоклювый дарвинов вьюрок.

Отличаются они друг от друга так себе, в основном размерами (в среднем от 10 до 20 см) и формой довольно массивного клюва, при этом форма клюва у соседних видов гуляет, а размер — понятие относительное. Но если обобщить, то у галапагосских вьюрков взрослые самцы черного цвета, самки — серовато-коричневатые, в пестринку. Молодые самцы по окраске похожи на самок. Клювы могут быть черные или желтые, в зависимости от брачного периода — это касается большинства видов. Дарвиновы вьюрки — взрослые самцы имеют черную голову, часть спины и грудь, остальная тушка серая в пестринку. Самки — серые в пестринку. Толстоклювый вьюрок — тоже серый в пестринку, но самый крупный по размеру. Славковые вьюрки — самые мелкие, с небольшим тонким клювом, коричневато-сероватые без пестрин птички, которых легко отличить от других видов.

Распространены они по архипелагу весьма неравномерно — некоторые виды, к примеру, средние, малые и шипоклювые галапагосские вьюрки обитают практически по всему архипелагу, другие — как вьюрок-вампир, опунциевый, остроклювый, хеновесский галапагосский вьюрок, малый и мангровый дарвниновы вьюрки обитают на отдельно взятых островах, зачастую совсем маленьких и труднодосягаемых. А вот тонкоклювый и славковый вьюрки просто поделили между собой архипелаг, на островах, где обитает тонкоклювый, нет славковых и наоборот.

Вьюрки эти стали широко известными (в узких кругах) после того, как заметив и взяв за основу их (а также галапагосских пересмешников) разнообразие, Чарльз Дарвин предложил свою теорию эволюции. Ведь у всех этих вьюрков был всего один предок, переселившийся на архипелаг с территории Южной Америки пару-тройку миллионов лет назад, и за это время эволюционировавший в различные виды, адаптировавшись к различным типам питания и экологическим нишам, зачастую, очень узким.

Малый дарвинов вьюрок, Camarhynchus parvulus parvulus, Small Tree-Finch

Малый галапагосский вьюрок, Geospiza fuliginosa, Small Ground-Finch

Средний галапагосский вьюрок, Geospiza fortis, Medium Ground Finch

Помимо этого, один из видов, а именно, дятловый дарвинов вьюрок прославился как один из очень немногих видов птиц, использующих орудия. Питается вьюрок в основном различными личинками и прочими насекомыми, которых он выискивает, ловко отламывая своим довольно длинным и мощным клювом кору с деревьев. Если ему попадается личинка, сидящая в прогрызенной в дереве норке, и он не может достать ее клювом, он отламывает с близлежащего дерева или кактуса колючку (ассортимент которых на Галапагосах просто зашкаливает) или тонкую веточку, зажимает ее в клюве, и с ее помощью выковыривает личинку из норки! При этом они выбирают колючку по размеру, при необходимости обрабатывают ее, и иной раз сохраняют колючку в течении некоторого времени во время добывания пищи.

Дятловый дарвинов вьюрок, Camarhynchus pallidus productus, Woodpecker Finch

Теперь вы знаете практически все про вьюрков, и заодно окончательно разуверились в моей адекватности)))

Кроме вьюрков тут легко встретить еще двух островных эндемиков — галапагосского миарха, вид мухоловок, которые широко распространены в тропической Америке и один из видов галапагосских пересмешников.

Галапагосский миарх, Myiarchus magnirostris, Galapagos Flycatcher

Галапагосский пересмешник, Mimus parvulus, Galapagos Mockingbird

Рептилии были представлены местным подвидом лавовой ящерицы.

Американские горки-2. Часть 8

Сантакрузская лавовая ящерица, Microlophus indefatigabilis, Santa Cruz Lava Lizard

Ну вот, теперь вы понимаете, почему я застрял на тропинке, ведущей к одному из лучших санта-крусских пляжей, на которые можно прийти пешком. Ну и конечно, помимо птичек вдоль тропинки можно насладиться великолепными образчиками древовидной опунцией с плоскими колючими листьями с яркими желтыми цветами, и высоченными канделябровыми кактусами. Плюс остальная галапагосская зелень, где буквально каждый первый куст — эндемик.

Как я уже говорил, примерно трехкилометровый пляж покрыт самым мелким и самым белым песком, который я когда-либо видел. Возможно, с ним может поспорить песочек с тайского острова Ко Липе, но я там был слишком давно, чтобы быть объективным.

Американские горки-2. Часть 8

В начале пляжа белый песок разбавляет выход на поверхность черной лавы, на которой зачастую можно встретить куличков. Вот и в этот раз, помимо не сильно интересных песчанок и камнешарок, на лаве обнаружился пепельный улит.

Камнешарка, Arenaria interpres morinella, Ruddy Turnstone

По самому пляжу уже привычно гуляли большие кроншнепы и ползали игуаны — разве что снимать практически черных ящериц на белом песке на ярком солнце было проблематично.

Американский средний кроншнеп, Numenius phaeopus hudsonicus, Hudsonian Curlew

Американские горки-2. Часть 8

Потихоньку, под шум накатывающихся на песок волн, я дошел до конца Тортуги, где находится обрамленная мангровыми зарослями заводь со спокойной и теплой водой, одно из немногих мест в пределах досягаемости, где можно спокойно купаться. Не доходя до нее, можно завернуть левее, прогуляться по опунциевому лесу и выйти к красивой голубой лагуне, битком набитой морскими черепахами.

Американские горки-2. Часть 8

В заводи было оживленно — из воды то и дело высовывали головы морские черепахи, тень под деревьями делили между собой многочисленные отдыхающие и не менее многочисленные морские игуаны.

Американские горки-2. Часть 8

Я к тому, как было жарко — даже холоднокровные ящерицы искали укрытия в тени. Я все еще лелеял свои подгоревшие ноги, поэтому в воду я не пошел, а передохнул в теньке, после чего пошел в обратную сторону, где меня снова ждали птички.

Милые галапагосские особнячки вели меня в «центр» Пуэрто-Айоры, где я перекусил, и пошел прогуляться в другую сторону.

Как обычно, путь вел через рыбный рынок, пустой в это время дня, если не считать развалившихся под прилавками морских львов и фотографировавших их туристов.

Вроде как я уже писал, что Авеню Дарвина выходит к черепаховому центру, который стоит десять баксов и где нужен гид, дальше, если свернуть направо, можно выйти на небольшой пляжик, а вот куда дорога вела еще дальше я не знал, и решил проверить. Оказалось, что она упирается в черепаховый центр, но выводит не к самим черепахам, а ко всяким павильонам, рассказывающим об экологии и охране архипелага, и тому подобное. Я бродил вокруг этих строений, куда-то свернул, и вдруг оказался в самом центре! Мне никто не мешал, я погулял между загонов, поснимал черепах, даже зашел куда-то внутрь. Пара-тройка попавшихся мне навстречу гидов покосились на меня, но я сделал морду кирпичом, и продолжал снимать черепашек. Потом так же, не обращая внимания, я вышел через «вход», проигнорировав пару охранников, которые намедни не пустили меня в парк. Словом, я сэкономил десятку, но, честно говоря, из трех черепаховых питомников где я побывал, этот питомник был самый тоскливый и черепахи там были самые вялые и сонные…

Утром следующего дня я подумал, что неплохо было бы позаботиться о будущем, и купил целых три билета на паромы: Санта-Крус — Исабела, Исабела — Санта-Крус и Санта-Крус — Сан Кристобаль. Каждый билет, если их брать не абы где, а максимально близко к пристани в нужной конторе, обойдутся вам как и мне — по 25 баксов каждый. И с их приобретением лучше не тянуть до последнего момента — лодки идут битком, вам может просто не хватить места. Даже в относительно спокойные ковидные времена.

Speedboat или ferry boat курсируют между тремя основными островами, и фактически есть два маршрута — Санта-Крус — Исабела и обратно и Санта-Крус — Сан Кристобаль и обратно. Есть два рейса в день, в 6 или 7 утра и в 2 или 3 дня, идет лодка два-три часа, в зависимости от погодных условий и скорости самого плавсредства. С Исабелы на Сан Кристобаль можно попасть только через Санта-Крус двумя отдельными рейсами. Ну, или маленьким самолетиком местной авиакомпании, которым мне очень хотелось воспользоваться, но стоимость билета в 200 с лишним баксов и ограничение по багажу вынудило меня отказаться от этой идеи. А жаль.

Итак, 4 января я должен был плыть на Исабелу, а 9 января я планировал попасть на новый для меня остров Сан Кристобаль, как я писал выше, со стыковкой на Санта-Крусе.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых